УДК 342.924.03:351.741.078.18(470)
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
А. Р. ШАРИПОВА, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. R. SHARIPOVA, Instructor of the Chair of Professional Training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
THE ACTUAL PROBLEMS IN THE DELIVERY OF PERSONS WHO HAVE COMMITTED ADMINISTRATIVE OFFENSES
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции по применению доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Рассматриваются правовая природа доставления и место доставления в системе мер административных принуждений. Изучается взаимосвязь доставления и административного задержания. В результате анализа юридической литературы и правоприменительной практики в работе определяются цели и основания доставления, порядок исчисления начала доставления и его окончание, срок доставления, а также возникающие в связи с этим проблемы. Дана критическая оценка отсутствию нормативно установленных оснований административного задержания. Предлагается внесение изменений в действующее законодательство, направленных на урегулирование применения мер, связанных с ограничением прав, свобод и интересов человека во время доставления.
Ключевые слова и словосочетания: полиция, административное принуждение, доставление, административное задержание, административное правонарушение, пробелы в законодательстве, производство по делу об административном правонарушении, обеспечение прав, свобод и интересов участников производства по делам об административных правонарушениях.
Annotation. The article discusses the problems that arise in the activities of the police in the use of delivery as a measure of ensuring the proceedings in cases of administrative offenses. The legal nature of delivery and the place of delivery in the system of measures of administrative coercion are considered. The relationship between delivery and administrative detention is being studied. As a result of the analysis of legal literature and law enforcement practice in the work, the goals and grounds of delivery, the procedure for calculating the beginning of delivery and its end, the delivery time, as well as problems arising in connection with this are determined. A critical assessment is given of the absence of normatively established grounds for administrative detention. It is proposed to amend existing legislation aimed at regulating the application of measures related to the restriction of human rights, freedoms and interests during delivery.
Keywords and phrases: police, administrative coercion, delivery, administrative detention, administrative offense, gaps in the legislation, administrative offense proceedings, ensuring the rights, freedoms and interests of participants in administrative offenses proceedings.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность [1]. В целях пресечения административного правонарушения, установления необходимых данных о правонарушителе, составления процессуальных документов, наиболее правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении административное законодательство предусматривает целый комплекс соответствующих процессуальных мер. Так, для реализации вышеуказанных целей сотрудник полиции в пределах своих полномочий в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ вправе применить такие первоочередные меры, как доставление и административное задержание, которые, в первую очередь, связаны с непродолжительным ограничением законных прав и интересов личности. Вместе с тем статьей 27.2 КоАП РФ также регламентируется исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление.
Анализируя нормы административного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующие особенности доставления, возможно предположить, что лицо, совершившее преступление или административное правонарушение, может быть доставлено для дальнейших разбирательств в ближайший территориальный орган с целью установления его личности. При этом важно заметить, что у должностного лица на тот момент фактически не было документального подтверждения виновности доставляемого и соответственно квалифицировать противоправное действие, совершенное данным лицом, как административное правонарушение или уголовно наказуемое деяние невозможно.
Вопросы применения доставления и административного задержания при производстве по делам об административных правонарушениях рассматриваются в работах Н. В. Макаренко, В. А. Мельникова, В. А. Тюрина и других ученых-ад-министративистов, которые считают, что данные административно-процессуальные меры совершенно разные по своей сути, но наиболее эффективные в рамках реализации основных функций сотрудников правоохранительных органов.
В соответствии с действующим законодательством доставление является принудительным препровождением физического лица в территориальный орган полиции. Основная цель доставления -необходимость составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Анализируя примеры практической деятельности сотрудников полиции, основанием осуществления доставления являются случаи, когда правонарушитель выдает себя за иное лицо, путается в показаниях, оказывает давление на дачу достоверных показаний очевидцами, свидетелями, препятствует осуществлению процессуальных действий, в том числе документированию.
Доставление часто предшествует административному задержанию. В отличие от доставления, административное задержание согласно части 1 статьи 27.3 КоАП РФ является краткосрочным ограничением свободы физического лица и может применяться только с целью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Данная мера обеспечения производства по делу характеризуется помещением лица, в отношении которого ведется административное производство, в специализированное помещение, исключающее свободное передвижение и предполагающее его изолирование от общества и нахождение под охраной. Как ранее отмечалось,
правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, исполнение решения по конкретным фактам нарушения административного законодательства являются важнейшими целями административного производства. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении сотрудникам полиции необходимо помнить и о таких важных аспектах, как необходимость установления всех обстоятельств по делу, принятие необходимых мер по предотвращению повторных административных правонарушений при аналогичных условиях, их профилактике, максимально точное и своевременное установление личности правонарушителя, зачастую не желающего, чтобы его личность была установлена.
В действующем правовом порядке доставление определяется как одна из самых распространенных мер административного принуждения, используемая сотрудниками органов внутренних дел при выявлении факта совершения противоправного деяния. Зачастую доставление лица применяется принудительно и заключается в перемещении лица в территориальные отделы полиции. По своему содержанию анализируемая процессуальная мера носит принудительный характер и применяется сотрудником полиции независимо от воли лица.
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что согласно диспозиции части 1 статьи 27.2 КоАП РФ не указан правовой, процессуальный либо социальный статус доставляемого лица. Нет четкого определения, что доставляемым физическим лицом не может быть заявитель, потерпевший, очевидец либо иное лицо, без которого невозможно составление протокола на месте выявления административного правонарушения. В связи с этим предлагается внести поправки в статью 27.2 КоАП РФ, с указанием на то, что доставлению могут быть подвергнуты только лица, в отношении которых ведется производство по делу об
административных правонарушениях. Отдельного внимания заслуживает вопрос применения доставления и административного задержания в случае отказа лица подчиниться законным требованиям сотрудника полиции при провождении его в отделение полиции. В данном случае важно указать на необходимость тактически грамотного выполнения полицейских функций, в частности, корректно, в доступной форме, на основании положений Федерального закона Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ, указать правонарушителю на возможные правовые последствия воспрепятствования законным требованиям сотрудника полиции, что в конечном итоге обеспечит добровольное подчинение со стороны правонарушителя. В случае же дальнейшего «активного непослушания», воспринимающегося как противодействие, возможно, а иногда и необходимо применение в рамках законодательства Российской Федерации, физической силы и (или) специальных средств [2].
Основная и единственная цель доставления, согласно части 1 статьи 27.2 КоАП РФ заключается в составлении протокола об административном правонарушении, когда его невозможно составить по месту выявления правонарушения, при условии, что составление протокола является обязательным. Составляя процессуальные документы, правоохранитель должен владеть точной информацией о лице, совершившем правонарушение, особенно, когда попытка противодействия, со стороны задержанного включает попытку ввести окружающих в заблуждение путем сообщения ложных данных о себе и о месте нахождения документов, удостоверяющих личность. При подобных обстоятельствах закон позволяет применить доставление для идентификации правонарушителя, и этим правом не стоит пренебрегать. Еще одним пробелом в законодательстве, на наш взгляд, является указание на обяза-
тельность составления протокола именно на месте совершения деяния. Так, например, установление факта правонарушения из заявления физических лиц, потерпевшего, средств массовой информации исключает возможность принудительного препровождения правоохранителями виновного лица непосредственно с места совершения правонарушения. Из чего следует, что целесообразно исключить из части 1 статьи 27.2 КоАП РФ указание обязательного условия «на месте выявления административного правонарушения». Однако, с другой стороны, это может привести к превышению и злоупотреблению сотрудниками полиции своих полномочий. При изменениях законодательства по столь важным вопросам необходимо соблюдать баланс в правоотношениях между гражданами и сотрудниками правоохранительных органов. Именно по этой причине нам видится возможность применения формулировки указанной статьи с уточнением в виде: «либо установления места нахождения лица, совершившего административное правонарушение».
При доставлении лица, документальное оформление данного действия должно быть завершено составлением протокола о доставлении. Факт ограничения передвижения лица также должен быть процессуально зафиксирован в протоколе об административном задержании. Во время доставления важно установить причины, которые препятствуют составлению протокола об административном правонарушении. Одна из причин, как было указано выше, - идентификация лица. Вторая причина - поведение нарушителя, выраженное в воспрепятствовании выполнению необходимых процессуальных действий. Третей причиной можно назвать влияние обстановки на поведение нарушителя, провоцирование другой стороной, как при семейно-бы-товых скандалах, либо (стоит отметить, что это скорее редкая ситуация, нежели система) излишнюю поддержку окру-
жающих, особенно при массовых беспорядках. Это то, что мы можем наблюдать в мире, а именно в США и Франции, когда действия сотрудников полиции, какими бы они ни были, воспринимаются негативно. При данных обстоятельствах процессуальные действия не могут быть выполнены по месту совершения административного правонарушения с полной уверенностью в беспристрастности и строгом соблюдении законности.
Законодатель также не устанавливает и максимальный срок пребывания в помещении органов внутренних дел доставленного лица, в течении которого должны применяться процессуальные меры, если не применяется административное задержание. В части 2 статьи 27.2 КоАП РФ указывается, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок, что предоставляет правоохранительным органам свободу действий, так как лицо получает статус доставленного и продолжительность его содержания не ограничивается. Изложенное приводит к выводу о необходимости внести уточнения в статью 27.2 КоАП РФ, конкретизировав время для принятия необходимых мер в рамках доставления, тем самым обеспечив гаран-тированность прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется административное производство.
Так, к примеру, действия сотрудников полиции послужили поводом для обращения Н. в суд с исковым требованием о возмещении морального вреда в размере одного миллиона рублей. В своих доводах Н. утверждал, что был незаконно задержан и доставлен сотрудниками в отдел полиции, где удерживался в период с 10:15 до 16:00 часов. В период нахождения в отделе полиции гражданин Н. был подвергнут избиению со стороны сотрудников. При наличии у него телесных повреждений, возникших в результате избиения, медицинская помощь ему оказана не была. Кроме того, процессуальные документы о его доставлении и
задержании не составлялись. Факт нахождения Н. в отделе полиции, а также отсутствие процессуального оформления был доказан в суде, что неопровержимо подтверждает факт нарушения законности в действиях должностных лиц [3].
Учитывая все вышеизложенное, следует обратить внимание на то, что меры принуждения были предметом пристального изучения не только учеными, но и представителями правоохранительных структур. На сегодняшний день существует ряд значительных проблем, с которыми обычно сталкиваются сотрудники полиции, применяющие эти меры. Проблемы в основном связа-
ны с пробелами в административном законодательстве, в этой связи, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить конкретную форму реализации доставления и административного задержания, обязательную фиксацию всех обстоятельств применения данных мер, срок возможного нахождения доставленного лица в территориальном органе МВД России. Предложенная регламентация поможет исключить нарушения законодательства должностными лицами по отношению к доставленным и административно-задержанным лицам и сформировать эффективный механизм правоприменения.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : текст с изменениями и дополнениями на 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699. (дата обращения: 15.06.2020).
2. О полиции : федеральный закон № З-ФЗ : принят Государственной Думой 28 января 2011 года. : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года. URL: http: // http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc_LAW_110165 (дата обращения: 15.06.2020).
3. Судебная практика административных правонарушений в России. 2020. URL: http: // koapru.ru/pract/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-05122017-n-32-kg17-30/ (дата обращения: 15.06.2020).
© Шарипова А. Р.