Научная статья на тему 'Актуальные проблемы предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса'

Актуальные проблемы предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / CRISIS PREVENTION / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА / IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INFORMATION AND ECONOMIC INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Максим Сергеевич

Рассмотренны современные проблемы совершенствования организационно-экономического механизма предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса. В ней уделено внимание характеристике информационно-экономических инструментов предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисов Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical problems of prevention of crisis situations on the enterprises of small and average business

The author considers the current problems of improving the organizational and economic mechanism of crisis prevention in small and medium businesses. It paid attention to the characteristics of information and tools to prevent the economic crisis on small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса»

© М.С. Борисов, 2013

УДК 65

М.С. Борисов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Рассмотрении современные проблемы совершенствования организационно-экономического механизма предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса. В ней уделено внимание характеристике информационно-экономических инструментов предупреждения кризисных ситуаций на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: предупреждение кризисных ситуаций, совершенствование организационно-экономического механизма, предприятия малого и среднего бизнеса, информационно-экономические инструменты.

Применение стоимостного подхода в управлении деятельностью предприятия не решает в полной мере проблему повышения её эффективности. Суть любой организационно-управленческой деятельности состоит в коммуникационном, иначе говоря, информационном обмене между лицом принимающим решения, подчинёнными и другими стейкхолдерами, обусловленном осуществлением управленческих функций. Это же в полной мере относится и к процессам управления инновациями.

Сегодня информация, являясь ведущим хозяйственным ресурсом, наряду с трудом, капиталом и природными факторами, определяет эффективность производства. Информация — это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) [1].

С середины 20 века информация рассматривается как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, двумя приборами. Обмен

сигналами в животном и растительном мире, передача характеристик от клетки к клетке, от организма к организму так же являются своего рода информацией.

Информационный обмен, с классической точки зрения, можно продемонстрировать следующим образом: человек, который решает определенную проблему, вырабатывает информацию, основываясь на своей информированности о состоянии дел. Информация кодируется и передается определенным лицом. Задача реципиента — получать информацию, декодировать, исполнять или передавать далее.

Очевиден тот факт, что в процессе движения информации возможны разного рода помехи, например, искажение, задержка, неправильное преобразование. Следствием этих искажений становится нарушение сложившейся устойчивости и синхронности работы элементов производственной системы промышленного предприятия и, как следствие -падение конкурентоспособности предприятия.

Используя стоимостной подход в управлении инновационной деятельностью, важно создать качественное информационное обеспечение бизнес-процессов. Должна использоваться информация, которая была бы актуальной, достоверной, объективной и своевременной. Тем самым сопрягаются стоимостные и информационные аспекты в комплексе управления инновациями.

Применение информационных аспектов предполагает рассмотрение: информации в качестве фактора экономического роста; экономических основ создания информации; информационного производства; реального рынка информационных продуктов, доступных предприятию.

Важно, что здесь речь идёт об информации «в широком смысле этого слова». Материальный объект является носителем определенной информации. Она отличается от информации, носителями которой выступают другие материальные объекты.

Очевидно, что два одинаковых объекта существовать не могут. Подобное их различие объясняется разной информацией, представленной в них. Следовательно, любой процесс производства мы можем представить как процесс производства информации. Продукт, вероятность спонтанного возникновения которого в природе равна нулю, является результатом труда. Это значит, что любой труд создает определенную содержательную информацию.

В этом случае информация рассматривается как общий результат и предмет труда. Поэтому любая трудовая деятельность может рассматриваться как процесс производства информации.

Информация, которая воплощается во всех компонентах системы про-

изводительных сил общества, является элементом процесса труда, также предметом и средством труда, и составной частью рабочей силы трудящихся индивидов. Поэтому под целью человеческого труда мы понимаем преобразование информации, или изменение формы ее представления.

Общепризнанно, что в производственных системах информация имеет экономическую сущность. В подтверждение тому, рассмотрим взгляды некоторых авторов к пониманию экономической сущности информации, что необходимо для понимания возможностей её оценки в системах управления инновациями.

В трудах Р. Коуза показано, что любые экономические связи основаны на информации, что получение ее требует определенных затрат, и в любой момент времени эта информация неполна [2].

В фундаментальном труде О.М. Юнь исходит из того, что материальные и энергетические потоки в производственных системах следует рассматривать как потоки материализованной в них информации [3].

По мнению многих ученых рынок рассматривается как информационное пространство, формирующее ресурсные потоки. Если рассматривать рынок как открытую систему, то он может характеризоваться непрерывным обменом информацией через механизм цен. Ф.Хайек трактует конкуренцию как процедуру открытия информационных каналов. Что касается конкуренции, через механизм ценообразования она информирует участников рынка о возможностях, необходимых для эффективного применения доступных им ресурсов и, тем самым, обеспечивает собственную конкурентоспособность.

Итак, в современных условиях информация в современных условиях это главный производственный ресурс. Вид такого рода ресурса можно определить правильно сформулированной и реально осуществляемой миссией организации. Подтвердим сказанное примером. Возьмем в качестве миссии достижение коммерческих и социальных результатов путем производства и продажи автомобилей. В этом случае доминирующим ресурсом будет информация. С ее помощью будут спроектированы автомобили, производственные системы по их изготовлению. На ее основе примут инвестиционные, маркетинговые и другие управленческие решения, которые определят характер применения основных ресурсов. Проведем следующую параллель. В условиях становления машинного производства энергия является главным ресурсом, который пребывает в изобилии в природе. Этот ресурс начал эффективно использоваться в производственных системах после изобретения устройства для преобразования энергии.

Информация эффективно используется в современных производственных системах только тогда, когда сформируются информационные потоки, специально организованные для использования в определенных производственных процессах. Проблематичность организации таких потоков может рассматриваться как причина, которая препятствует исследованию и изучению информационных технологий отечественными предприятиями, также замедляет их интеграцию в глобальную производственную систему.

Информационные потоки производственной системы рассматривает в

своих работах А.П. Ковалев в составе моделей потоков энергии, массы и информации [4].

В нашем исследовании мы рассматриваем потоки энергии и массы, и соответствующие им потоки стоимости как информацию, воплощенную в соответствующих носителях. Таким образом, любой процесс, связанный с формированием новой информации в производственной системе, предлагается оценивать по его влиянию на ресурсную ситуацию. В связи с этим любая новая информация должна компенсировать часть расходов на материалы и энергию.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Управление инновационной деятельностью предприятия может быть представлено как непрерывный процесс производства, накопления, трансформации и передачи информации между участниками этого процесса.

Отметим, что информация является продуктом и имеет свой определенный жизненный цикл. Вследствие чего, возникает проблема, связанная с управлением жизненным циклом информации. Усложненная информационная инфраструктура предприятий требует все больше ресурсов на свое собственное обслуживание. Мы объясняем это неэффективным управлением ресурсами.

При этом, управление жизненным циклом информации основывается на оценке уровня ее важности для предприятия. Значимость, в свою очередь, определяется правилами и процедурами компании. В эту схему входят сотрудники государственных регулирующих органов.

В роли авторов различных типов корпоративной информации высту-

пают заказчики и партнеры, оказывающие влияние на бизнес-правила. Чтобы улучшить технологии обращения с информацией, логично использовать информационные системы управления.

Интенсивное развитие современного рынка заставляет предприятия искать новые подходы к работе с корпоративной информацией в информационном управлении. Чтобы создать непрерывное и плодотворное взаимодействие сотрудников, партнеров, заказчиков и других стейкхолде-ров, необходимы адекватные инструменты, которые поддерживали бы такое взаимодействие и обеспечивали бы организацию обмена информацией внутри и вне компании.

Например, логично выделять информацию для каждой группы стейк-холдеров в зависимости от ее ценности, предоставлять необходимую степень обслуживания на уровне инфраструктуры технологического и организационного характера.

По мнению А.Г. Даниша, с которым мы вполне согласны, необходимо, «... совершенствовать возможности комплексного программного обеспечения. Реализовать такое управление информацией можно только в рамках единого информационного пространства, готового к постоянному изменению бизнес-процессов предприятия.

К сожалению, современные системы управления оперируют внутренней информацией предприятия, не уделяя должного внимания информации макросреды, в виду чего не позволяют работать в едином информационном поле.» [5].

Технически преодолеть этот недостаток возможно путём создания на предприятии единого информационного портала с аналитическими воз-

можностями, который обеспечит единство информационного пространства для всех функциональных подразделений предприятия.

В качестве методологической основы данной системы может быть использована модель сопряженного управления устойчивым развитием и конкурентоспособностью на основе роста стоимости бизнеса (см. предыдущий раздел) с использованием определенных видов экономической информации (рис. 1).

В рассматриваемом контексте представляется необходимым более детальный анализ путей повышения стоимости бизнеса и используемых при этом знаний. Повышение полезной стоимости продукции и снижение текущих издержек как пути повышения стоимости бизнеса преимущественно связаны с производственной деятельностью на стадиях проектирования и производства изделий, продаж и послепродажного сопровождения. Путем успешного осуществления предприятием операций на фондовых и финансовых рынках, представляющих собой виртуальную экономическую сферу, возможно увеличение капитала предприятия и, соответственно, стоимости бизнеса.

Однако эти способы не связаны напрямую с производственной деятельностью и должны, по нашему мнению, рассматриваться отдельно на корпоративном уровне. Развитие имущественного комплекса предприятия (как путем приобретения новых фондов, так и за счет их модернизации) ведет к их удорожанию и обуславливает повышение эффективности производства, увеличивая, тем самым, фундаментальную стоимость бизнеса и создавая основу для роста конкурентоспособности в будущем.

База организационно-технических знаний

В= В2.

{В1, ...Вп}

1 Анализ исходного варианта бизнес-процесса

2 Разработка предварительной версии нового бизнес-процесса

1

А={А1, А2.....Ап}

4-

База модернизац

7 Расчет прироста стоимости бизнеса в результате модернизации

С

Конец

3

Рис. 1. Блок-схема системы информационно-экономической поддержки процессов развития предприятия

Любое приобретение знаний, осуществляемое в ходе производственной и иной деятельности предприятия, служит наращиванию информационно-интеллектуального и инновационного потенциала предприятия и

также обуславливает рост стоимости бизнеса и конкурентоспособности [6].

В соответствии с концепцией, изложенной в исследовании осуществление мероприятий ведущих к росту стоимости бизнеса в результате мо-

дернизации производственных систем требует использования знаний, все многообразие которых может быть сведено к трем основным базам: финансовой, маркетинговой и организационно-технической. Обоснование такой классификации заключается в функциональной сущности знаний, входящих в вышеуказанные базы, каждая из которых должна структурироваться в зависимости от поставленных задач. При этом весьма важно установить соответствие между параметрами потребностей заказчиков и вариантами решений об облике элементов бизнес-процесса.

Потребности различных заказчиков можно представить в виде множества маркетинговых данных А={А1,А2,...АП},

где Д(1= 1, п) — множества параметров потребностей различных категорий заказчиков, п — количество категорий заказчиков. Совокупность вариантов решений об облике элементов бизнес-процесса также представим в виде множества В={В1,В2,...Вт}, где В$=1, т) — множества решений об облике элементов бизнес-процесса, удовлетворяющих интересам 1-й группы заказчиков. Каждому элементу множества А можно поставить в соответствие элемент множества В, т.к. любое управленческое решение и его реализация, приводящие к изменению какого-либо элемента бизнес-процесса или поддержанию его в определенном виде, являются реакцией менеджмента предприятия на некое состояние рынка, на котором отражаются интересы и предпочтения контрагентов. Иными словами, у любого элемента множества В существует прообраз из множества А.

При этом каждому подмножеству А(1=1, п) множества А можно поста-

вить в соответствие элементы подмножества Bj множества организационно-технических параметров В. Причем каждому множеству будет соответствовать совокупность подмножеств В1к(1= 1, п ; к= 1, э), где Б — количество баз знаний, используемых при формировании решений (в рассматриваемом случае Б = 3).

Таким образом, в соответствие множеству А1 ставятся в соответствие три подмножества - В11,В12,В13. В данном случае Ы1=1,п; к= 1,3), представляет собой способ отображения, т.е. некоторые ограничения, возникающие при установлении соответствий (^1 соответствует отображению через маркетинговую базу знаний, — отображению через организационно-техническую базу знаний и ^з — отображению через маркетинговую базу знаний). Объединение множеств Вц,В12,В13 образует множество С1, характеризующее общие для всех трех баз знаний варианты решений, соответствующие параметрам потребностей заказчиков группы А1.

Аналогично могут быть установлены соответствия между остальными

множествами А и В1к(1= 1, п ; к= 1, э), в результате чего получим совокупность множеств параметров стоимости

С1(1=1,п).

На пересечении полученных множеств будет находиться множество показателей, характеризующих определенные варианты решений. Они будут в одинаковой степени удовлетворять потребности всех заказчиков, проявляющиеся через все рассматриваемые базы знаний.

Любые управленческие решения, принимаемые в отношении развития

бизнес-процессов, производственных систем и их элементов, вызывают изменение денежного потока предприятия и, соответственно, фундаментальной стоимости бизнеса.

Отсюда можно сделать вывод о том, что управление развитием производственных систем предприятия, цель которого может быть сформулирована как обеспечение экономических интересов собственников через наиболее полное удовлетворение потребностей заказчиков, может осуществляться по прямым и производным показателям денежного потока, влияющего на стоимость бизнеса.

В каждой производственной системе и бизнес-процессе объект может быть описан набором показателей. Оценка и анализ рассогласования фактических показателей с планируемыми позволяет выявить направление и характеристики управляющих воздействий, которые должны вернуть значения показателей в планируемые пределы и, тем самым, сохранить тренд в направлении инновационного роста конкурентоспособности.

Таким образом, в динамике может быть осуществлен мониторинг состояния бизнес-процессов предприятия, важность которого обусловлена изменяющимся во времени внешним окружением и внутренними процессами на предприятии, ведущими к изменению в соответствующих базах знаний.

Выполнение блоков 1 и 2 целесообразно осуществлять с использованием традиционных методик формирования бизнес-процесса, дополненными формализованными методами формирования технических решений. Выбор стоимостной модели (блок 4) может производиться по методике

описанной в известной работе, а расчет прироста фундаментальной сто-мости бизнеса (блок 5) — по методике [7].

Подобным образом организуется работа модуля накопления внутренней информации с системой аналитических и автоматически рассчитываемых показателей. В процессе работы система будет совершенствоваться и дополняться новыми показателями.

База знаний о финансовых параметрах содержит показатели финансовой устойчивости, ликвидности, способности отвечать по долговым обязательствам и рентабельности производства. Перечисленные показатели представляют собой нижнюю границу, иначе говоря, предел, за который не должны выходить параметры.

Аналитический модуль 6 имеет цель создания частных показателей для всех функциональных подразделений, информативных для конкретного предприятия. Информационные потоки между модулем внутренней информации и модулем аналитики будут содержать информацию «расхождения» между нижним пределом информативных показателей и текущим положением дел. Действуя по вышеописанной схеме, все подразделения предприятия Р1 - Рп смогут работать в едином информационном поле, обращаясь напрямую к информационному контенту каждого из трех модулей и пополняя их содержательность массивами своих данных.

Число функциональных подразделений также индивидуально для различных производственных систем. Но есть, необходимые подразделения, которые обеспечили бы выполнение классических функций предприятия, сформулированных А. Файолем.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что, информация в ее широком понимании выступает неотъемлемым ресурсом предприятия и одновременно продуктом его деятельности. Это позволяет по-новому трактовать сущность организационного управления устойчивым развитием, которое, на наш взгляд, тесно связано и более того, основано на обеспечении высокого уровня управления информационным содержанием всех бизнес-процессов. Можно сказать, что решение вопросов управления устойчивым развитием

должно основываться на применении стоимостного подхода к управлению, управлении информационным содержанием бизнес-процессов и организационном формировании устойчивости развития предприятия.

В результате этого актуализируется задача исследования и разработки организационно-экономических аспектов устойчивого развития предприятия, способных быть основой для разработки методов управления предприятием с использованием информационной теории стоимости и стоимостного подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бляхман Ё.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. — СПб, 2010. С. 14-15.

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Экономика, 1993. С. 46.

3. Юнь О.М. Производство и логика: Информационные основы развития. - М.: Новый век, 2001. С. 18.

4. Ковалев А.П. Стоимостный анализ. -М.: МГТУ «Станкин», 2000. С. 45-47.

5. Даниш А.Г. Устойчивость информационной инфраструктуры как основа модели устойчивого развития // Концептуальные вопросы устойчивого развития: Материалы V

Всероссийской Интернет-конференции по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. — Екатеринбург, 2006. — С. 105—111.

6. Колбачев Е.Б. Управление производственными системами на основе совершенствования и развития информационно-экономических ресурсов. -Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2003. С. 45-58.

7. Еленева Ю.Я. Анализ конкурентоспособности продукции на этапах предпринимательского процесса // Организатор производства. 1996. — №3. — С. 1014. ТШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Борисов Максим Сергеевич — аспирант Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, studentmifi@mail.ru

ГОРНАЯ КНИГА

Менеджмент горного производства. Терминологический словарь

В.И. Ганицкий 2013 г. 472 с.

ISBN: 978-5-98672-355-6 UDK: 658: 622.3

Настоящее издание представляет собой терминологический словарь-справочник (систематизированный в алфавитном порядке перечень слов, устойчивых словосочетаний и выражений, наиболее широко употребляемых в теории и практике менеджмента в горном деле, с краткими определениями их значений). Для ряда терминов в приложениях даны не-

обходимые расширенные пояснения и расчеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.