Научная статья на тему 'Проблемы формирования и функционирования организационно-экономического механизма предотвращения кризисных ситуаций в работе малых и средних промышленных предприятий России в современных условиях'

Проблемы формирования и функционирования организационно-экономического механизма предотвращения кризисных ситуаций в работе малых и средних промышленных предприятий России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE CRISIS / КРИЗИС / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES / САНКЦИИ / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худякова Елена Вячеславовна

Рассмотрены актуальные проблемы формирования организационно-экономического механизма предотвращения кризисных ситуаций в работе малых и средних промышленных предприятий России в условиях внешнеэкономических санкций, рассмотрены методологические основы этой деятельности, предложены пути повышения ее эффективности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and functioning of organizational-economic mechanism for crisis prevention in small and medium-sized industrial enterprises in Russia in modern conditions

The article deals with actual problems of formation of organizational and economic mechanism for crisis prevention in small and medium-sized industrial enterprises in Russia in terms of foreign economic sanctions, the methodological foundations of this activity, the ways to improve its efficiency in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и функционирования организационно-экономического механизма предотвращения кризисных ситуаций в работе малых и средних промышленных предприятий России в современных условиях»

- © Е.В. Худякова, 2015

УДК 658.1

Е.В. Худякова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрены актуальные проблемы формирования организационно-экономического механизма предотвращения кризисных ситуаций в работе малых и средних промышленных предприятий России в условиях внешнеэкономических санкций, рассмотрены методологические основы этой деятельности, предложены пути повышения ее эффективности в современных условиях.

Ключевые слова: экономический механизм, организационно-экономический механизм, кризис, устойчивое экономическое развитие, промышленность, малые и средние промышленные предприятия, санкции.

В современных условиях отечественная экономика, отдельные ее отрасли и предприятия функционируют под воздействием множества изменяющихся внешних и внутренних факторов.

Наибольший вес среди них приобрели: экономические санкции, кризис, снижение цен на нефть и другие энергоносители, повышенная волатиль-ность на финансовом рынке, проблемы экстренного импортозамещения.

Следует отметить, что наложенные в 2014 г. на Россию экономические санкции являются распространенным инструментом давления США и их союзников на государства, власти которых проводят независимый от них политический и экономический курс.

Поводом к их введению послужили позиция Российской Федерации в отношении событий в Украине и возвращение Крыма в состав страны.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 18 марта 2014 г. отметил, что: «Нам сегодня угрожают

санкциями, но мы и так живем в условиях ряда ограничений, и весьма существенных для нас, для нашей экономики, для нашей страны» [1].

С экономической точки зрения санкции наносят ущерб экономике любого государства. По выводам многих российских и зарубежных ученых, на сегодняшний день, Россия в большинстве отраслей экономики, в большей или меньшей степени, зависит от иностранных инвестиций, импорта товаров и технологий.

Санкции усиливают такие проблемы российской экономики, как: сырьевая направленность, неразвитость институциональной системы инвестирования, разбалансированность экспортно-импортной структуры, низкий инновационный потенциал, недостаточный уровень финансирования научных исследований и образования.

В сложном положении находится российская промышленность, которая развивается в ситуации, когда 40% ВВП создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие вы-

сокотехнологичные отрасли формируют только 7-8% отечественного ВВП.

Занимая шестое место в мире по объему ВВП, Россия находится на 17-м месте по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях. Добавленная стоимость в промышленности на одного человека в год составляет у нас $1,4 тыс. против $6-10 тыс. в развитых странах Запада.

Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% от промышленного экспорта России. Относительный объем вложений России в НИОКР в пять раз меньше, чем в развитых странах. В пересчете на душу населения Россия тратит на НИОКР менее $100 в год, тогда как развитые страны - до $500 [6].

В этих условиях малые и средние промышленные предприятия (МСПП) нуждаются в формировании эффективного организационно-экономического механизма устойчивого развития. Такой механизм должен позволить им преодолеть неблагоприятные макроэкономические условия, вызванные санкциями и другими внешними неблагоприятными факторами.

В Экономическом словаре понятие «механизм» раскрывается как «последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление», или же «система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности».

Хозяйственный механизм определяется как «совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования. Служит увязке и согласованию общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики» [9].

Авторы Современного экономического словаря названную категорию рассматривают как «совокупность организационных структур, конкретных

форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства».

А. Кульман утверждает, что «экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений», и уточняет, что «составляющими элементами механизма всегда одновременно выступают и исходное экономическое явление, и завершающие явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними» [5].

В контексте изложенного следует отметить, что организационно-экономический механизм представляет собой некоторую совокупность, определенную последовательность самостоятельных экономических явлений.

Собственно экономические механизмы, формирующиеся на основе стохастических и детерминированных взаимосвязей экономических явлений и обусловленные их временной последовательностью, исследователи подразделяют на открытые и закрытые организационно-экономические механизмы.

К первому типу следует относить механизмы сбалансированности (равновесия) национальных и мировой экономик, рыночные механизмы ценообразования, финансовые механизмы государств и крупных корпоративных образований, корпораций и организаций.

Конечный результат функционирования таких механизмов - это новое (обновленное) состояние базового (исследуемого) явления.

Закрытые экономические механизмы характеризуются дублированием (воспроизведением) исходных экономических явлений в новых или обновленных условиях хозяйствования - это так называемые мультипликативные механизмы, то есть механизмы чере-

дования циклов экономического развития, сезонного колебания ценовой конъюнктуры различных видов товаров и услуг и т.п.

Формирование и развитие экономических механизмов всегда связано с функционированием различных организационных систем. Это различные институциональные образования на уровне транснациональных мирохозяйственных связей, национальные экономики отдельных государств, отраслевые и территориальные комплексы, корпоративные структуры бизнеса, отдельные корпорации и их структурные подразделения (филиалы, представительства) и т.д.

Под базовым механизмом организационного управления (механизмом функционирования реальных организационных систем) понимают «достаточно сложный набор процедур, правил, положений, инструкций, регламентирующих поведение лиц, готовящих и принимающих решения на всех этапах функционирования организации» [2].

Базовые механизмы, возможно классифицировать по видам как приоритетные, многоканальные, открытого управления, согласованные и прогрессивные, при этом, полагают они, приоритетные могут быть представлены как конкурсные, прогрессивные как противозатратные.

В современных условиях определяющим (базовым) элементом любого организационного или экономического механизма управления экономической системой служат отношения собственности.

Точнее, формирование и развитие нового организационно-экономического механизма управления собственностью предполагает учет и баланс интересов государства, эффективных собственников, производственного менеджмента и общества.

В этой связи особое место в управлении собственностью МСПП занима-

ют вопросы формирования организационно-экономического механизма и анализа его воздействия на участников экономических отношений.

При этом необходимо исследовать влияние эндогенных и экзогенных факторов, заданных в обоснованных интервальных границах экономических и финансовых параметров МСПП.

Предлагаемые подходы к управлению организационно-экономическими системами указанного типа необходимо формировать с учетом сущности и понятийного аппарата организационно-экономического механизма их становления и развития.

Под организационно-экономическим механизмом управления МСПП в этом случае понимается взаимозависимая совокупность следующих основных элементов:

• формы и методы экономического управления с мотивацией систем стимулирования;

• формы и методы тактического и оперативного управления;

• рычаги и методы формирования системы управляющих параметров с элементами самонастраивания (самоорганизации);

• система обоснованных ограничений финансового и административного характера;

• информационная система формирования законодательно-правовой и нормативной базы управленческих решений.

Исследователи организационных экономических систем (В.Н. Бурков, В.А. Ириков, В.В. Кондратьев, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, И.Т. Балабанов и др.) подразделяют весь комплекс задач, возникающих при формировании и управлении развитием организационно-экономических систем, на задачи, непосредственно связанные с изучением динамики свойств самого механизма развития или функционирования или его отдельных элементов,

и задачи формирования организационно-экономического механизма с заранее заданными параметрами и свойствами.

Задачи первого рода направлены на выбор и обоснование ряда транс-парентных показателей, с максимальной объективностью отражающих процессы рационального (оптимального) функционирования механизма. Конкретный набор показателей обусловлен главной целью мониторинга и во многом определяется уровнем затрат (временных и финансовых) при их использовании.

Другие задачи связаны с построением экономических систем, требуют изучения значительного количества организационно-экономических механизмов-аналогов с учетом факторов, обусловленных взаимозависимостью элементов внутри системы и самой этой системы с внешней институциональной и хозяйственной средой.

Для МСПП важнейшую роль играют финансовые условия. На основе этого И.Т. Балабанов под организационно-экономическим механизмом предприятия понимает финансовый механизм -«систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов» [1].

А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин к элементам финансового механизма МСПП относят:

• финансовые отношения, возникающие при кредитовании, инвестировании, налогообложении, страховании, текущем финансировании, начислении и выплате фонда оплаты труда и т.п.;

• финансовые рычаги, в качестве которых используются цена, прибыль, налоги, дивиденды и т.п.;

• финансовые методы, на которых базируются формирование, учет и контроль финансовых ресурсов, распределение финансовых ресурсов и

денежных средств (выручки от продаж) [8].

В.И. Грицык и В.В. Космин характеризуют финансовый механизм МСПП как «совокупность форм организации финансовых отношений, методов и способов (мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование), применяемых МСПП в целях создания благоприятных условий для их развития» [4].

Относительно небольшой капитал в МСПП сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Однако МСПП отличается высоким уровнем эффективности капиталовложений, например, в США она примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.

Т.А. Владимирова отмечает, что «финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной системе необходимо включает в себя согласованную систему целей, критериев и условий (в том числе ресурсных) и базируется на информационной поддержке, конкретных правилах финансового, информационного и технологического взаимодействия элементов между собой и с внешней средой, на методах формирования управляющих параметров (рычагов: планов, цен, нормативов), на методах финансового и оперативного управления, административных и финансовых ограничениях деятельности субъектов хозяйствования внутри системы и во внешней среде» [3].

При формировании организационно-экономического механизма МСПП используются методы наблюдения, экспериментального апробирования (реализации), имитационного и экономико-математического моделирования и др.

В условиях глобализации мирохозяйственных связей, ужесточения конкуренции и интенсивного развития

информационных технологий сложные организационные и экономические системы в своем развитии отталкиваются прежде всего от целей деятельности, наличия всех необходимых для этого ресурсов и соответствия выбранных критериев эффективности конечному результату при балансе интересов государства, собственников и менеджмента (включая персонал корпораций). Причем, на разных уровнях иерархии присутствуют вполне конкретные, характерные именно для них специфические особенности.

Для любой национальной экономики первостепенное значение при формировании целей развития имеют проблемы, связанные с эффективностью использования собственности, уровнем ВВП на душу населения, местом на мировых рынках производства важнейших (стратегических) видов продукции и др.

На достижение поставленных целей влияют ресурсные ограничения, формирующиеся за счет факторов политического, экономического, географического и экологического характера. Конкретизация целей зависит от временного лага (периода), характеризующего этап жизненного цикла системы.

Например, для малых и средних промышленных предприятий в качестве названных стратегических целей могут выступать уровни позиционирования на рынке, величина консолидированной прибыли либо максимизация стоимости бизнеса (динамика и величина капитализации) и др. Заданными (принятыми) ресурсными ограничениями при этом могут быть конкурентные ограничения (уровень монополизации), ценовые (затратные) ограничения, квалификация персонала и т.п.

Понятие организационно-экономического механизма управления МСПП как экономической категорией, обусловливающей отношения владения

и распоряжения конкретным имуществом и иными вещными правами, в отечественной литературе практически не рассматривается.

Выше мы останавливались на понятиях хозяйственного и экономического механизмов, финансового механизма, на научном и практическом инструментарии, используемом разными авторами при исследовании указанных экономических категорий.

С учетом рассмотренных подходов и общего смыслового (семантического) значения термина «механизм», а также исходя из системной взаимосвязи его организационно-экономических элементов, позволяющей влиять на динамику результирующих показателей (т.е. управлять), можно дать следующее комплексное определение организационно-экономическому механизму управления.

Организационно-экономический механизм управления МСПП представляет собой разноуровневую иерархическую систему основных взаимосвязанных между собой элементов и их типовых групп (субъектов, объектов, принципов, методов и инструментов и т.п.), а также способов их взаимодействия, включая интеграцию и дезинтеграцию, в ходе и под влиянием которых гармонизируются экономические отношения (интересы) государства, собственников (участников и акционеров), кредиторов и персонала, включая представителей общества.

Интенсивность достижения цели (приближение к ней) определяется главным образом условиями оптимальности. И здесь многое, как это указывалось выше, зависит от экономических интересов участников и условий конкретного временного периода.

Для собственников (участников) оптимальным является рост рыночной стоимости МСПП, а для менеджеров и наемного персонала - стабильное функционирование предприятия, обес-

печивающее постоянный рост текущего потребления (материальное вознаграждение как основной критерий мотивации деятельности).

Для государства или его территориального образования это стабильное и достаточное поступление налогов в бюджеты, создание рабочих мест. Цели государства как участника формирования организационно-экономического механизма управления МСПП включают обеспечение государственных экономических интересов: налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Цели хозяйственной деятельности МСПП реализуются через взаимодействие системы с различными контрагентами (органы власти, потребители продукции, технологические партнеры, посредники, кредитно-финансовые институты и др.).

Организационно-экономический механизм обеспечивает взаимодействие элементов и более сложной системы, которая, в свою очередь, является частью внешней среды. Вообще говоря, любая система своим существованием обязана среде, из которой она выделена.

Выделение системы из среды обусловлено главным образом целями ее формирования, а также основными направлениями развития экономических и финансовых отношений конкретного временного периода.

Сам факт выделения и позиционирования организационно-экономической системы (в территориальном, экономическом, правовом или финансовом отношении) имеет целевую направленность, определяемую соответствующими законами, постановлениями, положениями, распоряжениями, программами и другими нормативными актами, регламентирующими конкретные направления и аспекты хозяйственной деятельности.

Через такие экономические отношения на практике и осуществляется

взаимодействие между элементами внутри системы и самой системы с внешней средой.

Степень внутреннего взаимодействия элементов и их системная взаимосвязь предопределяются ограничениями, которые диктует внешняя среда всей системе при ее выделении.

Степень свободы системе МСПП задают ее ограничители - хозяйственная (правовая) самостоятельность организаций-участников в договорной работе, в проведении независимой ценовой (затратной) и финансовой политики.

Регулирование деятельности субъектов малого бизнеса на территории РФ производится Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики.

Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Основные элементы этого механизма:

• правовое регулирование банкротства;

• организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

• меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;

• финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

• экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

• ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

В национальной экономике вышеуказанные проблемы, в том числе, продиктованы отсутствием возможности у представителей предпринимательских структур удовлетворять свои накопительные и инвестиционные потребности путем привлечения кредитов коммерческих кредитных организаций на

длительный период по доступным процентным ставкам.

Кроме того, стоит выделить невозможность для большинства представителей малого и среднего предпринимательства воспользоваться государственной программой по их финансовой поддержке, что связано с высокими требованиями к участникам данной программы и отсутствием гибкого аппарата финансового управления процедурой государственной поддержки.

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - С. 25.

2. Бурков В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. - М.: Наука, 2011. - С. 134.

3. Владимирова Т.А. Финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной экономической системе: рычаги и методы. - Новосибирск: СИФБД, 2012. - С. 13-14.

4. Грицык В.И., Космин В.В. Термины и понятия (словарь): Транспорт. Строительство. Экономика. Менеджмент. Маркетинг. Системотехника. Информатика. - М.: УМК МПС России, 2008. - С. 163.

5. Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр.; под общ. ред. Н.И. Хру-

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

сталевой. - М.: Прогресс; Универс, 1993. -С. 12.

6. Мухин И. В. Экономическая безопасность современной России: угрозы и перспективы обеспечения // Экономические науки. - 2012. - № 1(86). - С. 118-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию Российской Федерации 18 марта 2014 года. http://kremlin.ru/events/ president /news/20603.

8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2009. -343 с.

9. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abc. informbureau. com/html/ oicssenoaaiiue_ iaoaieci.html. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ _

Худякова Елена Вячеславовна - доцент, e-mail: pozvonielen@yandex.ru, Московский гуманитарно-экономический институт (Воронежский филиал).

UDC 658.1

PROBLEMS OF FORMATION AND FUNCTIONING OF ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM FOR CRISIS PREVENTION IN SMALL AND MEDIUM-SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES IN RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

Khudyakova E.V., Assistant Professor, e-mail: pozvonielen@yandex.ru, Voronezh Branch of Moscow institute of Economy and Humanitarian Sciences, Voronezh, Russia.

The article deals with actual problems of formation of organizational and economic mechanism for crisis prevention in small and medium-sized industrial enterprises in Russia in terms of foreign economic sanctions, the methodological foundations of this activity, the ways to improve its efficiency in modern conditions.

Key words: economic mechanism, organizational and economic mechanism of the crisis, sustainable economic development, industry, small and medium-sized industrial enterprises, sanctions.

REFERENCES

1. Balabanov I.T. Osnovy finansovogo menedzhmenta: Uchebnoe posobie (Financial management principles: Educational aid), Moscow, Finansy i statistika, 2014, pp. 25.

2. Burkov V.N., Kondrat'ev V.V. Mekhanizmy funktsionirovaniya organizatsionnykh sistem (Mechanisms of functioning of organizational systems), Moscow, Nauka, 2011, pp. 134.

3. Vladimirova T.A. Finansovo-ekonomicheskiy mekhanizm integratsionnogo vzaimodeystviya v slozhnoy ekonomicheskoy sisteme: rychagi i metody (Financial and economic mechanism of integrated interaction in a complex economical system: Levers and methods), Novosibirsk, SIFBD, 2012, pp. 13-14.

4. Gritsyk V.I., Kosmin V.V. Terminy i ponyatiya (slovar'): Transport. Stroitel'stvo. Ekonomika. Menedzh-ment. Marketing. Sistemotekhnika. Informatika (Terms and definitions (glossary): Transport. Construction. Economy. Management. Marketing. System engineering. Information science), Moscow, UMK MPS Rossii, 2008, pp. 163.

5. Kul'man A. Ekonomicheskie mekhanizmy. Per. s fr.; pod red. N.I. Khrustalevoy (Economic mechanisms. French-Russian translation. Khrustaleva N.I. (Ed.)), Moscow, Progress; Univers, 1993, pp. 12.

6. Mukhin I.V. Ekonomicheskie nauki. 2012, no 1(86), pp. 118-122.

7. Obrashchenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina k Federal'nomu sobraniyu Rossiyskoy Fed-eratsii 18 marta 2014 goda (Russian Federation President V.V. Putin's address to the Federal Assembly of the Russian Federation, March 18, 2014), http://kremlin.ru/events/ president /news/20603.

8. Sheremet A.D., Sayfulin R.S. Finansy predpriyatiy (Finances of a venture), Moscow, Infra-M, 2009, 343 p.

9. Ekonomicheskiy slovar' (Economic glossary), available at: http://abc.informbureau.com/html/ oics-senoaaiiue_iaoaieci.html.

_ ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ

ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК)

ОПЕРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОЛНОТЫ ТЕПЛОВЫДЕЛЕНИЯ ПРИ ВЗРЫВЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВВ МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Брагин Павел Александрович - главный специалист по буровзрывным работам, e-mail: pavelbragin83@mail.ru,

Горинов Сергей Александрович - кандидат технических наук, e-mail: akaz2006@yandex.ru, Маслов Илья Юрьевич - кандидат технических наук, e-mail: ilmaslov@mail.ru,

000 «Глобал Майнинг Эксплозив-Раша».

Приведены методики полевого экспериментально-аналитического определения полноты тепловыделения при взрыве зарядов промышленных ВВ местного производства. Экспериментально показано, что при детонации промышленных ВВ местного производства теплота фактического тепловыделения ниже теоретической на 20-40%. Экспресс-оценка полноты тепловыделения при взрыве ВВ позволит более точно осуществлять проектирование буровзрывных работ, что важно для организаций, выполняющих данные работ, и более объективно оценивать качество изготавливаемых на горном предприятии ВВ, что важно для организаций, осуществляющих экспертный контроль за качеством ВВ.

Ключевые слова: взрывчатые вещества, добыча, горное предприятие, подводный взрыв-тест, буровзрывные работы.

OPERATIONAL METHODS OF EVALUATION OF HEAT LIBERATION COMPLETENESS DURING BLAST OF LOCALLY PRODUCED INDUSTRIAL EXPLOSIVES

Bragin P.A.1, Chief Specialist on Drilling and Blasting Operations, e-mail: pavelbragin83@mail.ru, Gorinov S.A.1, Candidate of Technical Sciences, e-mail: akaz2006@yandex.ru, Masbv I.Yu.1, Candidate of Technical Sciences, e-mail: ilmaslov@mail.ru,

1 Global Mining Explosive-Russia LLC, Russia.

In this study, the methods are given for experimental and analytical determination of heat liberation completeness during the blast of locally produced industrial explosives. Experiments show that the actual heat liberation is 20-40% lower than the theoretical value during the detonation of locally produced industrial explosives. Rapid evaluation of heat liberation completeness during the blast should allow us to design drilling-and-blasting operations more accurately, which is important for organizations performing such works, and to evaluate more objectively the quality of the explosives produced at mining enterprises, that it is important for organizations, engaged on expert control of explosives produced.

Key words: explosives, mining, mining company, underwater explosion-test drilling-and-blasting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.