Научная статья на тему 'Предупреждение кризисных ситуаций на промышленных предприятиях с использованием информационных инструментов'

Предупреждение кризисных ситуаций на промышленных предприятиях с использованием информационных инструментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INDUSTRIAL ENTERPRISE / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / WARNING OF CRISIS SITUATIONS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / INFORMATION-BASED TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайналов Расим Мислемович

Рассмотрены проблемы предупреждения кризисных ситуаций на промышленных предприятиях. В ней раскрывается механизм предупреждения кризисных ситуаций на промышленных предприятиях с помощью информационных инструментов, обосновывается комплексный подход к их подбору и использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Warning of crisis situations at the industrial enterprises with the help of information tools

The article considers the problems of prevention of crisis situations at the industrial enterprises. It reveals a mechanism for warning of crisis situations at the industrial enterprises with the help of information tools, the complex approach to their selection and use.

Текст научной работы на тему «Предупреждение кризисных ситуаций на промышленных предприятиях с использованием информационных инструментов»

© P.M. Зайналов, 2013

УДК 658.14/17:678 Р.М. Зайналов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Рассмотрены проблемы предупреждения кризисных ситуаций на промышленных предприятиях. В ней раскрывается механизм предупреждения кризисных ситуаций на промышленных предприятиях с помощью информационных инструментов, обосновывается комплексный подход к их подбору и использованию. Ключевые слова: кризис, промышленное предприятие, предупреждение кризисных ситуаций, информация, информационные инструменты.

Лля промышленных предприятий, являющихся динамично развивающимися производственно-хозяйственными системами, кризис представляет собой объективную фазу в их жизнедеятельности. Применение традиционного стоимостного подхода в управлении деятельностью промышленного предприятия без использования информационных инструментов не решает в полной мере проблему предотвращения кризисных ситуаций в его функционировании в современных условиях.

Сегодня информация, являясь важным хозяйственным ресурсом, наряду с трудом, капиталом и природными факторами, всё в большей степени определяет эффективность противодействия кризисным явлениям на предприятии.

Используя коплексный подход в управлении деятельностью промышленного предприятия, важно создать качественное информационное обеспечение бизнес-процессов. Должна использоваться информация, которая была бы актуальной, достоверной, объективной и своевременной. Тем самым сопрягаются стоимостные и информационные аспекты в комплексе управления.

Применение информационных методов противодействия кризисам

предполагает рассмотрение информации в качестве инструмента их предупреждения и преодоления.

Информация, которая воплощается во всех компонентах системы производительных сил общества, является элементом процесса труда, также предметом и средством труда, и составной частью рабочей силы трудящихся индивидов. Поэтому под целью человеческого труда мы понимаем преобразование информации, или изменение формы ее представления.

Общепризнанно, что в производственных системах информация имеет экономическую сущность. В подтверждение тому, рассмотрим взгляды некоторых авторов на экономическую сущность информации, что необходимо для понимания возможностей её оценки в системах противодействия кризисам на промышленных предприятиях.

Так в трудах Р. Коуза показано, что любые экономические связи основаны на информации, что получение ее требует определенных затрат, и в любой момент времени эта информация неполна [1].

В своей книге «Производство и логика: Информационные основы развития» О.М. Юнь исходит из того, что ма-

Рис. 1. Этапы антикризисного управления на промышленном предприятии

термальные и энергетические потоки в производственных системах следует рассматривать как потоки материализованной в них информации [2].

По мнению многих ученых рынок всё больше рассматривается как информационное пространство, формирующее ресурсные потоки. Если рассматривать рынок как открытую систему, то он может характеризоваться непрерывным обменом информацией через механизм цен.

Известный экономист Ф. Хайек трактует конкуренцию как процедуру открытия информационных каналов. Что касается конкуренции, через механизм ценообразования она информирует участников рынка о возможностях, необходимых для эффективного применения доступных им ресурсов и, тем самым, обеспечивает собственную конкурентоспособность.

Информация эффективно используется в противодействии кризисам на промышленных предприятиях только тогда, когда сформируются информационные потоки, специально организованные для использования в определенных производственных процессах.

Проблематичность организации таких потоков может рассматриваться

как причина, которая препятствует исследованию и изучению информационных технологий отечественными предприятиями, также замедляет их интеграцию в глобальную производственную систему.

Антикризисное управление деятельностью предприятия может быть представлено как непрерывный процесс производства, накопления, трансформации и передачи информации между участниками этого процесса на его различных этапах (рис. 1).

Необходимо отметить, что управление жизненным циклом информации основывается на оценке уровня ее важности для предприятия. Значимость, в свою очередь, определяется правилами и процедурами компании. В эту схему входят сотрудники государственных регулирующих органов.

В роли авторов различных типов корпоративной информации выступают заказчики и партнеры, оказывающие влияние на бизнес-правила. Чтобы улучшить технологии обращения с информацией, необходимо использовать информационные системы управления.

Интенсивное развитие современного рынка заставляет предприятия искать новые подходы к работе с корпоративной информацией в информационном управлении. Чтобы создать непрерывное и плодотворное взаимодействие сотрудников, партнеров, заказчиков и других стейкхолдеров, необходимы адекватные инструменты, которые поддерживали бы такое взаимодействие и обеспечивали бы организацию обмена информацией внутри и вне компании.

Например, логично выделять информацию для каждой группы стейк-

холдеров в зависимости от ее ценности, предоставлять необходимую степень обслуживания на уровне инфраструктуры технологического и организационного характера.

По мнению А.Г. Даниша необходимо «...совершенствовать возможности комплексного программного обеспечения. Реализовать такое управление информацией можно только в рамках единого информационного пространства, готового к постоянному изменению бизнес-процессов предприятия.

К сожалению, современные системы управления оперируют внутренней информацией предприятия, не уделяя должного внимания информации макросреды, в виду чего не позволяют работать в едином информационном поле...» [3]. Технически преодолеть этот недостаток возможно путём создания на промышленном предприятии единого информационного портала (информационной службы) с аналитическими возможностями, который обеспечит единство информационного пространства для всех функциональных подразделений предприятия.

В качестве методологической основы данной системы может быть использована модель сопряженного управления антикризисным развитием и конкурентоспособностью на основе роста стоимости бизнеса с использованием определенных видов экономической информации.

Осуществление мероприятий ведущих к росту стоимости бизнеса в результате модернизации производственных систем требует использования информации, все многообразие которых может быть использовано в трех сферах: финансовой, маркетинговой и организационно-технической.

Обоснование такой классификации заключается в функциональной сущности информации, входящей в вышеуказанные сферы, каждая из которых

должна структурироваться в зависимости от поставленных задач. При этом весьма важно установить соответствие между параметрами потребностей заказчиков и вариантами решений об облике элементов бизнес-процесса.

Актуализированные потребности различных заказчиков можно представить в виде множества маркетинговых данных А={А1,А2,...Ап|, где А5(1= 1, п) -множества параметров потребностей различных категорий заказчиков, п -количество категорий заказчиков. Совокупность вариантов решений об облике элементов бизнес-процесса также представим в виде множества В={Б1,Б2,...Вт|, где В$= 1, т) - множества решений об облике элементов бизнес-процесса, удовлетворяющих интересам 1-й группы заказчиков.

Любому элементу множества А можно поставить в соответствие элемент множества В, т.к. любое управленческое решение и его реализация, приводящие к изменению какого-либо элемента бизнес-процесса или поддержанию его в определенном виде, являются реакцией менеджмента предприятия на некое состояние рынка, на котором отражаются интересы и предпочтения контрагентов. Иными словами, у любого элемента множества В существует прообраз из множества А.

Каждому подмножеству Д(1= 1, п) множества А можно поставить в соответствие элементы подмножества В] множества организационно-технических параметров В. Причем каждому множеству будет соответствовать совокупность подмножеств Вц^ 1, п; к= 1,8), где Б - количество баз знаний, используемых при формировании решений (в рассматриваемом случае Б = 3).

В соответствие множеству А1 ставятся в соответствие три подмножества - В11,В12,В13. В данном случае ^к(1= 1, п ;

к= 1,3), представляет собой способ отображения, т.е. некоторые ограничения, возникающие при установлении соответствий ^п соответствует отображению через маркетинговую базу знаний, ^2 - отображению через организационно-техническую базу знаний и ^з - отображению через маркетинговую базу знаний). Объединение множеств Б11,Б12,Б13 образует множество С1, характеризующее общие для всех трех баз знаний варианты решений, соответствующие параметрам потребностей заказчиков группы А1.

Сходным образом могут быть установлены соответствия между остальными множествами Д и Б5к(1= 1, п ; к= 1,5), в результате чего получим совокупность множеств параметров стоимости

С(1= 1П).

В результате, на пересечении полученных множеств будет находиться множество показателей, характеризующих определенные варианты решений. Они будут в одинаковой степени удовлетворять потребности всех заказчиков, проявляющиеся через все рассматриваемые базы информации.

Следует сделать вывод о том, что управление развитием производственных систем промышленного предприятия, цель которого может быть сформулирована как обеспечение экономических интересов собственников через наиболее полное удовлетворение по-

1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. -М.: Экономика, 1993. С. 46.

2. Юнь О.М. Производство и логика: Информационные основы развития. - М.: Новый век, 2001. С. 18.

3. Даниш А.Г. Устойчивость информационной инфраструктуры как основа мо-

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

требностей заказчиков, может осуществляться по прямым и производным показателям денежного потока, влияющего на стоимость бизнеса.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что, информация в ее широком понимании выступает неотъемлемым ресурсом промышленного предприятия и одновременно инструментом предупреждения и преодоления кризисных ситуаций на нем. Это позволяет по-новому трактовать сущность, как организационного, так и антикризисного управления, которые тесно связаны и более того, основаны на обеспечении высокого уровня управления информационным содержанием всех бизнес-процессов.

Следует отметить, что решение вопросов управления устойчивым развитием должно основываться на применении комплексного подхода к управлению, управлении информационным содержанием бизнес-процессов и организационном формировании устойчивости развития предприятия.

Таким образом, актуализируется задача исследования и разработки информационных и организационно-экономических аспектов антикризисного развития предприятия, способных быть основой для разработки методов управления предприятием с использованием информационной теории стоимости.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

дели устойчивого развития // Концептуальные вопросы устойчивого развития: Материалы V Всероссийской Интернет-конференции по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. - Екатеринбург, 2006. - С. 105-111. Е2Э

Зайналов Расим Мислемович - аспирант, ntv-mmm@mail.ru, Институт экономики Московской академии экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.