Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВЩИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова С.В., Смирнов Д.А.

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме осуществления обязательного государственного страхования гражданских служащих в субъектах Российской Федерации, являющегося важнейшим звеном системы государственных гарантий. В статье исследуется законодательство субъектов Российской Федерации об обязательном государственном страховании и рассматривается социальный потенциал и перспективы его дальнейшего развития. Выявленные тенденции в деятельности региональных органов государственной власти показали, что, с одной стороны, осуществляется совершенствование порядка страховых случаев и размеров выплат, а с другой - происходит затягивание нормативно-правового регулирования вопросов обязательного государственного страхования гражданских служащих. В этом смысле обязательное государственное страхование является эффективным инструментом мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, обеспечения их правовой и социальной защищённости, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы. Обосновывается необходимость поиска оптимальной и эффективной модели обязательного государственного страхования гражданских служащих субъекта Российской Федерации, как важнейшего условия нормального функционирования института государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнилова С.В., Смирнов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF OBLIGATORY CIVIL EMPLOYEES INSURANCE IN RUSSIAN FEDERATION

The article in question considers the state insurance of civil employees in the constituents of the Russian Federation. Nowadays this relevant issue is the most important element of the state guarantees system. The legislation of the RF constituents on obligatory state insurance as well as the social potential and prospects of its further development are studied in the article. The tendencies in the regional government authorities’activity suggest, on the one hand, the improvement of articles, insured events and the rate amount, and on the other hand, legal and regulatory framework for the issues of the civil employee’s obligatory state insurance. The obligatory state insurance is a reliable tool for the efficient employees performance, their legal and social security and staff stability. The article substantiates the necessity of optimal and effective model for the obligatory state insurance of the civil employees in the constituents of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

С. В. Корнилова, кандидат социологических наук, начальник отдела организационного обеспечения, Администрация Приморского края, Департамент дорожного хозяйства Приморского края e-mail:Kornilova.sv001@gmail.ru

Д. А. Смирнов, магистрант кафедры управления и истории права, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме осуществления обязательного государственного страхования гражданских служащих в субъектах Российской Федерации, являющегося важнейшим звеном системы государственных гарантий.

В статье исследуется законодательство субъектов Российской Федерации об обязательном государственном страховании и рассматривается социальный потенциал и перспективы его дальнейшего развития.

Выявленные тенденции в деятельности региональных органов государственной власти показали, что, с одной стороны, осуществляется совершенствование порядка страховых случаев и размеров выплат, а с другой - происходит затягивание нормативно-правового регулирования вопросов обязательного государственного страхования гражданских служащих.

В этом смысле обязательное государственное страхование является эффективным инструментом мотивации эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, обеспечения их правовой и социальной защищённости, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы.

Обосновывается необходимость поиска оптимальной и эффективной модели обязательного государственного страхования гражданских служащих субъекта Российской Федерации, как важнейшего условия нормального функционирования института государственной службы.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, субъект Российской Федерации, государственные гарантии, обязательное государственное страхование, страховые выплаты, страхователь, страховщик.

Актуальность проблемы реализации обязательного государственного страхования гражданских служащих субъекта Российской Федерации и ряд недостаточно исследованных аспектов этой проблемы определили выбор данной темы. Для этого необходимо рассмотреть и дать определение категориям «государственные гарантии», «обязательное государственное страхование», «государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации».

В соответствии с действующим российским законодательством о государственной гражданской службе институт государственной службы представлен системой государственных гарантий.

Под гарантиями на государственной службе понимаются различного рода денежные возмещения дополнительных затрат и ограничений, возникающих в связи с выполнением служащими служебных заданий. Государственные гарантии прежде предъявляются гражданскому служащему при прохождении службы. Компенсируя трудности государственной службы, они как бы уравновешивают её правовой режим, предоставляя гражданским служащим определённые льготы и преимущества по сравнению с другими категориями работников [14].

Для обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления

стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, гражданским служащим гарантируется:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объёме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также во время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Россий -ской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность, при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей [3].

Безусловно, в системе гарантий обязательное государственное страхование государственных служащих играет особую роль и является специфической разновидностью обязательного страхования, обладающего следующими признаками:

- заинтересованность государства в профессиональном кадровом обеспечении своего государственного аппарата, достигаемого путем предоставления определенных материальных гарантий своим служащим в виде их страхования;

- страхователем выступает либо государство, либо определенный государственный орган;

- целью страхования является защита третьих лиц (государственных служащих);

- зависимость страхового случая от выполнения служебных обязанностей государственных служащих;

- социальный характер страхования, поскольку инициатива осуществления страхования принадлежит государству.

Впервые правовое закрепление обязательного государственного страхования как вида обязательного страхования получило в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 № 1026-1 «О милиции», ныне утратившего законную силу. Закон содержал отдельную статью «Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудников милиции [2].

С принятием второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательное государственное страхование было определено в системе гражданско-правового регулирования и устанавливало страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определённых категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета органам исполнительной власти и на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государ-

ственными организациями либо на основании договоров страхования, заключаемых страховщиками и страхователями [1].

В соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе обязательное государственное страхование гражданских служащих субъекта Российской Федерации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Предметом регулирования региональных законов должны быть страховые случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Анализ законодательства в части реализации установленных полномочий показал, что все субъекты Российской Федерации можно условно разделить на пять групп.

Первую группу составляют 13 субъектов Российской Федерации (Республики Мордовия, Татарстан, Коми, Карачаево-Черкесская, Ставропольский, край, Тверская, Воронежская, Магаданская, Тульская, Орловская, Ярославская, Кировская, Новгородская области), в которых в целях совершенствования законодательства о государственной гражданской службе в части социально-правового обеспечения гражданских служащих приняты специальные законы об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих указанных субъектов.

Как правило, все эти законодательные акты:

- в основном, были приняты в период с 2008 по 2013 год;

- имеют схожее наименование («Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья...», «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья государственных гражданских служащих.», «Об особенностях обязательного государственного страхования.», «О вопросах обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих.»);

- имеют одинаковую структуру, которая в правовой практике выглядит следующим образом:

1. Объекты обязательного государственного страхования.

Во всех принятых на сегодняшний день региональных законах, объектами обязательного

государственного страхования являются жизнь и здоровье государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации со дня поступления на государственную гражданскую службу по день увольнения с гражданской службы.

2. Субъекты обязательного государственного страхования.

Например, в Тверской области страховщиками по государственному страхованию являются страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида и заключившие со страхователями государственные контракты (договоры) государственного страхования.

Страхователь - Тверская область в лице соответствующего органа государственной власти Тверской области, государственного органа Тверской области, в котором проходит гражданскую службу конкретный гражданский служащий.

Гражданские служащие, являющиеся застрахованными лицами по государственному страхованию.

Выгодоприобретателями по государственному страхованию, помимо застрахованных лиц, в случае гибели (смерти) застрахованного лица, являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дети застрахованного лица [10].

Например, в Белгородской области к этому списку добавляются также подопечные застрахованного лица, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения до окончания обучения или до достижения возраста 23 лет [11].

3. Договор обязательного государственного страхования, который заключается в письменной форме сроком на один год и содержит: основания наступления страхового случая; размеры выплат при наступлении страховых случаев.

Например, в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после увольнения с гражданской службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в период прохождения гражданской службы, размер выплаты устанавливается до 50 окладов месячного де-

нежного содержания (в зависимости от группы инвалидности). Выплата денежных средств осуществляется на основании заявления застрахованного лица (заявления выгодоприобретателя (заявлений выгодоприобретателей)) и документов, подтверждающих наступление страхового случая.

4. Страховые случаи.

Закон Республики Мордовия от 20 мая 2008 № 36-3 «Об особенностях обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих» Республика Мордовия устанавливает следующие страховые случаи:

Страховыми случаями признаются полученные застрахованным лицом телесные повреждения (травмы) или иное причинение вреда здоровью в период действия договора в связи с исполнением должностных обязанностей, вследствие которых:

- до истечения одного года со дня их получения наступила гибель (смерть) застрахованного лица;

- до истечения одного года со дня их получения застрахованное лицо утратило способность выполнять обязанности по должности государственной гражданской службы Республики Мордовия;

- нанесен ущерб здоровью застрахованного лица, не повлекший стойкой утраты трудоспособности и не повлиявший на возможность замещать должность государственной гражданской службы Республики Мордовия, но вызвавший необходимость лечения;

- до истечения одного года со дня их получения застрахованному лицу установлена I, II или III группа инвалидности, если по заключению медико-социальной экспертизы причинение вреда здоровью способствовало или находилось в причинной связи с установлением инвалидности;

- получены легкие травмы [4].

5. Размеры страховых выплат гражданским служащим определяются, исходя из должностного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы. При исчислении страховых выплат учитываются месячные должностные оклады, установленные на день осуществления страховых выплат.

Как правило, установлены следующие размеры страховых выплат:

1) в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после увольнения с гражданской службы вследствие увечья, травмы или заболевания, полученных в период прохождения гражданской службы в Республике Коми выгодоприобретателю выплачивается 30 должностных окладов.

В Камчатском крае размеры выплат по обязательному государственному страхованию определяются в процентах от суммы сто тысяч рублей и составляют: в случае смерти (гибели) - 100 процентов; в случае установления инвалидности: I группа инвалидности - 100 процентов; II группа инвалидности - 70 процентов; III группа инвалидности - 50 процентов; в случае увечья (травмы) - 30 процентов; в случае увольнения по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением - 20 процентов [7].

2) в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после увольнения с гражданской службы вследствие увечья, травмы или заболевания, полученных в период прохождения гражданской службы: инвалиду I группы - 25 должностных окладов; инвалиду II группы - 20 должностных окладов; инвалиду III группы - 15 должностных окладов.

В Камчатском крае - в случае установления инвалидности: I группа - 100 процентов; II группа - 70 процентов; III группа - 50 процентов; в случае увечья (травмы) - 30 процентов; в случае увольнения по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением -20 процентов [7].

3) Если в период прохождения гражданской службы либо до истечении одного года после увольнения с гражданской службы застрахованному лицу вследствие установленных обстоятельств будет установлена (повышена) группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается. При понижении группы инвалидности выплаченная страховая сумма возврату (удержанию) не подлежит;

4) в случае заболевания, явившегося основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя гражданского служащего с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с

гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и не связанного с установлением инвалидности, - 10 должностных окладов.

6. Размер страховой премии (страхового взноса) рассчитывается страхователем и выплачивается страховщику исходя из размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию в соответствии с договором страхования. Финансирование расходов страхователя на выплату страховщику страховой премии (страхового взноса) осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели региональным законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

7. Основания освобождения страховщиком от осуществления страховых выплат. Страховщик осуществляет выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, предусмотренных региональным законодательством, наступивших в период действия заключенного с ним договора страхования. Выплаты по обязательному государственному страхованию застрахованным лицам (выгодоприобретателям) осуществляются страховщиком в течение 15 рабочих дней со дня представления страхователем документов, перечень которых определяется договором страхования.

Например, в Белгородской области основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) застрахованного лица или причинении ему телесных повреждений, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица [11].

8. Порядок и условия осуществления страховых выплат.

Например, в Тульской области при наступлении страхового случая застрахованное лицо (выгодоприобретатель) обращается с заявлением в комиссию, образуемую правовым актом представителя нанимателя. Указанным актом определяются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии включается представитель страховщика.

К заявлению прилагаются документы, необходимые для принятия решения об осущест-

влении страховой выплаты, перечень которых устанавливается правительством Тульской области.

Комиссия устанавливает наличие или отсутствие связи страхового случая с исполнением должностных обязанностей застрахованным лицом, о чем выносит соответствующее заключение.

Копия заключения в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется комиссией застрахованному лицу (выгодоприобретателю).

Страхователь в течение трех рабочих дней со дня вынесения заключения комиссии о наличии связи страхового случая с исполнением должностных обязанностей застрахованным лицом направляет страховщику указанное заключение, заявление застрахованного лица (выгодоприобретателя) и документы, приложенные к нему.

Осуществление страховой выплаты производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов.

Страховая выплата осуществляется независимо от сумм, причитающихся застрахованному лицу по другим видам договоров страхования.

Страховая выплата осуществляется страховщиком застрахованному лицу (выгодоприобретателю) путем перечисления причитающейся суммы в рублях способом, определенным договором страхования [8].

9. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.

Как видим, принятые законы определяется порядок и условия осуществления страховых выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Хронологически нормативный процесс выглядит следующим образом.

В 2008 году были приняты:

1. Закон Тверской области от 31 марта 2008 № 30-ЗО «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных гражданских служащих Тверской области».

2. Закон Республики Мордовия от 20 мая 2008 № 36-З «Об особенностях обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Республики Мордовия».

В 2010 году были приняты:

1. Закон Орловской области от 23 декабря

2010 № 1163-ОЗ «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья государственных гражданских служащих Орловской области».

В 2011 году были приняты:

1. Закон Республика Коми от 07 декабря

2011 № 140-РЗ «О вопросах обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Республики Коми»;

2. Закон Новгородской области от 04 октября

2011 № 1070-ОЗ «Об особенностях обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Новгородской области». Указанный закон вступил в законную силу с 2013 года.

3. Закон Воронежской области от 23 декабря 2011 № 208-ОЗ «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Воронежской области» ( не вступил в силу).

4. Закон Ставропольского края от 15 апреля 2011 г. N 35-кз "Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Ставропольского края" (не вступил в силу).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2012 году были приняты:

1. Закон Республики Татарстан от 14 июля

2012 № 55-ЗРТ «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Республики Татарстан»;

2. Закон Магаданской области от 2 ноября 2012 г. N 1546-ОЗ «О выплатах по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Магаданской области» (не вступил в силу);

3. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17 декабря 2012 № 104-РЗ «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики»;

4. Закон Кировской области от 01 ноября

2012 № 208-ЗО «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных гражданских служащих Кировской области» (не вступил в силу).

В 2013 году были приняты:

1. Закон Ярославской области от 23 декабря

2013 № 79-ОЗ «Об обязательном государствен-

ном страховании государственных гражданских служащих Ярославской области». Закон вступает в силу с 01 января 2015 года.

2. Закон Тульской области от 01 апреля 2013 № 1895-ЗТО «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Тульской области».

Вторая группа представлена 5 субъектами Российской Федерации (Белгородская, Челябинская, Калининградская области, Приморский, Хабаровский края), в которых в действующие региональные законы о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации внесены изменения, определяющие порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих.

1. Закон Хабаровского края от 29 июня 2005 № 28 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» (в ред. от 28.05.2014), в котором в порядке компенсации ограничений, установленных федеральным законодательством, гражданским служащим предоставляются основные и дополнительные государственные гарантии, направленные на обеспечение правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы [5].

Закон содержит отдельную 20 статью «Порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих», в которой гражданскому служащему гарантируется обязательное государственное страхование его жизни и здоровья, а также его имущества на сумму его годового денежного содержания.

2. Закон Приморского края от 07 июня 2012 № 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края» дополнен статьей 19 (1) «Обязательное государственное страхование», в соответствии с которой установлены страховые случаи; размер страховой выплаты; размер страховой суммы .

3. Закон Калининградской области от 09 июня 2005 № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области», в соответствии с которым гражданскому служащему гарантируются выплаты по обязательному государственному страхованию на случай

гибели или причинения вреда здоровью. Жизнь и здоровье гражданского служащего подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств областного бюджета на сумму, равную 10-кратному размеру оклада денежного содержания гражданского служащего [6].

4. Закон Челябинской области от 04 апреля 2007 №104-ЗО «О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области».

5. Закон Белгородской области от 30 апреля 2005 № 176 «О государственной гражданской службе Белгородской области», в соответствии с которым обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру оклада денежного содержания, подлежит жизнь и здоровье государственных гражданских служащих Белгородской области, замещающих должности государственной гражданской службы Белгородской области:

1) в органах исполнительной власти Белгородской области, в должностные обязанности, по которым входит выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области;

2) аудиторов и инспекторов Контрольно-счетной палаты Белгородской области [11].

Однако, несмотря на значительный объем принятых нормативных документов, регулирующих общественные отношения в сфере гражданской службы, остается не реализованным ряд полномочий субъектов Российской Федерации, из числа предусмотренных Федеральным законом о государственной гражданской службе.

Соответственно, третью группу (самую многочисленную) составляют 31 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Архангельская, Калужская, Рязанская, Псковская, Курганская, Липецкая, Самарская, Оренбургская, Ростовская, Иркутская, Нижегородская области, Еврейская Автономная область, Камчатский, Красноярский, Алтайский края и др.), в которых региональные законы о государственной гражданской службе не устанавливают случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих, т. е в них отсутствует механизм реализации обязательного государственного страхования гражданских служащих.

Например, Закон Красноярского края от 28 июня 2007 № 2-123 «Основы регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» даже не предусматривает статью об основных гарантиях и содержит только статью «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих», в соответствии с которой гражданским служащим гарантируется право на иные государственные гарантии, предусмотренные законодательством.

При формировании механизма обязательного государственного страхования гражданских служащих субъекты Российской Федерации сталкиваются со следующими проблемами:

- недостаточно высокий уровень социальной и правовой защищенности гражданских служащих указанных субъектов;

- нереализованность на уровне значительной части (свыше 40%) субъектов Российской Федерации норм федерального законодательства в части установления случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих;

- недостаточность (или отсутствие) финансового обеспечения обязательного государственного страхования в бюджетах соответствующих субъектов.

Учитывая результаты анализа различных подходов, по нашему мнению, можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, значительная часть законов, устанавливающих порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию гражданских служащих, приняты в 20122013 годах, спустя восемь лет после принятия Федерального закона о государственной гражданской службе.

Во-вторых, есть субъекты Российской Федерации (Чувашская Республика), в которых разработаны законопроекты об обязательном государственном страховании гражданских служащих, так и не ставшие законами.

В-третьих, определенная часть принятых законов до сегодняшнего дня не вступили в силу. Это объясняется сложностью современной экономической ситуацией и связанной с этим проблемы формирования и исполнения регионального бюджета (Воронежская, Ярославская, Новгородская, Кировская области, Ставропольский край). Дефицит бюджета не позволяет предусмотреть средства на финансирование

обязательного государственного страхования гражданских служащих указанных субъектов.

В-четвертых, законодательство этих субъектов об обязательном государственном страховании гражданских служащих предусматривают разные подходы к определению размеров выплат по обязательному государственному страхованию, которые устанавливаются либо в процентах от конкретной суммы, либо в конкретной денежной сумме (Ставропольский край, Магаданская область - 100 000 рублей).

В-пятых, размер страховой премии, уплачиваемой за каждое застрахованное лицо, определяется договором страхования и может выплачиваться страховщику страхователем исходя из

размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию (Ставропольский край), либо иметь фиксированное выражение (в Тверской области не превышает 2800 рублей).

Таким образом, в целях реального предоставления социально-правовых гарантий гражданским служащим необходимо не только нормативное правовое обеспечение, т.е. принятие необходимых актов, устанавливающих различные гарантии, а также регламентирующих процедуру их предоставления, но и финансовое обеспечение, т.е. реальное выделение из соответствующего бюджета средств на реализацию гарантий.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. От 28.12.2013) [Электронный ресурс]. - URL: conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s07/s07_134.pdf

2. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» [Электронный ресурс].

- URL : base. garant. Ru/ 10103710/#blok_100.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №31. Ст. 3215).

4. Закон Республики Мордовия от 20.05.2008 № 36-3 «Об особенностях обязательного государственного страхования государственных гражданских служащих Республика Мордовия». Известия Мордовии. 22.05.2008, № 74-14.

5. Закон Хабаровского края от 29.06.2005 № 280 «О государственной гражданской службе Хабаровского края» (в ред. От 28.05.2014). [Электронный ресурс]. - URL: base.consultant.ru/cgi/ online.cgi.

6. Закон Калининградской области от 09.06.2005 № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области». Российская газета. № 143. 05.07.2005.

7. Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 56 «О государственной гражданской службе Камчатского края» [Электронный ресурс]. - URL : Docs.cntd.ru/document/819048582.

8. Закон Тульской области от 01.04.2013 № 1895-ЗТО «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Тульской области» [Электронный ресурс].

- URL : Tulapravo.ru/products/consultant/news/news_tula/10192.html.

9. Закон Орловской области от 23.12.2010 № 1163-ОЗ «О случаях, порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья государственных гражданских служащих Орловской области» [Электронный ресурс]. base.consultant.ru/cgi/online.cgi.

10. Закон Тверской области от 31.03.2008 № 30-ЗО «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных гражданских служащих Тверской области» [Электронный ресурс]. - URL : www.zakonposn.ru/content/regional/66/1067847

11. Закон Белгородской области от 30.04.2005 № 176 «О государственной гражданской службе Белгородской области» [Электронный ресурс]. - URL : Base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi.

12. Государственная служба. Энциклопедический словарь / под общ. ред. В. К. Егорова, И. Н. Барцица ; В. К. Егоров, И. Н. Барциц. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - 432 с.

13 Матвеев, С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы правового регулирования / C. Матвеев.

- Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2011. - 213 с.

14. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих [Электронный ресурс]. - URL : http:// isfic.info/gossab/civserv42.htm

Referense

1. Civil Code of the Russian Federation (second part) of 26.01.1996 № 14-FL (ed.from 28.12.2013) [Electronic resource]. - Access mode: System Consultant plus: Version prof print date: 29.05.2014.

2. Law of the Russian Federation of 18.04.1991 № 1026-1 «On the Police» [Electronic resource]. -Access mode: base.garant.ru/ 10103710/#blok_100.

3. Federal Law of 27.07.2004 № 79-FL «The State Civil Servise Russian Federation» (collected legislation Russian Federation.2004. № 31. Ar. 3215).

4. Law of the Republic of Mordovia dated 20.05.2008 № 36-L "On peculiarities of obligatory state insurance of civil servants of the Republic of Mordovia". Proceedings of Mordovia. on 22.05.2008, № 74-14.

5. Law of the Khabarovsk Krai of 29.06.2005 № 280 "On state civil service of the Khabarovsk Krai" (as amended on 28.05.2014). [Electronic resource]. - Access mode: base.consultant.ru/cgi/online.cgi.

6. Law of the Kaliningrad region of 09.06.2005 № 609 "On state civil service of Kaliningradskiy region". The Russian newspaper. № 143. 05.07.2005

7. Law of Kamchatskiy Krai of 04.05.2008 № 56 "On state civil service of Kamchatskiy Krai". [Electronic resource]. - Access mode: Docs.cntd.ru/document/819048582.

8. Law of the Tula region of 01.04.2013 № 1895-LTR "On obligatory insurance of civil servants of the Tula region". [Electronic resource]. - Access mode: Tulapravo.ru/products/consultant/news/news_ tula/10192.html.

9. Law of the Orel region of 23.12.2010 № 1163-OL "On the cases, the manner and amount of payments on compulsory state insurance of life and health of civil servants Orel region". [Electronic resource]. - Access mode: base.consultant.ru/cgi/online.cgi.

10. Law of the Tver region of 31.03.2008 № 30-LR "On compulsory state insurance of life and health of civil servants of the Tver region". [Electronic resource]. - Access mode: www.zakonposn.ru/ content/regional/66/1067847.

11. Law of Belgorod region dated 30.04.2005 № 176 "On state civil service of the Belgorod region". [Electronic resource]. - Access mode: Base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi.

12. The civil service. Encyclopedic dictionary / edited by Ed. V. K. Egorov, I. N. Barziza. - Moscow : Publishing house of the Academy, 2008. 432 p.

13. Matveevro, S. P. (2011), Social protection of civil servants: theoretical foundations for development of system, practice and problems of legal regulation. Voronezh. Voronezh Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 213 p.

14. Basic and additional state guarantees for civil servants. [Electronic resource]. - Access mode: http: //isfic.info/gossab/civserv42.htm http: //base.garant.ru/195051/#ixzz3DYIZidra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.