Научная статья на тему 'Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке обязательного государственного страхования'

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке обязательного государственного страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1939
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ВРЕД / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВЩИК / ЗАСТРАХОВАННЫЙ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ТРАВМА / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / СТРАХОВАЯ СУММА / INSURANCE / COMPULSORY STATE INSURANCE / HARM / INSURED / INSURER / INSURED PERSON / MILITARY SERVICE / TRAUMA / OCCURRENCE INSURED / SUM INSURED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеева Светлана Федоровна

В предлагаемой статье автор рассматривает вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке обязательного государственного страхования. Исследования в данной правовой области на примере правоприменительной практики доказывают наличие проблем, связанных с признанием прав застрахованных и выгодоприобретателей на компенсации, а также присутствие многообразия правоотношений по страхованию, не регулируемых законом. Предлагается внести изменения в законодательство о страховании вреда жизни и здоровью вышеуказанных граждан, а именно: дифференцировать размер страховых сумм в зависимости от обстоятельств причинения вреда и установить единый размер страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим, имеющим различные воинские звания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеева Светлана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation, as compulsory state insurance

In offered article the author considers questions of compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation, as obligatory state insurance, problems in the given legal area on an example правоприменительной experts are analyzed and the idea about necessity of entering of additions for the legislation on compensation of harm of life and to health of the above-stated citizens is put forward.

Текст научной работы на тему «Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке обязательного государственного страхования»

3.4. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

Моисеева Светлана Федоровна, соискатель. Место учебы: Волгоградская академия государственной службы.

Аннотация: В предлагаемой статье автор рассматривает вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в порядке обязательного государственного страхования. Исследования в данной правовой области на примере правоприменительной практики доказывают наличие проблем, связанных с признанием прав застрахованных и выгодоприобретателей на компенсации, а также присутствие многообразия правоотношений по страхованию, не регулируемых законом. Предлагается внести изменения в законодательство о страховании вреда жизни и здоровью вышеуказанных граждан, а именно: дифференцировать размер страховых сумм в зависимости от обстоятельств причинения вреда и установить единый размер страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим, имеющим различные воинские звания.

Ключевые слова: страхование, обязательное государственное страхование, вред, страхователь, страховщик, застрахованный, военная служба, травма, страховой случай, страховая сумма.

COMPENSATION OF THE HARM CAUSED TO LIFE AND

HEALTH OF MILITARY MEN OF ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION, AS COMPULSORY STATE INSURANCE

Moiseeva Svetlana Fedorovna, competitor. Place of study: Volgograd Academy of government service.

Annotation: In offered article the author considers questions of compensation of the harm caused to life and health of military men of Armed forces of the Russian Federation, as obligatory state insurance, problems in the given legal area on an example правоприменительной experts are analyzed and the idea about necessity of entering of additions for the legislation on compensation of harm of life and to health of the above-stated citizens is put forward.

Keywords: insurance, compulsory state insurance, harm, insured, insurer, insured person, military service, trauma, occurrence insured, sum insured.

Страхование - это правоотношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового

дела в РФ».1 Основная часть договоров страхования заключается на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика. Но в случаях, когда возмещение вреда представляет общественный интерес, заключение данного договора является для страхователя обязанностью в силу закона. Статья 969 ГК РФ определяет особенность, присущую обязательному государственному страхованию:

а) особый источник финансирования (средства, выделенные на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и ведомствам, которые выступают в роли страхователей);

б) специальный состав застрахованных лиц (государственные служащие);

в) конкретный круг объектов страхования (жизнь, здоровье и имущество);

г) основания возникновения отношений по обязательному государственному страхованию и размер страховой премии указаны в законе о таком страховании.

Данная статья указывает на приоритет законов об обязательном государственном страховании над правилами ГК РФ о таком страховании.

Федеральный закон от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»2 наряду с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» составляет правовую основу страховой деятельности с участием военнослужащих РФ. Страхователем для военнослужащих Вооруженных Сил РФ и приравненных к ним в страховом обеспечении лиц является Министерство обороны РФ.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ определен период, в течение которого граждане являются застрахованными: военнослужащие и лица, призванные на военные сборы - со дня начала военной службы по день окончания этой службы, а уволенные с военной службы граждане - 1 год после исключения их из списков личного состава воинской части. Поскольку началом военной службы по призыву считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы,3 следовательно, если призывник, фактически еще не являющийся военнослужащим, повредит здоровье, он также имеет право на страховое пособие.

Федеральным законом N 52-ФЗ все страховые случаи поделены на две группы:

1) получение военнослужащим увечья или заболевания;

2) установление инвалидности или смерть, являющиеся следствием повреждения здоровья в период прохождения военной службы.

Причинную связь повреждения здоровья и смерти с военной службой определяет Военно-врачебная экс-

1 Ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. - 12 января.

2 Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1474

3 См.: п. 10 ст. 38 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1475.

пертиза. Согласно ст. 41 Положения о Военноврачебной экспертизе4, комиссия выносит заключение о причинной связи в следующих формулировках:

а) «военная травма», если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы;

б) «заболевание получено в период военной службы», если заболевание возникло у освидетельствуе-мого в период прохождения военной службы и военных сборов, но не связано с исполнением обязанностей военной службы, либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности к военной службе, а также при хронических заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы;

в) «общее заболевание», если увечье или заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва или поступления на военную службу или после увольнения со службы, а также если в период службы не достигло степени, которая изменяет категорию годности к службе.

Лишь первые два заключения дают основание для выплаты страховых сумм. Формулировка «заболевание получено в период военной службы» указывает на то, что военная служба не является причиной заболевания, но несмотря на данное обстоятельство, Министерство обороны всё же несет ответственность по страховому обеспечению.

Не всякое повреждение здоровья и не всякая смерть является страховым случаем. Пунктом 18 Инструкции5 предусмотрен месячный срок, в течение которого командир имеет возможность собрать всю необходимую информацию о полученном военнослужащим повреждении здоровья или смерти и установить, является ли это страховым случаем. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона N 52-ФЗ, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, если страховой случай: а) наступил вследствие совершения лицом общественно опасного деяния; б) находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением лица; в) является результатом доказанного судом умышленного причинения лицом вреда своему здоровью или самоубийства лица. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы, если смерть застрахованного наступила вследствие самоубийства, и к этому времени лицо находилось на военной службе не менее 6 месяцев, или если смерть застрахованного явилась результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения лица на военной службе.

Нередки случаи, когда инвалидность устанавливается гражданам по истечении 1 года после исключения из списков личного состава (не в страховой период), в результате чего данные граждане вынуждены доказывать, что случай является страховым. Мы считаем, что в подобных ситуациях необходимо обращение в суд с исковым заявлением о признании права на получение страховых сумм, и суд установит причину невыплаты «страховки» . Является ли это следствием бездейст-

4 Постановление Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 10. - Ст. 902.

5 См.: Приказ Минобороны РФ от 10.10.1998 г. N 455// Российская газета. 1998. - 3 декабря.

6 См.: Решение Краснооктябрьского районного суда Волгограда

от 15.09.2010 г. по иску Белянского С.Ю. // Архив суда. Дело № 2-

4873/10; Решение Советского Районного суда Волгограда от

вия командира, который несвоевременно направил в комиссариат Личное дело уволенного, в котором имеется Заключение ВВК7 и без которого Бюро МСЭ не вправе называть причиной инвалидности заболевание, полученное в период службы?8 Или невыплата явилась следствием ненадлежащего исполнения комиссариатом своих обязанностей (пропустили срок отправки документов)? Возможно, пропустил годичный срок сам инвалид. В связи с первыми двумя причинами суд обязан признать право на получение страховой суммы.

Размер страховой суммы - это одно из существенных условий договора страхования. В обязательном государственном страховании он устанавливается федеральным законом. Согласно ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, каждому выгодоприобретателю выплачивается по 25 окладов денежного довольствия застрахованного военнослужащего. В случае установления 1, 2 и 3 групп инвалидности в период военной службы либо до истечения 1 года после увольнения вследствие заболевания, полученного в период военной службы, застрахованному лицу выплачивается соответственно 75, 50 и 25 окладов его денежного довольствия, установленного на день выплаты страховой суммы. Однако нередки случаи, когда со дня отправки документов страховщику до дня производства выплат страховой суммы застрахованный будет повышен в воинском звании, и на день выплаты страховой суммы пострадавшему будет положена уже другая сумма. Закон не устанавливает специальные требования к поведению сторон договора страхования в подобных ситуациях.

В период своей службы военнослужащие получают травму или заболевание ни один раз. Положена ли им выплата страховых сумм по каждому страховому случаю? Бывшему военнослужащему Б. в 1997 году установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием суставов, полученным в период прохождения военной службы. По данному страховому случаю гражданину выплачена сумма по обязательному государственному страхованию в размере 25 окладов. Через несколько лет после снятия группы инвалидности офицер запаса вновь поступил на службу. Участвуя в боевых действиях, в 2005 году он получил черепномозговую травму, вследствие чего был уволен и признан инвалидом 2 группы с заключением «Военная травма». Однако страховщик выплатил пенсионеру не 50 окладов денежного довольствия, а лишь 25 окладов, так как счёл, что имеет место «усиление группы». Так как в 2005 году Б. установлена инвалидность по травме головы, а в 1997 году - по заболеванию суставов, то в данном случае это не «усиление группы». Во-вторых, в 2005 году она установлена, когда Б. был застрахован повторно. Суд признал, что страховщик обязан был выплатить не 25, а 50 окладов денежного

24.01.2011 г. по иску Щеглова С.В. // Архив суда. Дело № 2626/11.

7 См.: п. 13 Приказа Министра обороны от 11.03.1999 года № 99// Российская газета. 1999. - 10 июня.

8 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 // Российская газета. 2006. - 28 февраля.

довольствия 9 Однако законодательство не регулирует подобные спорные отношения.

Некоторые категории военнослужащих подпадают под действие нескольких законов об обязательном государственном страховании жизни и здоровья (одновременно с Федеральным законом N 52-ФЗ). К ним относятся судьи военных судов10, военнослужащие военной прокуратуры11 и военнослужащие, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 2

При расчете страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих учитываются оклады по воинскому званию и должности. Однако отсутствует дифференцированный подход в части учёта объема напряженности службы и повышенного риска. Размер страховой выплаты в связи с заболеванием, полученным в боевых действиях равен размеру этой выплаты в связи с заболеванием, полученным во внеслужебное время. Вряд ли это отвечает принципу социальной справедливости. Государство, невиновное в заболевании, полученном на отдыхе, не должно нести ответственность, равную при заболевании, полученном на войне. Также размер компенсаций не должен зависеть от того вклада, который успел внести военнослужащий: офицер - больше, солдат - меньше, так как и тот и другой стали инвалидами. Например, в Вооруженных Силах Украины для расчета страховой суммы вне зависимости от воинских званий и должностей учитывается размер минимального прожиточного уровня, в ВС Белоруссии — размер минимальной заработной платы, в армиях стран дальнего зарубежья - фиксированный размер страховой суммы, рассчитываемый по страховому тарифу, выбранному самим военнослужащим.

Неустойка (штраф, пеня) как способ обеспечения исполнения обязательств и мера имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, по смыслу статей 12, 330, 332 и 394 ГК РФ, стимулирует своевременное исполнение обязательств, позволяя значительно снизить вероятность нарушения прав кредитора и предупредить это нарушение. Следовательно, само по себе закрепленное в статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ правило об ответственности страховщика в виде штрафа в размере 1 % пособия за каждый просроченный день - это специальная гарантия защиты прав застрахованного лица. В соответствии с фЗ РФ от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании...»13 в случаях задержки страховых выплат страховщик обязан выплатить пеню в размере 0,5 % невыплаченной страховой суммы за каждый день просрочки, независимо от того, по чьей вине - страховщика или страхователя это произошло. В отношении же военнослужащих штраф за несвоевременную выплату предусмотрен только, если просрочка произошла по вине страховщи-

9 См.: Решение Дзержинского районного суда Волгограда от 18.10.2010 г. по иску Бурянина // Архив суда. Дело № 2-5296/10.

10 Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. N 3132-1 // Российская газета. 1992. - 29 июля; ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. N 45-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1995. - N 17. - Ст. 1455.

11 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. N 2202-1 // Российская газета. 1992. - 18 февраля.

12 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. N 1244-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. - N 21. - Ст. 699.

13 Собрание законодательства РФ. -1998. - N 31. - Ст. 3803.

ка. В случаях несвоевременного внесения страхователем страховых взносов страховщик в силу абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ освобождается от ответственности в виде штрафа. Следовательно, в таких случаях на неопределенное время откладывается исполнение страховщиком его обязательств в установленный законом срок. Это также свидетельствует о низком уровне государственной защиты военнослужащих в сравнении с защитой обычных граждан.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников отношений, свободе договора. Ни один из перечисленных принципов в отношении застрахованных военнослужащих не действует в полной мере: военнослужащие не могут самостоятельно обеспечить свои интересы при заключении договора страхования, поскольку не являются стороной в договоре, не принимают участия в формировании его условий. Однако бремя негативных последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств перед страховщиком зачастую несут именно застрахованные лица. Несвоевременная выплата страховых сумм затрагивает широкий круг их прав и свобод. Законодатель нарушил баланс прав и обязанностей, которые вытекают из природы и целей обязательного государственного страхования, и ограничил права застрахованных лиц. Не только у застрахованных и страховщика имеется страховой интерес. «Расчет» страхователя (Министерства обороны РФ) состоит в том, чтобы поддерживать постоянную готовность граждан к выполнению задач по обороне государства, а значит, поддерживать их крепкое физическое здоровье. Следовательно, страхователь заинтересован в создании условий для качественной реабилитации застрахованных, компенсации и восстановлении их здоровья.

Вышеизложенное в данной статье подчеркивают необходимость совершенствования законодательных норм, регулирующих сложные и многогранные вопросы социальной защиты военнослужащих, которые являются неотъемлемой частью их статуса.

Список литературы:

1. Российская газета. 1992. - 18 февраля, 29 июля; 1993. - 12 января; 1998. - 3 декабря.

2. Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 17. -Ст. 1455; 1998. - N 13. - Ст. 1474, 1475; № 31. - Ст. 3803; 2003. - № 10. - Ст. 902

3. Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 21. - Ст. 699.

Literature list:

1. Russian newspaper.1992. - 18 February, 29 July; 1993. - 12 January; 1998. - 3 December.

2. Collected of legislation of RF. - 1995. - № 17. - Art. 1455; 1998. - N 13. - art. 1474, 1475;

3. Vedomosty of Supreme Court. - 1991. - N 21. - Art. 699.

Рецензия

на статью Моисеевой С.Ф. «Возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, в порядке обязательного государственного страхования»

В работе исследуются проблемы, связанные с признанием прав застрахованных военнослужащих Вооруженных Сил РФ и лиц, призванных на военные сборы, на возмещение вреда их жизни и здоровью, и дается подробный анализ правоотношений по

обязательному государственному страхованию жизни и здоровью указанных граждан.

Автором подробно изучен порядок прохождения военной службы, порядок признания лиц инвалидами, актуальность обязательного государственного страхования, интерес страхователя, правовая основа данного вида страхования, - что выделяет её работу среди исследований в этой правовой области иных авторов.

Особый интерес представляет вывод о необходимости дифференцировать размер страховых сумм в зависимости от обстоятельств причинения указанного вреда и установить единый размер страховых сумм для военнослужащих, имеющих различные воинские звания. Данные выводы представляют практический интерес, могут быть учтены законодателем при внесении изменений в закон.

Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии государственной службы доктор юридических наук, профессор А.Я. Рыженков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.