Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина Светлана Дмитриевна

В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки «44.03.01. Педагогическое образование», «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» и «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в области воспитания в организациях высшего образования на современном этапе; рассматриваются трудности, возникающие в работе педагога с детьми в целом, и сделан акцент на актуальных проблемах, влияющих на профессиональную подготовку в области воспитания в организации высшего образования в частности, а именно: размытие основных ценностей и ценностных ориентиров у подрастающего поколения, проблемы с формированием самоидентичности у детей разного возраста, размытие русской идентичности, влияние гаджетов на взаимодействие между людьми и социализацию детей в сообществе, влияние средств массовой информации (СМИ) на адекватную оценку информированности и эрудированности подрастающего поколения, возникающие проблемы в патриотическом, гражданском, семейном и др. видах воспитания. Определены основные акценты, которые должны быть учтены при преподавании дисциплины «Теория воспитания» студентам высших учебных заведений по указанным направлениям подготовки с учетом названных проблем. Сделан акцент на формировании у будущих педагогов знаний базовых основ воспитания с точки зрения психологии и физиологии ребенка, ценностных ориентиров, саморефлексии своей деятельности, самовоспитания в процессе жизнедеятельности. Отмечена важность педагогических отношений между преподавателем и студентом во время изучения курса. В статье представлен обзор научной литературы по подготовке педагогических кадров в области воспитания в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажина Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANT ISSUES OF TEACHER TRAINING IN THE FIELD OF EDUCATION

The article raises the problem of training specialists in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education, 44.03.02 Psychological and Pedagogical Education and 44.03.05 Pedagogical Education (with two training majors) in the field of education in higher educational organizations at the present stage. Issues affecting the causes of difficulties arising in the work of a teacher with children in general are pointed out and emphasis is placed on topical issues affecting vocational training in the field of education in the organization of higher education in particular, namely: the blurring of basic values and value orientations in the younger generation, problems with formation of self-identity in children of different ages, blurring Russian identity, the influence of gadgets on human interaction and socialization of children in the community, the influence of mass media (mass media) on the adequate assessment of the awareness and erudition of the younger generation, emerging problems in patriotic, civil, family and other types of education. The main focus that should be taken into account when teaching the discipline “Theory of Education” to students of higher educational institutions in these areas of training while taking into account the identified problems are determined. The emphasis is placed on education of future teachers in the basic foundations of education from the point of view of psychology and physiology of the child, value orientations, self-reflection of their activities, self-education in the process of life. The importance of pedagogical relations between a teacher and students during the course is noted. The article presents an analysis of the scientific literature on the training of teachers in the field of education in higher education, formulated problems and ways out of them.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ»

Научная статья/ Original article

УДК 378.14

https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-132

Актуальные проблемы подготовки педагогов в области воспитания1

Сажина Светлана Дмитриевна

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия, kosp@syktsu.ru

Аннотация. В статье поднимается проблема подготовки специалистов по направлению подготовки «44.03.01. Педагогическое образование», «44.03.02. Психолого-педагогическое образование» и «44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в области воспитания в организациях высшего образования на современном этапе; рассматриваются трудности, возникающие в работе педагога с детьми в целом, и сделан акцент на актуальных проблемах, влияющих на профессиональную подготовку в области воспитания в организации высшего образования в частности, а именно: размытие основных ценностей и ценностных ориентиров у подрастающего поколения, проблемы с формированием самоидентичности у детей разного возраста, размытие русской идентичности, влияние гаджетов на взаимодействие между людьми и социализацию детей в сообществе, влияние средств массовой информации (СМИ) на адекватную оценку информированности и эрудированности подрастающего поколения, возникающие проблемы в патриотическом, гражданском, семейном и др. видах воспитания. Определены основные акценты, которые должны быть учтены при преподавании дисциплины «Теория воспитания» студентам высших учебных заведений по указанным направлениям подготовки с учетом названных проблем. Сделан акцент на формировании у будущих педагогов знаний базовых основ воспитания с точки зрения психологии и физиологии ребенка, ценностных ориентиров, саморефлексии своей деятельности, самовоспитания в процессе жизнедеятельности. Отмечена важность педагогических отношений между преподавателем и студентом во время изучения курса.

В статье представлен обзор научной литературы по подготовке педагогических кадров в области воспитания в высшей школе, сформулированы проблемы и пути выхода из них.

© Сажина С. Д., 2022

Ключевые слова: педагогическое образование, воспитание, теория воспитания, проблемы воспитания, образовательная организация высшего образования

Для цитирования: Сажина С. Д. Актуальные проблемы подготовки педагогов в области воспитания // Человек. Культура. Образование. 2022. № 4. С. 132-144. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-132

Relevant Issues of Teacher Training in the Field of Education

Svetlana D. Sazhina

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia, kosp@syktsu.ru

Abstract. The article raises the problem of training specialists in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education, 44.03.02 Psychological and Pedagogical Education and 44.03.05 Pedagogical Education (with two training majors) in the field of education in higher educational organizations at the present stage. Issues affecting the causes of difficulties arising in the work of a teacher with children in general are pointed out and emphasis is placed on topical issues affecting vocational training in the field of education in the organization of higher education in particular, namely: the blurring of basic values and value orientations in the younger generation, problems with formation of self-identity in children of different ages, blurring Russian identity, the influence of gadgets on human interaction and socialization of children in the community, the influence of mass media (mass media) on the adequate assessment of the awareness and erudition of the younger generation, emerging problems in patriotic, civil, family and other types of education. The main focus that should be taken into account when teaching the discipline "Theory of Education" to students of higher educational institutions in these areas of training while taking into account the identified problems are determined. The emphasis is placed on education of future teachers in the basic foundations of education from the point of view of psychology and physiology of the child, value orientations, self-reflection of their activities, self-education in the process of life. The importance of pedagogical relations between a teacher and students during the course is noted.

The article presents an analysis of the scientific literature on the training of teachers in the field of education in higher education, formulated problems and ways out of them.

Keywords: pedagogical education, upbringing, theory of upbringing, issues of upbringing, educational organization of higher education

For citation: Sazhina S. D. Relevant Issues of Teacher Training in the Field of Education. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2022; 4:132-144 (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2233-1277-2022-4-132

Введение. Воспитательная система — это необходимое условие преобразования требований общества во внутренние регуляторы поведения и деятельности подрастающей личности, она призвана ориентироваться на формирование способности противостоять негативным влияниям внешней среды. Педагог должен учить обучающихся одновременно сопротивлению и адаптации к окружающей действительности.

Процесс преобразований, охвативший мир в настоящее время, закономерно отражается на профессиональной подготовке педагогических кадров и, следовательно, на содержании теоретических курсов, преподаваемых в высших учебных заведениях.

Одно из ведущих мест в трансляции педагогической культуры и превращении ее в профессиональную культуру педагога принадлежит курсу «Теория воспитания», содержание которого «должно представлять непротиворечивую концептуальную систему педагогических взглядов, идей, представлений, а также положений, формулирующих закономерности, принципы и способы осуществления воспитания в виде соответствующей модели на фоне определенной социокультурной ситуации» [1, с. 4].

Методы исследования, теоретическая база. Используя методы теоретического исследования, а именно: методы анализа и синтеза, позволяющие найти проблемы и определить пути их решения; методы индукции и дедукции, позволяющие раскрыть проблемы от частного к общему и наоборот; логическое обобщение, позволяющее осуществить переход от одной мысли к другой, от более частной мысли к более общей, нами был проведен анализ нормативно-правовой базы и обзор научных исследований в области воспитания и подготовки педагогических кадров.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», воспитание — это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»1.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает роль воспитания в сфере образования, а именно роль образовательных организаций в воспитании будущего гражданина России; определяет базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания; определяет идеал, на который должно ориентироваться воспитание: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»2.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Развитие воспитания в системе образования предполагает «полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин», «приоритетной задачей в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»3.

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года говорит об усилении воспитательной направленности педагогического образования, о необходимости обеспечения опережающих темпов изменений систе-

1 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.10.2022).

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (mosmetod.ru) (дата обращения: 01.10.2022).

3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г., № 996-р). URL: f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (government.ru)/ (дата обращения: 01.10.2022).

мы подготовки педагогических кадров, определяет роль педагога как ключевую для обеспечения будущего развития страны, делает акцент на реализации ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации. Основными задачами обозначено: «обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности... ; формирование воспитывающей среды образовательных организаций, создающей условия для личностного и профессионального развития обучающихся, формирования у них социально значимых, нравственных качеств, активной гражданской позиции и моральной ответственности за принимаемые решения...»1.

Таким образом, основные федеральные документы обеспечивают понимание процесса воспитания на современном этапе, определяют его базовое содержание, обосновывают усилия государственных и общественных институтов по социализации детей и их самоопределению в мире ценностей и традиций, нацеливают образовательные организации на создание единого воспитательного пространства, определяют ведущую роль педагога в воспитании личности ребенка. Именно поэтому особую важность для педагогов образовательных организаций приобретают специальные знания в области воспитания, понимание сути воспитания на современном этапе, возможностей реализации их в практической деятельности.

Говоря о необходимости подготовки педагогов в условиях высшего образования в области воспитания, отметим, что данный вопрос рассматривался разными исследователями: общенаучными критериями, определяющими статус теории воспитания как отрасли научного знания и трансформации его в учебный предмет занимались В. В. Краевский, А. И. Ракитов, В. И. Степин и др.; концепции формирования личности учителя посвятили свои работы В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.; закономерности трансляции педагогической культуры при профессиональной подготовке буду-

1 Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. URL: 5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (government.ru) (дата обращения: 01.10.2022).

щего педагога исследовали А. И. Мищенко, Н. Ф. Талызина, А. И. Ши-янов и др.; дидактическая концепция о соотношении науки и учебного предмета была определена в трудах В. В. Краевского, И. Я. Лер-нера и др.; исследованиями подготовки педагога к решению воспитательных задач в новых, противоречивых условиях социальной жизни занимались И. Д. Демакова, И. А. Колесникова, Л. И. Новикова, С. Д. Полякова, Н. Л. Селиванова и др.; становлению и развитию теории воспитания как учебного предмета в подготовке будущего учителя посвящено исследование Е. В. Кондратенко, а подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения — Н. Л. Винниченко; о подготовке кадров в контексте реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» говорила И. В. Вагнер. Необходимо заметить, что на разных этапах развития теоретического знания, изменения социокультурной ситуации в России наполнение содержательного компонента теории в области воспитания изменялось. Это касалось и понятийно-категориального аппарата, испытывающего влияние общественно-политической жизни страны.

Теоретический анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что цели воспитания в историческом формате детерминированы уровнем цивилизации сообщества, темпами научно-технического и социального прогресса, его демократическими характеристиками, экономическими возможностями и т. п. Ретроспектива целей воспитания по эпохам позволяет определить, что целью воспитания при первобытно-общинном строе было вооружение человека опытом выживания; при рабовладельческом строе: для детей рабовладельцев — подготовка их к роли господ, а для детей рабов — формирование покорности и исполнительности в выполнении требований господина; целями воспитания в феодальном обществе являлись: овладение рыцарскими добродетелями — у детей феодалов и формирование навыков трудового воспитания и послушания — у детей крестьян; при капиталистическом строе доминировало экономическое воспитание, что, соответственно, и определяло основную цель воспитания будущего гражданина [2]. Целевые приоритеты также оспаривались разными авторами в разные эпохи, например: у Ф. Фребеля — это познание природы, Бога и самого себя; у В. Г. Белинского — воспитание борца с крепостничеством и царизмом, у В. А. Сухомлинского — воспитание граж-

данственности и т. п. В настоящее время нормативно-правовые документы в области воспитания определяют целевые приоритеты в рамках высоконравственности, созидания и гражданственности.

Между тем на современном этапе восприятие роли педагога лишь как транслятора определенного объема знаний является существенным недостатком. Зачастую студентами педагогического вуза воспитательная деятельность рассматривается как вспомогательная или, ещё хуже, как обуза. Причинами этого могут быть как непрофессионализм педагогов, так и противоречия между несфор-мированностью базовых национальных ценностей у самих студентов и необходимостью транслировать такую информацию обучающимся.

Результаты исследования и их обсуждение. Подготовка педагогов к воспитательной деятельности в демократическом гражданском обществе должна быть направлена на достижение ведущей цели образования — подготовку обучающихся к жизненному самоопределению.

Согласно Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: «...содержание, технологии, управление и инфраструктура педагогического образования требуют постоянной трансформации, связанной с изменениями, происходящими в системе общего образования, с необходимостью обеспечивать опережающие темпы изменений системы подготовки педагогических кадров», одной из которых является «недостаточное соответствие результатов подготовки выпускника (молодого педагога] актуальным запросам отрасли образования, общества и государства»1. В ряде случаев причиной этого является воспитание самих студентов, которое не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам.

Важно, чтобы самими будущими педагогами были осознаны и приняты демократические воспитательные ценности, гуманистическая парадигма воспитания, сопровождение обучающихся в их саморазвитии и др. У самого педагога должна быть сформирована воспитательная позиция, понимаемая как «совокупность ценност-

1 Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html/?ysclid =l8q9d4vw59693616784 (дата обращения: 01.10.2022)

ных его ориентаций — ценностное отношение к профессии, личности ребенка, воспитательные, духовно-нравственные, гуманистические ценности, которые педагог реализует в воспитательной деятельности; представления о своей роли в системе взаимодействия субъектов воспитания» [3], способствующая реализации воспитательных ценностей российского демократического общества в практике воспитания, влияющая на положительную мотивацию к воспитательной деятельности, активную субъектную позицию педагога в воспитательном процессе.

Нами определен ряд проблем, влияющих как на качество подготовки самого будущего учителя, так и на его последующую работу в рамках воспитательной деятельности с обучающимися:

1] размытие основных ценностей и ценностных ориентиров у подрастающего поколения через восприятие информации, подаваемой средствами массовой информации. В связи с тем что ребенок не может отделить виртуальную реальность от действительности и воспринимает изображаемое как идеал для подражания, могут формироваться определенные стереотипы поведения и общения, часто отрицательного характера (непристойное поведение, ненормативная лексика и др.]. Это психологически обусловлено, так как быстрее и активнее человеком воспринимается негативная информация и наличие большого количества данной информации создает у детей тревогу и волнение. Отдельным аспектом рассматривается негативная информация о нашей стране, которую обучающиеся слышат с экрана и которая формирует у них антипатриотические чувства;

2] одно из ведущих мест в формировании самоидентичности современного ребенка занимает гендерная самоидентификация, которую продвигает массовая медиакультура, направленная на перестройку общественного сознания. Влияние гендерно-нейтральной модели воспитания на подрастающее поколение способствует формированию психологической травмы, когда человек с самого раннего рождения не имеет представления о том, кто он есть, а также о том, кем он хочет быть;

3] социальные проблемы выявляются и в семье как институте естественной биологической и социальной защиты ребенка. Превалирование комфортных условий существования с применением различных гаджетов над коммуникативным и социальным взаимо-

действием друг с другом приводит к появлению социальной дезадаптации у детей, формирует у них бедность и примитивность эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, реакции на происходящее, искажает мировоззрение;

4) изобилие благ зачастую негативно влияет на понимание детьми стараний, которые были потрачены окружающими людьми для создания удобства, что приводит к идентификации жизни с повышенным комфортом и доставляет трудности при переживании даже небольшой стрессовой ситуации, а также напрямую влияет на доминирование такой черты личности у обучающихся, как эгоцен-тричность;

5) проблемы использования гаджетов для общения в современном мире отражаются на уровне адаптации обучающихся к коллективу, социальной приспособленности их в обществе, умении общаться с социальным окружением. Сочетание эгоцентричности и использования гаджетов как устройства, способствующего позиционированию личности в сообществе, приводит к нивелированию личности другого человека, использованию его как средства для достижения определенных целей;

6) на формирование мировоззрения обучающихся влияет и количество мигрантов, имеющих иные ценностные ориентиры, чем у граждан Российской Федерации. Интенсификация процессов миграции влияет на размытие русской идентичности, ценностных ориентаций, формирование этики поведения в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности;

7) наличие агрессии в сторону России от представителей других стран, расширение зон конфликтов влияет на обострение конфликтной ситуации в государстве между сторонниками и противниками специальной военной операции (СВО), сказывается на формировании мировоззрений как самого обучающегося, так и всех членов семьи ребенка. Отсутствие специальных знаний, кругозора, сформированного критического мышления не позволяет обучающемуся своевременно определить правильность преподносимой информации СМИ, что в дальнейшем может сказываться на социализации его в сообщество, способствует более агрессивному поведению по отношению к окружающим, формированию у ребенка антигражданской позиции.

Современная миссия воспитания в кризисную эпоху, по мнению И. А. Колесниковой [4], состоит «в побуждении, поддержке, со-

хранении, удержании, развитии в людях человеческого начала», это так называемая педагогическая экология. То есть будущий педагог должен учиться не воспитывать набор каких-то определённых личностных характеристик у обучающихся, а, как отмечал В. В. Зеньковский, результатом должна стать «способность в кризисных условиях, в жесткой антигуманной социальной ситуации жить "по-человечески", делая выбор в сторону добра» [4], в сторону русской идентичности, основных жизненных ценностей. Студента необходимо ориентировать на возможность создавать позитивный воспитательный контекст на фоне не совсем благоприятной жизненной ситуации.

В связи с этим возникает главенствующая роль опоры на научное понимание природы и механизмов процесса воспитания, его психофизиологических основ, формирование целостного взгляда на феномен воспитания, осознанную методологическую позицию, формирование у студента доминанты на человека, акцента на профессиональное самопознание и самовоспитание. В содержание дисциплины необходимо заложить изучение системы ценностей, служащей ориентиром для жизни каждого человека, а также ориентиром для целей воспитания; определить смыслы, направленные на работу с человеческими качествами; разобрать систему отношений, при которой воспитательные мероприятия будут приняты оппонентами; обучать умению оценивать и выбирать социокультурный контекст воспитательной деятельности, обосновывать данный выбор. Это будет способствовать пониманию, осознанию и принятию будущими педагогами значимости процесса воспитания, общечеловеческих ценностей, актуальных ценностных ориентиров, характерных для нашей страны в данный промежуток времени, положительной мотивации к воспитательной деятельности.

Оптимальной дисциплиной для подготовки в области воспитания является «Педагогика», которая включает в себя раздел «Теория воспитания», раскрывающий сущность воспитания, его закономерности, принципы, место в целостной структуре образовательного процесса, содержание, формы, методы, средства и технологии. Поэтому всё вышесказанное должно отражаться в содержании и примерах, раскрывающих основные теоретические аспекты данного курса; рассматриваться более подробно в темах, например «Виды воспитания», где акцент необходимо делать на умствен-

ное, нравственное, трудовое, половое, гендерное, патриотическое, гражданское, семейное воспитание; отдельно выделяется тема, связанная с работой детских общественных объединений (Российское движение школьников] и др.; дополнительно в рамках культурных практик рассматриваются реальные ситуации образования в образовательных организациях; определяется система педагогических отношений между преподавателем и студентом во время изучения теории воспитания с учетом понимания особенностей современного студента и современного обучающегося образовательной организации. Это позволит подготовить поколение специалистов, которые даже при изменяющейся образовательной ситуации, ситуации в стране и мире, будут конкурентоспособными, так как смогут осуществлять педагогическую деятельность не по заранее установленному шаблону, а на уровне смыслов и понимания логики происходящего.

Заключение. Таким образом, современность порождает принципиально новые воспитательные реалии и новые задачи для педагогов: поддержка самореализации обучающихся в социальной практике, создание условий для интенсивного развития у них актуального опыта, критического мышления, ценностных ориентаций, осуществление самостоятельного обоснованного выбора действий, принятия решений в соответствии с имеющимися целевыми ориентирами и изменяющейся обстановкой. Главная роль в этом принадлежит образовательной организации и непосредственно педагогу.

Новые вызовы диктуют новые подходы к воспитанию, а научное понимание изменений, происходящих в рамках современных социальных процессов, влияет на понимание фундаментальности воспитания в целом и процесс воспитания в частности. Профессиональное поведение в области воспитания должно осуществляться педагогом обоснованно и осознанно, с опорой на лично значимую систему ценностей, с использованием педагогического потенциала любой ситуации, с учетом проблем, особенно актуальных на современном этапе, и рефлексивного отношения к собственным действиям.

В связи с этим особое внимание уделяется подготовке будущих специалистов в области воспитания подрастающего поколения и переосмыслению содержания дисциплин, в частности курса «Теория воспитания».

Данный курс становится основополагающим при формировании не только знаний и умений в области воспитательной деятельности, но и создании благоприятных условий для развития личностных новообразований у самих студентов путем обеспечения гибкости в отборе содержания образования, приспособления программ к уровню базовой воспитанности студента, определения достаточной системы содержательных единиц, направленных на достижение комплексного результата.

Список источников

1. Кондратенко Е. В. Становление и развитие теории воспитания как учебного предмета в системе профессиональной подготовки учителя, 1920-1980-е гг. : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 191 с.

2. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя // Research Jobs. URL: https://www.researchgate.net/ publication/312069689 (дата обращения: 01.10.2022].

3. Вагнер И. В. Актуальные задачи подготовки кадров в контексте реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-zadachi-podgotovki-kadrov-v-kontekste-realizatsii-professionalnogo-standarta-spetsialist-v-oblasti-vospitaniya (дата обращения: 01.10.2022].

4. Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17]. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404&ysclid=l 8pvt5ffxm647267886 (дата обращения: 01.10.2022].

References

1. Kondratenko E. V. Stanovlenie i razvitie teorii vospitaniya kak uchebnogo predmeta v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya, 1920-1980-e gg. : dis. ... kand. ped. nauk [Formation and development of the theory of education as an academic subject in the system of teacher training, 1920-1980s]. Moscow, 1998. 191 p. (In Russ.]

2. Isaev I. F., Eroshenkova E. I. Vectors of development of modern education: from awareness of the goal to the professional and pedagogical culture of the teacher. Research Jobs. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/312069689 (accessed 01.10.2022]. (In Russ.]

3. Vagner I. V. Actual tasks of personnel training in the context of the implementation of the professional standard "Specialist in the field of education".

Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2018, no 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-zadachi-podgotovki-kadrov-v-kontekste-realizatsii-professionalnogo-standarta-spetsialist-v-oblasti-vospitaniya (accessed: 01.10.2022). (In Russ.)

4. Kolesnikova I. A. The Meanings and Logic of Training a Teacher-Educator (A Response to the Appearance of a Professional Standard for a Specialist in the Field of Education). Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Lifelong Education: XXI Century], 2017, Vyp. 1 (17). Available at: https://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=3404&ysclid=l8pvt5ffxm647267886 (accessed: 01.10.2022). (In Russ.)

Сведения об авторе/Information about the author Сажина Светлана Дмитриевна Svetlana D. Sazhina

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии образования института педагогики и психологии, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Pedagogy and Psychology of Education Department of the Pedagogy and Psychology Institute of Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167000, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.10.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.10.2022

Принята к публикации / Accepted for publication 12.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.