Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное / бездуховность / деидеологизация / экспансия / «мягкая атака» / миссия театра / этика / эстетика / прекрасное / безобразное / артист / психология / свойства личности. / spiritual / lack of spirituality / de-ideologization / expansion / "soft attack" / theater mission / ethics / aesthetics / beautiful / ugly / artist / psychology / personality traits

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Хамида Ахюловна

в статье рассматривается проблема воспитания творческой личности в искусстве. Поскольку искусство, в частности театральное, во многом оказывает воздействие на духовную составляющую человека и общества, нельзя переоценить значение воспитания личности в театральной педагогике. Каков человек, каковы его нравственные принципы, человеческие ценности, в конце концов, способен ли он к коллективному творчеству, является определяющим в театральном искусстве. В процессе преподавания актёрского мастерства мы сталкиваемся с проблемами психологического, личностного характера, которые оказывают существенное влияние на профессиональное становление будущего актёра и режиссёра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмудова Хамида Ахюловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF TRAINING IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

the article deals with the problem of educating a creative personality in art. Since art, in particular theatrical, has a large impact on the spiritual component of a person and society, one cannot overestimate the importance of personality education in theatrical pedagogy. What a person is, what are his moral principles, human values, in the end, whether he is capable of collective creativity, is the determining factor in theatrical art. In the process of teaching acting, we are faced with psychological and personal problems, which have a significant impact on the professional development of the future actor and director.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

ACTUAL PROBLEMS OF TRAINING IN THE FIELD OF CULTURE

AND ART

Makhmudova Kh.A. (Republic of Uzbekistan) Email: Makhmudova574@scientifictext.ru

Makhmudova Khamida Akhyulovna - Honored Mentor of the Republic of Uzbekistan, Professor, DEPARTMENT OF ÄRT OF MUSICAL, DRAMA THEATER AND CINEMA, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the problem of educating a creative personality in art. Since art, in particular theatrical, has a large impact on the spiritual component of a person and society, one cannot overestimate the importance of personality education in theatrical pedagogy. What a person is, what are his moral principles, human values, in the end, whether he is capable of collective creativity, is the determining factor in theatrical art. In the process of teaching acting, we are faced with psychological and personal problems, which have a significant impact on the professional development of the future actor and director.

Keywords: spiritual, lack of spirituality, de-ideologization, expansion, "soft attack", theater mission, ethics, aesthetics, beautiful, ugly, artist, psychology, personality traits.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Махмудова Х.А. (Республика Узбекистан)

Махмудова Хамида Ахюловна - Заслуженный Наставник Республики Узбекистан, профессор, кафедра искусства музыкального, драматического театра и кино, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитания творческой личности в искусстве. Поскольку искусство, в частности театральное, во многом оказывает воздействие на духовную составляющую человека и общества, нельзя переоценить значение воспитания личности в театральной педагогике. Каков человек, каковы его нравственные принципы, человеческие ценности, в конце концов, способен ли он к коллективному творчеству, является определяющим в театральном искусстве. В процессе преподавания актёрского мастерства мы сталкиваемся с проблемами психологического, личностного характера, которые оказывают существенное влияние на профессиональное становление будущего актёра и режиссёра.

Ключевые слова: духовное, бездуховность, деидеологизация, экспансия, «мягкая атака», миссия театра, этика, эстетика, прекрасное, безобразное, артист, психология, свойства личности.

Ещё столетия назад Вовенарг отмечал что «правила нравственности меняются с каждым поколением: они подсказаны то добродетелью, то пороком» [5]. Сегодня зло и бездуховность особенно агрессивны. «Духовное в человеке - это, прежде всего, стремление прожить жизнь во имя цели, не суетно, не буднично, не эгоистично. Это строжайший самоконтроль, требовательность к себе. Это культура чувств, открытость всему истинно прекрасному, это стойкость и чистота. Бездуховность - это узость взгляда, сторонняя, трусливая, замкнутая на себе жизненная позиция, страсть к накопительству, материальным благам, это карьеризм, равнодушие к людям. Два этих начала не могут сосуществовать в мире» [3]. Деидеологизация искусства приводит к замещению её смыслов. Низкопробное массовое искусство, рассчитанное на удовлетворение первичных потребностей /теория бессознательного по Фрейду/, заполонило как большой экран, так и малый. Экспансия

49

худшей, низко художественной кассовой продукции находит отклик в ещё не окрепших молодых душах. Но надо помнить, что сегодня это дети, а завтра народ. В одной из телепередач по следам московских событий, Н.С. Михалков с горечью говорил о засилье на экранах телевидения бездумных, развлекательных передач и изрёк: «Мы, в конце концов, пропляшем свою страну, мы всё пропляшем!» [2].

Влияние инородных, так называемых «культур», привлекательность массовой культуры, рассчитанной на бездумное времяпрепровождение, требует от педагогов выработать в студентах эстетический и этический иммунитет против разного рода шаблонов и разнузданной вседозволенности в области культуры и искусства.

Уровень развития общества зависит от эстетического сознания. Эстетическое же сознание напрямую формируется, прежде всего, литературой и всеми видами подлинного, не суррогатного искусства.

Суть театральной профессии требует от творческой личности полной душевной и физической отдачи в определённое время, в определённом коллективе, в отличие от индивидуального творчества других профессий таких, скажем как живописец, музыкант, певец и т.д. Надо сказать что, конечно, каждому артисту присуще желание славы, признания, достижения творческих высот. Но! «Велики людские притязания, но ничтожны цели» [5]. Распыляя свои способности, талант, артист мельчает личностно, творит поверхностно, деградирует как художник. Что отличало великих деятелей театра в прошлом, таких как Аброр Хидоятов, Шукур Бурханов, Олим Ходжаев? Величие души и помыслов. «Величие души - есть возвышенное влечение делать великие дела» [5]. К сожалению, несмотря на то, что весь процесс обучения актёра пронизан желанием педагога сформировать у будущего актёра высокое нравственное сознание, воспитать личность творческую, ответственную за свой талант, добиться этого не всегда и не со всеми удаётся. «Управлять одним человеком, тем более способным, иной раз труднее, чем целым народом» [5].

По моему глубокому убеждению, всё кроется в изъянах воспитательной и общеобразовательной системы. Школа построена не на любви и уважении к отдельному ребёнку, формированию в нём самосознания, и уважения к себе, а на тотальном подчинении, страхе наказания. «Детей учат страху и повиновению. Надо взращивать в них самобытность, мужество, независимость, здравомыслие, красноречие, бодрость духа, природные данные, а не порабощать их нравственно» [5]. Изъяны и перекосы воспитания, его недостаток неизбежно отражается во взрослом индивидууме.

Этика - высшая форма эстетики. Художественному, эстетическому, а отсюда и этическому образованию уделяется, на мой взгляд, непростительно мало внимания. Эстетическое воспитание в школе, отношение к нему по остаточному принципу как к дополнению к образованию порождает проблемы во взрослой жизни. Человек формируется и познаёт мир в школьные годы.

Есть три типа подхода к миру, к предмету:

1) Практический тип - обывательское сознание, направленное на удовлетворение

биологических, физиологических потребностей.

2) Теоретический тип - объективное научное познание окружающего предметного мира, без человека и вне человека.

3) Эстетический тип - подхода к миру и предмету. Удовлетворение духовных потребностей. Мир в человеке и человек в мире. Полное слияние мира и человека (Всё во мне).

Готовя человека к жизни, к сосуществованию в человеческом сообществе надо чётко осознавать воспитательные цели. При неизбежном наличии всех трёх типов человеческого сознания в природе, человечеству необходимо, прежде всего, осознание себя как частицы целого, нравственное отношение к миру, к окружающим.

Научный подход изучает предмет вне личности. Эстетический подход к миру предполагает сопереживание, сочувствие. Эстетическое отношение к миру переходит в нравственные принципы, что является источником человеческого отношения к миру, к окружающим [1]. Обретая чувство к прекрасному, человек начинает испытывать

отвращение к безобразному. Человечность непосредственно облекается в форму. Мир воспринимается целостно.

В процессе преподавания актёрского мастерства мы сталкиваемся с проблемами психологического, личностного характера, которые оказывают существенное влияние на профессиональное становление будущего актёра и режиссёра. Профессиональная подготовка, формирование личности, способной к творчеству, обладающей навыками к самообразованию, самовоспитанию, умеющей согласовывать свои действия с действиями других участников совместного творчества сегодня становится трудновыполнимой без обращения к исследованиям по прикладной психологии.

Разработка и внедрение в практику научных методов профессионального отбора, знание индивидуальных психофизических свойств личности, характеров, темпераментов, готовности к обучению, способностей могли бы быть полезны не только на этапе профессионального отбора, но и помочь найти верные педагогические пути воспитания творческой личности с первых дней пребывания студента в вузе.

Список литературы /References

1. Kasimova Z.Kh. Professional orientation of communicative competence of students. European science. № 2 (51), 2020. Part II. P. 53-55.

2. Kasimova Zebo Khamidovna. Application of interactive methods in teaching psychology. Academicia: An International Multidisciplinary Research Journal. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://saarj.com. 2020, Volume 10. Issue: 9. P. 197-205. Article DOI:10.5958/2249-7137.2020.01046.0/ (дата обращения: 26.10.2020).

3. Акрамова С.Р. Роль интерактивных технологий в развитии информационной компетенции учащихся // European research. № 2(60), 2020. С. 85-88.

4. Касимова З.Х. Особенности национальных ценностей и межкультурных коммуникаций в содержании гуманитарного образования. Вестник науки и образования. № 22 (76). Часть 3, 2019. Стр. 49-52.

5. Де Клапье Вовенарг Люк. «Размышления и максимы». Изд. АСТ. Фолю. ISBN: 5-17011406-0, 966-03-1424-8, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.