Научная статья на тему 'Сохранение национальной идентичности в период глобализации мировых процессов'

Сохранение национальной идентичности в период глобализации мировых процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ ДРАМАТУРГИЯ / РЕЖИССУРА / ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТЬ / GLOBALIZATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / MORAL VALUES / DEIDEOLOGIZATION / STAGE ART / EDUCATION / ENLIGHTENMENT DRAMATURGY / DIRECTION / ART / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Махмудова Хамида Ахюловна

В общественно-политической жизни общества значительную роль играют вопросы духовно-нравственного характера. Статья затрагивает вопросы глобализации и экспансии массовой культуры, её влияние на формирование мировоззрения человека. Одной из важнейших задач творческой интеллигенции противостоять этому явлению посредством создания высоко художественных произведений. В основе любой деятельности человека лежат его личностные качества, моральные ценности, культура и мировоззрение. Искусство делает человека человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVING NATIONAL IDENTITY IN THE PERIOD OF GLOBALIZATION OF WORLD PROCESSES

Questions of a spiritual and moral nature play a significant role in the social and political life of a society. The article touches upon issues of globalization and expansion of mass culture, its influence on the formation of a person’s world view. One of the most important tasks of the creative intelligentsia is to confront this phenomenon through the creation of highly artistic works. At the heart of any human activity are his personal qualities, moral values, culture and worldview. Art makes man human.

Текст научной работы на тему «Сохранение национальной идентичности в период глобализации мировых процессов»

СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ Махмудова Х.А. Email: Mahmudova663@scientifictext.ru

Махмудова Хамида Ахюловна - профессор, кафедрав музыкально-драматического театра и кино, Государственный институт искусств и культуры Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в общественно-политической жизни общества значительную роль играют вопросы духовно-нравственного характера. Статья затрагивает вопросы глобализации и экспансии массовой культуры, её влияние на формирование мировоззрения человека. Одной из важнейших задач творческой интеллигенции противостоять этому явлению посредством создания высоко - художественных произведений. В основе любой деятельности человека лежат его личностные качества, моральные ценности, культура и мировоззрение. Искусство делает человека человеком.

Ключевые слова: глобализация, информационные технологии, нравственные ценности, деидеологизация, сценическое искусство, образование, просвещение драматургия, режиссура, искусство, личность.

PRESERVING NATIONAL IDENTITY IN THE PERIOD OF GLOBALIZATION OF WORLD PROCESSES Mahmudova H.A.

Mahmudova Hamida Axyulovna - Professor, DEPARTMENT OF MUSIC AND DRAMA THEATER AND CINEMA, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN,

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: questions of a spiritual and moral nature play a significant role in the social and political life of a society. The article touches upon issues of globalization and expansion of mass culture, its influence on the formation of a person's world view. One of the most important tasks of the creative intelligentsia is to confront this phenomenon through the creation of highly artistic works. At the heart of any human activity are his personal qualities, moral values, culture and worldview. Art makes man human. Keywords: globalization, information technologies, moral values, deideologization, stage art, education, enlightenment dramaturgy, direction, art, personality.

УДК 364.24

Глобализация идеологических процессов может носить как позитивный, так и негативный характер. Нельзя отрицать положительное влияние глобализации - она является мощным фактором участия государств в поддержании мира и стабильности на Земле. Вместе с тем, всё более усиливается отрицательное воздействие этого явления - возникновение и распространение локальных и региональных войн; усиление экономические зависимости народов стремление определенных политических сил и движений расширить сферу своего влияния до мировых масштабов: Геополитика на современном этапе проявляется не столько на полях сражения, сколько в идеологической сфере: идеологический диктат, навязывание своих идей и идеологических установок, религиозных взглядов, насаждение своих образцов культуры; внедрение выгодных духовных стереотипов использует так называемую «мягкую атаку» через средства массовой информаций и коммуникаций. [1] Особое место занимает всепроникающий интернет. Используется любой повод,

затрагивающий общественно - политические процессы, для проявления агрессивного наступления и создания общественного мнения. Причём ортодоксальные религиозные представители, а также негативно настроенные личности наиболее активны и бескомпромиссны. Используются различные технологии, например, «Окно Овертона». Ещё вчера неприемлемые, невообразимые явления обретают значимость и законность. Агрессивный национализм и шовинизм, религиозный фанатизм и экстремизм, культурная экспансия внедряется в сознание людей незаметно и настойчиво.

Политика нашей страны в сфере образования, просвещения, духовного воспитания заслуживает уважения. Огромное количество детских, юношеских фестивалей, выявляющих талантливую молодёжь; внимание к физической и нравственной культуре; интернациональная политика даёт повод для позитивного настроя. Благодаря этому, мы живём в относительно спокойной, благополучной стране. Мы не наблюдаем межэтнической вражды, шовинизма, межнациональной розни. Уважение к старшим, бережное отношение к этическим традициям народа, сохраняются, и по сей день.

Это касается и сценического искусства. Большая часть современной узбекской драматургии, вне зависимости от художественного уровня, посвящена традиционным для нашего народа морально-этическим ценностям, возможно, поэтому они и пользуются большой популярностью у народа и помогают ему сохранять свою ментальность.

Кино также пытается найти национальное своеобразие. Однако стремление соответствовать конъюнктуре приводит к эпигонству, заимствованию не лучших образцов массового, популярного зарубежного кино: турецкого, индийского, арабского. Возникает ощущение, что наше молодое кино безродно и не имеет богатой национальной истории художественного кино .[2] Непрофессионализм сценаристов, режиссёров, художников коммерческого кино, наблюдаемые в последние годы, конечно, имеет объективные причины. Нет качественного базового образования. [3] И сегодня, любой имеющий деньги может снимать, сообразно своему вкусу и уровню. Это недопустимо. Однако в последнее время государственная программа по развитию этого вида искусства претерпевает значительные организационные преобразования. Большое внимание уделяется молодым специалистам. Фестивали, государственные заказы дают возможность выявлять творческие индивидуальности. Но наработанные за последние годы штампы искореняются с трудом. Преодолеть инерцию способны лишь немногие талантливые личности.

Кино, как самое популярное и доступное искусство, призвано, не только развлекать, но и воспитывать эстетический, художественный вкус народа, а телевидение ещё и просвещать, образовывать, преодолевая «мягкую атаку» чуждых нашей ментальности ценностей. Так ли это на самом деле? По одному, а то и по двум каналам узбекского ТВ - турецкие, корейские сериалы, по другим каналам индийское кино; по третьим каналам лишённые художественности клипы одного шаблона. Всё это как будто не наносит вред, но существенно снижает эстетический и художественный вкус народа, понижает социальную, гражданскую позицию, не привлекает внимания требовательного зрителя, который интуитивно ищет новизны, как в формах, так и в содержании, в результате переключает свой телевизор на другие телевизионные каналы.

Кстати, о содержании. И кино и театр учитывая ментальность и вкусы зрителей, ограничивается почти одной - семейной темой. Любовь богатой девушки к бедному, или наоборот. Отсюда возникает и естественный плоский конфликт между невестой и женихом, свекровью и невесткой, или свёкром и женихом. Это мелкотемье не поднимается до художественного уровня. Фильмы и спектакли, отражающие общественные проблемы: явления экстремизма,

сексуального рабства, а также попытки затронуть исторические темы, часто шаблонны, иллюстративны и лишены художественности.

Драматургическое, сценарное мастерство - наиважнейшая проблема сценических видов искусства, которая упирается в проблемы обучения. Лучшие образцы этих видов творчества рождались в процессе сотворчества с актёрами, режиссёрами. На мой взгляд, драматурги обучаются изолированно от собратьев по цеху. Не было случая, чтобы студенты этого отделения посещали занятия режиссёрского, актёрского мастерства. А ведь на этих занятиях студенты в обязательном порядке сталкиваются с созданием драматургической основы в этюдах, проверяемых сценически через игру актёров. Взаимное творчество привело бы будущих драматургов к обогащению практическими знаниями законов сценического творчества и уже в начале своего творческого пути к сотрудничеству и содружеству.

Следующая проблема сценического искусства проблема режиссуры. Проблемы режиссуры кроятся не только в обучении, хотя сокращение сроков обучения негативно сказывается на подготовке кадров, /в Учебном плане сокращены часы и ряд необходимых предметов/. Это очень серьёзная проблема. Дело в том, что уникальная по своим требованиям к личности профессия, предполагает качественный набор. Режиссёрская профессия требует наличия специфических качеств, художественного дарования и серьёзной профессиональной подготовки. Для режиссёра обязательно образное мышление, творческое воображение, владение искусством композиции, умение целесообразно подчинять все компоненты сценического представления единому идейно-художественному решению спектакля.

Учитывая общественную значимость культурно-просветительской политики, вышеперечисленные требования, являются основополагающими и самыми необходимыми.

Список литературы /References

1. Атаев М.И. Замена мировоззрения как основная цель информационно -психологической войны // Сборник Высшей школы «Тадлил ва истщбол». Т., 2006. № 8.

2. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 382 с.

3. Шерстюк В.П. Информационная безопасность в системе обеспечения национальной безопасности России, федеральные и региональные аспекты обеспечения информационной безопасности / Развитие информационного общества в России. Том 1. М., 2004. 359 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.