культурных растений или истории земледелия без ссылок на труды Н.И. Вавилова.
Работы Н.И. Вавилова необъятны по своей идеологии до сих пор. Они составляют национальное достояние не только России, но и мира. Использование их способствует успешному решению современных проблем аграрной науки и с льскохозяйств нного производства во вс м мир .
Он многое мог бы сделать. В стране активно использовались социальные ярлыки «кто не с нами - тот против нас», «гнилая буржуазная интеллигенция», «враг народа». Сталинский принцип «обострения классовой борьбы по мере построения социализма» обусловил уничтожение наиболее значимой части общества - образованных и ориентированных на творчество, интеллектуально мыслящих граждан. Принцип классового разделения сработал. Сначала Н.И. Вавилов был отодвинут от непосредственного руководства важн йшим государств нным д лом - развитием сельского хозяйства на научно-методической основе. Потом заключен в тюрьму, на основании доносов. Обвинительное заключение: Н.И. Вавилов - враг народа. В результате - ВАСХНИЛ возглавил недоучившийся агроном Трофим Лысенко. Переносить социальные принципы в науку неправомерно. В лучшем случае, это тормозит развитие конкретного общества, в худшем - подрывает основы государства. На разрыв пробовали всех. Но физики выстояли, биологи н т.
H.И. Вавилов был арестован на основании доносов. У Николая Ивановича Вавилова, великого ученого и путеше -ств нника, при ар ст были изъяты личны в щи и документы, труды и рукописи на русском и иностранных языках, переписка и десятки записных книжек. Потом война. Следователь Хват 9 июля 1941 года подписал один из самых чудовищных актов в истории мировой науки - постановление : «Уничтожить, как не имеющие ценности:
I. Черновые материалы Вавилова НИ. по заграничным поездкам в Абиссинию, США, Англию, Японию и другие страны. Всего в 92 папках.
2. Записных книжек и блокнотов с различными записями - 90 штук...».
Всего 26 пунктов, в них перечислены разные научные документы и материалы. Они не подтверждали предъяв-л нного обвин ния, а сод ржали б сц нны научны св -дения и аналитические оценки растительных возможно-ст й мира, а такж св д ния о по здках по многим р гио-нам СССР, совершавшихся параллельно заграничным путешествиям. Уничтожение по распоряжению старшего л йт нанта госб зопасности многол тних трудов выдаю-щ гося уч ного - докум нтов, трудов, рукопис й, так ж как и книг, написанных Н.И. Вавиловым в тюрьме, свидетельствует о государственном безумии и полном произволе сотрудников карат льных органов.
До последней минуты Н.И.Вавилов знал, что его работа нужна Родине. Именно эта мысль и подтолкнула нас подготовить новую с рию изданий о выдающихся выпускниках и профессорах Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева., и п рвая книга этой с рии по праву посвящ на
H.И.Вавилову.
Литература
I. Майсурян, Н.А. Жизненный и творческий путь Н.И. Вавилова / Н.А. Майсурян //Н.И. Вавилов и сельскохозяйственная наука. - М.: Колос. 1969. - С. 13-40.
УДК 378-057.875:62:338.436.33
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ АПК
М. Н. Ерохин, академик РАСХН, ректор МГАУ
В настоящее время, несмотря на наметившиеся положительные тенденции в агропромышленном комплексе, ситуация на продовольственном рынке улучшается медленно. Необходима система дополнительных мер, обеспечивающих развитие сельского хозяйства.
Аграрная политика государства ориентирует российских производит л й с льскохозяйств нной продукции на высокие наукоемкие технологии и отечественные экологически чистые продукты питания. Россия способна заявить о с б н только как крупный покупат ль, но и как п рсп ктивный экспорт р с льскохозяйств нных продуктов. Среди основных стратегических задач, кото-ры н обходимо р шить для производства конкур нто-способной с льскохозяйств нной продукции сл ду т от-м тить мод рнизацию отрасли, оснащ ни производства новой т хникой, вн др ни новых т хнологий. Р ализа-ция планов по мод рнизации отрасли должна сопровождаться научным и кадровым об сп ч ни м.
К сожалению, значительные объемы подготовки специалистов н р шают задачи об сп ч ния пр дприятий квалифицированными кадрами. Медленное решение накопившихся пробл м на с л прив ло к тому, что мы за последние 15 лет практически растеряли специалистов, работающих в области с льского хозяйства. Молод жь, да и други трудоспособны работники с ла до 50 л т в поисках достойного заработка устр мились в город. Например, только 35% должностей инженеров занимают специалисты с высшим образованием.
Основными потребителями инженерных кадров являются около 60 тысяч предприятий - производителей с.-х. продукции: агрофирмы, агрохолдинги, агрокомбинаты и агропромышленные комбинаты; акционерные общества различных организационных форм, с.-х. кооп ративы, колхозы, совхозы, государств нны пр дприятия, муниципальные унитарные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия Министерства обороны, сельскохозяйственные предприятия РАСХН, учхозы и фермерские хозяйства. Здесь имеется около 195 млн га. с.-х. угодий. Сложившаяся организационно-хозяйств нная структура с льскохозяйств нных пр дпри-ятий свид т льству т об их многоукладности, они пр д-ставл ны различными формами собств нности и организации производства, которым н обходимы сп циалисты с разным уровн м подготовки.
Сл дующая группа потр бит л й инж н рных кадров - это 4387 предприятий по хранению и переработке с.-х. продукции.
Совр м нно с льскохозяйств нно производство пр дъявля т высоки тр бования к кач ству подготовки сп циалистов. Выпускники инж н рных факульт тов должны обладать хорошими знаниями т хники и т хно-логии производства с льскохозяйств нной продукции, правил эксплуатации и монтажа оборудования, м тодов
ремонта и технического обслуживания машин. Они должны влад ть экономич скими м тодами выбора систем машин, принципами организации и управления на пр дприятиях.
Для усп шной разработки и вн др ния инновационных про ктов инж н ры должны ум ть пользоваться со-вр м нными информационными р сурсами, компьют р-ной т хникой и выполнять расч ты с помощью компьютерных программ. Для того чтобы ориентироваться в заруб жной т хник и квалифицированно выбирать и использовать, вс больш знач ни прида тся знанию иностранных языков.
Организация уч бного проц сса должна пр дусматри-вать изуч ни нов йших образцов т хники заруб жных фирм. При этом необходимо учитывать, что в современной т хник наряду с эл ктрич скими, гидравлич скими сист мами и пн вмоавтоматикой, вс больш распространение получают электронные системы. Это позволяет создавать технологии более высокого уровня. Такие технологии уж прим няются при хран нии с льскохозяйст-в нной продукции, автоматич ском управл нии проц с-сом до ния совр м нных доильных аппаратов, в птиц -водств , свиноводств и других направл ниях.
Одна из важных инж н рных задач - это создани и прим н ни роботов и роботизированных сист м, так как в сельском хозяйстве имеет место много монотонных и часто повторяющихся оп раций, наприм р, в до нии животных. В настоящее время созданы и применяются роботы по до нию коров, гд вс оп рации выполняются в автоматическом режиме. Из отдельных роботов создаются групповы доильны площадки, что позволя т обслуживать крупные стада дойных животных. Используются такж автоматизированны ц ха по выращиванию животных, откорму свин й. Это практич ски самоуправля -мы сист мы в животноводств , которы создаются с помощью совр м нных ср дств автоматизации на баз электроники. Поэтому необходимо разрабатывать и использовать такую т хнику, которая бы н только м хани-зировала труд, но и способствовала повыш нию производит льности труда, сниж нию с б стоимости с льскохо-зяйств нной продукции.
Особое значение придается качеству продукции, ко-торо во многом зависит от т хнич ского уровня прим -ня мого оборудования для хран ния и п р работки продукции и го сво вр м нного т хнич ского обслуживания. Наприм р, кач ство молока в значит льной м р зависит от го охлажд ния и холодильных установок. Для этого н обходимо использовать эфф ктивны аккумуляторы холода, новые источники энергии, разрабатывать новы т пло-холодильны установки.
Необходимо предусматривать в программах подготовки сп циалистов изуч ни п рсп ктивных автоматизированных линий, т хнологий и т хнич ских ср дств для возд лывания и п р работки с льскохозяйств нной продукции, а такж м тодов их кач ств нного т хнич ского обслуживания, р монта машин и т хнологич ского оборудования. Влад ни сп циалистами новыми т хноло-гиями и сист мами машин в с льском хозяйств позволит бол эфф ктивно в сти производство, осущ ствлять т х-нич ско и т хнологич ско п р вооруж ни отрасли и
производить конкур нтоспособную продукцию.
Уч ны вузов проводят иссл дования по актуальным проблемам механизации возделывания и переработки с.-х. продукции. Важно, чтобы в эти научны иссл дования вовл кались студ нты - будущи инж н ры, которым пр дстоит вн дрять новы машины и т хнологии в производство.
С уч том сложивш йся структуры с.-х. производства, н обходимо организовать подготовку на инж н рных факульт тах вузов инж н ров-консультантов для с ти информационно-консультационной службы по использованию и вн др нию сист мы машин, новой т хники и технологии, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования.
Отм тим, что с развити м совр м нных т нд нций экологизации, эл ктронизации, биологизации в с льском хозяйстве термин «механизация» все больше устаревает. Вм сто н го стали чащ прим нять бол широко понятие «инженерия» («агроинженерия», «биоинженерия») для обознач ния области д ят льности инж н ров.
Как об сп чить кач ство подготовки инж н ров и улучшить их закрепляемость на производстве ?
Прежде всего, качество определяется тем, кого мы приняли в вуз, какова го подготовка к обуч нию в вуз , насколько в лики го мотивы к обуч нию, на- сколько он готов в будущ м пойти работать на производство.
Для об сп ч ния кач ств нного при ма в д тся широкая профори нтационная работа в с льских школах, организуются подготовит льны курсы, совм стно с администрациями област й формиру тся ц л вой при м. Рассматрива тся вопрос о восстановл нии в вузах подготовит льных отд л ний для с льской молод жи, чтобы они могли на равных конкурировать с другими абитуриентами. Планируется открытие сельских лицеев, где уча-щи ся будут изучать устройство и эксплуатацию с льско-хозяйственной техники. Прорабатывается идея выдачи студентам образовательных кредитов и погашения их при условии работы на производств в т ч ни опр д л нного п риода вр м ни.
Кач ство при ма в вуз т сно связано с пробл мой за-крепляемости кадров. По данным региональных органов управления АПК в последние годы в хозяйствах остаются работать не более 20% выпускников вузов. Продолжают оставаться высокими т куч сть рабочих кадров и см ня -мость руководит л й пр дприятий (в ц лом по России сменяемость составляет около 20%). Вопросы комплектования вузов, трудоустройство их выпускников н вс гда интересуют органы управления АПК. Не случайно, поэтому в два раза отличаются м жду собой показат ли отч тности вузов о получивших направл ниях на пр д-приятиях АПК - 50-55%, и отчетности р егиональных органов управления АПК о прибытии молодых специалистов на работу в АПК - 23-25%.
Обеспеченность АПК квалифицированными кадрами во многом зависит от характ ра развивающихся в с ль-ской м стности д мографич ских проц ссов. Оц нки экспертов и результаты анализа демографической ситуации в с льской м стности р гионов России показывают, что в ближайш й п рсп ктив числ нность с лян буд т ум нь-шаться. Причем ожидается ускорение этого негативного
проц сса. Особ нно тр вожным фактором сл ду т считать сокращ ни группы с льской молод жи в возраст 11-15 лет, т.е. той части населения, которая находится на пороге вступления в трудоспособный возраст.
Особую остроту приобр ла в посл дни годы пробл -ма социального обустройства с ла. Сократилось строительство жилья, школ, больниц и других объектов. Заработная плата работников с льского хозяйства по пр жн -му оста тся одной из самых низких в стран - в 3 раза ниже, чем по промышленным отраслям.
На фоне рассматриваемых проблем и противоречий в р ализации Государств нной программы развития с ль-ского хозяйства важно знач ни им т наблюдающийся в посл дни годы рост инт р са молод жи к инж н рным проф ссиям. Это связано с ростом спроса на сп циали-стов инж н рного профиля на рынк труда. Особ нно зам тно ув лич ни спроса на инж н ров в развитых странах с рыночной экономикой.
Общ колич ство обучающихся по инж н рным сп циальностям в с льскохозяйств нных вузах с годня составляет около 75 тыс. человек. Примерно 20% из них обучаются очно.
Для решения проблем подготовки агроинженерных кадров соотв тствующ го совр м нным тр бованиям кач ства и закр пля мости выпускников вузов в с льско-хозяйств нном производств н обходимо:
• тесное взаимодействие с органами управления АПК, предприятиями агропромышленного комплекса, становл ни и развити договорной сист мы отнош ний с заказчиками кадров, установл ни долговр м нных прямых связ й с опр д л ни м конкр тных м р отв тств н-ности вуза за кач ство обуч ния и участия заказчика в укр пл нии уч бно-мат риальной базы уч бного зав д ния;
• точ чная подготовка сп циалистов для конкр т-ных пр дприятий с опр д л нными тр бованиями к их комп т нции;
• при м с льской молод жи для р ализации программы ц л вой контрактной подготовки;
• создани в вузах ц нтров по трудоустройству выпускников;
• прив д ни в соотв тстви программ подготовки инж н ров совр м нным потр бностям пр дприятий АПК различной организационно-правовой формы, особенно крупных агропромышленных объединений;
• создание и совершенствование системы контроля кач ства подготовки сп циалистов в вузах с участи м работодат л й;
• сов рш нствовани лабораторной, научной и мат риально- т хнич ской базы вузов;
• существенное улучшение практического обу-ч ния студ нтов, используя для этого базу п р довых пр дприятий и потр бит л й инж н рных кадров;
• создани сист мы мониторинга т кущ й и п р-сп ктивной потр бности в квалифицированных кадрах для АПК;
• повыш ни проф ссиональной квалификации проф ссорско-пр подават льского состава, приняти м р по росту пр стижа работы пр подават ля и об сп ч нию их достойной заработной платой.
УДК 378-057.85:338.43:001.895
ИННОВАЦИОННЫЕ подходы подготовки СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АПК
A.B. Турьянский, ректор Белгородской ГСХА
Белгородская область на протяжении многих лет по показателям агропромышленного производства занимает одно из ведущих мест в России. Проводимая руководством области политика позволила в сжатые сроки обеспечить условия для образования интегрированных агропромышленных формирований, привлечь в аграрную отрасль миллиарды рублей инвестиций, развить высокотехнологичное и наукоемкое аграрное производство.
В результате в области созданы и функционируют десятки агропромышленных формирований с высокими производственными показателями и соответствующей культурой производства, достойной заработной платой специалистов. Среди наиболее известных - ЗАО «РусАгро», ООО «Белсемена», ООО «Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов», ЗАО «Приосколье», ОАО «Эфирное», АПК «Стойленская Нива», ассоциация «Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», группа компаний «Разгуляй-УКРРОс» и др.
Развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства в регионе предъявляет всё более высокие требования к трудовым ресурсам, к уровню и качеству подготовки специалистов и руководителей сельскохозяйственного производства и, соответственно, к качеству обучения высшей школе. При этом ситуация складывается так. Специалистов в вузах готовят достаточно много. Уровень трудоустройства, в том числе, и по аграрным уче бным заведе -ниям достаточно низкий. В агропромышленном комплексе всё хуже и хуже обеспеченность кадрами. Одна из причин этому - в том, что работодатели предлагают плохие условия, и в этом плане в Белгородской области дела обстоят несколько лучше. Другая причина - качество подготовки, особенно, что касается практических навыков у выпускников вузов. Да и сами абитуриенты, поступив в сельскохозяйственный вуз, изначально не планируют идти работать на село. Одним словом, проблема эта комплексная, и решаться должна совместно с региональными органами власти.
Являясь основным высшим уче бным заведением, которое готовит высококвалифицированных специалистов для АПК региона, Белгородская сельскохозяйственная академия с помощью администрации области создала на своей базе систему непрерывного аграрного образования, предполагающую интеграцию образовательных учреждений всех уровней, научных организаций и организаций агропромышленного производства области, основных работодателей в единое образовательно-научно-производстве нное пространство, что позволило сделать систему обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК значительно более эффективной, комплексной. В