Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенный контроль / таможенные органы / экономическая безопасность / customs control / customs authorities / economic security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минакова Ирина Вячеславна, Окороков Антон Сергеевич

В данной статье раскрываются основные проблемы в области таможенного контроля и предлагаются организационные решения, призванные обеспечить повышение эффективности деятельности таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF MOVEMENT OF GOODS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU AND NEW APPROACHES TO THEIR SOLUTION

This article reveals the main problems in the field of customs control and suggests organizational solutions designed to improve the efficiency of customs authorities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ»

Минакова Ирина Вячеславна, д-р экон. наук, профессор, декан факультета государственного управления и международных отношений Окороков Антон Сергеевич, студент, факультет государственного управления и международных отношений

Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС И НОВЫЕ ПОДХОДЫКИХРЕШЕНИЮ

Аннотация. В данной статье раскрываются основные проблемы в области таможенного контроля и предлагаются организационные решения, призванные обеспечить повышение эффективности деятельности таможенных органов.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенные органы, экономическая безопасность

Публикация выполнена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема №1.13.20Ф «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровизации: контуры пространственных преобразований»)

Процессы интеграции, происходящие в Евразийском экономическом союзе, создание единого рынка, изменение статуса границ и порядка их пересечения в рамках ЕАЭС создают необходимость формирования системы межнационального законодательства, изменения национального законодательства в соответствии с наднациональным. Таким образом, возникает необходимость изменения порядка перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, связанная с трудностями в области противодействия преступлениям в этой сфере таможенного дела.

При формировании единого таможенного пространства Евразийского экономического союза, а также переноса таможенного контроля за пределы территории РФ - на внешние границы ЕАЭС, самые значительные изменения во всей деятельности таможенных органов претерпел именно таможенный контроль, и в частности деятельность, связанная с противодействием незаконному перемещению товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [1, 2].

Таким образом, наблюдается ослабление таможенного контроля и как следствие - снижение эффективности борьбы с таможенными правонарушениями, направленными на борьбу с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Поскольку процесс интеграции ЕАЭС еще не завершен, существует множество проблем, связанных с координацией совместной деятельности

государственных органов государств членов ЕАЭС. Система, функционирующая в настоящее время, не может в полной мере выполнять возложенные на нее функции, в связи с тем, что она недостаточно скоординирована, а также не обладает достаточным потенциалом, имеющихся в ее структуре элементов. Имеющиеся структурные элементы не могут работать с полной отдачей в силу своей раскоординированности, а также не совпадением структурных элементов и их полномочий у различных государств членов ЕАЭС [3].

Представляется, что система получения, обработки, обмена и интерпретации полученной оперативно-розыскными подразделениями информации должна включать элементы, представленные на рисунке 1.

система идентификации

признаков прс ТИБ ИЦЭЕЕКЫХ

дгкнии и против опргвкых схем

Рисунок 1 - Предлагаемая система по сбору, обработке, интерпретации правоохранительной информации

В связи с необходимостью обработки большого объема информации, поступающей из различных источников и разных государств возникают трудности в ее анализе, обработке и принятии решений.

В связи с этим возникает необходимость создания и модернизации системы получения первичной информации о признаках таможенных правонарушений или иных незаконных проявлениях в сфере таможенного дела с последующей обработкой и перевод в удобный для изучения и дальнейшего принятия решения формат.

Для того, чтобы исключить какие-либо изменения или искажения в передаваемой информации необходимо подключение этой системы к сети таким образом, чтобы информация о противоправных или незаконных действиях в области таможенного дела вносилась в эту систему органом

того уровня, на каком она была получена в чистом виде - без интерпретаций, высказываний и мнений.

В целях качественной и своевременной обработки информации целесообразно выработать единую для всех участников форму и структуру для каждого вида информационных сообщений о правонарушениях в таможенной сфере [4].

Действующая система сбора первичной информации о совершенных правонарушениях не может в полном объеме удовлетворить потребности таможенных органов в борьбе с незаконны проникновением на территорию ЕАЭС товаров, являющихся предметами контрабанды. Поскольку в ней сохраняется лишь информация о противоправных деяниях. При этом отсутствует раздел, отвечающий за систематизацию и анализ способов преступления, признаков преступности деяний и иной информации значимой для повышения эффективности в этой области. Для повышения эффективности и грамотного применения сил и средств, имеющихся в распоряжении таможенных органов РФ необходимо разработать алгоритм действий по реагированию на информацию о готовящихся или уже совершившихся правонарушений. В этот алгоритм должен быть включен комплекс мероприятий различной направленности: оперативно-розыскной, аналитической, а также мер таможенного контроля.

Кроме того, при разработке данных мер необходимо принять во внимание необходимость осуществления взаимодействия с другими органами государственной власти, силовыми структурами в масштабах не только Российской Федерации, но и государств-участников ЕАЭС.

Проблемой, требующей решения, остается незаконный ввоза или вывоза предметов контрабанды.

Среди объектов контрабанды чаще всего выделяют следующие группы предметов:

- отравляющие, взрывчатые, ядерные материалы и радиационные источники;

- огнестрельное оружие или его основные части, взрывные устройства, боеприпасы;

- оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Кроме того, значительное число предметов контрабанды составляют стратегически важные товары и ресурсы, среди которых: черные и цветные металлы, драгоценные металлы, изделия из драгоценных металлов и камней; нефть, газ, уголь, древесина, относящиеся к группе природных богатств и играющие важную роль в экономике страны. В связи с чем их охрана обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Контрабанда таких товаров скорее может трактоваться в качестве преступления в сфере экономиче-

ской деятельности, ответственность за которые должна быть установлена отдельной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следующим видом контрабанды, который целесообразно вывести в отдельную статью, выступает контрабанда культурных ценностей. Принимая во внимание отсутствие прямой зависимости между культурной либо исторической ценностью и стоимостью (так, документы, входящие в состав Архивного фонда Российской Федерации, могут не обладать высокой стоимостью, но являются частью историко-культурного наследия РФ), важно помимо стоимости товара учитывать время его создания. Например, текст данной статьи дополнить следующим положением: контрабанда культурных ценностей - это ввоз или вывоз предметов, имеющих культурную или историческую ценность, в ом числе предметов старины, имеющих период существования более 50 лет. Поскольку предметами контрабанды в данном случаи могут быть предметы старины, имеющие огромную стоимость на рынке, необходимо дифференцировать ответственность в зависимости от стоимости предметов путем введения квалифицированного состава контрабанды в особо крупном размере. Таким размером может быть стоимость свыше 1 млн. рублей.

В состав предметов контрабанды статьей 226.1 УК РФ включены сильнодействующие и ядовитые вещества, представляющие собой вещества природного или синтетического происхождения, оборот которых ограничен ввиду угрозы жизни и здоровью людей при их употреблении или попадании в организм человека. К сильнодействующим относят вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей при несанкционированном приеме (без назначения врача) или злоупотреблении (при несоблюдении дозировки), к ядовитым - вещества, приводящие к смерти или тяжелым отравлениям при попадании в организм даже в малых дозах или концентрации. Исходя из сущности предмета незаконный оборот, в том числе трансграничный, таких веществ, прежде всего, несет угрозу здоровью населения.

Ответственность за преступления в этой области, предусмотрена Главой 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», которая должна быть дополнена Особенной частью, касающейся преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС сильнодействующих и ядовитых веществ.

Редкие и исчезающие виды птиц, животных, редких растений также могут являться предметами контрабанды. Незаконное их перемещение является экологическим преступлениям, в связи с чем отдельной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации (внутри главу 26 «Экологические преступления») должна быть предусмотрена уголовную ответственность за контрабанду особо ценных животных и водных биологических ресурсов.

С учетом изложенного система статей УК РФ, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с незаконным перемещением товаров, может иметь следующую конструкцию, представленную на рисунке 2.

Глава 22 УК РФ

Преступления в сфере экономической деятельности

Статья 190.1 Контрабанда культурных ценностей и предметов

старины

• Статья 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

• Статья 200.2 Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

• Статья 200.7 Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов

Глава 24 УК РФ

Преступления против общественной безопасности

V.

Статья 226.1 Контрабанда ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники

Глава 25 УК РФ

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

Статья 229.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ

Статья 229.2 Контрабанда сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами

Статья 258.2 Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Рисунок 2 - Предлагаемая конструкция вновь созданных статей УК РФ

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим оперативно-розыскную деятельность проведение оперативно-розыскных мероприятий таможенных органов Российской Федерации возможно только на территории РФ. Данное обстоятельство в условиях объединения территорий государств-членов ЕАЭС в единую таможенную территорию ЕАЭС создает сложности в борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела, отдельные действия, при реализации которых осуществляются на территории нескольких государств-членов ЕАЭС. Для повышения эффективности противодействия указанным преступлениям необходимо:

- унифицировать уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство государств-членов ЕАЭС;

- выработать и нормативно закрепить в законодательстве государств-членов ЕАЭС либо в наднациональном законодательстве механизм проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами государств-членов ЕАЭС на всей территории ЕАЭС;

- выделить и поместить в Главы Уголовного кодекса, соответствующие предмету и видовому объекту следующие составы преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров: контрабанда культурных ценностей и предметов старины; контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов; контрабанда сильнодействующих или ядовитых веществ; контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Проведение указанных выше мероприятий позволит таможенным подразделениям, в чьи полномочия входит проведение таможенного контроля обладать достаточным объемом информации о способах совершения преступлений и правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров, готовящихся преступлений в этой среде и профессионально реагировать на смену оперативной обстановки и тем самым повысить результативность таможенного досмотра и сократить число контрабандных товаров, а следовательно, повысить уровень экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Вагин, В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере ВЭД: учебное пособие. - СПб.: Интермедия, 2016. - 120 с.

2. Козловский, А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. - М.: Российская таможенная академия, 2015. -210 с.

3. Минакова И.В., Солодухина О.И. Эффективное взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти как условие обеспечения экономической безопасности: монография. - Курск, 2023.

4. Минакова И.В., Деркач Н.Е., Солодухина О.И. Таможенный контроль после выпуска как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: монография. - Курск, 2022.

5. Светская теология на современном рынке труда: проблемы и перспективы/ Грязнова Е.В., Березкин К.С., Колесников Д.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. №2 1 (67) . с. 52-57

6. Пути совершенствования мотивационной системы организации/ Кро-тенко Т.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 121-126

7. История трансформации рынка корпоративного контроля США/ Ро-маненко О .А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 153-160

8. Принципы построения информационной логистической системы на предприятии/ Хайбуллина А.Н., Барсегян Н.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 180-185

9. Дорожная карта роста цифровой зрелости бренда/ Куликова О.М., Суворова С.Д. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 8 (66). с. 52-57

10. Цифровые технологии как основа инновационнного развития экономики/ Минакова И.В., Быковская Е.И., Бароян А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 109-114.

11. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях цифровизации общественных отношений: теоретико-методологические аспекты/

Головин А.А., Коварда В.В., Кузьмина В.М., Пархомчук М.А., Припадчева И.В., Солодухина О.И., Старых С.А., Шевякин А.С., Минакова И.В.// Курск, 2020.

12. Таможенный контроль после выпуска как фактор обеспечения экономической безопасности Российской федерации/ Минакова И.В., Деркач Н.Е., Солодухина О.И.// урск, 2022.

13. Анализ развития кластеров с помощью модели четырех линз/ Плохих Е.А., Минакова И.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 77-83.

14. Современные тенденции государственно-управленческой практики/ Минакова И.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 58-64.

15. Внешнеэкономическая деятельность регионов/ Минакова И.В., Доб-ринова Т.В., Головин А.А., Болычева Е.А., Спицына А.О.// Курск, 2021.

Minakova Irina V., Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Public Administration and International Relations

Okorokov Anton Sergeyevich, Student, Faculty of Public Administration and International Relations Southwest State University

ACTUAL PROBLEMS OF MOVEMENT OF GOODS ACROSS THE CUSTOMS BORDER OF THE EAEU AND NEW APPROACHES TO THEIR SOLUTION

Abstact. This article reveals the main problems in the field of customs control and suggests organizational solutions designed to improve the efficiency of customs authorities.

Keywords: customs control, customs authorities, economic security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.