Научная статья на тему 'Ответственность за таможенные преступления по законодательству Республики Казахстан'

Ответственность за таможенные преступления по законодательству Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенные преступления / таможенные уголовные правонарушения / контрабанда экономическая / предметы / изъятые из обращения. / Customs crimes / customs criminal offenses / economic smuggling / items withdrawn from circulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Иван Михайлович

В статье исследуются отдельные статьи уголовного законодательства Республики Казахстан, регламентирующие ответственность за таможенные уголовные правонарушения. Автор формулирует выводы о том, что казахстанское уголовное законодательство в рассматриваемой сфере принципиально не отличается от российского. Соответствующие нормы уголовного закона Республики Казахстан заслуживают внимания и научного осмысления, а наиболее удачные их положения – внедрения в российское уголовное законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility for Customs Crimes Under the Legislation of the Republic of Kazakhstan

The individual articles of the criminal legislation of the Republic of Kazakhstan, regulating responsibility for customs criminal offenses are researched. The author concludes that the Kazakh criminal legislation in this area does not fundamentally differ from the Russian one. The relevant provisions of the criminal law of the Republic of Kazakhstan deserve attention and scientifi c understanding, and their most successful regulations deserve implementation in Russian criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Ответственность за таможенные преступления по законодательству Республики Казахстан»

УДК 343

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-16-19

И. М. АНТОНОВ

Ответственность за таможенные преступления по законодательству Республики Казахстан

В статье исследуются отдельные статьи уголовного законодательства Республики Казахстан, регламентирующие ответственность за таможенные уголовные правонарушения. Автор формулирует выводы о том, что казахстанское уголовное законодательство в рассматриваемой сфере принципиально не отличается от российского. Соответствующие нормы уголовного закона Республики Казахстан заслуживают внимания и научного осмысления, а наиболее удачные их положения - внедрения в российское уголовное законодательство.

Ключевые слова: таможенные преступления; таможенные уголовные правонарушения; контрабанда экономическая; предметы, изъятые из обращения.

I. M. ANTONOV

Responsibility for Customs Crimes Under the Legislation of the Republic of Kazakhstan

The individual articles of the criminal legislation of the Republic of Kazakhstan, regulating responsibility for customs criminal offenses are researched. The author concludes that the Kazakh criminal legislation in this area does not fundamentally differ from the Russian one. The relevant provisions of the criminal law of the Republic of Kazakhstan deserve attention and scientific understanding, and their most successful regulations deserve implementation in Russian criminal legislation.

Keywords: customs crimes; customs criminal offenses; economic smuggling; items withdrawn from circulation.

Представляется, что зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности за таможенные преступления может быть интересным и полезным для российского законодателя. В настоящей статье предпринята попытка исследования отдельных статей Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК), запрещающих экономическую контрабанду (ст. 234 УК РК), уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (ст. 236 УК РК), контрабанду предметов, изъятых из обращения или предметов, обращение которых ограничено (ст. 286 УК РК).

Казахстан и Россия, являются государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), их уголовные законы схожи подходом к регламентации уголовно-правового запрета таможенных преступлений и уголовных правонарушений. Следует отметить, что в соответствии со ст. 351 ТК ЕАЭС таможенные

АНТОНОВ Иван Михайлович, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Дальневосточного юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.

органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение задачи по защите национальной безопасности государства члена ЕАЭС. В УК РК так же, как и в УК РФ, статьи, регламентирующие ответственность за таможенные уголовные правонарушения, расположены в различных главах кодекса: статьи 234 и 236 в гл. 8 - «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности»; ст. 286 в гл. 10 - «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка».

Запрещенные уголовным законодательством Казахстана виды контрабанды различаются между собой по объективным признакам составов (объекту посягательств, предмету уголовных правонарушений, отдельным признакам объективной стороны).

Уголовное правонарушение, запрещенное в ст. 234 УК РК, посягает на внешнеэкономические общественные отношения, а в ст. 286 УК РК - на общественную безопасность и общественный порядок.

Предмет экономической контрабанды - любые товары и иное движимое имущество - товары, вещи и ценности, запрещенные или ограниченные в перемещении через таможенную границу ЕАЭС. Порядок перемещения указанных предметов регламентируется в специальных правилах (исключение - предметы контрабанды, описанной в ст. 286 УК РК). К предметам данного преступления могут относиться валюта и валютные ценности; электрическая, тепловая или иная энергия; транспортные средства; имеющие художественное, научное, историческое и археологическое значение культурные ценности; объекты интеллектуальной собственности; животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части и дериваты; иные предметы, находящиеся в свободном обращении.

Предмет уголовного правонарушения, запрещенного ст. 286 УК РК, - наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, прекурсоры, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, ядерные материалы, взрывчатые вещества, вооружение, военная техника, взрывные устройства, огнестрельное оружие, боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другое оружие массового поражения, а также материалы, оборудование, компоненты, используемые для создания оружия массового поражения.

Экономическая контрабанда - это незаконное перемещение предметов через таможенную границу ЕАЭС, а контрабанда, описанная в ст. 286 УК РК, - незаконное перемещение предметов через таможенную границу ЕАЭС и (или) государственную границу Казахстана. Признаками, позволяющими отграничить преступную контрабанду от административных правонарушений и нарушений таможенных правил, являются крупный размер контрабанды, а также правила перемещения через таможенную или государственную границу, установленные для определенных предметов (Нормативное постановление Верховного суда РК от 18.07.1997 № 10; далее - НП ВС РК) [2].

Контрабандные уголовные правонарушения осуществляются путем ввоза предметов на таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории любым способом (транспортным средством, почтовой пересылкой, переносом в руках, карманах, ручной клади и т. п.). Предметы могут перемещаться в пунктах пропуска и иных местах, определенных законодателем для пересечения границы, а также за их пределами [2]. На квалификацию указанные обстоятельства не влияют.

Объективные признаки контрабанды включают в себя сокрытие ее предметов от таможенного контроля; их перемещение помимо таможенного контроля; их недекларирование или недостоверное декларирование; обманное использование таможенных и иных документов или средств таможенной идентификации [2].

Контрабанда признается уголовно наказуемой вне зависимости от наступления последствий - составы рассматриваемых уголовных правонарушений формальные.

Статья 236 УК РК запрещает уклонение от уплаты таможенных платежей (к которым в Казахстане относятся таможенные, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные сборы и налоги) в крупных размерах. Указанное преступление заключается в бездействии виновного лица, неисполнив-шего лежащую на нем юридическую обязанность по уплате перечисленных в диспозиции таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов), установленных законодательством РК и Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [3].

Деяния, запрещенные ст. 236 УК РК, образуют состав уголовных правонарушений исключительно тогда, когда они совершаются в крупном размере. Крупным размером признается сумма неуплаченных таможенных платежей, в 5 тысяч раз превышающая месячный расчетный показатель в Республике Казахстан [3].

Субъектами являются лица, обязанные уплачивать таможенные пошлины, сборы и налоги. Плательщики таможенных платежей - это декларанты и иные лица, на которых возлагаются обязанности по уплате таможенных платежей. Круг лиц, отвечающих за уплату таможенных сборов, зависит от конкретного вида сбора [3].

Отметим, что ст. 236 УК РК снабжена примечанием, регламентирующим освобождение лица, совершившего уголовное правонарушение, запрещенное ч. 1 указанной правовой нормы, от уголовной ответственности. Обязательными условиями такого освобождения являются добровольная уплата задолженности по уплате таможенных платежей и отсутствие в деяниях виновного лица состава иного преступления.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за таможенные уголовные правонарушения, в УК РК выступают: неоднократное совершение деяний (статьи 234 и 286); специальным субъектом - лицом, использующим свое служебное положение (ст. 234) либо должностным лицом (статьи 236 и 286); применение насилия к лицу, осуществляющему пограничный или таможенный контроль (статьи 234 и 286); совершение деяний группой лиц по предварительному сговору (статьи 234 и 286), в особо крупном размере (ст. 234), в крупном размере в отношении наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов и прекурсоров (ст. 286).

Особо отягчающими обстоятельствами казахстанский законодатель признал совершение деяний: лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, либо должностным лицом, либо лицом, занимающим ответственную государственную должность (ст. 234); преступной группой (статьи 234, 236 и 286); в особо крупном размере в отношении наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов (ст. 286).

Должностное лицо - виновный, по долгу службы обязанный осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и (или) государственную

границу РК контрабандных предметов и давать разрешение на пересечение границы. Дополнительной квалификации по нормам о коррупционных и иных уголовных правонарушениях не требуется. Иные уполномоченные на выполнение государственных функций лица, либо приравненные к ним лица, совершившие рассматриваемое преступление отвечают на общих основаниях - по совокупности норм должностных уголовных правонарушениях и соответствующей части статьи УК о контрабанде. Ссылки на данный квалифицирующий признак не требуется (п. 9 НП ВС РК) [2].

Особый научный интерес представляют особенности пенализации рассматриваемых уголовных правонарушений.

В санкции статей 234, 236 и 286 УК РК включены основные (штраф, исправительные работы, общественные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы) и дополнительные (конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) наказания.

Санкции таможенных уголовных правонарушений являются как единичными, так и альтернативными. Причем последние преобладают. Единичные санкции устанавливаются за наиболее опасные уголовные правонарушения (ч. 3 ст. 234, ч. 3 ст. 236, части 2, 3 ст. 286 УК РК). Исключением является санкция за особо квалифицированную контрабанду, запрещенную ч. 4 ст. 286 УК РК, альтернативно предусматривающая - лишение свободы (от 10 до 15 лет) либо пожизненное лишение свободы.

Заслуживает внимания широкое использование казахстанским законодателем штрафа и конфискации имущества. Широкое использование в санкциях за таможенные уголовные правонарушения дополнительного наказания - конфискации имущества является безусловным плюсом законодательства Республики Казахстан.

Сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что казахстанское законодательство об ответственности за таможенные уголовные правонарушения принципиально не отличается от аналогичного российского законодательства. Что логично, поскольку оба государства являются странами - участницами ЕАЭС. В тоже время нормы УК РК заслуживают пристального внимания и серьезного научного осмысления, а наиболее удачные их положения - внедрения в отечественное уголовное законодательство.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3.06.2014 № 226-V (по сост. на 02.07.2021 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 (дата обращения: 02.04.2021).

2. О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду: нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан от 18.07.1997 № 10. URL: https://sud.gov.kz/rus/kategoriya/normativnye-postanovleniya-po-godam (дата обращения: 02.04.2021).

3. Байрамов Р. Р. Уклонение от уплаты таможенных платежей: сравнительный анализ ответственности в рамках ЕАЭС / Р. Р. Байрамов, Я. В. Петухов // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.