УГОЛОВНОЕ ПРАВО
УДК 341.1(476)
ПОНЯТИЕ «ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
канд. юрид. наук, доц. А.З. ИГНАТЮК (Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Минск)
Рассматривается вопрос понятия «таможенные преступления» в международном праве и национальном законодательстве Республики Беларусь. Показаны квалификация контрабанды в международных договорах и национальном законодательстве Республики Беларусь, а также пути имплемента-ции международных норм и стандартов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями и правонарушениями в законодательство Республики Беларусь. Дано развернутое понятие контрабанды как преступления международного характера. Характеризуется такое понятие из международного права как «контрабанда людей» и «незаконная миграция».
Ключевые слова: таможенные преступления, контрабанда, имплементация, Таможенный кодекс Таможенного союза, Таможенный кодекс ЕАЭС, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Преступления, посягающие на установленный законодательством порядок перемещения через границу товаров, наносят ущерб как развитию международных экономических отношений между государствами, так и развитию каждого отдельного государства, подрывая их экономическую безопасность и нарушая их государственный суверенитет. Особую опасность подобные преступления представляют для государств, не обладающих значительными природными ресурсами, а главным «ресурсом», позволяющим обеспечить экономическую безопасность, является их географическое положение. Серьезность угрозы, представляемой данным видом преступлений, а также их трансграничный характер дают возможность выделить их из группы преступлений против порядка осуществления экономической деятельности в отдельную подгруппу с условным названием «таможенные преступления».
Данное наименование весьма условно и приводится в юридической литературе и в настоящей статье больше с целью упрощения и лаконичности используемой терминологии. Это вполне допустимо, так как обусловлено исторически сложившейся в Республике Беларусь и странах СНГ ситуацией, при которой противодействие данной категории преступлений возложено, прежде всего, на таможенные органы. Но подобная «традиция» сложилась не во всех странах, поэтому использование понятия «таможенное преступление» нерационально и не совсем корректно, когда речь идет о международном регулировании преступлений, связанных с трансграничным перемещением товаров и транспортных средств.
Рассмотрим имеющиеся в юридической литературе определения понятия «таможенные преступления»:
«Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе с таможенной территории и ввозе на таможенную территорию товаров и транспортных средств вопреки правовому запрету, объектом которых являются общественные отношения, связанные с неприкосновенностью таможенной территории, ее защитой от ввоза запрещенных товаров, нормальное функционирование таможенных органов, соблюдение порядка таможенного оформления и иные отношения в области таможенного дела» [1]. Общим для всех преступлений, наносящих ущерб международному экономическому и социально-культурному развитию, в том числе и таможенных, является объект их посягательства - государственные интересы.
Определение понятия «таможенные преступления» в нормативных правовых актах, действующих на территории Республики Беларусь, отсутствует. Вместе с тем подпункт 2 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), принятого в рамках Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (подписан в г. Минске 27.11.2009), определял понятие преступления для целей ТК ТС как преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза [2]. Ныне действующий Таможенный кодекс ЕАЭС не дает понятия «таможенные преступления», а определяет просто «преступления», но конкретизирует: преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС [3].
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь в статье 37 определяет таможенные органы как государственные органы, уполномоченные производить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228-231, а также статьями 328-1 и 333-1 (в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС) УК Республики Беларусь [4, ст. 37].
Таким образом, к ведению таможенных органов Республики Беларусь отнесены следующие составы преступлений:
- статья 228 УК Республики Беларусь «Контрабанда»;
- статья 228-1 УК Республики Беларусь «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу»;
- статья 229 УК Республики Беларусь «Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля»;
- статья 230 УК Республики Беларусь «Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей»;
- статья 231 УК Республики Беларусь «Уклонение от уплаты таможенных платежей»;
- статья 328-1 УК Республики Беларусь «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов»;
- статья 333-1 УК Республики Беларусь «Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники» [5, ст. 228-231, 328-1, 333-1].
При этом, как следует из положений статьи 37 УПК Республики Беларусь, указанные составы преступлений относятся к ведению таможенных органов Республики Беларусь в случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС [4, ст. 37].
Исходя из изложенного, указанный перечень составов преступлений можно условно обозначить как «таможенные преступления». В таком значении и будем определять таможенные преступления в настоящей работе. Данные преступления по непосредственному объекту и объективной стороне можно разделить на две группы:
1. Преступления, посягающие на порядок, регулирующий перемещение предметов, а также нематериальных благ через таможенную границу ЕАЭС.
К этой группе относятся: контрабанда - ст. 228 УК Республики Беларусь [5, ст. 228]; незаконное перемещение ... наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов -ст. 328-1 УК Республики Беларусь [5, ст. 328-1]; незаконное перемещение ... сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники - ст. 333-1 УК Республики Беларусь [5, ст. 333-1]; незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля - ст. 229 УК Республики Беларусь [5, ст. 229]. Характерным для данной группы является обязательное условие - незаконное перемещение материальных и нематериальных объектов, предусмотренных вышеуказанными статьями, через таможенную границу для реализации на внешних рынках. Неустановление факта незаконности такого перемещения означает отсутствие в действиях субъекта любого из названных составов преступлений.
2. Преступления, посягающие на установленный порядок, регулирующий международную торговлю, межгосударственный культурный обмен и т.п., а также поступление в государственный бюджет денежных средств от субъектов внешнеэкономической деятельности в виде таможенных платежей.
Эта группа включает в себя невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей - ст. 230 УК Республики Беларусь [5, ст. 230]; уклонение от уплаты таможенных платежей -ст. 231 УК Республики Беларусь [5, ст. 231]. Данные преступления связывает с первой группой лишь их совершение во внешнеэкономической сфере экономики страны. Но входящие во вторую группу составы преступлений имеют другие непосредственные объекты и разные способы преступных действий, что и отличает их от первой группы.
Объединяет рассматриваемые преступления в структуре Уголовного кодекса Республики Беларусь так называемый видовой объект, которым следует считать общественные отношения, складывающиеся между государством и другими хозяйствующими субъектами в процессе осуществления ими внешнеэкономической деятельности.
С учетом целей настоящего исследования из указанного перечня таможенных преступлений рассмотрим понятие «контрабанда» в качестве преступления, определяемого как международным, так и национальным правом. При этом обозначим следующее существенное обстоятельство.
В рамках данного исследования не производится разделения понятия контрабанды в зависимости от предмета преступного посягательства. Такое разделение реализовано законодателем со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 356-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» [6]. Со вступлением в силу данного Закона состав преступления, ранее предусмотренного одной статьей 228 УК Республики Беларусь «Контрабанда», был фактически разделен на следующие статьи: контрабанда [5, ст. 228]; незаконное перемещение ... наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов [5, ст. 328-1]; незаконное перемеще-
ние ... сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники [5, ст. 333-1].
Таким образом, фактически со вступлением в силу указанного Закона в УК Республики Беларусь термин «контрабанда» определяет так называемую «экономическую контрабанду» [5, ст. 228], т.е. незаконное перемещение в крупном размере товаров, которые сами по себе при нормальных условиях и использовании по целевому назначению не угрожают жизни и здоровью граждан. При этом составы преступлений, предусматривающие наказание за незаконное перемещение товаров, по определению несущих угрозу жизни и здоровью граждан (наркотические средства, психотропные вещества, радиоактивные материалы, огнестрельное оружие и т.д.), вне зависимости от объема перемещаемого товара, сформулированы в ст. 328-1 и ст. 333-1 УК Республики Беларусь [5]. Несмотря на имеющиеся различия в объективной стороне составов указанных преступлений, методы их предупреждения, выявления и расследования совпадают и, следовательно, при рассмотрении в рамках настоящего исследования ни разграничиваются.
Явление контрабанды и значимость ее угрозы для государств появилось с момента появления самих государств и до наших дней не теряет своей актуальности. Контрабанда как преступление по своей криминологической характеристике была и остается транснациональным организованным преступлением. Как отмечалось выше, по своему объективному признаку контрабанда, как и иные таможенные преступления, посягает на законодательно установленный порядок осуществления внешней торговли, наносит ущерб государству, подрывая его экономическую безопасность, и развитию его международных экономических отношений. Угроза контрабанды как транснационального преступления признана как отдельными странами путем закрепления ее признаков как уголовно-наказуемого деяния, так и на международном уровне. Так, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. и вступившая в силу для Республики Беларусь 29 сентября 2003 г., относит контрабанду к числу наиболее опасных транснациональных организованных преступлений [7, с. 116].
С течением времени угроза для государств, исходящая от контрабанды, не только не снижается, а наоборот, получает все большее распространение. С середины XX века росту контрабанды способствуют следующие факторы:
- устранение монополии государства в сфере внешнеэкономической деятельности во многих странах;
- мировая интеграция и глобализация;
- формирование устойчивых международных экономических связей и международное разделение труда;
- упрощение порядка перемещения товаров через границы государств;
- упрощение, унификация и гармонизация таможенных процедур в разных странах мира;
- введение порядка осуществления выборочного таможенного контроля и применение системы анализа и управления рисками многими странами;
- развитие сферы финансов и упрощение взаиморасчетов между контрагентами, являющимися резидентами разных стран;
- развитие транспорта и использование в коммерческих целях международного почтового обмена;
- развитие электронных торговых площадок и другое.
Для контрабанды в XXI веке присущи следующие черты:
- данный вид преступной деятельности находится в тесной связи с экономическим положением отдельных стран и регионов;
- лица, осуществляющие такой вид преступной деятельности, на высоком уровне обеспечены технически и осведомлены о методах работы контролирующих органов, оказывают активное противодействие данным органам;
- контрабанда осуществляется организованными группами;
- руководство данным видом преступной деятельности осуществляют руководители преступных синдикатов, занимающихся и иными видами преступной деятельности;
- регулярно появляются новые предметы контрабанды, видоизменяются «традиционные» предметы контрабанды (в первую очередь, наркотические средства и психотропные вещества).
Все перечисленные черты значительно усложняют предупреждение, выявление и расследование фактов контрабанды. Традиционные методы борьбы с таким видом преступлений стали менее эффективными либо вовсе утратили свою эффективность, в связи с чем борьба с контрабандой, ранее рассматривавшаяся как внутреннее дело каждого государства и зачастую успешно осуществляемая только его компетентными государственными органами, с середины ХХ века вышла за национальные границы и требует взаимодействия стран на международном уровне.
Заинтересованность стран в противодействии контрабанде обоснованно определяет ее как объект для международного слаженного противодействия. Компетентные государственные органы разных стран объединяют свои усилия для борьбы с данным видом преступлений. За последние пятьдесят-семьдесят лет сформировалось несколько уровней взаимодействия государств для общей борьбы с контрабандой:
- международное (в рамках международных организаций);
- региональное (между несколькими государствами, расположенными, как правило, в одном географическом регионе);
- двустороннее (между конкретными двумя государствами).
Характеризуя понятие контрабанды как преступления, принятого на международном уровне, сначала определим ее классификацию согласно положениям теории международного уголовного права, в соответствии которой выделяются две группы преступлений: международные преступления и преступления международного характера. Определения данных преступлений не являются тождественными и определяют отличные между собой правовые явления [7, с. 116].
Контрабанду как вид преступления согласно теории международного уголовного права традиционно относят к преступлениям международного характера. Отнесение контрабанды к данной группе преступлений обусловлено объектом посягательства и степенью общественной опасности. Преступления международного характера - это деяния, предусмотренные международным договором, не относящиеся к преступлениям против человечества, мира и безопасности, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п.), а также организациям и гражданам, наказуемые либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо согласно нормам национального уголовного законодательства в соответствии с этими договорами [7, с. 116]. Данные преступления посягают на внутригосударственный правопорядок, но при этом затрагивают интересы других стран или международного сообщества в целом, подрывая основы сотрудничества государств и другие стороны международных отношений. По своей юридической природе подобные преступления в большинстве случаев могут быть отнесены к общеуголовным преступлениям, осложненным «иностранным элементом» [8, с. 68]. К таким преступлениям помимо контрабанды теорией международного уголовного права традиционно относятся фальшивомонетничество, захват и угон летательных аппаратов и судов, работорговлю и другие. В соответствии с действующими нормами международного права уголовная ответственность за эти преступления наступает по национальным нормам уголовного законодательства, основывающимся на положениях международных договоров.
Несмотря на то, что контрабанда является предметом международного уголовного права, единообразное определение контрабанды в международных правовых нормах отсутствует. Это обусловлено использованием в правовых актах различных терминов применительно к обозначению незаконных действий, схожих по способу осуществления (физическое перемещение через границу), но связанных с перемещением разнородных объектов, различающихся по своим признакам.
Статья 1 Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений http://studme.org/41131/pravo/ponyatie_ kontrabandy-gads_btm 1997 г. (далее - Найробийская конвенция 1977 года) дает общее определение понятия «таможенное правонарушение» как любого нарушения таможенного законодательства или попытку такого нарушения [9, ст. 1]. Это очень общее определение и оно не позволяет исключить необходимость обращения для понимания каждого конкретного состава правонарушения к национальному законодательству. Международный документ, устанавливающий конкретное содержание правонарушений, входящих в состав обобщающего понятия «таможенные», отсутствует. Это обусловливает существование в разных странах различающихся формулировок таможенных правонарушений. Это же относится и к определению «контрабанды» в международном праве.
Далее в статье 1 Найробийской конвенции 1977 года аналогично в довольно широком смысле дано определение непосредственно контрабанде: «Контрабанда - обман таможни, состоящий в перемещении товаров через таможенную границу в любой скрытой форме». Обман таможни означает таможенное правонарушение (любое нарушение таможенного законодательства или попытка такого нарушения), при котором лицо обманывает таможню и таким образом частично или полностью уклоняется от уплаты импортных или экспортных пошлин и налогов или обходит установленные таможенным законодательством запреты или ограничения либо получает другие выгоды в нарушение таможенного законодательства [9, ст. 1]. Несмотря на широкое толкование контрабанды, приведенное определение в полной мере соответствует доктрине, определяющей понятие контрабанды в юридической науке Республики Беларусь и стран ЕАЭС.
Вместе с тем для юридической науки некоторых стран мира характерно еще более широкое понимание контрабанды и включение в него деяний, совершенных не только в отношении объектов материального мира, но и в отношении людей. К примеру, в зарубежных правовых актах используется понятие «контрабанда людей» (англ. «human smuggling»). Можно привести и другой пример, когда для определения явления, по сути являющегося контрабандой в традиционном понимании, используется иной термин -«перемещение, перевозка» (англ. «traffic»). Так, Рамочное решение Совета Европы от 13 июня 2002 года о европейском ордере на арест, которое служит основой для сотрудничества в борьбе с преступностью на межгосударственном уровне для государств-членов Европейского союза, относит контрабанду к наиболее опасным преступлениям международного характера, но при этом в зависимости от предмета преступления контрабанда обозначается термином либо «незаконное (тайное) перемещение, перевозка,
оборот» (англ. «illicit trafficking»), либо просто «перемещение, оборот» (англ. «trafficking»), когда речь идет о торговле людьми, человеческими органами, наркотическими средствами и психотропными веществами, радиоактивными материалами и т. п.).
Заключение. В представляемом исследовании, как и традиционно в отечественном уголовном праве, контрабанда рассматривается в качестве преступления, связанного с перемещением через границу предметов (товаров), и не применяется к преступлениям, связанным с торговлей людьми, нелегальной трансграничной миграцией и т. п.
Таким образом, несмотря на то, что контрабанда как вид преступления международного характера известна с давних пор, её определения разнятся между собой и закрепляются в национальном праве государств по-своему, но основываются на доктрине международных соглашений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жбанков, В. А. Таможенные преступления: сущность и проблемы выявления / В. А. Жбанков // Юридический институт ИГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://law.isu.ru/ru/science/vestnik/ 20044/gbankov.html. - Дата доступа: 01.09.2018.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза : прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 24.06.2018.
3. Таможенный кодекс ЕАЭС : прил. № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза : принят решением Межгосударственного Совета ЕАЭС на уровне глав государств от 11 апреля 2017 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 24.06.2018.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. : текст по состоянию на 8 января 2018 г. // Официальный сайт Национального центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.08.2018.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 02 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : с изм. и доп. : текст по состоянию на 18 июля 2017 г. // Официальный сайт Национального центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.08.2018.
6. О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 5 января 2016 г. № З56-З : // Официальный сайт Национального центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.08.2018.
7. Кудрявцев, В.Н. Международное уголовное право : учеб. пособие / В.Н. Кудрявцев. - М. : Наука, 1999. - 264 с.
8. Панов, В.П. Международное уголовное право : учеб. пособие / В.П. Панов. - М. : ИНФРА-М, 1997. - 320 с.
9. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, Найроби, 9 июня 1977 г. // Conventions [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 29.08.2018.
Поступила 14.10.2018
THE CONCEPT OF "CUSTOMS CRIMES" IN INTERNATIONAL LAW AND NATIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS
A. IGNATYUK
The article is devoted to the issue of the concept of "customs crimes " in international law and national legislation of the Republic of Belarus. The article shows the qualification of smuggling in international treaties and the national legislation of the Republic of Belarus, as well as the ways of implementing international norms and standards on combating smuggling and other customs crimes and offences in the legislation of the Republic of Belarus. A detailed concept of smuggling as an international crime is given. Characterized by such a concept of international law as "human smuggling " and "illegal migration ".
Keywords: customs crimes; smuggling; implementation; Customs Code of the Customs Union; the Customs Codec of the EAEU; Criminal Code; code of Criminal Procedure; illegal movement of goods across the customs border of the ЕАЕи.