Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4418
870
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Алексей Сергеевич

В статье анализируется действующее пенсионное законодательство и судебная практика, касающиеся военнослужащих и приравненных к ним лиц, выявляются различные проблемы и предлагаются решения, которые возможно реализовать на законодательном уровне в условиях современных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PENSION PROVISION FOR SOLDIERS AND WAYS TO SOLVE THEM

In the article author analyzes current pension legislation and court practice concerning soldiers and people of equivalent status, identifies different problems and suggests the ways out to solve them which can be implemented at the legislative level in the context of modern challenges

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

вопросы российской юстиции выпуск №21

УДК 349.3

Николаев Алексей Сергеевич Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт публичного права и управления

Россия, Москва alexnik241101@mail.ru Aleksey Nikolaev Kutafin Moscow state law university (MSAL) Institute of public law and administration

Russia, Moscow

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Аннотация: в статье анализируется действующее пенсионное законодательство и судебная практика, касающиеся военнослужащих и приравненных к ним лиц, выявляются различные проблемы и предлагаются решения, которые возможно реализовать на законодательном уровне в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: система пенсионного обеспечения, пенсия за выслугу лет, военнослужащий, пенсионное законодательство, судебная практика.

ACTUAL PROBLEMS OF PENSION PROVISION FOR SOLDIERS AND

WAYS TO SOLVE THEM Annotation: in the article author analyzes current pension legislation and court practice concerning soldiers and people of equivalent status, identifies different problems and suggests the ways out to solve them which can be implemented at the legislative level in the context of modern challenges.

Key words: the system of pension provision, military longevity pension, soldier, pension legislation, court practice.

В условиях нестабильной геополитической обстановки охрана и защита суверенитета - одна из важнейших задач современного государства. В соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ Россия проводит последовательный курс на укрепление обороноспособности страны [2], и особое внимание уделяется решению таких важных задач, как повышение уровня социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы. Актуальность данного вопроса подтверждается особым вниманием законодателя к повышению уровня социального обеспечения военнослужащих - в 2022 г. пенсии лиц, проходивших военную службу по контракту, были проиндексированы сначала на 8,6 %, а затем на 10 %, «Единой Россией» внесен законопроект о предоставлении права на бесплатное социальное обслуживание инвалидам боевых действий.

Профессиональный военнослужащий отличается от обычных работников тем, что его деятельность связана с повышенным риском для жизни и здоровья. Именно поэтому важно установить социально-экономические гарантии для данной категории лиц, что, в частности, обеспечит престижность военной службы - потенциальные военнослужащие будут знать, что в случае утраты ими трудоспособности или даже смерти государство обеспечит их или членов их семей достойным содержанием (в том числе пенсиями).

В условиях проведения специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины (далее - СВО) представляется важным закрепить для принимавших в ней участие военнослужащих льготный порядок исчисления выслуги лет. В этих целях предлагается внести поправки в Постановление Правительства от 22 сентября 1993 г. № 941 [3], которые позволят засчитывать

месяц службы во время участия в СВО за полтора или два месяца. Такие же условия можно распространить на лиц, пребывавших в плену, если пленение не было добровольным. Эти изменения в подзаконные акты позволят участникам СВО - профессиональным военным раньше выйти на пенсию при условии их соответствия всем остальным условиям, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих, Закон) [1].

Ранее упомянутые особенности военной службы как трудовой деятельности позволяют сделать вывод о двойной природе пенсионного обеспечения военнослужащих по контракту: пенсия в данном случае должна компенсировать как утрату денежного довольствия, так и вред, причиненный лицу в результате ограничений и лишений, связанных с военной службой. В связи с этим представляется необходимым развивать на законодательном уровне систему дифференцированных надбавок к разным видам пенсий. В статье 24 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих уже предусмотрено такое основание получения надбавки к пенсии по инвалидности в размере социальной пенсии, как инвалидность вследствие военной травмы и достижение определённого возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно). Ряд исследователей рассматривают возможность распространения аналогичных положений на пенсию за выслугу лет -например, ежемесячные надбавки за особые условия военной службы (в том числе в пустынных, высокогорных местностях, в районах Крайнего Севера), за выполнение задач при вооруженном конфликте или непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья [9, с. 253].

Определяющее влияние на размер любой пенсии в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих оказывает денежное довольствие, которое является базой для её исчисления. В отличие от страховых пенсий, размер которых исчисляется по многочисленным формулам,

они устанавливаются в определенном процентном соотношении от сумм денежного довольствия, что позволяет военнослужащим заранее точно рассчитать размер будущей пенсии. Однако современные пенсионеры при расчете должны принимать во внимание так называемый «понижающий коэффициент». В соответствии с частью 2 статьи 43 указанного закона денежное довольствие учитывается не полностью, а в определенной части -54% на момент принятия этой нормы в 2011 г. с последующим ежегодным увеличением минимум на 2% (с 1 октября 2022 г. - 85,47 %). Например, если денежное довольствие военнослужащего в период службы составляло 100 тыс. рублей, то в соответствии со статьей 14 Закона после выслуги 20 лет размер его пенсии должен быть 50 тыс. рублей. Однако в октябре 2022 г. он получит всего 85 % от последней суммы, т.е. всего 42,5 тыс. рублей. Данный «понижающий коэффициент» усложняет точный расчет размера пенсии будущих военных пенсионеров (особенно учитывая, что он может произвольно изменяться федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период - и с учетом уровня инфляции рост этого коэффициента может составлять и более 2%), поэтому необходимо как можно скорее отменить его. Более того, законодателю следует учитывать правовую позицию, неоднократно высказанную Конституционным Судом [4], связанную с правовой определенностью пенсионных норм и предсказуемой законодательной политикой в сфере пенсионного обеспечения. Данная норма права примечательна еще и тем, что на протяжении многих лет федеральные законы ежегодно приостанавливают её действие и фактически произвольно устанавливают учитываемый при исчислении пенсии размер денежного довольствия. Например, с февраля 2017 г. по октябрь 2019, т.е. на протяжении трёх лет, этот коэффициент вообще не увеличивался и составлял 72,23 % . В 2022 г. за 10 месяцев он вырос сразу на 11 % (с 74 до 85,47). Следует отметить, что «понижающий коэффициент» изначально не применялся и не применяется

в отношении ряда субъектов - государственных гражданских служащих, судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей. В науке такое различие подходов пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в разных «силовых» ведомствах, также получило неоднозначную, в основном критическую оценку, так как можно говорить о фактическом снижении уровня материального обеспечения [7, с. 4].

Полная реализация права на пенсионное обеспечение возможна при своевременном назначении и последующей выплате уполномоченным органом той или иной пенсии в полном размере. Данному положению противоречит часть 1 статьи 58 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, которая стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, признавшего норму не соответствующей Конституции РФ [5]. В соответствии со статьей 58, если сумма пенсии начислена, но своевременно не востребована, то она выплачивается только в течение трех лет перед обращением за её получением. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, подобное ограничение в случае отсутствия активных действий в отношении выплаченных на банковский счет денежных средств неправомерно, при этом зачисление пенсии на счет в кредитной организации признается доставленной и полученной. Абсолютно законным способом распоряжения денежными средствами является несовершение пенсионером каких-либо банковских операций (возможно, в данном случае имело место обыкновенное накопление). Законодателю следует как можно скорее внести поправки в статью 58 и установить дифференцированный подход к способам получения пенсии (в частности, упомянуть в новой редакции нормы о банковском счете, который является наиболее распространенным способом) и последствиям отсутствия

действий по распоряжению ею, тем самым исполнить решение Конституционного Суда РФ.

Учитывая наличие множественности субъектов, на которых распространяется действие Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих (Прокуратура, Министерство внутренних дел, Следственный комитет и др.), в науке высказываются точки зрения о целесообразности оптимизации пенсионной системы и создания единого органа [9, с. 196]. Актуальность данного вопроса отчасти подтверждается и судебной практикой [6], так как у граждан, которые служили в разных «силовых» ведомствах (например, Министерстве обороны и Государственной противопожарной службе), возникал вопрос о том, кто должен выступать ответчиком по требованию о признании за ними права на получение пенсии за выслугу лет. Действительно, с одной стороны, оптимизация позволит более оперативно решать вопросы, связанные с такими категориями военнослужащих или служащих иных правоохранительных органов. С другой стороны, не совсем понятны административный статус такого «единого пенсионного фонда военнослужащих и приравненных к ним лиц» и целесообразность выделения денежных средств на такую реформу.

Таким образом, можно констатировать, что современное законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих, несовершенно и требует изменений с учетом новых реалий в части несвоевременно полученных военным пенсионером выплат, наличия коэффициента, понижающего размер пенсии. Ряд поправок, направленных на установление дифференцированных надбавок и отдельных оснований для льготного исчисления выслуги лет, должны обеспечить повышение уровня жизни такой важной категории пенсионеров, как военнослужащие.

Список литературы:

1. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

3. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 40. Ст. 3753.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" // Собрание законодательства РФ. 2004. №6. Ст. 450.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 14-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также подпункта 1 пункта 1 статьи 21 и подпункта 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина П.М. Понеделкова" // Собрание законодательства РФ. 2022. № 16. Ст. 2782.

6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 № 58-КГ19-7, Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2020 по делу № 88-23693/2020, Определение Калужского областного суда от 19.11.2012 по делу № 33-2716/12.

7. Корякин В.М. Сравнительно-правовой анализ денежного довольствия и иных выплат, предусмотренных для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, военных прокуроров и военнослужащих военно-следственных органов // Право в Вооруженных Силах. 2012. №1. С.2-5.

8. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / В. М. Корякин. - М. : За права военнослужащих, 2005. 287 с.

9. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие / Д. Н. Ермаков, С. А. Хмелевская. - Москва : Дашков и К°, 2014. 395 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.