Научная статья на тему 'Актуальные проблемы педагогического образования в России и Китае'

Актуальные проблемы педагогического образования в России и Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
педагогическое образование / китайское педагогическое образование / педагогическое образование в России / проблемы профессиональной подготовки учителей / pedagogical education / Chinese pedagogical education / pedagogical education in Russia / problems of professional training of teachers

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Хуан Ин

В статье освещаются современные проблемы педагогического образования в России и Китае. Раскрыты национальные приоритеты и цели образовательной политики России и Китая. Проанализированы критерии качества профессиональной подготовки педагогов и организационно-педагогические формы и технологии профессионального обучения педагогических кадров в обеих странах. Представлены модель и проблемы профессиональной подготовки универсального учителя в Китае. Показано, что распространение информационно-цифровых технологий в социально-экономической сфере привело к развитию дистанционных и электронных форм обучения в системе педагогического образования. Выделены актуальные проблемы педагогического образования в России и в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of pedagogical education in Russia and China

The article highlights the current problems of teacher education in Russia and China. The national priorities and goals of the educational policy of Russia and China are revealed. The criteria of quality of professional training of teachers and organizational and pedagogical forms and technologies of professional training of pedagogical personnel in both countries are analyzed. The model and problems of professional training of a universal teacher in China are presented. It is shown that the spread of information and digital technologies in the socio-economic sphere has led to the development of distance and electronic forms of education in the system of pedagogical education. The actual problems of pedagogical education in Russia and China are highlighted.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы педагогического образования в России и Китае»

Альманах «Казачество»

Хуан Ин

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы.

Актуальные проблемы педагогического образования в России и Китае

В настоящее время развитие системы педагогического образования в ведущих странах мира осуществляется в условиях повышения международной конкуренции на рынке образовательных услуг. Внимания заслуживают педагогические модели профессиональной подготовки педагогов в России и Китае, в которых выражены культурно-национальные различия, влияющие на становление педагогических систем профессиональной подготовки педагогических кадров. В этой связи интерес представляют вопросы актуальных тенденций и проблем развития педагогического образования в России и Китае. Современное состояние и перспективы развития педагогического образования в России и Китае, с одной стороны имеют общие тенденции, связанные с развитием открытого образовательного пространства, с глобализацией и информатизацией, с интеграцией образовательных систем разных стран в единое образовательное пространство; с другой - характеризуются национальными особенностями существующих педагогических моделей.

Образовательная политика современного Китая ориентирована на развитие научного потенциала («кэсюэ фачань гуань»), на формирование целостной системы образования, обладающей высокими развивающими ресурсами и вариативными педагогическими моделями, направленными на достижение высоких международных стандартов образования. Целевыми ориентирами образовательной политики Китая сегодня являются национальные ценности, в качестве которых выступают «строительство сильного и богатого государства, уважение к закону, ценность самосовершенствования, справедливость, трудолюбие» [1, с. 68]. Приоритетной задачей образовательной политики государства является вывод национального образования на уровень передовых международных стандартов. В настоящее время в Китае проводятся образовательные реформы, которые ведут к изменению структуры образования, росту количества студентов, обучающихся в системе высшего образования, к увеличению финансовых расходов на проведение научно-исследовательской деятель-

Педагогика №68 год 2023

ности. Данные тенденции имеют место и в сфере профессионального педагогического образования.

Организационная структура педагогического образования Китая в настоящее время представлена колледжами и училищами, реализующими среднее педагогическое образование, и университетами, на базе которых студенты получают высшее педагогическое образование. Выделены особенности современного содержания педагогического образования Китая, к которым относятся «сочетание теоретического направления с практическим; интеграция педагогического образования с академическим; разнообразие дисциплин педагогического образования; уважение к индивидуальности студентов; ориентация на непрерывное развитие личности» [2, с. 61]. Данные особенности содержания педагогического образования в Китае определяют реализуемые педагогические методы, приемы и технологии.

Выбор форм и методов обучения в системе педагогического образования в Китае связан с компетентностной парадигмой, в которой в качестве результатов обучения выступают компетенции. Компетент-ностная модель педагогического образования в Китае, как и в России, ориентирована на реализацию активных и интерактивных методов обучения - дискуссий, деловых и ролевых игр, кейс-технологий и технологий проектной деятельности. Для китайских студентов, в отличие от российских студентов, реализация активно-действенных форм и методов обучения вызывает ряд трудностей. Это связано с особенностями китайского менталитета, в котором личность педагога выступает в качестве безусловного авторитета, что затрудняет использование интерактивных методов в условиях равноправного партнерства в системе педагог-студент. Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки педагогов в настоящее время обеспечивает решение данной проблемы.

Внимания заслуживают педагогические инновации в сфере профессиональной подготовки учителей, которые отражают национальную специфику педагогического образования Китая. В системе педагогического образования Китая с 2006 года внедрено педагогическое новшество профессиональной подготовки универсальных учителей, которое с 2014 года получило новый импульс, благодаря «Плану реформы подготовки выдающихся учителей». Универсальный учитель «владеет знанием нескольких предметов, обладает теоретическими знаниями в педагогике и психологии, владеет различными педагогическими способностями и навыками и может самостоятельно препо-

Альманах «Казачество»

давать несколько предметов» [3, с. 196]. Несмотря на положительные результаты системы профессиональной подготовки универсальных учителей, до настоящего времени отсутствуют единые стандарты содержания учебных программ, поэтому высшие учебные заведения Китая самостоятельно разрабатывают и внедряют модель подготовки универсальных учителей.

Другой актуальной проблемой современного педагогического образования Китая является необходимость реализации принципов «обучения в течение всей жизни», которые положены в основу современной системы педагогического образования Китая, что актуализирует приоритет развития непрерывного педагогического образования.

Современное состояние российской системы высшего педагогического образования во многом определяется модернизацией образования, которая проводилась в постсоветский период, когда были заложены «новые принципы создания содержания образования учителей: многоуровневости, гуманитаризации, интеграции, регионализма, диверсификации, культуросообразности, применения личностно-ориентированных технологий» [2, с. 43]. Нормативно-правовым механизмом регулирования содержания педагогического образования в России стал Государственный образовательный стандарт [2]. В основу российского педагогического образования также была положена компетентностная парадигма, включающая деятельностный и личностно-ориентированные подходы, которые определили цели и критерии качества педагогического образования в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Развитие информационно-цифровых технологий, информатизация экономических и общественных отношений создали новые общественные потребности и запросы, что привело к развитию дистанционных и электронных форм обучения, в том числе и в системе педагогического образования. В связи с этим в 2016 г. были введены новые ФГОС высшего педагогического образования, в которых были выделены две квалификации - «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» и уменьшено количество формируемых у студентов компетенций, а также отражены педагогические условия применения современных образовательных технологий, в частности дистанционных и электронных форм обучения [2]. В настоящее время в российской системе высшего педагогического образования осуществляется выход из Болонской системы, что повлечет измене-

Педагогика №68 год 2023

ния организационно-педагогических основ образовательной модели профессиональной подготовки учителей, приведет к необходимости ретроспективного анализа передового отечественного опыта профессиональной подготовки учителей.

Таким образом, современная проблематика педагогического образования в России и Китае связана, с одной стороны, с национальной спецификой развития системы педагогического образования, с другой - с общими тенденциями образовательной политики двух стран в системе педагогического образования.

Список литературы

1. Авходеева Е.А. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях открытого культурного пространства: на примере Китая: дис. ... кандидата философских наук. - Волгоград, 2016. 160 с.

2. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: 2018. 216 с.

3. Хуан Янань. Состояние подготовки универсальных учителей в Китае // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: сборник материалов II Международного научно-образовательного форума: в 2 т. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 194-201.

References

1. Avkhodeeva E.A. Preservation of national and cultural identity in an open cultural space: on the example of China: dis. ... candidate of philosophical sciences. - Volgograd, 2016. 160 p.

2. Liu Nan. Comparative analysis of the system of teacher education in Russia and China: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. - M.: 2018. 216 p.

3. Huang Yanan. The state of training of universal teachers in China // The mission of university pedagogical education in the XXI century: a collection of materials of the II International Scientific and Educational Forum: in 2 volumes - Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press, 2021. P. 194-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.