Альманах «Казачество»
Хуан Ин
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы.
Актуальные проблемы педагогического образования в России и Китае
В настоящее время развитие системы педагогического образования в ведущих странах мира осуществляется в условиях повышения международной конкуренции на рынке образовательных услуг. Внимания заслуживают педагогические модели профессиональной подготовки педагогов в России и Китае, в которых выражены культурно-национальные различия, влияющие на становление педагогических систем профессиональной подготовки педагогических кадров. В этой связи интерес представляют вопросы актуальных тенденций и проблем развития педагогического образования в России и Китае. Современное состояние и перспективы развития педагогического образования в России и Китае, с одной стороны имеют общие тенденции, связанные с развитием открытого образовательного пространства, с глобализацией и информатизацией, с интеграцией образовательных систем разных стран в единое образовательное пространство; с другой - характеризуются национальными особенностями существующих педагогических моделей.
Образовательная политика современного Китая ориентирована на развитие научного потенциала («кэсюэ фачань гуань»), на формирование целостной системы образования, обладающей высокими развивающими ресурсами и вариативными педагогическими моделями, направленными на достижение высоких международных стандартов образования. Целевыми ориентирами образовательной политики Китая сегодня являются национальные ценности, в качестве которых выступают «строительство сильного и богатого государства, уважение к закону, ценность самосовершенствования, справедливость, трудолюбие» [1, с. 68]. Приоритетной задачей образовательной политики государства является вывод национального образования на уровень передовых международных стандартов. В настоящее время в Китае проводятся образовательные реформы, которые ведут к изменению структуры образования, росту количества студентов, обучающихся в системе высшего образования, к увеличению финансовых расходов на проведение научно-исследовательской деятель-
Педагогика №68 год 2023
ности. Данные тенденции имеют место и в сфере профессионального педагогического образования.
Организационная структура педагогического образования Китая в настоящее время представлена колледжами и училищами, реализующими среднее педагогическое образование, и университетами, на базе которых студенты получают высшее педагогическое образование. Выделены особенности современного содержания педагогического образования Китая, к которым относятся «сочетание теоретического направления с практическим; интеграция педагогического образования с академическим; разнообразие дисциплин педагогического образования; уважение к индивидуальности студентов; ориентация на непрерывное развитие личности» [2, с. 61]. Данные особенности содержания педагогического образования в Китае определяют реализуемые педагогические методы, приемы и технологии.
Выбор форм и методов обучения в системе педагогического образования в Китае связан с компетентностной парадигмой, в которой в качестве результатов обучения выступают компетенции. Компетент-ностная модель педагогического образования в Китае, как и в России, ориентирована на реализацию активных и интерактивных методов обучения - дискуссий, деловых и ролевых игр, кейс-технологий и технологий проектной деятельности. Для китайских студентов, в отличие от российских студентов, реализация активно-действенных форм и методов обучения вызывает ряд трудностей. Это связано с особенностями китайского менталитета, в котором личность педагога выступает в качестве безусловного авторитета, что затрудняет использование интерактивных методов в условиях равноправного партнерства в системе педагог-студент. Внедрение в образовательный процесс активных методов обучения в процессе профессиональной подготовки педагогов в настоящее время обеспечивает решение данной проблемы.
Внимания заслуживают педагогические инновации в сфере профессиональной подготовки учителей, которые отражают национальную специфику педагогического образования Китая. В системе педагогического образования Китая с 2006 года внедрено педагогическое новшество профессиональной подготовки универсальных учителей, которое с 2014 года получило новый импульс, благодаря «Плану реформы подготовки выдающихся учителей». Универсальный учитель «владеет знанием нескольких предметов, обладает теоретическими знаниями в педагогике и психологии, владеет различными педагогическими способностями и навыками и может самостоятельно препо-
Альманах «Казачество»
давать несколько предметов» [3, с. 196]. Несмотря на положительные результаты системы профессиональной подготовки универсальных учителей, до настоящего времени отсутствуют единые стандарты содержания учебных программ, поэтому высшие учебные заведения Китая самостоятельно разрабатывают и внедряют модель подготовки универсальных учителей.
Другой актуальной проблемой современного педагогического образования Китая является необходимость реализации принципов «обучения в течение всей жизни», которые положены в основу современной системы педагогического образования Китая, что актуализирует приоритет развития непрерывного педагогического образования.
Современное состояние российской системы высшего педагогического образования во многом определяется модернизацией образования, которая проводилась в постсоветский период, когда были заложены «новые принципы создания содержания образования учителей: многоуровневости, гуманитаризации, интеграции, регионализма, диверсификации, культуросообразности, применения личностно-ориентированных технологий» [2, с. 43]. Нормативно-правовым механизмом регулирования содержания педагогического образования в России стал Государственный образовательный стандарт [2]. В основу российского педагогического образования также была положена компетентностная парадигма, включающая деятельностный и личностно-ориентированные подходы, которые определили цели и критерии качества педагогического образования в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Развитие информационно-цифровых технологий, информатизация экономических и общественных отношений создали новые общественные потребности и запросы, что привело к развитию дистанционных и электронных форм обучения, в том числе и в системе педагогического образования. В связи с этим в 2016 г. были введены новые ФГОС высшего педагогического образования, в которых были выделены две квалификации - «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» и уменьшено количество формируемых у студентов компетенций, а также отражены педагогические условия применения современных образовательных технологий, в частности дистанционных и электронных форм обучения [2]. В настоящее время в российской системе высшего педагогического образования осуществляется выход из Болонской системы, что повлечет измене-
Педагогика №68 год 2023
ния организационно-педагогических основ образовательной модели профессиональной подготовки учителей, приведет к необходимости ретроспективного анализа передового отечественного опыта профессиональной подготовки учителей.
Таким образом, современная проблематика педагогического образования в России и Китае связана, с одной стороны, с национальной спецификой развития системы педагогического образования, с другой - с общими тенденциями образовательной политики двух стран в системе педагогического образования.
Список литературы
1. Авходеева Е.А. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях открытого культурного пространства: на примере Китая: дис. ... кандидата философских наук. - Волгоград, 2016. 160 с.
2. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М.: 2018. 216 с.
3. Хуан Янань. Состояние подготовки универсальных учителей в Китае // Миссия университетского педагогического образования в XXI веке: сборник материалов II Международного научно-образовательного форума: в 2 т. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 194-201.
References
1. Avkhodeeva E.A. Preservation of national and cultural identity in an open cultural space: on the example of China: dis. ... candidate of philosophical sciences. - Volgograd, 2016. 160 p.
2. Liu Nan. Comparative analysis of the system of teacher education in Russia and China: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. - M.: 2018. 216 p.
3. Huang Yanan. The state of training of universal teachers in China // The mission of university pedagogical education in the XXI century: a collection of materials of the II International Scientific and Educational Forum: in 2 volumes - Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press, 2021. P. 194-201.