References
1. Azbuka. V.G. Goreckij, V.A. Kiryushkin i dr. Ch. 1. Moskva: Prosveschenie, 2016.
2. Sabatkoev R.B. Trudnosti usvoeniya russkogo yazyka nerusskimi uchaschimisya. Inostrannyeyazyki. 2016, iyun'. Available at: http://iyazyki.prosv.ru/2016/06/difficulty-learning-russian-language
3. Passov E.I. Osnovy obucheniya inostrannymyazykam. Moskva: Russkij yazyk, 1977.
4. Russkij yazyk. Rabochie programmy Predmetnaya liniya uchebnikov sistemy «Shkola Rossii». 1-4 klassy: posobie dlya uchitelej obscheobr. organizacij. V.P. Kanakina, V.G. Goreckij, M. Bojkina i dr. Moskva: Prosveschenie, 2014.
5. Slesareva I.P. Problema opisaniya iprepodavaniya russkoj leksiki. Moskva: Russkij yazyk, 1999.
6. Shamov A.N. Principy obucheniya leksicheskoj storone inoyazychnoj rechi. Inostrannye yazyki v shkole. 2009; 4: 2 - 8.
7. Shurpaeva M.I. Osobennosti obucheniya russkomu yazyku na nachal'nom 'etape v usloviyah formirovaniya dvuyazychiya (leksicheskij aspekt). Kuskovskie chteniya - 2017. Kul'turno-semioticheskoe prostranstvo russkoj slovesnosti: istoriya razvitiya i perspektivy izucheniya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2017: 408 - 415.
8. Shurpaeva M.I., Kurbanova Z.G. Priobschenie mladshih shkol'nikov k iskusstvu rodnogo slova (na materiale literatury narodov Dagestana). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 138 - 139.
9. Shurpaeva M.I., Mutaeva S.R. Fonematicheskaya struktura sloga kak problema obucheniya gramote rodnogo yazyka (na primere lakskogo yazyka). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 226 - 227.
Статья поступила в редакцию 15.05.19
УДК 37.2: 37.013.77
Shushara T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogy and Management of Educational Organizations,
Humanities and Pedagogical Academy, Branch of Crimean Federal University n.a. V.I. Vernadsky (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF RUSSIAN AND FOREIGN PRESCHOOL PEDAGOGY. The article discusses the main approaches to solving urgent problems of modern preschool education, identifies strategic guidelines for the development of national educational systems; taking into account the national and cultural specifics and the historical development of educational thought and educational practice; critical thinking and creative use of foreign experience; establishing relationships and ensuring continuity between preschool, general education and higher schools. The author concludes that before solving the problems of the global level, it is necessary to determine the strategy of development of the Russian education taking into account the continuity between the historical stages of development of preschool pedagogy, as well as ethnic and national cultural specifics of the system of preschool education in Russia.
Key words: preschool pedagogy, Russian preschool pedagogy, foreign preschool pedagogy, developing of personality of preschooler.
Т.В. Шушара, д-р пед. наук, доц., проф. каф. педагогики и управления учебными заведениями, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье рассмотрены основные подходы к решению актуальных проблем современного дошкольного образования, определены стратегические ориентиры развития национальных образовательных систем; учёт национально-культурной специфики и исторического развития педагогической мысли и воспитательной практики; критическое осмысление и творческое использование зарубежного опыта; установление взаимосвязей и обеспечение преемственности между дошкольной, общеобразовательной и высшей школами. Автор делает вывод о том, что прежде, чем решать проблемы глобального уровня, необходимо определить стратегию развития отечественного образования с учётом преемственности между историческими этапами развития дошкольной педагогики, а также этнической и национальной культурной специфики системы дошкольного образования в России.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, отечественная дошкольная педагогика, зарубежная дошкольная педагогика, становление личности дошкольника.
Стремительное развитие науки, техники, общества требует от нас соответствующих знаний, внутренней готовности личности, умение адекватно оценивать ситуацию и действовать. Это принципиально новый вызов всему человечеству, всем народам и нациям, который влечет за собой новые подходы в системе обучения и воспитания. Период дошкольного детства, является благоприятным для полноценного развития ребёнка под влиянием обучения и воспитания. Возможности ребёнка в обучении безграничны, однако, имея от рождения определенные задатки, он может развить их только в правильно организованной среде и общении со взрослыми. Дошкольник имеет много специфических качеств, которые помогают ему активно воспринимать мир: повышенной способностью к восприятию, запоминание, сохранение информации, творческое использование материала [1 - 8].
Всё это выдвигает принципиально новые требования к человеку нового информационного общества, эти тенденции должна учитывать и педагогика, в том числе дошкольная. К таким образовательным тенденциям глобального уровня относятся:
- значимость образования для индивида и общества. С одной стороны, это предполагает массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, с другой стороны, - требует подготовки специалистов, способных действовать в ситуации социальных изменений и учитывать контекст образования (финансирование, наличие и отсутствие программ, культуру семьи и общества);
- ориентация образования на личность ребёнка, что предполагает, с одной стороны, обеспечение условий для социализации, самоутверждения и самораскрытия личности ребёнка, с другой стороны - адаптацию образовательного процесса к его запросам, потребностям, возможностям;
- организация процесса обучения и воспитания ребёнка как творческого и самостоятельного освоения им способов познавательной деятельности [9].
Данные тенденции показывают, что мировое сообщество на современном этапе своего развития заинтересовано в том, чтобы преодолеть существующий
кризис доверия личности к социальному устройству мира. Это возможно только при условии открытости окружающему миру и осознание собственной позиции в нем.
Сегодня наиболее актуальными проблемами для образования в разных странах становятся: глобальная дифференциация по гендерному признаку; проблема социализации детей; проблема взаимоотношений детей, родителей и педагогов; экономическая социализация дошкольников; проблемы связанные с обеспечением поликультурного воспитания и инклюзивного образования; проблема реализации топологического и типологического подходов к познавательной мотивации детей разного возраста и пола, когда у них формируется потребность в познании и собственный стиль когнитивной деятельности, способный интегрировать разрозненные знания из различных областей, науки и практической жизни в единую картину мира; проблема повышения эффективности процессов обучения и воспитания за счёт использования современных образовательных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в других странах или регионах, с одновременным сохранением национальной специфики отечественной образовательной системы.
На самом деле, каждая из стран решает эти проблемы по-разному, в зависимости от конкретных социально-экономических, общепедагогической и психолого-педагогических аспектов исторического формирования собственной образовательной системы [10]. Однако существуют черты, которые делают специфическим решения данных проблем в образовательных системах Востока и Запада. В частности, западные образовательные системы склонны решать «глобальные проблемы» с помощью интеграции всех воспитательных сил общества, дифференциации и индивидуализации процессов воспитания и обучения дошкольников. Повышение эффективности педагогического процесса осуществляется за счёт экспериментирования, технологизации и использования элементов самоуправления процессом обучения со стороны родителей и детей. Восточные образовательные системы предпочитают в решении таких образовательных проблем опираться на традиции и домашнее воспитание или коллективные методы воспитания.
В России принятие той или иной, западной или восточной, образовательной системы вызовет аналогичные проблемы [11]. Привлечение детей к общечеловеческим ценностям, в некоторых образовательных программах понимается в виде унификации данных ценностей, сведение их к минимуму, который охватывает лишь те качества, которые значимы для всех народов. Это приводит к тому, что, например, в некоторых программах воспитания и обучения дошкольников раздел нравственного воспитания «исчезает» или переходит в режим так называемой «связующей нити» других разделов программы, не реализуя даже собственных целей и задач; или опускается раздел трудового воспитания (как часть нравственного воспитания), растворяясь в физическом воспитании (в виде формирования навыков самообслуживания) или занятиях по формированию продуктивных видов деятельности (в виде занятий по ручному труду).
Например, в США одной из ведущих задач является воспитание уважения к закону о нарушении владения и воспитание чувства собственности как своей, так и чужой [12]. Как следствие, в отношениях между людьми начинает доминировать принцип невмешательства в частную, личную и семейную жизнь. Таким образом, при установке социализации ребёнка, обеспечение комфортности её пребывания в мире действительным гарантом воспитания чувства доверия к миру, безопасности от общения с ним может выступать только семья, то есть те люди, которые принимают его любого, со всеми проблемами и радостями. Поэтому в американской модели образования негласно доминирует принцип воспитания ребёнка прежде всего как члена семьи и, затем - как члена общества.
В менталитете славянских народов, всегда доминировал, наоборот, принцип соборного действия и соборной ответственности, если помогали - то всем миром, если воевали - то всем народом. Принцип соборности тесно связан в национальном самосознании с православием и его заповедями. Семья воспринималась как оплот православия, как домашняя церковь. После революции функции такой семья взяли на себя общественные институты воспитания, сады и школы. Они не говорили о религиозном или духовном воспитании, но пытались сформировать у подрастающего поколения этические принципы, в основном это осуществлялось средствами дисциплинарной системы воспитания и обучения, поскольку принцип равенства, партнерства взрослого и ребёнка сделал бы возможным свободу выбора для последних. В результате реализация принципа «один за всех - все за одного» происходил в условиях противопоставления личной и коллективной ответственности. Фактически это привело к тому, что у людей была сформирована установка на снятие с себя моральной ответственности, личное мнение человека противопоставлялось коллективному [5].
Деидеологизация образования после перестройки и обретения независимости бывшими союзными республиками привела к тому, что почти все теоретические и практические наработки по унифицированному коллективному воспитанию детей были вычеркнуты из образовательных программ и заменены соответствующими разделами зарубежных программ, ориентированных на идеалы гуманистической педагогики. При этом средства реализации новых целей остались прежними [13]. Так, результаты многочисленных исследова-
Библиографический список
ний подтверждают, что до сих пор большинство педагогов образовательных организаций дошкольного образования, используют дисциплинарную модель, считая, что воплощают на практике личностно-ориентированную модель обучения.
В этих противоречивых условиях очень часто у педагогов возникает соблазн заимствовать любую хорошо организованную зарубежную систему дошкольного образования, которая могла бы обеспечить эффективность педагогического процесса [14]. Как следствие, воспитатели-практики берутся за создание образовательных организаций дошкольного образования по типу Вальдорфских детских садов, садов М. Монтессори, но не учитывают, что зарубежные педагогические системы выдвигают свои требования к оценке уровня образования: создание модели социально-педагогического мониторинга и оценки качества образования; развитие новых форм дошкольного образования и корректировки образовательных программ образовательных организаций дошкольного образования; разработка регионального компонента непрерывного дошкольного и школьного образования; подготовка педагогических кадров, которые являются одновременно специалистами по дошкольному и начальному образованию [7].
При этом анализ статистических данных показывает, что особенно сложная ситуация вокруг обучения и воспитания детей, которые находятся в маргинальной позиции: между домашним и общественным воспитанием (практически все дети от двух месяцев до полутора лет не охвачены организованными формами дошкольного образования; в ситуации воспитания в семьях, относящихся к группе психологического риска: неполные семьи и социально неблагополучные семьи, семьи с безработными родителями [4].
Проблемность ситуации усугубляется тем, что уже в раннем возрасте большинство детей не могут быть отнесены к абсолютно здоровым, так как для их воспитания и обучения необходимо соблюдение особого режима во избежание нервного и психического перегрузки, использование здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, анализ современных проблем дошкольного образования отечественной и зарубежной педагогики позволяет сделать вывод о том, что прежде, чем решать проблемы глобального уровня, необходимо определить стратегию развития отечественного образования с учётом преемственности между историческими этапами развития дошкольной педагогики, а также этнической и национальной культурной специфики системы дошкольного образования в России; параллельно с изучением образовательных тенденций Запада и Востока необходимо выработать собственный взгляд на цели и задачи отечественной образовательной системы; при использовании инновационных технологий зарубежных образовательных систем необходимо учитывать их воспитательный эффект и научиться разграничивать методы прямого и непрямого действия на личность ребёнка; при решении актуальных проблем дошкольного образования анализировать их вместе с проблемами начальной школы и высшего профессионального образования привлекать специалистов, способных предложить комплексные подходы к их решению.
1. Котугина М., Арябкина И.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста как актуальная педагогическая проблема. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016: 100 - 102.
2. Астраханцева Т.Н., Егорова И.А. Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания. Культурологический подход в дошкольном образовании: педагогический аспект. 2018: 50 - 52.
3. Батаговская Н.Н., Зыбенко Ю.В., Малявина Н.Н. Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания. Социально-гуманитарные проблемы современности. 2017: 16 - 18.
4. Кубекова А.Н. Актуальные проблемы дошкольного воспитания. Интеграция наук, 2016; 3 (3): 35 - 36.
5. Альмухаметова Л.Ф. Актуальные проблемы дошкольного воспитания в современных условиях. Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015: 143 - 145.
6. Захарова Л.М., Котлякова Т.А. Воспитание детей дошкольного возраста на региональных ценностях. Педагогическое образование и наука, 2016; 1: 127 - 130.
7. Новикова С.А. Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015; 3: 139 - 142.
8. Семикопенко О.Н., Шевченко Е.Б., Шабалина Г.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018: 201 - 204.
9. Актуальные проблемы воспитания. Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции, 2013.
10. Жилкина Е.В., Шляхетко А.Ю. Развитие самосознания дошкольников с учётом гендерных различий. Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017: 162 - 164.
11. Аммосова В.Г. Модели взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в зарубежных странах. Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2018: 195 - 197.
12. Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. 2017.
13. Актуальные проблемы дошкольного и начального образования Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. 2015.
14. Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Челябинск, 2014; Ч. 2.
References
1. Kotugina M., Aryabkina I.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta kak aktual'naya pedagogicheskaya problema. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 100 - 102.
2. Astrahanceva T.N., Egorova I.A. Aktual'nye problemy sovremennogo doshkol'nogo vospitaniya. Kul'turologicheskij podhod v doshkol'nom obrazovanii: pedagogicheskij aspeki. 2018: 50 - 52.
3. Batagovskaya N.N., Zybenko Yu.V., Malyavina N.N. Aktual'nye problemy sovremennogo doshkol'nogo vospitaniya. Social'no-gumanitarnye problemy sovremennosti. 2017: 16 - 18.
4. Kubekova A.N. Aktual'nye problemy doshkol'nogo vospitaniya. Integraciya nauk, 2016; 3 (3): 35 - 36.
5. Al'muhametova L.F. Aktual'nye problemy doshkol'nogo vospitaniya v sovremennyh usloviyah. Rol' innovacij v transformadi sovremennoj nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 143 - 145.