Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИУС / НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / НАСЛЕДОВАНИЕ / НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА / НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО / ЕИС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драгунова Ирина Геннадьевна

В статье рассматривается система нотариальных действий, описываются спорные вопросы, требующие от нотариуса их разрешения. Среди них: определение наследственной массы, места открытия наследства, принятие к производству документов, выданных иными уполномоченными лицами. Автор уделяет особое внимание работе единой электронной информационной системы (ЕИС), ее функциям и особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

*

УДК 34

РС! 10.21661/Г-557231

Драгунова И.Г.

Актуальные проблемы оформления наследственных прав в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается система нотариальных действий, описываются спорные вопросы, требующие от нотариуса их разрешения. Среди них: определение наследственной массы, места открытия наследства, принятие к производству документов, выданных иными уполномоченными лицами. Автор уделяет особое внимание работе единой электронной информационной системы (ЕИС), ее функциям и особенностям.

I

Ключевые слова: нотариус, нотариальные действия, наследование, наследственные права, наследственное дело, ЕИС.

Законодательством Российской Федерации установлено, что нотариус оформляет процесс при переходе прав от наследодателя к наследникам, при окончательном подтверждении данных прав нотариус выдает наследникам свидетельства о праве на наследство.

В настоящее время существует два типа свидетельств о праве на наследство: по закону - для наследников, которые наследуют на основаниях, определенных законом, и призываются к наследованию в порядке очередности (т.е. от степени родства с наследодателем), и по завещанию - для наследников, в чью пользу наследодатель при жизни написал завещание. Наследование по закону обычно имеет место при отсутствии правовых оснований для наследования по завещанию, наследственному договору и наследственному фонду.

На сегодняшний день законодатель существенно расширил сферу возможностей для удобства граждан, которые обращаются к нотариусу при оформлении своих наследственных прав. Среди них можно обозначить подачу документов на электронную регистрацию права собственности нотариусом после выдачи свидетельств о праве на наследство на недвижимое имущество, также появилась возможность делать запросы в электронном виде по наследственным делам в различные инстанции и другим нотариусам. Данные факторы значительно сокращаю время при оформлении наследственных прав для наследников, которые обращаются в нотариальную контору. Помимо этого, любой гражданин самостоятельно может найти информацию на сайте Федеральной нотариальной палаты, о том, открыто ли и где открыто наследственное дело после интересующего их наследодателя. Данные технологические нововведения для нотариуса также оптимальны: электронная Еди-

ная информационная система нотариата исключила любую иную возможность заведения повторного наследственного дела.

При открытии наследственного дела нотариус обязан просмотреть электронный реестр завещаний, и, если обнаружено завещание, то необходимо выполнить ряд действий для того, чтобы наследственные права получили именно те наследники, кто их должен получить в соответствии с законодательством и волей наследодателя.

Наряду с этим при оформлении наследственных прав возникают некоторые вопросы.

В связи с изменением законодательства МВД Российской Федерации по вопросу регистрационного учета граждан и вступлением в силу Регламента МВД обработка персональных данных в виде документов регистрационного учета теперь не требуется, а управляющая организация имеет право обрабатывать только те персональные данные, которые соответствуют целям обработки, то есть непосредственно по управлению многоквартирным домом (вести списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, которые используют общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров).

Ранее, до введения в действие указанного приказа МВД, нотариус получал от наследников справку, в которой указывался адрес регистрации по месту жительства наследодателя с указанием даты его смерти, а также список лиц, которые на момент смерти наследодателя и позднее были зарегистрированы по одному адресу. Также в данной справке указывалась степень родства зарегистрированных лиц по отношению к наследодателю. Информация из этой справки позволяла установить место открытия наследства и круг лиц, которые фактически приняли наследство.

В настоящее время из органов МВД России нотариус может получить справку только о том, по какому адресу был зарегистрирован наследодатель на момент открытия наследства. В этой справке сейчас отсутствуют сведения о том, кто совместно был зарегистрирован с наследодателем на день его смерти и в последующее время, возможное с целью принятия наследства.

Гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает институт заверений и добросовестность участников гражданского оборота. Наследник в момент подачи заявления в нотариальную контору, может путем заверений сообщить нотариусу о круге лиц, зарегистрированных и (или) проживавших с наследодателем на момент его смерти и в последующее время. Фактически со слов наследников, облеченных в их заверения, сформированные в соответствии с нормами статьи 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, нотариус в последующем будет устанавливать круг наследников, которые приняли наследство путем его фактического принятия, предусмотренного нормами статьи 1153 ГК РФ, что в некоторой степени противоречит пункту 52 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, который устанавливает объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, а также способ ее фиксирования, в котором указано, что информацию о фактическом принятии наследства нотариус может получить в том числе из документов, полученных из органов регистрационного учета граждан.

В регионах практика получения справок о регистрации наследодателей различна: в отдельных регионах нотариус сам непосредственно производит запрос в органы МВД России для того, чтобы получить информацию о последнем месте жительства наследодателя; в других регионах эта справка выдается сотрудниками МВД России гражданину, обратившемуся за такими сведениями (о последнем месте жительства наследодателя), при наличии у данного гражданина на руках свидетельства о смерти наследодателя и документов, подтверждающих их родство; в некоторых регионах органы МВД могут дополнительно запросить справку от нотариуса о заведении наследственного дела.

Для того, чтобы установить фактическое принятие наследства нотариус либо принимает копию страницы паспорта заявителя, либо устанавливает этот факт путем принятия заявлений от наследников, включая самого заявителя. Важное значение для выводов о фактическом принятии наследства имеет качество источника информации. В идеале такими документами являются, например, справка из органов загса, акт, свидетельство о рождении, выданные уполномоченными органами.

Наличие справки, в которой помимо наследодателя никто не указан для нотариуса является угрозой оставления без наследства того наследника, который фактически принял наследство, следовательно, вы-

дать документ, который впоследствии может изменить всю правовую судьбу наследуемого имущества и привести нотариуса к наступлению ответственности или возникновению судебных споров.

При определении размера наследственной массы могут возникнуть определенные сложности. К примеру, если наследуемое имущество приобреталось с использованием государственных средств, направленных на поддержку семей, имеющих детей, - средств материнского (семейного) капитала.

Рассмотрим ситуацию, где имущество приобреталось за счет средств материнского (семейного) капитала, доли в нем не распределены, один из граждан, который имел право на долю в имуществе, приобретенном за счет средств материнского (семейного) капитала, умер.

В данном случае могут быть различные варианты:

- умер один из тех, кто имел право на получение средств материнского (семейного) капитала;

- умер один из супругов, и при этом между ними заключен брачный договор, в котором указано, что собственником имущества является один из супругов;

- умер супруг, который подписывал обязательство о последующем перераспределении долей в имуществе, приобретенном за счет средств материнского (семейного) капитала, а в настоящее время брак зарегистрирован с другим гражданином.

Вполне вероятны и иные варианты ситуаций, где имущество приобреталось за счет средств материнского (семейного) капитала и где наступил факт смерти одного из лиц, кто мог рассчитывать на получение этих государственных средств.

Например, другой из вариантов: между супругами заключен брачный договор, по условиям которого собственником жилого помещения, приобретенного на кредитные средства, является один из супругов. В семье рождаются дети, и у супругов появляется право на использование средств материнского (семейного) капитала, родители используют данный капитал для частичного погашения займа, не ставя в известность банк о наличии заключенного между ними брачного договора, обременение с заложенного имущества снимается, но граждане не успевают составить соглашение о перераспределении долей - один из супругов умирает.

Можно привести огромное разнообразие примеров, которые сейчас встречаются в нотариальной практике, касаемые случаев приобретения имущества с использованием государственных средств дополнительной поддержки семей, имеющих детей.

В случае наступления смерти одного из лиц, которые имеют право на получение государственных средств, если имущество приобреталось с использованием средств материнского (семейного) капитала и доли так и остались нераспределенными между членами семьи, то для определения размера наследственной массы наследникам и членам семьи наследодателя необходимо обратиться в суд или составить

соглашение об определении доли умершего, что в свою очередь не является бесспорным.

Кроме того, может возникнуть проблема при определении места открытия наследственного дела у лиц, имеющих двойное гражданство. Например, гражданин имеет двойное гражданство, наследственное имущество находится на территории РФ - это пенсионные накопления, которые ежемесячно поступают на счет, открытый в Сбербанке. На основании ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства гражданина РФ, проживающего за пределами РФ, является то место, где находится недвижимое имущество, если такого нет, то место нахождения движимого имущества. Нотариусу в Российской Федерации достоверно не известно, владел ли наследодатель недвижимым имуществом на территории иного государства. Нотариус Российской Федерации открывает наследственное дело в России, и исходя из применения норм национального права наследникам выдаются свидетельства о праве на наследство. При открытии двух наследственных дел - одного в России, а другого за пределами Российской Федерации - может возникнуть конфликт при определении наследственной массы, количества наследников, размера обязательной доли и др. Также остается не ясным, что считать местом нахождения денежных средств, внесенных на счета, которые открыты в Сбербанке, - подразделение в муниципальном образовании или отделение в областном центре субъекта РФ. И это тоже относится к вопросу о месте открытия наследства, даже если бы наследодателем был гражданин РФ, постоянно проживающий на территории РФ.

Иногда для ведения наследственного дела на территории РФ нотариусу предоставляют доверенность, выданную нотариусом иностранного государства. Так как в РФ нет единого реестра проверки доверенностей, удостоверенных за пределами территории России, нотариус с большим опасением принимает в работу такую доверенность, поскольку не всегда есть возможность проверить её актуальность.

Кроме того, у нотариуса могут возникнуть определенные трудности при работе с доверенностями и удостоверенными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия. Потому как не всегда очно и в срок ими передаются сведения для последующего внесения в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата, реестр доверенностей в этой части не всегда актуален. При этом отсутствие сведений об удостоверении такой доверенности в ЕИС не делает данную доверенность недействительной.

Немаловажным является и моральный аспект, когда наследники скрывают информацию друг о друге и не указывают ее, подписывая заявление у нотариуса, что, конечно, в последующем может привести не только к ухудшению отношений непосредственно между наследниками, но и к спорной ситуации в отношении наследственного имущества.

Хотелось бы, чтобы органы загс, сегодня создавая электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния, вносили сведения о гражданине не только как об отдельно взятой личности, но и как о лице, имеющем детей, родителей, супруга. И целесообразно, чтобы доступ к таким базам имел нотариус, в том числе и при оформлении наследственных прав.

Литература

1. Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110-1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации / отв. ред. Е.Ю. Петров. - М.: М-Логос, 2018. - 656 с.

2. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник / под ред. Е.А. Борисовой. - М.: Юстицинформ, 2016. - 480 с.

3. Тарабрин С.А. Актуальные проблемы и особенности оформления наследственных прав в России // Молодой ученый. - 2020. - №21 (311). - С. 381-384.

4. Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года №4662-1 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 11 мая 2020 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1581/ (дата обращения: 30.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.