Научная статья на тему 'Актуальные проблемы образования в век цифровых технологий'

Актуальные проблемы образования в век цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / АНАЛИЗ / PEDAGOGY / DIDACTIC METHOD / ACTUAL EDUCATION / INTERNET / MODERN TEACHER / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тепляков Николай Юрьевич

Статья рассматривает изменение понятия «бучение» относительно современных технологий. Интернет ресурсы, как одни из источников педагогической коммуникации и профессиональной информации. Развитие одних областей науки дает импульс для развития других. Развитие современных технологий дало миру множество новых профессий, которые нуждаются в кадрах. Обучение кадров, необходимых современному обществу, является одной из самых важных задач современной педагогики. Меняются и подходы к образовательным методологиям и программам. Компьютеры внедряются во все структуры учебных учреждений. К учителям предъявляются новые требования владения основами информационных технологий. С одной стороны это является необходимой мерой для того, чтобы оставаться актуальным и развиваться вместе с миром, с другой необходимо кардинально новые подходы в образовательных программах, способные подготовить будущих специалистов, необходимых обществу. Персональный компьютер в образовании позиционируется как техническое средство обучения. Разработчики, создающие информационные системы, закладывают большое количество алгоритмов, направленных на эффективное усвоение необходимых знаний, развитие навыков и автоматизацию учебного процесса. В статье рассматривается роль образования в современном мире, проблемы, с которыми оно сталкивается и как эти проблемы можно решать с помощью современных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тепляков Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF EDUCATION IN THE CENTURY OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The article considers a change in the concept of “teaching” with respect to modern technologies. Internet resources as one of the sources of pedagogical communication and professional information. The development of some scientific sciences provides an impetus for the development of others. The development of modern technologies that require personnel. The training necessary for modern society is one of the most important tasks of modern pedagogy. They are changing and approaching educated methodologies and programs. Computers are being introduced into all the structures of educational institutions. Teachers are faced with new requirements for mastering the basics of information technology. On the one hand, this is a necessary measure in order to remain relevant and develop together with the world, on the other hand, radically new approaches in educational programs are needed that can prepare future specialists needed by society. A personal computer in education is positioned as a technical training tool. The developers creating information systems, lay a large number of algorithms aimed at the effective assimilation of the necessary knowledge, development of skills and automation of the educational process. The article discusses the role of education in the modern world, the problems it faces and how these problems can be solved with the help of modern technologies

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы образования в век цифровых технологий»

Актуальные проблемы образования в век цифровых технологий

Тепляков Николай Юрьевич,

аспирант, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: teplyakovny@gmail.com

Статья рассматривает изменение понятия «бучение» относительно современных технологий. Интернет ресурсы, как одни из источников педагогической коммуникации и профессиональной информации. Развитие одних областей науки дает импульс для развития других. Развитие современных технологий дало миру множество новых профессий, которые нуждаются в кадрах. Обучение кадров, необходимых современному обществу, является одной из самых важных задач современной педагогики. Меняются и подходы к образовательным методологиям и программам. Компьютеры внедряются во все структуры учебных учреждений. К учителям предъявляются новые требования владения основами информационных технологий. С одной стороны это является необходимой мерой для того, чтобы оставаться актуальным и развиваться вместе с миром, с другой необходимо кардинально новые подходы в образовательных программах, способные подготовить будущих специалистов, необходимых обществу. Персональный компьютер в образовании позиционируется как техническое средство обучения. Разработчики, создающие информационные системы, закладывают большое количество алгоритмов, направленных на эффективное усвоение необходимых знаний, развитие навыков и автоматизацию учебного процесса. В статье рассматривается роль образования в современном мире, проблемы, с которыми оно сталкивается и как эти проблемы можно решать с помощью современных технологий.

Ключевые слова: педагогика, дидактический метод, актуальное образование, интернет, современный педагог, анализ.

о с

CJ

см <о

Современная жизнь, в той форме в которой мы знаем ее сегодня, всего за какие-то 100 лет изменилась до неузнаваемости. Мир сегодня - это продукт длительного, не стоящего на месте, развития. А как мы знаем, технологический прогресс оказывает огромное влияние на этот процесс, совершенствуя и упрощая привычный нам ритм жизни. Качество человеческой жизни неуклонно меняется, понятие труда, эффективности и продуктивности уже никогда не будут прежними. Современный человек вырастает уже в совершенно новой системе ценностей, где интеллектуальный труд является основным источником заработка, а способность к оперирование с большими объемами информации не является роскошью. Наука, технологии, медицина уже давно превратились в бесконечный спор, где «новое» опровергает «старое», пока само не будет сдвинуто со своего пьедестала течением времени. Но как мы знаем, изменения никогда не происходят изолированно, сферы человеческой деятельности, институты и социальные комьюнити влияют друг на друга, давая развития совершенно новым областям. Поэтому, такая базовая и одна из первых институций влияющих на человека, как школа, не может оставаться без изменений.

Образование на протяжении всего времени имело огромное значение в жизни как отдельного человека, так и целого социума. Преподаватель выполняет важнейшую социальную роль - формирование не только самого общества, но и его будущего. Такие понятия как наука, культура, технологии, неразрывно связаны с образованием. Это возлагает на педагога ответственность не только в воспитании и обучении учащихся, но и в собственной актуальности. Современный учитель -это учитель соответствующий своему времени. Чем требовательнее общество относиться к актуальности образование, тем активнее и эффективнее вкладывается сам преподаватель.

На протяжении всей истории с развитием человечества появляются новые потребности, что влечет за собой изменение, обновление и появление новых профессиональных тенденций.

Для двух последних десятилетий характерно появлением большого количества новых профессий. Эти изменения непосредственно затрагивают образование - появляются нужда в обучении и переквалификации кадров, с целью адаптирования под новые условия современного мира. Сама сфера образования является одним из ключевых элементов социализации и развития индивида, поэтому проблемы адаптации и трансформирования под влиянием новых технологий, стоит сейчас как никогда остро.

Однако ситуация на практике куда менее оптимистичная: в современном образовании существует ряд проблем связанных с потребностью в изучении положений и тенденций развития общества для дальнейшего переосмысления и реконструирования процессов и инструментов преподавания. В среднем, все эти проблематики можно разделить на 2 группы.

К первой группе относятся проблемы, связанную с актуальностью и эффективностью современных образовательных программ. Многие работы писались десятки лет назад и не выдерживают проверку временем. Стоит заметить, что и сами преподаватели перестают следить за современными тенденциями и их направления. Опыт - неотъемлемая часть образовании, но нельзя забывать о том, что современный мир постоянно меняется -то, что было актуально даже десять лет назад, может быть устаревшим сегодня.

Появление новых, радикально отличающихся методов и технологий обучения, повлияет на само понятие «обучение». Уже сейчас границы общение учителя и учащегося переходят в поле дискуссии и поиска. Образовательный процесс современного ученика теперь состоит не только в получении знаний, умений и навыков, но и в самостоятельном исследовании, открытой дискуссии и совершенствовании собственных способностей к обучению.

Вторая важная проблема - использование устаревших технологий, не позволяющих развивать основные компетентности в актуальном для нынешнего времени ключе. Современная система образования нуждается в реорганизации учебного процесса.

Педагог должен хорошо понимать область, которую он преподает. Заинтересованность - качество хорошего преподавателя, которая также «заражает» и его учеников, что эффективно влияет на результат. В эпоху интернета, обо всех важных открытиях можно узнавать моментально. Множество людей по всему миру делятся материалами, вступают в дискуссию, что очень положительно влияет на общее понимание актуального состояния той или иной сферы.

Суммируя вышесказанное можно подвести итог, что осовременивание образовательного процесса в первую очередь должно начинаться с фигуры учителя. «Для эффективного формирования способностей студентов в области информационных технологий деятельность преподавателя должна предусматривать знание современного уровня развития информационных технологий;» [1, с. 236] Нынешняя ситуация такова что для того чтобы оставаться актуальным педагогу приходиться наверстывать десятки лет новых открытий, технологий и методик, вместо того чтобы быть проводником в мир знаний для учащегося.

Так как же не потерять эту нить, связующую учителя с тенденциями его предмета? Ответ заложен в векторе развития нашего века - концепции информативности, коммуникативности и технологичности.

Изменения дидактического метода, использование инновационных методов обучения невозможно без проведений следующей работы:

1. Анализ современного понятия педагогика, чем процесс образования является сейчас.

2. Обобщить подходы в современной дидактике, особенно учитывая подход к современным «цифровым» учащимся.

3. Определить направление для будущих педагогический иноваций.

4. Провести опрос среди учителей об традиционных и инновационных методах обучения.

За последнии 30 лет, революционные изменения произошедшие в этих сферах, полностью перевернули наше представление об общении и взаимодействии друг с другом. Интернет - самый главный инструмент для сотрудничества, обмена опытом и получения современных знаний из любой точки мира, в настоящее время есть почти у каждого человека под рукой. На данный момент, всемирная сеть является главной площадкой для обмена информации. Современный педагог может посещать конференции, общаться на форумах для преподавателей, изучать новые программы и методики и делиться своим педагогическим опытом, не выходя за пределы своего кабинета. В качестве примера можно привести сайт http://ed.ted.com/ -ресурс посвящённый международным проблемам образования. Помимо прочего, в интернете учитель может ознакомиться не только с новейшими идеями в педагогической сфере, но и пополнить свой запас знаний непосредственно касающийся предмета преподавания. Например, для учителей изобразительного искусства, могут быть интересны такие ресурсы как http://www.pinterest.com/ или http://artsy.com/. С помощи этих интернет-сайтов педагог может находить материалы посвященные новым техникам и материалам, а также визуальные ресурсы для демонстрации учащимся, такие как примеры работ, иллюстрации, пошаговые инструкции. А ресурс http://www.marshmallowcoding. org/ будет прекрасным дополнением в помощь учителю на занятиях информационных технологий. Благодаря простоте и доступности информации этот портал хорошо известен среди начинающих программистов. К тому же на сайте доступны красочные презентации и анимационные ролики, посвящённые азам программирования для детей. Интернет насчитывает сотни тысяч полезных ресурсов на всех языках мира, посвященных изучению новых знаний, развитию профессиональных умений и улучшению навыков.

К сожалению, статистика интернет запросов с 2004 по 2019 года показывает, что интерес к педагогической практике, а тем более к трендам и актуальности падает. Периодичность таких запросов, как «Современный учитель» и «Педагогика» за 15 лет снизилась на 85%, что является негативным прогнозом для будущих изучений педога-гических процессов.

В данной статье мы попытались рассмотреть проблематику актуализации педагогического про-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

цесса, а также обратили внимание на возможные решения, отметили очевидный спад интереса к проблеме и ее дальнейшего изучения. Проследили изменение отношения, как учащегося, так и педагога к понятиям «Обучение», «Информация» и «Актуальность». А также описали пользу и назначение некоторых интернет-ресурсов способных пригодиться учителю в его ежедневной практике.

Литература

1. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Влияние информационных технологий на формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3(84). С.235-238.

2. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб: Нестор- История, 2014. 376 с.

3. Правдюк В.Н. Профессиональное обучение: стратегические приоритеты и социальный запрос/ Л.И. Губарева, Е.П. Лидинфа, Н.Г. Хмы-зова и др. /под. ред. В.Н. Правдюк. Орел: «ОГУ им. И.С. Тургенева», 2017. 288 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

actual problems of education in the century of digital technologies

Teplyakov N.Y.

Orel State University named after I.S. Turgenev

The article considers a change in the concept of "teaching" with respect to modern technologies. Internet resources as one of the sources of pedagogical communication and professional information. The development of some scientific sciences provides an impetus for the development of others. The development of modern technologies that require personnel. The training necessary for modern society is one of the most important tasks of modern pedagogy. They are changing and approaching educated methodologies and programs. Computers are being introduced into all the structures of educational institutions. Teachers are faced with new requirements for mastering the basics of information technology. On the one hand, this is a necessary measure in order to remain relevant and develop together with the world, on the other hand, radically new approaches in educational programs are needed that can prepare future specialists needed by society. A personal computer in education is positioned as a technical training tool. The developers creating information systems, lay a large number of algorithms aimed at the effective assimilation of the necessary knowledge, development of skills and automation of the educational process. The article discusses the role of education in the modern world, the problems it faces and how these problems can be solved with the help of modern technologies.

Keywords: pedagogy, didactic method, actual education, Internet, modern teacher, analysis.

References

1. Esipova Yu.I., Chernikova S.M. The influence of information technology on the formation of a professional culture of design students // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2019. No 3 (84). S. 235-238.

2. Mitina L.M. Psychology of personal and professional development of subjects of education: a monograph. M.; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014. 376 p.

3. Pravdyuk V.N. Vocational training: strategic priorities and social inquiry / L.I. Gubareva, E.P. Lidinf, N.G. Khmyzova and others / under. ed. V.N. Pravdyuk. Eagle: «OSU named after I.S. Turgenev», 2017. 288 p.

4. Kukushin V.S. Theory and teaching methodology: textbook. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.