ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191025 2019, № 4 (апрель) УДК 37.032:004.9
Использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся: проблемы и перспективы
Усамов Ильяс Рухманович1
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия
Шабазова Зарина Магомедовна2
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия
Намаева Милана Мусаевна3
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что повышение познавательной деятельности учащихся посредством применения современных информационных технологий в образовании (дистанционные технологии обучения) в современной системе образования играет важную роль. Современная система образования построена на базе компьютерных технологий, которые составляют фундамент для развития всех направлений образования. Проблема правильного подхода к формированию учебного процесса в условиях информационного общества несет в себе ряд проблем по созданию и поддержке информационных образовательных сред. Надо придумать новые механизмы и рычаги развития личностных качеств современного человека, которого окружает столько всего нового. Данная статья имеет цель выявить основные положительные моменты использования и внедрения современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся. Проведен обзор российского и зарубежного опыта, и выявлены ведущие подходы к исследованию проблемы развития познавательной деятельности учащихся с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях информационного общества. В статье проанализированы основные методы обучения и применение в них электронных образовательных ресурсов. Рассмотрены формы памяти и запоминаемости студентами различных материалов, предложены технологии, которые повысят уровень запоминаемости. Выявлены основные достоинства современных информационных технологий в образовании. Результаты исследования: в ходе обзора отечественной и зарубежной литературы мы пришли к выводу, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся является важным и неотъемлемым процессом. Изучая проблему, мы выделили основные преимущества электронных образовательных систем: развивается электронное обучение, электронные образовательные ресурсы делают обучение интерактивным, актуализируют электронное обучение, дают возможность удаленного взаимодействия, компьютерные технологии поддерживают обмен информацией, упрощают оценку обучения. Благодаря развитию компьютерных технологий появилось дистанционное обучение, которое дает возможность обучения на расстоянии. Данный материал может быть использован как теоретическая основа при подготовке к учебным занятиям с использованием современных компьютерных технологий.
Поступила в редакцию Received 04.10.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.02.2019
Принята к публикации Accepted for publication 20.02.2019 Опубликована Published 30.04.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Усамов Ильяс Рухманович, старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, Россия
2 Шабазова Зарина Магомедовна, старший преподаватель кафедры информационных технологий ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, Россия
3 Намаева Милана Мусаевна, ассистент кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова», г. Грозный, Россия
Ключевые слова: информационные технологии, познавательная деятельность, образовательные ресурсы, знания, умения, навыки.
Введение
Современная система образования немыслима без использования информационных технологий и средств связи. Современное общество вовлечено в глобальный процесс информатизации, и это ставит новые задачи перед системой образования. Необходимо использовать новые механизмы, которые предоставляют современные информационные технологии, для познавательной деятельности учащихся образовательных учреждений. Сегодня любого педагога волнует проблема: как дать современному обучающемуся ту информацию, те знания, которые помогут ему реализовать свой потенциал, занять в этом трудном мире достойную нишу. И решить данную проблему трудно без использования современных компьютерных средств обучения. Любой педагог ищет механизмы интересной передачи знаний учащимся, правильный подход, при котором обучающемуся интересно слушать педагога и получать знания. В этой статье мы постараемся рассмотреть правильные пути решения вышестоящей проблемы и найти те механизмы, которые помогли бы решить данную задачу [1].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Данная проблема затрагивалась многими педагогами разных направлений; рассмотрим некоторые из них и постараемся предложить свои пути для решения проблемы повышения познавательной деятельности учащихся.
Научный сотрудник Кашмирского университета Саид Нур-Уль-Амин в своей работе на тему «Эффективное использование ИКТ в образовании и обучении на основе общемировых знаний, исследований и опыта: ИКТ как фактор перемен в образовании» пишет: «Традиционное обучение имеет особое значение, на протяжении многих лет было написано много книг. Педагоги использовали в преподавании лекции и презентации, беря материал с учебных пособий, предназначенных для консолидации и передачи знаний. В современной системе образования предпочтение отдается учебным программам, в основе которых лежит повышение компетентности и результативности обучаемого. Педагоги в учебных программах стараются красиво и правильно представить информацию ученику. Современные информационно-коммуникационные технологии способны оказать большую поддержку для всех этих требований. Сегодня существует немало выдающихся примеров в мировом опыте, где с помощью современных информационных технологий повышается уровень компетентности и результативности. Все это благодаря разумному использованию данного нам шанса. Интеграция образовательной среды и внедрение информационно-коммуникационных технологий оживили процесс обучения, дали педагогам и обучаемым рычаги интерактивного обучения. Развитие в данном направлении повысит качество и результативность путем оказания поддержки в учебных программах по сложным предметам и наукам» [2].
Научный сотрудник экономического факультета Лондонского университета Карэка Рамэн в своей работе на тему «6 принципов использования информационных технологий в образовании» пишет: «Информационные технологии в образовании дают 6 преимуществ в получении образования:
- множество образовательных ресурсов;
- мгновенный доступ к образовательной информации;
- полный рабочий день обучения;
- возможность группового обучения на расстоянии;
- возможность использования аудиовизуальных средств обучения;
- возможность дистанционного обучения».
В основном Карэка Рамэн делает упор на групповое обучение через информационные технологии, он пишет: «Информационные технологии помогают учащимся учиться в группах, а преподаватели в группах являются участниками интерактивного обучения. В прошлом у нас были групповые дискуссии в школе, которые требовали участия каждого члена, однако застенчивые студенты могли держаться подальше от этих групп из-за страха выразить себя. Теперь, благодаря информационным технологиям, в школах созданы академические форумы, где студенты могут обсуждать конкретную тему, не боясь самовыражения. Они также могут участвовать в видео и текстовом чате. Еще одно преимущество этих онлайн-групповых обсуждений заключается в том, что не все члены группы будут из одного класса или школы, как это было в прошлом. Студенты из разных школ по всему миру могут быть в одной академической группе и обмениваться академической информацией. Давайте посмотрим на студента из Африки, присоединившегося к групповой дискуссии студентов Гарвардского университета, обмен информацией будет полезен для этого студента» [3].
Преподаватель Гавайского государственного института Николас Делзотто в своей научной работе на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании» отмечает: «Информационно-коммуникационные технологии быстро стали ключевой частью инфраструктуры учебных классов и школ. От дошкольного до высшего образования компьютеры, ноутбуки, смартфоны, смарт-доски и планшеты являются мощными средами, через которые можно получить информацию и общаться. В XXI веке технологии играют важную роль во всех сферах образования, поскольку учащиеся, учителя и администраторы обращаются к своим компьютерам для получения доступа к информации, создания и самовыражения, общения и совместной работы, а также для отслеживания результатов обучения».
Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в оценке администраторами результатов обучения учащихся. Различные инструменты оценки, такие как стандартизированные тесты, портфолио студентов, рубрики и опросы, предоставляют данные, которые могут быть проанализированы учебным заведением, чтобы найти области, в которых можно улучшить знания. По мере ввода данных в базы данных и статистику генерируются диаграммы и графики, а администраторы определяют закономерности и принимают решения, связанные с изменениями в учебной программе и бюджетных ассигнованиях. Технология играет важную роль в оценке и помогает направлять учебные программы на повышение успеваемости учащихся, отмечает Николас Делзотто [4].
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует манипулированию существующей информацией и созданию реальных продуктов, а не дублированию полученной информации, и дает творческое обучение, подчеркивает профессор университета Джимма Фиссэа Микре [5].
По мере того как мир меняется в геометрической прогрессии в науке и технике, особенно информационно-коммуникационные технологии, система образования любой страны должна двигаться вместе с изменениями, создавая новые стандарты и требования к формированию образовательных сред, подчеркивает в своих научных трудах профессор Нигерийского университета штата Коги Хассан Осеиву Али [6].
Использование современных компьютерных технологий и методик образования в процессе обучения не принесет пользы для ученика и педагога. Как бы педагог ни
старался воспитывать активность, дать стимул к обучению, если не будет правильно организована и формирована среда образования, все старания будут напрасными и не дадут желаемого результата [7]. Поэтому в процессе обучения между педагогом и учеником через компьютерные технологии должны сложиться дружеские отношения, которые должны быть построены таким образом, чтобы ученик соблюдал субординацию и в то же время чувствовал себя спокойно в процессе обучения. В результате взаимодействия ученик должен усердно закреплять собственные знания, навыки, поведение и развитие. Это возможно только тогда, когда педагоги дают стимул и ставят в пример великих ученых, которые достигли больших успехов. Все должно происходить в красивой форме, без ущемления права ученика, без сравнения его с другими; если говорить: если ты выучишь этот раздел, ты будешь лучше их на голову, у ученика появится интерес к совершенствованию, ведь каждый человек любит себя, любит, когда говорят о нем; данный фактор можно использовать в процессе обучения, подчеркивает научный сотрудник Карагандинского государственного университета имени Ю. А. Букетова Н. Н. Турганбекова [8].
Научные сотрудники Пензенского государственного университета архитектуры и строительства А. А. Романкова, Е. И. Титова в своей статье «Информационные технологии в образовании» выделяют следующие основные свойства, которыми обладают информационные технологии в образовании:
1. Информационные технологии позволяют эффективно активизировать и использовать электронные информационные ресурсы всех областей знаний, что является важным определяющим фактором развития обучающихся и накопления информации.
2. Информационные технологии во многих случаях автоматизируют и оптимизируют информационные процессы, которые в человеческой жизнедеятельности занимают важное место. Современное цивилизационное развитие направлено на становление информационного общества, где материальное утрачивает свою ценность перед информацией и научными знаниями.
3. В сложных производственных и социальных процессах важную роль начали играть информационные процессы. Информационные технологии часто начали позиционировать в качестве социальных и производственных технологий [9].
4. В информационном взаимодействии между людьми информационные технологии начали играть исключительно необходимую роль. Информационные технологии стали основным разносчиком массовой информации (телефон, телеграф, радио и телевидение, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи).
5. В процессе интеллектуализации, развития общества, системы образования и культуры информационные технологии занимают сегодня центральное место [10].
6. В процессах получения, обработки и накопления информации и новых знаний информационные технологии играют ключевую роль на сегодня [11].
7. Информационные технологии несут в себе самое важное значение и спасение, которое поможет на современном этапе развития решить глобальные проблемы человечества, прежде всего проблемы глобального кризиса цивилизации [12].
«Современное общество в условиях информатизации получило жизнь, перенасыщенную информацией. Современного человека постоянно мучает переизбыток информации, различная информационная деятельность и яркие образы. Данные факты постепенно ведут человека к снижению разных рецепторов, которые отвечают за внимание, интерес и активность к действиям. Приходя в учебное заведение, ученик не особо настроен на получение новых объемов информации, так как его мозг перегружен всем подряд, и он считает, что получение новых знаний не обязательно, что
он и так знает много. В таких сложившихся ситуациях педагогу приходится искать новые методы и приемы привлечения ученика к учебе и получению новых знаний, формирования мотиваций, умений и компетенций», - пишет в научной статье на тему «Использование электронных образовательных ресурсов как средство обеспечения эффективности современного урока» учитель математики МБОУ «СШ № 12» г. Новый Уренгой С. А. Иванов [13].
Ученик, приходя на занятия, должен быть мотивирован к поиску информации. Современные информационные технологии, электронные образовательные ресурсы, различные методы и средства введения занятий могут выступать в виде инструментария, лабораторий, путей решения, коллекций и помогут проводить эксперименты и исследования, которые невозможны на обычном пассивном уроке, отмечает учитель СОШ № 42 города Томска Н. В. Байдикова [14].
Во многих научных работах затрагивается данная тема, которая не потеряет свою актуальность еще многие годы, так как формирование образовательной среды в учебных заведениях - процесс долгий и кропотливый. Изменения будут преследовать данное направление с появлением новых ФГОС, которые всегда должны изменяться с процессом информатизации общества [15].
Методологическая база исследования
Информационные технологии в последнее время получили широкое применение в образовательном процессе. Особое значение приобрела проблема эффективности применения информационных технологий передачи знаний, навыков и умений в процессе обучения. Проблема эффективности использования информационных технологий в современности рассматривается с точки зрения использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [16].
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебно-методические материалы, предназначенные для передачи знаний обучаемому ученику, которые возможно воспроизвести на компьютерных электронных устройствах. В большинстве случаев к таким к ЭОР относят видеоматериалы, презентации, аудиоматериалы, которые могут быть записаны на обычные носители информации, такие как диски, флешки и прочее [17].
Соединение современных информационных технологий и педагогических методов способно повысить уровень эффективности и качества системы образования, программ, адаптивность к уровням и особенностям развития мышления обучаемого ученика, что выступает основой формирования образовательных сред в государственной системе образования [18].
Рассмотрим методы введения занятий. В самой педагогике представлены разные классификации педагогических методов проведения занятий. Мы рассмотрим те, в которых в основу положена роль педагога и обучающегося в процессе обучения; обычно выделяют традиционно три метода: пассивный, метод, интерактивный (см. рис. 1). Вкратце рассмотрим каждый из методов [19].
Пассивный метод обучения - это форма обучения, при которой идет одностороннее взаимодействие педагога и обучающегося, основным действующим лицом выступает педагог, он ведет занятия и управляет всем процессом обучения, а обучаемый является пассивным слушателем, который подчиняется правилам педагога. А прямая связь педагога с обучающимся индивидом осуществляется через контрольные и самостоятельные работы, опросы и т. д.
Из всех трех методов данный метод считается самым неэффективным методом обучения несмотря на то, что он имеет существенные плюсы. Педагогу легко подготовиться, он может изложить больше материала за время одного занятия. С учетом этого многим учителям нравится данный метод. Некоторым педагогам данный метод подходит, если они читают лекции для учащихся, у которых цель - получить больше материала от опытного педагога. Данный метод, несмотря на плюсы, не особо подходит для подготовки слабых и средних учащихся: им хочется задавать вопросы и получать определенную информацию и знания от педагога, так как такие ребята с первого раза не особо хорошо усваивают материал. Чтение лекции - это самый выраженный вид пассивного занятия. Данный метод распространен в вузах, где учатся взрослые формированные личности [20].
Активный метод - это форма, в которой взаимодействие педагога и обучающегося происходит в полной мере, педагог рассказывает, обучаемый задает вопросы и ведет дискуссию с педагогом, выступая активным участником занятия. В отличие от пассивного метода, в данном случае педагог и обучающийся находятся в равных условиях и на равных правах. В отличие от пассивного авторитарного стиля, активный стиль ведения занятия считается более гуманным и демократичным. Некоторые активный метод ставят на один уровень с интерактивным методом, хотя они отличаются по разным признакам. В некоторых случаях интерактивный метод можно рассматривать как современную форму активного метода [21].
Интерактивный метод обучения - это метод обучения, при котором взаимодействие происходит в режиме диалога, беседы с кем-либо: учеников между собой, педагога и учеников или тех и других. Интерактивное обучение, в отличие от других методов, ориентировано на более широкое взаимодействие учеников с педагогами и в то же время между собой. Тут в большей степени доминирует момент независимости
от времени и пространства. В данном случае педагог является направляющим звеном для достижения целей занятия. Он разрабатывает учебный план занятия, который включает в себя решение интерактивных заданий и упражнений, в ходе чего обучаемый усваивает материал дисциплины. Из этого следует, что основными элементами интерактивных занятий являются интерактивные задания и упражнения, которые должны выполнить обучаемые. Данный способ дает возможность плавного перехода к новым темам дисциплин. Этот метод считается самым эффективным методом из всех, так как тут можно учитывать все особенности обучаемого. Как показывают разные научные труды, у всех людей разные способности к получению знаний [22].
Для правильного подхода к учебному процессу обучаемый должен понять и определить, какой тип памяти у него развит больше всего. Обычно выделяют четыре типа памяти:
- зрительная память;
- слуховая память;
- двигательная память;
- смешанный вид памяти [23].
Зрительная память наиболее распространенный вид памяти, им обладают более 80% людей. В процессе обучения людям с данным типом памяти стоит обратить внимание на следующие моменты:
- при слушаний лекций необходимо делать краткие записи;
- читать материалы самим, а не поручать это другим лицам;
- пользоваться учебными пособиями с красочной иллюстрацией, что будет способствовать запоминанию;
- при работе над конспектом подчеркивать важные моменты;
- смотреть презентации и видеоролики;
- смотреть альбомы с картинками и т. п. [24]
Слуховая память менее распространена по сравнению со зрительной памятью. Людям с такой памятью рекомендуется:
- чаще и больше слушать других;
- самим читать вслух;
- учить в тишине, чтобы другие звуки не мешали в процессе обучения;
- говорить много вслух, даже когда находишься один [25].
Двигательная память очень распространенный тип памяти, при котором человек лучше запоминает по движениям, которые он совершает в процессе зарисовки, записи и т. д. При развитой двигательной памяти человеку необходимо:
- всегда при себе иметь карандаш и записную книжку, чтобы записывать, выписывать, составлять тезисы, планы и конспекты;
- цифровой материал вырисовывать в свою записную книжку в форме таблиц, график и диаграмм [26].
Смешанным видом памяти обладают почти все люди - это способность одновременно запоминать с помощь зрения, слуха и движения. Данный вид памяти дает наилучший результат в процессе обучения. Самым важным фактом запоминания является концентрирование внимания на выполнении заданий в процессе обучения [27].
Рассматривая типы памяти, мы приходим к выводу, что к организации учебного процесса в современной системе организации обучения необходимо привлечь электронные образовательные ресурсы, в первую очередь мультимедиа-технологии, которые дают большие возможности для представления информации через компьютерные технологии [28].
Мультимедиа - это содержание или контент, в котором одновременно можно представить материал в разных формах: анимационная графика, звук, видеоряд, презентации, текст. В одном комплекте может содержаться текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, а также есть возможность интерактивного взаимодействия. Это возможно благодаря современным компьютерным техническим и программным средствам. Данный вид электронного образовательного контента способствует получению знаний людьми с любым типом памяти, так как здесь могут быть удовлетворены все требования обучаемого и обучающегося [29].
Результаты исследования
В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы мы пришли к выводу, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся является важным и неотъемлемым процессом. Изучая проблему, мы выделили основные преимущества электронных образовательных систем:
1. Развитие электронного обучения. Электронное обучение становится динамичным. Печатные книги являются фиксированными и, следовательно, плоскими и неподвижными. Новые электронные образовательные ресурсы активны и со временем станут еще более динамичными. Изображения двигаются, становясь презентацией, создаются видеоуроки; графика может двигаться, и обучаемый ученик может манипулировать ей.
2. Электронные образовательные ресурсы делают обучение интерактивным. Печатные издания призывают ученика к пассивному чтению и впитыванию информации. Компьютерные технологии придают процессу обучения контрастность, интерактивность, появляются разные пути решения задач. Многие аналитики утверждают, что цифровое обучение повышает интерес, вовлеченность учеников и способствует более высокому уровню развития интеллекта.
3. Электронные образовательные ресурсы актуализируют электронное обучение, дают возможность удаленного взаимодействия [30].
4. Компьютерные технологии поддерживают обмен информацией. Так, весь процесс, который происходит в обучающей системе, может храниться годами. В системе соберется большая база учеников, которые прошли обучение. Их результаты можно будет использовать при анализе поведения деятельности студентов в разных точках страны, мира. В таких системах можно проводить опросы учеников по разным вопросам, чтобы вывести определенные закономерности.
5. Компьютерные технологии упрощают оценку обучения. Для каждого крупного раздела, каждой главы можно сделать тесты, которые мгновенно оцениваются. Ученики увидят, что они узнали, и будет легко определить части главы, которые требуют дальнейшего обучения и развития.
6. Благодаря развитию компьютерных технологий появилось дистанционное обучение, которое дает возможность обучения на расстоянии. Данный способ обучения подходит для бедных семей, которые не могут позволить себе очное обучение в учебных заведениях, для людей, которые работают в отдаленных районах страны [31].
В ходе анализа методов введения занятий мы выделили актуальность интерактивного метода обучения, который способствует обширному взаимодействию участников обучения. Данный метод можно использовать благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям в развернутом ракурсе.
Рассматривая особенности запоминаемости и видов памяти, мы пришли к выводу, что только современные информационные технологии могут дать полное развитие личностных и умственных качеств обучаемого ученика.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлено, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся актуально и помогает решить проблему педагога, как дать современному обучающемуся ту информацию, те знания, которые помогут ему реализовать свой потенциал.
В ходе исследования было выявлено следующее.
Использование электронных образовательных ресурсов часто ограничивается студентами одного университета, где эти ресурсы были созданы, либо потому, что преподаватели отдают предпочтение ресурсам, которые они или их коллеги разработали, либо потому, что доступ к ресурсам других университетов ограничен.
Многие ученые указывают на трудности с поиском материала, который они предпочли бы использовать. Можно утверждать, что, если бы университеты и другие организации знали о том, что их материалы и научные труды интересны другим, они решили бы поделиться ими через Интернет, чтобы другие могли использовать их материалы.
Конечно, в последние годы создаются разные сайты образовательного характера, на которых размещается полезная и актуальная информация. Изменяются алгоритмы ранжирования поисковых систем, которые помогают найти качественный контент. Принцип новых поисковых систем таков: сколько качественных сайтов ссылаются на определенную конкретную страницу и сколько людей делятся ссылкой на эту страницу в социальных сетях, чем выше ресурс оценивается в соответствии с этими факторами, тем выше он будет отображаться при поиске. Из-за особенностей поиска студенты всегда найдут контент низкого качества, если хороший контент недоступен.
Многие студенты, возможно, ленятся при использовании электронных учебных ресурсов, например, не ставят под сомнение происхождение материала, который они используют, просто принимая первый ответ из Google. Данный фактор очень развит в современном обществе. В общем, прогресс несет больше хорошего, чем плохого.
Ссылки на источники
1. Бабаева Д. А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики. - URL: https://pandia.ru/text/79/023/22334.php.
2. Syed Noor-Ul-Amin. An Effective use of ICT for Education and Learning by Drawing on Worldwide Knowledge, Research, and Experience: ICT as a Change Agent for Education. - URL: http://www.nyu.edu/classes/keefer/waoe/ amins.pdf.
3. Ramey K. 6 uses of information technology in education. - URL: https://www.useoftechnology.com/information-technology-education.
4. Delzotto N. Role of Information & Communication Technology in Education. - URL: https://itstillworks.com/role-information-communication-technology-education-1419.html.
5. Fisseha M. The Roles of Information Communication Technologies in Education Review Article with Emphasis to the Computer and Internet. - URL: https://www.ajol.info/index.php/ejesc/article/viewFile/73521/62437.
6. Hassana Oseiwu Ali. The Use of Information and Communication Technology in Technical and Vocational Education: The Case of Universal Basic Education (UBE) Schools. - URL: http://pubs.sciepub.com/education/3/7/9.
7. Березюк И. Н. Использование электронных образовательных ресурсов как фактор повышения познавательной активности. - URL: https://multiurok.ru/index.php/blog/ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-faktor-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov.html.
8. Turganbekova N. N. Problems of using information and communication technology in primary school // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 1). - С. 43-45.
9. Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. - 2015. -№ 6. - С. 677-679. - URL: https://moluch.ru/archive/86/16204.
10. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Организация модульного обучения математике студентов строительного вуза при использовании информационных образовательных ресурсов // В мире научных открытий. - 2011. - № 8. - С. 83-95.
11. Акимова И. В., Ермолаева Е. И. Использование специальных программных средств в математическом моделировании // В мире научных открытий. - 2012. - № 5.4. - С. 85-96.
12. Акимова И. В., Титова Е. И., Буркина В. А. Создание электронного учебника модульной структуры курса математики// Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 3. - С. 15-19.
13. Иванов С. А. Использование электронных образовательных ресурсов как средство обеспечения эффективности современного урока. - URL: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/stat-ia-ispol-zovaniie-eliek-tronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka.
14. Байдикова Н. В. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики как одно из решений задач модернизации образования. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0.
15. Таблица изменений в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. - URL: http://school89.tgl.ru/sp/pic/File/2015/noyabr/Izmeneniya_v_FGOS_OOO.pdf.
16. Струкова Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. - URL: http://www.informio.ru/publications/id1210.
17. Загидуллина Л. Ф., Марченко М. В. Электронные образовательные ресурсы в современной образовательной организации. - URL: https://урок.рф/library/elektronnie_obrazovatelnie_resursi_v_sovremennoj_210305.html.
18. Образовательный электронный ресурс - это что такое? - URL: http://fb.ru/article/265619/obrazovatelnyiy-el-ektronnyiy-resurs—eto-chto-takoe.
19. Педагогические методы проведения занятий. - URL: https://studwood.ru/1754341/pedagogika/pedagogiches-kie_metody_provedeniya_zanyatiy.
20. Пассивные методы, их характеристика. - URL: https://vuzlit.ru/451929/klassifikatsiya_metodov_obucheniya.
21. Зарукина Е. В., Логинова Н. А., Новик М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
22. Интерактивные методы обучения. - URL: https://studfiles.net/preview/4294334/page:2.
23. Роль памяти в учебной деятельности. - URL: https://helpiks.org/4-83014.html.
24. Как развивать зрительную память: 5 эффективных способов. - URL: https://bbf.ru/magazine/26/5801.
25. Слуховая память. Развитие слуховой памяти. - URL: https://b-trainika.com/blog/sluhovaya-razvit-sluhovuyu.
26. Двигательная память. Развитие двигательной памяти. - URL: https://b-trainika.com/blog/dvigatelnaya-razvitie-dvigatelnoj.
27. Типы памяти и приемы запоминания информации. - URL: https://studfiles.net/preview/738486/page:7.
28. Развитие памяти - основа успешного обучения. - URL: https://dist-tutor.info/library/index.php?id=49.
29. Области использования мультимедиа. - URL: https://studfiles.net/preview/3048605.
30. E-Learning Resources. - URL: http://www.macionis.com/e-learning-resources.
31. Development of e-learning resources. - URL: https://www.raeng.org.uk/publications/reports/development-of-e-learning-resources.
iiias Usamov,
Senior Lecturer, Information Technology Chair, Grozny State Oil Technical University named after academician M.D. Millionschikov, Grozny, Russia [email protected] Zarina Shabazova,
Senior Lecturer, Information Technology Chair, Grozny State Oil Technical University named after academician M.D. Millionschikov, Grozny, Russia [email protected] Miiana Namaeva,
Lecturer, Information Technology Chair, Grozny State Oil Technical University named after academician M.D. Mil-
lionschikov, Grozny, Russia
The use of modern electronic educational resources to improve the cognitive activity of students: problems and prospects Abstract. The relevance of the problem is due to the fact that the increase of cognitive activity of students through the use of modern information technologies of education (distance learning) in the modern education system plays an important role. The modern education system is built on the basis of computer technology, which is the foundation for the development of all areas of education. The issue of the correct approach to the formation of the educational process
in the information society brings up a number of problems in the creation and support of information educational environment. We need to come up with new mechanisms and levers for the development of personal qualities of a modern man, who is surrounded by so much new. This article aim is to identify the main positive aspects of the use and implementation of modern electronic educational resources to improve the cognitive activity of students. The authors review the Russian and foreign experience and reveal the leading approaches to the research of students' cognitive activity development problem with the use of electronic educational resources in the information society. The article deals with the main methods of teaching and the use of electronic educational resources. The forms of memory and memorizing of different materials by the students are considered, the technologies that will increase the level of memorability are proposed. The main advantages of modern information technologies in education are revealed. Results of the study: during the review of domestic and foreign literature, we came to the conclusion that the use of modern electronic educational resources to improve the cognitive activity of students is an important and integral process. Studying the problem, we have identified the main advantages of e-learning systems: the development of e-learning; e-learning resources make learning interactive, actualize e-learning, enable remote interaction; computer technology supports the exchange of information, simplifies the assessment of learning. Distance learning appeared thanks to the development of computer technology, which makes it possible to learn remotely. This material may be used as a theoretical basis in preparation for training sessions using modern computer technology.
Key words: information technologies, cognitive activity, educational resources, knowledge, skills.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Усамов И. Р., Шабазова З. М., Намаева М. М. Использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся: проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - С. 1-11. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191025.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11025
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Усамов И. Р., Шабазова З. М., Намаева М. М., 2019
www.e-koncept.ru