УДК 336.24
Попкова Т. С. студент 5 курса факультета таможенного дела
РАНХиГС Россия, г. Москва Научный руководитель: Вагин В.Д., к.э.н
доцент РАНХиГС Россия, г. Москва АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН,
НАЛОГОВ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, предлагается определение понятия «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов»; анализируется теоретическая база, применяемая в области данного понятия, его сущности и механизма взыскания таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации; приводятся пути решения актуальных проблем взыскания пошлин, налогов с использованием анализа деятельности таможенных органов.
Ключевые слова: таможенные пошлины, налоги; обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; таможенное обеспечение; проблемы взыскания таможенных пошлин, налогов.
Popkova T.S. student 5 course, faculty of customs
RANEPA Russia, Moscow Research supervisor: Vagin V.D. assistant professor, candidate of economic Sciences ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING DISCHARGE OF DUTY ON PAYMENT OF THE CUSTOMS DUTIES, TAXES
Annotation: in article the questions connected with ensuring discharge of duty on payment of the customs duties, taxes are considered, definition of the concept "ensuring discharge of duty on payment of the customs duties, taxes" is offered; the theoretical base applied in the field of this concept, its entity and the mechanism of collecting the customs duties, taxes of the Russian Federation is analyzed; solutions of current problems of collecting duties, taxes with use of the analysis of activity of customs authorities are given.
Key words: customs duties, taxes; ensuring discharge of duty on payment of the customs duties, taxes; customs providing; problems of collecting customs duties, taxes.
Взимание таможенных пошлин, налогов является одной из основных функций таможенных органов, наряду с совершением таможенными органами таможенных операций, проведением таможенного контроля, и обеспечения соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). При этом обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (таможенное обеспечение) подразумевает выпуск товаров таможенными органами без фактической их уплаты, но под определённые гарантии со стороны декларанта. То есть, таможенное обеспечение направлено на содействие исполнению обязанностей декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов. Под таким исполнением обязанностей декларанта понимается как исполнение указанных обязанностей в добровольном порядке в виде активных положительных действий декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов, так и в принудительном порядке, связанном с взысканием таможенными органами таможенных пошлин, налогов.
Существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих область применения таможенных пошлин, налогов. Например, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Таможенный кодекс ЕАЭС, Налоговый кодекс РФ.
Так, например, статья 62 Таможенного кодекса ЕАЭС устанавливает общие условия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также указывает, что данное обязательство обеспечивается плательщиком таможенных пошлин, налогов либо иным лицом в случаях, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС. В свою очередь, в соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов [1]. При этом, необходимо заметить, что действующее таможенное законодательство ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном регулировании подробно регулируют порядок, условия и способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, тем не менее, на практике реализация данных норм все же влечет за собой проблемы, которые требуют пути решения.
К примеру сказать, в настоящее время законодательно не закреплено такое важное для таможенного регулирования правовое понятие, как «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов устанавливается Таможенным кодексом ЕАЭС и обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества.
Необходимо подчеркнуть, что правоотношения по обеспечению
исполнения обязанности по уплате таможенных платежей носят комплексный характер. Это обусловлено тем, что с одной стороны, они возникают на основе финансового правоотношения по поводу уплаты пошлин, налогов, имеющего публично-правовой характер, (основное правоотношение), а, с другой стороны, возникшее обеспечительное правоотношение носит частноправовой характер (дополнительное правоотношение). Специфика заключается в том, что и в основном, и в дополнительном правоотношении одной из сторон выступает публичное образование (государство) в лице специально уполномоченного им на это органа исполнительной власти - таможенного органа.
В целях упорядочения правового регулирования института обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов необходимо ввести в таможенное законодательство следующее определение: «обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (таможенное обеспечение) - это отношения, урегулированные нормами различной правоотраслевой принадлежности, складывающиеся по поводу предоставления гарантии" надлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, направленных на создание дополнительных гарантии, способных защитить публичные интересы государства от непоступления или несвоевременного поступления таможенных пошлин, налогов в бюджетную систему государства».
Следует отметить, что при взыскании таможенных пошлин, налогов возникает ряд проблем, как на законодательном, так и на исполнительном уровнях. Проанализируем проблемы, актуальные на сегодняшний день.
Во-первых, вопрос о размере обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости является одним из наиболее острых для таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности. Опять-таки, в настоящее время действующим законодательством не предусмотрены четкие критерии выбора основы расчета обеспечения, а также ограничения по его размеру. Стоит сказать, что Таможенный кодекс ЕАЭС конкретизировал, на основании каких сведений должен определяться размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляет возможность не применять обеспечение для декларанта и таможенного представителя при соблюдении определенных условий [2]. Данные меры дают возможность участникам внешнеторговой деятельности избежать лишних бюрократических барьеров и затрат.
Вместе с тем, в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости остаются проблемы, связанные с определением размеров обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В частности,
таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрены ограничения по определению размеров обеспечения обязательств, при этом обеспечение в разы превышает сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Процедура выбора основы для расчета обеспечения (например, стоимости идентичных либо однородных товаров) отдана в полное распоряжение должностному лицу таможенного органа.
Подводя итог по вышеназванным проблемам, необходимо разработать комплекс мер по регулированию порядка расчета и уплаты обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а именно:
- автоматизировать процесс определения размера обеспечения в целях сведения к минимуму участия в этой цепочке должностного лица таможенного органа;
- осуществить мониторинг работы таможенных органов по определению размеров обеспечения со стороны ФТС России с целью выявления случаев существенного завышения размеров обеспечения;
- разработать предельные значения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по сравнению с фактически подлежащими уплате (например, размер обеспечения не должен превышать 20% от сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате)
[7].
Во-вторых, пассивное отношение со стороны участников ВЭД к совершенствованию таможенного законодательства влечет за собой «пробелы» в новых законопроектах и нормативно -правовых актах. Проблема заключается в том, что достаточно большое количество организаций выражают недовольство в отношении существующих требований, хотя могли бы проявить инициативу, тем самым повлияв на ситуацию, но не делают этого. Разрешить это положение поможет создание условий для сотрудничества государства и бизнеса, которые заключается в проведении тренингов и повышении квалификации и профессионализма работников. Другой стороной такого взаимодействия может быть воспитание молодых профессионалов со специализироваными знаниями в данной области. В современных реалиях быстро развивающихся и меняющихся тенденций, молодое поколение имеет возможность активно вкладывать в себя правовые знания и навыки, что впоследствии поможет российскому бизнесу выйти на качественно новый уровень [3].
В-третьих, подтверждение таможенной стоимости с учетом применения таможенными органами «профилей риска» также относится к ряду проблем. На практике стоимость товаров может меняться, в том числе в сторону уменьшения себестоимости продукции, но таможенные органы расценивают данное понижение как необоснованное и требуют предоставление сертификата происхождения товара для того, чтобы контролировать достоверность заявленной декларантом таможенной стоимости. Решением данной проблемы может стать усовершенствованные таможенные базы, например, разделить вопросы выпуска товара и уплаты
таможенных пошлин, налогов и законодательно закрепить адекватные сроки, в течение которых таможенный орган будет обязан вынести решение по внесению изменений в декларацию на товары и срок возврата таможенных пошлин, налогов.
Подводя итог, в заключение стоит заметить, что вышеперечисленные проблемы носят далеко не исчерпывающий характер. В России законодательство о таможенном регулировании имеет ряд проблем, но еще больше проблем возникает в практическом применении этого законодательства и в техническом исполнении его требований.
Использованные источники:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс] // справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
4. Таможенный юридический словарь-справочник / под ред. А.В. Малько, О.Ю. Бакаевой. Москва: Проспект, 2016. 304 с.
5. Соклаков А. А. Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах: уч. пособие / А. А. Соклаков. - СПб.: Троицкий мост, 2015. - 184 с.
6. Официальный портал Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommissio n.org.
7. Официальный портал Альта-Софт: Таможенный портал для участников ВЭД [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru.
8. Пансков В.Г. Таможенное дело [Электронный ресурс]: учебное пособие для специальности «Таможенное дело»/ Пансков В.Г., Федоткин В.В. -Электрон. текстовые данные. - СПб.: Интермедия, 2016. - 552 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/54375.html.