КРИМИНАЛИСТЪ. 2024. № 1 (46). С. 153-158 • CRIMINALIST. 2024;1(46):153-158
РЕЦЕНЗИИ ОБЗОРЫ МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ
СОБРАНИЙ
Обзорная статья УДК 34
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ОБЗОР НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПРИУРОЧЕННОЙ К 30-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Яна Константиновна ЧЕПЕНКО
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлен обзор научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина», приуроченной к 30-летию Конституции Российской Федерации. Изложены основные положения докладов ведущих ученых, выступивших на конференции.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционализм, права и свободы человека и гражданина
Для цитирования: Чепенко Я. К. Актуальные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Обзор научно-практической конференции, приуроченной к 30-летию Конституции Российской Федерации // Криминалистъ. 2024. № 1 (46). С. 153 — 158.
Review article
CURRENT PROBLEMS OF ENSURING AND PROTECTING HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS. REVIEW OF THE RESEARCH AND PRACTICE CONFERENCE DEDICATED TO THE 30TH ANNIVERSARY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yana K. CHEPENKO
St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, [email protected]
© Чепенко Я. К., 2024
Abstract. The article presents an overview of the research and practice conference «Current problems of ensuring and protecting human and civil rights and freedoms», dedicated to the 30th anniversary of the Constitution of the Russian Federation. The main theses of the speeches of the leading scholars who spoke at the conference are presented.
Keywords: the Constitution of the Russian Federation, constitutionalism, human and civil rights and freedoms
For citation: Chepenko Y. K. Current problems of ensuring and protecting human and civil rights and freedoms. Review of the research and practice conference, dedicated to the 30th anniversary of the Constitution of the Russian Federation. Criminalist. 2024;1(46):153-158. (In Russ.).
В Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации 17 ноября 2023 года состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина», посвященная юбилейной дате — 30-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации. Мероприятие было подготовлено и проведено кафедрой государственно-правовых дисциплин Института.
В работе конференции приняли участие начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Н. Е. Сол-нышкина и прокурор Санкт-Петербурга В. Д. Мельник, заместитель прокурора Ленинградской области С. В. Виноградов, исполняющий обязанности Северо-Западного транспортного прокурора Р. Ф. Доценко, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке доктор юридических наук, профессор Н. С. Бондарь, заместитель председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Ф. Г. Замятин, начальник отдела информационно-аналитического и организационного обеспечения Аппарата Уполномоченного по правам человека Ленинградской области Е. А. Черемшанова, профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации и других вузов России, а также посредством видео-кон-ференц-связи приняли участие советник Конституционного Суда Российской Федерации А. С. Карцов, профессор кафедры организационно-аналитического обеспечения деятельности и управления в органах
прокуратуры Университета прокуратуры Российской Федерации А. Ю. Винокуров, советник Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге К. Е. Шарыгин, представители высших учебных заведений Российской Федерации.
Честь открыть конференцию и приветствовать ее участников была предоставлена директору Института доктору юридических наук, профессору А. П. Спиридонову, который отметил важность научного мероприятия и обозначил его цели: раскрыть значение Конституции Российской Федерации в развитии правовой системы России, рассмотреть конституционно-правовые механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, обсудить роль прокуратуры Российской Федерации в защите конституционных прав и свобод граждан.
С приветственным словом к участникам конференции обратились начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Н. Е. Солнышкина и прокурор Санкт-Петербурга В. Д. Мельник.
Функции модератора мероприятия выполнял заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Института кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент В. В. Лавров.
На конференции были заслушаны доклады, посвященные российскому конституционализму в эпоху глобальных перемен, конституционным поправкам 2020 года, значимости решений Конституционного Суда Российской Федерации в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина, участию института уполномоченного по правам человека в защите конституционных прав граждан, защите прав и свобод человека
и гражданина в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве и др.
Н. С. Бондарь, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке, доктор юридических наук, профессор, акцентировал внимание в своем выступление, что 12 декабря, в День Конституции Российской Федерации, необходимо говорить не только и не столько о достижениях Конституции и ее важном и основополагающем значении, но и о проблемах, которые существуют и предполагают необходимость их решения и преодоления.
Вся конституционная история России — это отражение, проявление противоречий и стремление к их преодолению. Особенность национального российского конституционализма заключается в том, что он существенным образом опередил конституцию. Российский конституционализм зародился, как некоторые считают, еще до Русской Правды, но если взять более поздние времена, то это прежде всего Новгородская республика. Если внимательно посмотреть на государственное устройство Новгородской республики, то можно обнаружить разделение властей, включая вече, наместников, судебный орган, княжескую власть (как верховную власть). Одним из основоположников российского конституционализма без конституции как основного закона стал М. М. Сперанский1. В своих работах «О коренных законах государства» и «Введение к Уложению государственных законов» М. М. Сперанский как раз отмечает, что коренные законы государства — это и есть конституция. Конституционные основы устройства государства М. М. Сперанский пытался реализовать на практике через законопроектную и кодификационную деятельность, именно М. М. Сперанский стал автором Свода законов Российский империи. Последующие конституционные акты и сами по себе конституции — это формальное юридическое закрепление тех
1 Сперанский М. М. О коренных законах государства // Проекты и записки. М. ; Л., 1961 ; Сперанский М. М. Введение к Уложению государственных законов // Проекты и записки. М. ; Л., 1961.
доктрин и концепций, которые формировались в российской государственной сфере и порой опережали, по некоторым моментам, отдельные конституционные идеи, которые сейчас мы связываем с западным конституционализмом.
Н. С. Бондарь обозначил в своем выступлении тезис в виде вопроса: «Когда была первая конституционная реформа в России?».
В представлении Н. С. Бондаря, первая конституционная реформа в России — это Судебная реформа 1864 года. Специфика (особенность) конституционного устройства, конституционного оформления российской государственности заключалась в том, что организация и законодательное оформление судебной власти опережали конституирова-ние других ветвей власти. Об этом, например, свидетельствует акт Петра I 1711 года «Указ об учереждении Правительствующего Сената о и персональном его составе». Правительствующий Сенат воплощал в себе различные правительственные функции.
Также Н. С. Бондарь остановился на конституционных поправках, принятых в 2020 году. Он отметил, что они в абсолютном большинстве имеют в своей основе правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Это и единство публичной власти, об этом Конституционный Суд высказался впервые еще в 1996 году2, и принципиально важные подходы, которые получили закрепление в Конституции Российской Федерации, связанные с верховенством Конституции и преодолением иллюзий верховенства (приоритета) любых международных правовых норм, формулируемые начиная с 2012 года в решениях Конституционного Суда.
Одним из очень важных направлений развития конституционализма является процесс перехода от конституционализации правоохранинительной деятельности и про-
2 По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
курорского надзора к правоохранительному конституционализму, формированию системы правоохранительного конституционализма. Одним из основных звеньев системы правоохранительного конституционализма является прокуратура. Правоохранительный конституционализм — это не деятельность специальных уполномоченных органов, это охрана права, это система охраны права. Право — социальное явление, самое святое, что есть у Бога на Земле. Система правоохранительного конституционализма ориентирована на защиту этого права.
Многие решения Конституционного Суда Российской Федерации связаны с конституционализацией прокурорского надзора. Одним из знаковых, по мнению Н. С. Бондаря, является Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года1, связанное с осуществлением общего прокурорского надзора.
А. Ю. Винокуров, профессор кафедры организационно-аналитического обеспечения деятельности и управления в органах прокуратуры Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, свое выступление посвятил значимости решений Конституционного Суда Российской Федерации в отношении норм Федерального закона
1 По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр „Мемориал"», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал"», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С. А. Ганнушкиной : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
«О прокуратуре Российской Федерации» в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина. Отметил, что Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» на протяжении уже 30 лет регулирует деятельность одного из важнейших институтов публичной власти в России, а именно прокуратуры Российской Федерации, которая функционирует, решая поставленные перед ней задачи, а непосредственно исполнители, т. е. прокуроры, используют при этом достаточно широкий круг полномочий, в последние годы серьезно обновляющихся. При этом ряд из них связаны с применением процедуры административного принуждения, что в большей степени характерно для общей надзорной деятельности российской прокуратуры.
В связи с этим отдельные положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», реализация которых на практике прямо или косвенно затрагивает права и свободы человека и гражданина, становились предметом изучения в рамках конституционного судопроизводства, и соответствующие решения, выносимые по результатам такого рассмотрения, имеют важное значение для правоприменителя.
Прежде всего следует выделить Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года № 3-П2 по жалобе гражданина Б. А. Кехмана, который оспаривал конституционность п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации определил, что в тех случаях, когда данная норма практически всегда на практике соответствующим образом препятствует получению информации гражданином, она не соответствует Конституции Российской Федерации. Безусловно, эта жалоба была удовлетворена, но стоит отметить, что должно было пройти 13 лет, чтобы это законодательно свершилось.
2 По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. № 3-П. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
Действительно, ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» пополнилась в 2013 году пунктом 4, который определил, как действовать прокурорам и чего ожидать от этого гражданам.
Таким образом, А. Ю. Винокуров поднимает проблему своевременности реагирования законодателя на значимые выводы, которые Конституционный Суд Российской Федерации приводит в резолютивной части своих решений, говоря о том, что и прокуратуре Российской Федерации в рамках ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо проявлять активность.
Необходимо также обратить внимание на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П. Изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были внесены только спустя два года после принятия Конституционным Судом Российской Федерации этого важного Постановления, касающегося прав и свобод человека и гражданина.
Завершая свое выступление, А. Ю. Винокуров подчеркнул, что те выводы, которые Конституционный Суд Российской Федерации приводит в своих решениях, способствуют совершенствованию законодательства, но те нормы, которые содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», к сожалению, не отвечают требованиям сегодняшнего дня.
А. С. Карцов, советник Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, свой доклад посвятил принципу солидарности в системе конституционного регулирования в рамках конституционных новелл 2020 года. Становление солидарности в качестве общеправовой категории определил как поиск ценностно приемлемого соотношения индивидуальной свободы и социального долга, равновесие между частными и публичными интересами, а также между отдельными личными интересами.
А. С. Карцов отметил, что принцип солидарности субстанционально был изначально с момента принятия Конституции Россий-
ской Федерации включен в систему конституционного регулирования, на это указывают обозначенные в преамбуле Конституции Российской Федерации конституционные ценности. На протяжении 30 лет Конституционный Суд Российской Федерации способствовал утверждению в российском праве всех последствий проявления в конституционном тексте принципа солидарности. Обеспечение в Российской Федерации экономической, политической и социальной солидарности получили непосредственное закрепление в ст. 75.1 Конституции Российской Федерации, а также специальном положении, посвященном солидарности поколений, в рамках ч. 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации.
А. С. Карцов провел в своем выступлении анализ аксиологического и функционального наполнения конституционного принципа солидарности и пришел к выводу, что принцип солидарности прежде всего предполагает политическое, экономическое и социальное сплочение; конституционный принцип солидарности был и остается перспективным направлением поступательной конституционализации российского права, совершенствования отраслевого регулирования, а также его судебного и административного применения; начала солидарности в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации наделяются свойствами неотъемлемой системы конституционного регулирования.
Л. Б. Ескина, профессор кафедры конституционного и административного права Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, свое выступление начала с рассказала о том, как принималась действующая Конституция Российской Федерации, потому как она лично в качестве эксперта участвовала в Конституционном Совещании, разрабатывавшем Конституцию Российской Федерации 1993 года. В целом доклад был посвящен осмыслению опыта развития России на базе Конституции 1993 года и оценки конституционной реформы 2020 года.
Л. Б. Ескина отметила, что сегодня в Конституции Российской Федерации фактически присутствуют две модели, которые практически не совпадают. Первая модель была заложена под влиянием Запада и связана с тем, что впервые в Конституции была зафиксирована система конституционных ценностей и во главу угла поставлены человек, его права и свободы. Эта модель была механизмом ограничения свободы самого государства.
Вторая модель — это некая «ностальгия по советскому прошлому» в рамках конституционной реформы 2020 года. Поправки, которые в большей мере внесли изменения в главу 3 Конституции Российской Федерации, никакого отношения к федеративному устройству не имеют. Это модель, которая вернула нас к формулировкам советских Конституций 1936 и 1977 годов, там появ-
ляются морально-этические, политико-декларативные и идеологические положения. В своем выступлении Л. Б. Ескина анализирует, как в целом конституционная реформа 2020 года повлияла на Конституцию Российской Федерации, и приходит к выводу, что Конституция в значительной степени потеряла свой правовой потенциал и приобрела потенциал некой декларации, доктрины, политической программы. В настоящее время общество должно выбрать, что для него важнее: конституция как правовой механизм ограничения публичной власти в интересах человека и общества или конституция как доктрина, которая лишается обязательности с помощью конституционной новеллы. После принятия более двухсот поправок в 2020 году Конституция Российской Федерации стала противоречивой.
Информация об авторе
Я. К. Чепенко - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Information about the author
Y. K. Chepenko - Associate Professor at the Department of state and legal disciplines of the St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of prosecutor's office of the Russian Federation, Candidate of Science (Law).