Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях'

Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL CONDITIONS / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / EMERGENCY SITUATIONS / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ / EMERGENCIES / ENSURING READINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громов М.А.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях, а также основные направления и виды обеспечения готовности, даются определения понятий «готовность», «обеспечение готовности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Громов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urgent issues of providing the readiness of the interior bodies of the Ministry of the Interior of Russia to actions in special circumstances

The problem of providing the readiness of the bodies of the Ministry of the Interior of Russia to actions in special circumstances is considered as well as the main directions and forms of ensuring such readiness, the definitions of "readiness" and "preparedness" are provided.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях»

ISBSiNJ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

10

розыскной деятельности: сб. науч. тр. М., 2002.

Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. М., 2010. Европейский Суд по правам человека в Российской Федерации: постановления и решения: в 3 т. 2005. Т. 2.

Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006.

. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. М., 2006.

11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под рук. В.В. Николюка. М., 2000.

12. Программа модельного законотворчества в Сотрудничестве независимых государств на 1996-1998 годы. СПб., 1997.

13. СеменцовВ.А., СафоновВ.Ю. Правовые предпосылки и этапы реализации оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве: монография. Екатеринбург, 2006.

14. Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: методич. пособие. М., 2000.

E-mail: profgavrilov@yandex.ru

М.А. ГРОМОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

профессор, доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях

В статье рассматриваются проблемы обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях, а также основные направления и виды обеспечения готовности, даются определения понятий «готовность», «обеспечение готовности».

Особые условия, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, правовой режим, готовность, обеспечение готовности.

Под особыми условиями в деятельности органов и подразделений МВД России понимаются специфические условия их функционирования в чрезвычайной обстановке в следующих ситуациях:

— при обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, биолого-социального или техногенного характера (ЧС);

— при решении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств социально-политического и криминального характера (ЧО);

— при обеспечении правового режима контртеррористической операции (КТО),

участии в ее организации и проведении, а также при введении особых правовых режимов чрезвычайного положения (ЧП), военного положения (ВП), ведении гражданской и территориальной обороны и обеспечении мобилизационной готовности;

— при реальных угрозах безопасности (личности, обществу и государству), значительного материального и морального ущерба, людских потерь;

— при возникновении таких угроз, которые способны оказать существенное влияние на жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, в частности органов и подразделений МВД России;

— при возникновении ситуаций, в целях предотвращения которых требуется принятие адекватных чрезвычайных мер, в частности задействование государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий и минимизации ущерба, создание специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи),

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

54

формирование функциональных групп, объединяемых в группировки сил и средств;

— при восстановлении общественного порядка и общественной безопасности, защите конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства.

Готовность является важнейшей категорией управления в социальных системах, включая и правоохранительную. Ее обеспечение — объективный критерий успешной деятельности органов и подразделений МВД России в особых условиях как при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных социально-политических и криминальных обстоятельствах, так и в условиях обеспечения чрезвычайных правовых режимов (правового режима контртеррористической операции, особых правовых режимов чрезвычайного и военного положения) [1].

Не случайно в документах МВД России последних лет (решениях коллегии МВД России, директивах МВД России, нормативных правовых актах) встречаются термины «готовность», «обеспечение готовности» и «подготовка различных сил и средств» органов и подразделений МВД России к деятельности в особых условиях.

Так, например, только на коллегии МВД России в 2008 г. специально рассматривались вопросы о причинах и условиях чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников и военнослужащих при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы); состоянии служебно-боевой и морально-психологической подготовки личного состава; об уровне профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России и их готовности к действиям, связанным с применением оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы. В решении этой коллегии руководителям территориальных органов внутренних дел указано на необходимость при проведении оперативных совещаний (командующим — на военных советах в округах внутренних войск МВД России) проанализировать указанные вопросы и принять ответственное решение.

В качестве приоритетных направлений деятельности системы МВД России были определены совершенствование организации специальной, боевой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних дел МВД России за счет интенсификации и максимального приближения содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной

деятельности, осуществления объективного контроля за его результатами [2].

В одном из базовых приказов МВД России руководителям органов и подразделений приказано обеспечить подготовку сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах; организовать обучение и сла-живание сил органов внутренних дел, привлекаемых к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, на занятиях по служебно-боевой подготовке и в ходе проведения тренировок, тактико-строевых занятий, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений по тематике, разработанной совместно штабными подразделениями и подразделениями по работе с личным составом.

Среди основных направлений обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях целесообразно выделить следующие.

1. Наличие и реальность оперативных планов.

2. Обеспечение готовности личного состава (обучение, выработка психологической, морально-волевой устойчивости, слаживание элементов группировки сил и средств, а также органов управления, знание законов и иных нормативных правовых актов, умение сотрудников пользоваться специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, оружием, выработка умений и навыков в принятии оперативных решений в чрезвычайной обстановке).

3. Всестороннее ресурсное обеспечение.

4. Организационная готовность системы управления (органов оперативного управления (ОШ), пунктов управления, средств управления — средств связи, систем автоматизированного управления, электронной и организационной техники, систем связи.

5. Организационная готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего).

6. Организационная готовность информационного обеспечения.

7. Правовая обеспеченность действий сил и средств органов и подразделений МВД России в особых условиях.

Объективная необходимость обеспечения готовности объединенных в группировки сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях определяется, с одной стороны, опасностью ЧО и ЧС, их динамикой, масштабностью, тяжкими последствиями; с другой — появлением дополнительных задач, увеличением объема выполняемых функций, изменением пространственных и временных границ их

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

возникновения и развития. Это приводит к резкому усложнению условий деятельности органов внутренних дел, требует задействования имеющихся и дополнительных сил и средств, создания специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи), применения временных ограничительных мер и дополнительных обязанностей в рамках чрезвычайных правовых режимов, формирования необходимых функциональных групп, объединенных в группировки под единым командованием и оперативным управлением.

Подготовка органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это заблаговременная системная организованная деятельность по обеспечению готовности сил и средств, функциональных групп, органов оперативного управления, группировки в целом к действиям в чрезвычайной обстановке.

Обеспечение готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это процесс непосредственной подготовки сил и средств, функциональных групп, органов оперативного управления, группировки в целом к работе в указанных условиях.

Готовность органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это нормативно-правовое, функциональное, организационное, профессиональное, морально-психологическое состояние сил и средств органов внутренних дел, а также их материально-техническая оснащенность, способность к эффективному и результативному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в определенное время и в обозначенном месте.

В основных видах готовности органов и подразделений МВД России выделяются нормативно-правовой, организационный, функциональный, алгоритмический (поэтапно-временной), профессиональный, морально-психологический, материально-технический (ресурсный) и служебно-боевой.

Основными формами и методами обеспечения готовности органов и подразделений МВД России (функциональных групп, органов оперативного управления, группировки сил и средств в целом) являются подготовка (корректировка) оперативных планов; подготовка сотрудников (на служебных занятиях, инструктажах, психологических тренингах); слаживание функциональных групп; проведение штабных тренировок, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, оперативных игр; организация системы управления (формирование органов оперативного управления, создание пунктов управления, установление коммуникационных средств связи и управления); отработка алгоритмов действий должностных лиц в особых условиях деятельности; организация информационного обеспечения; налаживание взаимодействия; отработка схем оповещения сотрудников по сигналам и сбора личного состава.

Проводимое реформирование системы МВД России объективно повышает требования к сотрудникам органов и подразделений МВД России, их профессионализму при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

Обеспечение их готовности достигается планомерной и регулярной подготовкой к действиям в особых условиях на всех уровнях управления при непременном осуществлении таких важнейших функций управления, как планирование, организация и контроль, а также организация взаимодействия.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. № 7. Ст. 900.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.

E-mail: Yvd-osob@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.