Научная статья на тему 'Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств'

Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5554
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕЛИ / УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE RESEARCH PURPOSES / EDUCATIONAL QUESTIONS / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазицкий Сергей Леонидович

В статье рассматривается содержание важнейших частей плана проведения учения, которые должны соответствовать характеру выполняемых подразделением служебно-боевых задач, обеспечивать создание сложной тактической обстановки для действий подразделений, ставить обучаемых в сложные условия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств»

Лазицкий Сергей Леонидович

старший преподаватель кафедры боевой подготовки и деятельности ОВД в особых условиях

Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583934)

Тактико-специальные учения как форма подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных

обстоятельств

Аннотация

В статье рассматривается содержание важнейших частей плана проведения учения, которые должны соответствовать характеру выполняемых подразделением служебно-боевых задач, обеспечивать создание сложной тактической обстановки для действий подразделений, ставить обучаемых в сложные условия и т.д.

Annotation

In article the maintenance of the major parts of the plan of carrying out of the doctrine which should correspond to character of sluzhebno-fighting problems carried out by division is considered, to provide creation of difficult tactical conditions for actions of divisions, to lay down trainees in difficult conditions etc.

Ключевые слова: исследовательские цели, учебные вопросы, общественная безопасность.

Key words: the research purposes, educational questions, public safety.

З

адачи по охране общественного порядка и общественной безопасности граждан ОВД выполняют как в обычных, повседневных условиях, так и при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с задержанием вооруженных преступников, предупреждением, пресечением и ликвидацией групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в населенных пунктах, ликвидацией последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий и катастроф.

Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются события, происшедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни,здоровья,прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных

объектов жизнеобеспечения.

Основной формой действий группировки сил и средств органов внутренних дел в случае, если обстоятельства, вызвавшие кризисную ситуацию (чрезвычайные обстоятельства), не были разрешены (нейтрализованы), является специальная операция.

Подготовка подразделений органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется с целью обеспечения высокой оперативно-служебной и служебно-боевой готовности к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств проводится заблаговременно. Эффективность подготовки достигается: планированием действий сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО;

подготовкой (обучением) личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств, а также органов управления к выполнению задач и функций при возникновении ЧО;

осуществлением проверки готовности сил и средств к действиям при ЧО в ходе проведения

49

инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов.

Подготовка сил и средств к действиям при ЧО включает:

подготовку органов управления к выполнению задач при ЧО;

одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям при ЧО;

подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;

материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО.

Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств всех уровней должна осуществляться, начиная с простейших форм и заканчивая более сложными.

Обучение проводится:

органов управления на методических занятиях, групповых упражнениях - ежемесячно; на штабных тренировках - ежеквартально, на командно-штабных учениях - один раз в полугодие;

элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения) на тренировках - ежемесячно; на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) - ежеквартально;

совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств - на тактико-специальных (тактических) учениях по окончании года, а также в ходе антитеррористичес-ких учений, проводимых под руководством ОШ в субъектах Российской Федерации.

Тактико-специальные учения являются высшей и наиболее эффективной формой полевой выучки руководителей и сотрудников ОВД, их всесторонней подготовки к выполнению служебно-боевых задач при возникновении ЧО.

Тактико-специальные учения проводятся в целях:

боевого слаживания подразделений сводных отрядов для умелых и решительных действий при выполнении ими служебно-боевых задач в различных условиях обстановки, повышения полевой выучки личного состава;

выработки и совершенствования навыков руководителей в управлении подразделениями;

отработки организации и поддержания взаимодействия;

выработки у подчиненных высоких моральных и боевых качеств, психологической устойчивости, инициативы и самостоятельности, внимания и бдительности, воли и находчивости, смелости и мужества ври выполнении раз-

личных задач.

Сущность тактико-специальных учений заключается в практическом выполнении учебных служебно-боевых задач всеми сотрудниками на фоне общей непрерывно развивающейся обстановки по единому замыслу на местности (как правило, в районах действий при чрезвычайных обстоятельствах) в ограниченные сроки, днем и ночью, в любое время года.

Основной метод обучения на тактико-специальном учении - практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной служебно-боевой деятельности органов внутренних дел, кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).

К основным требованиям, предъявляемым к тактико-специальным учениям, относятся: воспитание на учениях подчиненных, подготовка их в психологическом, профессиональном и физическом отношении к выполнению боевых задач;

умелое применение основного принципа боевой подготовки - учить подчиненных тому, что необходимо для выполнения боевых задач в мирное и военное время, создавая обстановку, максимально приближенную к боевой действительности;

обеспечение постоянной боевой готовности подразделений к выполнению реальных служебно-боевых задач;

соблюдение принципа наглядности в обучении. Подготовка учения осуществляется под непосредственным руководством соответствующего начальника и начинается заблаговременно. Проводится подготовка по плану, в котором обычно предусматриваются:

уточнение и определение исходных данных для учения;

сроки разработки документов учения и ответственные за это лица;

время проведения рекогносцировки района предстоящего учения;

мероприятия и сроки подготовки тыла, ответственные за подготовку лица;

создание при необходимости запасов горючего, продовольствия, вещевого имущества и медикаментов;

перечень и сроки основных работ по подготовке района учения, оборудованию пунктов управления, развертыванию связи, комендантской службы и ответственные за это лица.

Исходными данными для организации учения являются: тема, учебные (исследовательские) цели, время проведения учения и его продолжительность, состав обучаемых, нормы расхода

50

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств.

При организации тактико-специального учения уточняются (определяются) исходные данные для обучаемой стороны; определяется состав подразделений, привлекаемых для обозначения действий вероятного противника (преступников), и другие вопросы. Потребность в привлечении взаимодействующих органов определяется с учетом организации и тактики действий вероятного противника (преступников), а также темы, учебных целей, боевых возможностей обучаемых подразделений и других условий.

Перед уточнением (определением) исходных данных руководитель уясняет тему учения. Тактическое содержание темы зависит от ряда условий, главными из которых являются: степень готовности подразделений к выполнению возложенных на них задач; масштаб проводимого учения и количество привлекаемых на него подразделений; запланированный расход моторесурсов и материальных средств; продолжительность учения и особенности района его проведения.

Учебные цели тактико-специального учения уточняются (определяются) в зависимости от содержания и характера темы, уровня подготовки обучаемых, требований приказов, уставов и наставлений.

Учебные цели должны быть конкретными, направленными на достижение высокой полевой выучки и боевого слаживания подразделений ОВД. Количество целей должно быть строго ограничено и не превышать шести, в противном случае тактико-специальное учение может потерять свою направленность, а следовательно, и эффективность.

Исследовательская цель для учения может быть сформулирована таким образом: изучить маневренные возможности сводного отряда в ходе проведения специальной операции и др. Это зависит от темы учения, подготовленности обучаемых и т.д.

Время проведения учения и его продолжительность определяются вышестоящим командиром (руководителем учения) или указываются в планах служебно-боевой подготовки.

Нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств определяются с учетом установленного на учебный год лимита.

После уточнения (определения) исходных данных руководитель учения определяет перечень разрабатываемых документов с указанием сроков их готовности и ответственных за их подготовку лиц.

Одним из основных документов, отражающих порядок отработки темы учения и достижения

поставленных на нем целей, является план проведения тактико-специального учения с пояснительной запиской. Он разрабатывается на карте и включает: исходные данные; тактический замысел, этапы учения их наименование и продолжительность; учебные вопросы и время их отработки.

Исходными данными являются: тема, учебные цели и время проведения учения, состав подразделений, привлекаемых на учение; фронт и глубина района учения; нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств.

Важнейшей частью плана проведения учения является тактический замысел. Он должен соответствовать характеру выполняемых подразделением служебно-боевых задач, обеспечивать создание сложной тактической обстановки для действий подразделений, ставить обучаемых в сложные условия, насыщенные острыми ситуациями, требующие глубокого анализа и творческого подхода обучаемых командиров и штабов к принятию решений, и обеспечивать полную отработку учебных, исследовательских целей и учебных вопросов.

В замысле определяется, в какой тактической обстановке руководитель учения намерен отработать поставленные учебные вопросы по этапам учения. Замысел разрабатывается графически на карте и представляется старшему начальнику на утверждение.

В тактическом замысле указываются: исходная обстановка - первоначальное положение подразделений, соседей и взаимодействующих органов к началу учения;

задачи и замысел действий командиров вышестоящих сторон и соседей по этапам учения с указанием предполагаемых решений обучаемого командира;

исходные районы обучаемых подразделений и время их занятия;

боевые задачи участвующих на учении подразделений с указанием предполагаемых решений обучаемого командира;

районы (участки) розыгрыша боевых действий сторон;

примерное положение сторон к началу каждого этапа.

Действия противника (преступников) в намеченных районах разрабатываются детально по направлениям и времени применительно к реальной тактике действий противника (преступников) подразделениями для имитации (обозначения) и управления ими согласно плану через соответствующего помощника руководителя.

В процессе разработки тактического замысла определяется продолжительность

51

каждого этапа и учения в целом. Учение начинается с момента подъёма подразделений по соответствующему сигналу (выхода из мест постоянной дислокации) и продолжается до возвращения их в места постоянной дислокации.

На тактико-специальных учениях все действия обучаемых осуществляются по астрономическому времени, как в реальной обстановке. Чтобы обучаемые постоянно учитывали фактор времени, расчет его производится с учетом содержания разрабатываемых учебных вопросов и существующих нормативов действий подразделений при выдвижении, развертывании, ведении поиска, занятии рубежа блокирования и при других условиях. В некоторых случаях, когда ставится цель учить командиров, штабы и подразделения действовать в малоизученных условиях, время может быть несколько увеличено.

При определении этапов учения особое внимание уделяется их формулированию и определению содержания учебных вопросов, которые должны логически вытекать из содержания тактического замысла и отражать его. В этапах учения и учебных вопросах необходимо последовательно раскрывать содержание темы. Деление учений на этапы позволяет руководителю обеспечить последовательную и целеустремленную отработку поставленных учебных вопросов. Количество этапов и их содержание зависят от темы, учебных целей, масштаба учений и времени, отведенного на его проведение.

Каждый этап состоит из учебных вопросов, охватывающих по времени и пространству определенный законченный период организации охраны и обороны объекта, специальной операции или других действий подразделений. Количество учебных вопросов на этапах зависит от их содержания и отведенного на этап времени. Включение в этап большого количества учебных вопросов приводит к поверхностной их отработке. По опыту учений целесообразно включать в этап не более пяти учебных вопросов. Учебные вопросы должны отражать работу и действия всех основных категорий обучаемых.

Пояснительная записка оформляется отдельным документом. Излагается она в повествовательной форме с постановкой глаголов в настоящем времени, в ней указываются:

боевой и численный состав сил и средств, выводимых на учения (подразделений и средств усиления, реально выводимых на учения, с указанием численности личного состава, вооружения, боевой и специальной техники);

общий характер действий боевых сторон (ис-

ходная обстановка к началу учения - места дислокации частей на одну ступень выше обучаемых, соседей, охраняемых объектов, районы служебно-боевой деятельности и районы вероятной выброски десантов, ДРГ, направления и объекты действий просочившихся подразделений противника и т.д.;

действия противника и своих подразделений с начала и до конца учения по времени с раскрытием замысла действий вышестоящих командиров сторон, задач и решений обучаемого командира по основным разыгрываемым эпизодам на этапах учения);

основные показатели учения (фронт и глубина боевых задач обучаемых подразделений; скорость марша; время на организацию боевых действий и на действия ночью; протяжённость рубежа блокирования; фронт, глубина и темп поиска; глубина преследования);

расчёт (соотношение) сил и средств по этапам учения ( на выполнение каждой отрабатываемой служебно-боевой задачи);

состав руководства и посреднического аппарата;

время и место общего и частного разборов учения;

порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации (порядок проверки личного состава вооружения, техники, организация регулирования движения, отрабатываемые нормативы в ходе движения, порядок доклада по прибытии подразделений в пункт постоянной дислокации).

Разработка плана проведения учения заканчивается нанесением на карту необходимых пояснительных надписей, условных обозначении, служебного заголовка и подписей.

План проведения тактико-специального учения с пояснительной запиской утверждается непосредственным начальником руководителя учения.

После утверждения плана проведения учения руководитель учения приступает к разработке организационных указаний, тактического задания и других необходимых документов.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что тактико-специальные учения на которых отрабатываются различные аспекты деятельности не только теоретически, но и практически в условиях реально приближенных к чрезвычайным обстоятельствам, проверяется реальность разработанных планов к действиям в этих условиях являются высшей формой обучения личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

52

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.