Научная статья на тему 'Актуальные проблемы обеспечения активного избирательного права граждан, принимающих участие в специальной военной операции'

Актуальные проблемы обеспечения активного избирательного права граждан, принимающих участие в специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
военнослужащие / выборы / специальная военная операция / голосование / military personnel / elections / special military operation / voting

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаева Адиля Рамильевна

В статье проанализирован порядок, а также организационные вопросы голосования военнослужащих, находящихся на специальной военной операции. Выделены характерные особенности процесса голосования военнослужащих с учетом специфики военной службы. Для наибольшей наглядности и понимания, автор провел анкетирование среди военнослужащих, находящихся на линии боевого соприкосновения, которые приняли участие в выборах Президента Российской Федерации 2024 года. Рассмотрены проблемные вопросы и пути их решения, связанные с проведением данной процедуры на территориях, где проходят боевые действия. Сделан вывод о важности и необходимости совершенствования рассмотренного процесса на примере специальной военной операции на Украине, а также несмотря на сложные условия, право голоса гарантированно в соответствии с законодательством абсолютно каждому военнослужащему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of ensuring the active suffrage of citizens taking part in a special military operation

The author analyzes the procedure as well as organizational issues of voting of servicemen who are on a special military operation. Characteristic features of the process of voting of servicepersons taking into account the specifics of military service are highlighted. For the greatest clarity and understanding, the author conducted a questionnaire survey among the servicemen on the line of contact, who took part in the presidential election of 2024. Considered the problematic issues and ways to solve them related to the conduct of this procedure in the territories where hostilities are taking place. She drew conclusions about the importance and necessity of improving the process on the example of the special military operation in Ukraine, and showed that despite the difficult conditions, the right to vote is guaranteed under the law to absolutely every serviceman.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы обеспечения активного избирательного права граждан, принимающих участие в специальной военной операции»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 342.8 ББК 67.400

Адиля Рамильевна Макаева

обучающаяся

Юридического факультета Государственного университета просвещения

adilyamakaewa@gmail.com

105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, д. 10а, стр. 1

Научный руководитель/

Татьяна Сергеевна Саяпина

старший преподаватель кафедры конституционного и гражданского права Государственного университета просвещения

tatiana-communicate@yandex.ru

105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, д. 10а, стр. 1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН, ПРИНИМАЮЩИХ УЧАСТИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

Аннотация. В статье проанализирован порядок, а также организационные вопросы голосования военнослужащих, находящихся на специальной военной операции. Выделены характерные особенности процесса голосования военнослужащих с учетом специфики военной службы. Для наибольшей наглядности и понимания, автор провел анкетирование среди военнослужащих, находящихся на линии боевого соприкосновения, которые приняли участие в выборах Президента Российской Федерации 2024 года.

Рассмотрены проблемные вопросы и пути их решения, связанные с проведением данной процедуры на территориях, где проходят боевые действия.

Сделан вывод о важности и необходимости совершенствования рассмотренного процесса на примере специальной военной операции на Украине, а также несмотря на сложные условия, право голоса гарантированно в соответствии с законодательством абсолютно каждому военнослужащему.

Ключевые слова: военнослужащие, выборы, специальная военная операция, голосование.

A.R. I

Student of Law Faculty State University of Educauon,

adilyamakaewa@gmail.com 1, 10A, Radio st., Moscow, 105005, Russia

SCIENTIFIC SUPERVISOR: T.S. SAYAPINA,

Senior Lecturer at the Department of Constitutional and Civil Law

of the State University of Education, tatiana-communicate@yandex.ru 1, 10A, Radio st., Moscow, 105005, Russia

CURRENT PROBLEMS OF ENSURING ACTIVE SUFFRAGE FOR CITIZENS TAKING PART IN A SPECIAL MILITARY OPERATION

Annotation. The author analyzes the procedure as well as organizational issues of voting of servicemen who are on a special military operation. Characteristic features of the process of voting of servicepersons taking into account the specifics of military service are highlighted. For the greatest clarity and understanding, the author conducted a questionnaire survey among the servicemen on the line of contact, who took part in the presidential election of 2024. Considered the problematic issues and ways to solve them related to the conduct of this procedure in the territories where hostilities are taking place. She drew conclusions about the importance and necessity of improving the process on the example of the special military operation in Ukraine, and showed that despite the difficult conditions, the right to vote is guaranteed under the law to absolutely every serviceman.

Key words: military personnel, elections, special military operation, voting.

В Российской Федерации предоставляются все условия, чтобы конституционные права избирать и быть избранным были равно доступны всем избирателям, в том числе гражданам, которые принимают участие в специальной военной операции (далее — СВО).

Если человеку, живущем в условиях мирной жизни в день выборов нужно найти только время, чтобы принять участие в голосовании, то для военнослужащего, находящегося в условиях боевых действий, совершение данной процедуры значительно усложняется. Однако и для данной категории граждан участие в голосовании важное действие, позволяющее принять участие в судьбе своей страны. Обеспечить военнослужащим, находящимся на линии боевого соприкосновения возможность участия в голосовании — одна из важнейших задач организаторов выборов. Важно отметить, что не допускается ограничение избирательного права данной категории в связи с особенностями их профессиональной деятельности.

До настоящего времени в истории России выборы Президента РФ ещё никогда не проходили в условиях боевых действий: сотрудники избирательных

комиссий в бронежилетах и другом обмундировании организуют участки прямо в пунктах временной дислокации подразделений, урны уходят на передовую.

В отличие от гражданской мирной жизни, где граждане голосуют на избирательных участках, в условиях военных действий все происходит иначе: военнослужащие приходят голосовать со своим оружием, показывают паспорт, выполняют свой гражданский долг и тут же отправляются на боевые позиции — уже выполнять долг служебный.

Все, что представляется почти невозможным в условиях боевых действий, избирательный комитет России организовал так: сотрудник комитета прибывает в пункт временной дислокации подразделения, непосредственно организовывается избирательный участок и выдача бюллетеней. Те военнослужащие, которые находятся в данных пунктах (в лагерях или блиндажах) голосуют в самом подразделении, где оборудован выездной участок для голосования в тыловых районах, а тем, кто находится в условиях боя — им урны отвозят в буквальном смысле под обстрелами.

Все урны прибывают на линию боевого соприкосновения опечатанными и в таком же виде возвращаются в пункт временной дислокации, а оттуда отправляются в ближайший крупный населенный пункт, покидая территорию проведения СВО вместе с сотрудниками избирательного комитета и государственных учреждений.

Выделим характерные особенности процесса голосования военнослужащих с учетом особенностей и специфики военной службы:

1) военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания1;

2) лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных

организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных

" 2 комиссий с правом совещательного голоса2;

3) сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных

1 Министерство обороны. Особенности участия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]

— Режим доступа: URL: https://mil.ru/elections/documents/more.htm?id=10934200@cmsArticle (дата обращения: 18.08.2024).

2 Поросков Н. Избирательные права военнослужащих. // Армейский сборник. — №8.

— 01.08.2023. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/505802/ (дата обращения: 15.08.2024).

Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Вместе с тем, сведения об избирательных участках и их адреса не публикуются.

4) не ведется прямая видеотрансляция проведения выборов;

5) голосование среди такой специальной категории как военнослужащие проходит также и в госпиталях, посредством получения открепительного удостоверения;

6) допускается проведение досрочного голосования на территории проведения СВО, в связи с непредсказуемостью обстановки на линии боевого соприкосновения.

Для полного анализа было специально проведено анкетирование среди военнослужащих, находящихся на линии боевого соприкосновения, которые приняли участие в выборах Президента РФ 2024 года.

Возраст респондентов распределился следующим образом: 80 % составили лица от 25 до 45 лет, 20 % — от 45 до 60 лет.

Большинство военнослужащих (91%) ответили, что в голосовании они принимали самое активное участие. При этом лишь 9% опрошенных воздержались от голосования.

Процедурой проведения выборов на линии боевого соприкосновения остались удовлетворены 79 % опрошенных респондентов, 21 % отметили удовлетворенность процессом не в полной мере. При этом, о том, возникали ли у военнослужащих проблемы и трудности в процессе выборов, положительно ответили только 4 % опрошенных, у остальных 96 % респондентов никаких проблем не возникало.

На вопрос о том, чего бы хотелось изменить в системе голосования военнослужащих в условиях СВО, ответы респондентов расположились в следующем порядке:

1) сделать более доступным избирательный участок, а также обеспечить специально отведённое место для голосования — 71%;

2) обеспечить безопасность на месте голосования — 29%.

Несмотря на то, что процесс выборов с каждым годом совершенствуется, всё равно существуют явные пробелы, предопределяемые спецификой военной службы. Во-первых, самая важная и основная проблема — это обеспечение безопасности на избирательном участке, в зоне проведения СВО. Поскольку военнослужащие являются специальными субъектами правоотношений, соответствующие меры должны быть предприняты в отношении них и в момент осуществления ими избирательного права.

В данном случае необходимым представляется создание отдельного нормативно-правового акта, который бы регламентировал право военнослужащих на безопасный процесс выборов в зоне СВО, а также закреплял необходимые контуры безопасности.

Во-вторых, каждого военнослужащего перед отправлением на зону СВО инструктируют о запрете любых технических средств (а том числе телефонов, планшетов и иных средств связи, в которых имеется передача данных), в связи с нахождением им на режимном объекте, а также с целью безопасности самих военнослужащих, что делает невозможным осуществление избирательного права путем электронного дистанционного голосования.

В соответствии с этим, предусматривается голосование без использования технических средств, путем оборудования специальных помещений для голосования на территории тыловых районов, с целью предоставления всем военнослужащим возможности отдать свой голос на выборах.

Также явным выступает вопрос, который никак не урегулирован законодательно, что будет в случае, если военнослужащий проголосовал досрочно и погиб в день голосования. В данном случае вновь возникает вопрос, будет ли в таком случае зачтен его голос или нет? Исходя из собственных рассуждений, стоит предположить, что голосование длится три дня, однако за данное время с учетом регламента передачи информации, а также с условием нахождения на линии боевого соприкосновения, сведения о факте смерти не будут содержаться в зафиксированном документе, а это значит, что голос погибшего военнослужащего фактически будет учтен, что искажает результаты голосования.

В соответствии с данным коллизионным вопросом, считаю важным предложить систему процедуры уточнения списков проголосовавших, а также законодательно закрепить ускоренный процесс закрепления в системе данных о погибшем военнослужащем, с целью аннулирования его голоса.

Также явный вопрос возникает в выборных правах участников нерегулярных вооруженных сил (а именно, участников частных военных компаний, добровольческих батальонов), которых по статусу приравняли к Вооруженным силам РФ и в составе которых присутствуют лица, имеющие судимость. По законодательству Российской Федерации «не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане ... содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда»1. Соответственно, данные лица не имеют права

1 См.: пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

осуществлять свои избирательные права в силу вступившего в отношении них приговора суда. Однако, после полугодовой службы по контракту такие лица могут быть помилованы Президентом РФ, и только после снятия с них судимости снова осуществлять свои избирательные права.

Известно, что за все время в нашей стране это первый раз, когда избрание Президента РФ проводится в регионах, где было введено военное положение. Однако, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»1, а конкретнее, статьей 14, запрещается проведение выборов на территории, где введено военное положение. Обратимся к Указу Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» 2, который регламентирует введение военного положения на перечисленных территориях.

Соответственно, в данном случае представлялось возможным внесений изменений в указ Президента о введении военного положения, а именно прописать в нём чёткие географические рамки, чтобы режим военного положения распространялся не на всю территорию этих субъектов, а только на «линию соприкосновения», где конкретно и идут боевые действия.

Также имело место изменение содержания вышеуказанного Федерального конституционного закона, внеся в него исключения из правил, однако данный способ достаточно трудноосуществимый и представляет собой сложную публичную процедуру.

Данный спорный вопрос требовал доработки со стороны законодательных органов и вот в преддверие выборов Президента РФ, с целью устранить данную коллизию, были внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»3, статью 5, пункт 8 который делает ссылку на статью 10.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». — 2002. — № 24. — ст. 2253.

1 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 02.11.2023) // «Собрание законодательства РФ». — 2001. — № 23. — ст. 2277.

2 Указ Президента РФ от 19.10.2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» // «Собрание законодательства РФ». — 2022. — № 43. — ст. 7381.

3 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 14.11.2023) // «Собрание законодательства РФ». — 2003. — № 2. — ст. 171.

референдуме граждан Российской Федерации»1, в соответствии с которой данная недоработка была устранена.

Факт права избирательного голоса у военнослужащих тесно связано с возможностью им быть избранным. Однако и у данного вопроса есть свои особенности.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»2, а именно статьи 9, военнослужащие имеют право быть избранными в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, однако, с некоторыми ограничениями, которые заключаются в том, что в соответствии с их особым статусом, они не могут являться членами какой-либо политической партии.

Для участия в избирательной кампании военнослужащий, со дня регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования результатов выборов должен быть освобождён соответствующим командиром (начальником) от выполнения должностных обязанностей на основании рапорта о предоставлении отпуска.

Однако, впоследствии, когда военнослужащий будет избран, данный факт является основанием для прекращения им военной службы.

В соответствии со всем вышеперечисленным, стоит сделать вывод, что несмотря на сложные условия, на то, что идут активные боевые действия, каждому военнослужащему, который находится в зоне СВО, гарантируется получение возможности отдать свой голос на выборах.

В заключении стоит отметить, что для военного электората выборы являются важнейшим процессом, так как на основании статьи 87 Конституции РФ, Президент РФ является вместе с тем и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. То есть, иными словами, военнослужащие с помощью своего голоса выбирают лицо, от которого зависит дальнейшая судьба нашей страны. Именно поэтому важно сформировать наиболее приемлемый механизм голосования для таких лиц, с учётом участия их в СВО.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Поросков, Н. Избирательные права военнослужащих. // Армейский сборник. — 01.08.2023. — № 8. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/505802/ (дата обращения: 15.08.2024).

1 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // «Собрание законодательства РФ». — 2002. — № 24. — ст. 2253.

2 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 26.02.2024) // «Собрание законодательства РФ». — 1998. — № 22. — ст. 2331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.