Научная статья на тему 'Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации'

Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / EXTREMISM / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CRIME PREVENTION / WORK WITH YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маринкин Денис Николаевич, Бирюкова Яна Николаевна

Современное правовое государство в построении гражданского общества создает механизмы защиты и противодействия наиболее опасным деяниям, в частности «экстремизму». Практика уголовного и административного процессов свидетельствует о множестве проблем содержания норм законодательного определения запрещенных под термином «экстремизм» видов деятельности, осведомленности граждан о признании определенной организации или литературы экстремистской и т. п. В связи с этим возникает необходимость обсуждения данных вопросов с предложением рекомендаций образовательным организациям и педагогам, как профилактировать появление и развитие экстремистской активности в сознании обучающихся и их действиях (как в процессе обучения, так в семье, обществе и государстве в целом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF STANDARD LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO DISTRIBUTION OF IDEOLOGY OF EXTREMISM IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The modern constitutional state in creation of civil society creates mechanisms of protection and counteraction to the most dangerous acts, in particular to «extremism». Practice of criminal and administrative processes awarenesses of citizens on recognition of a certain organization or literature extremist, etc. testify to a set of problems of content of norms of legislative definition of the kinds of activity forbidden under the term «extremism». In this connection there is a need of discussion of the matters with the offer of recommendations to the educational organizations and teachers how to prevent emergence and development of extremist activity in consciousness of students and their actions both in the course of training, and in life, at home, in family, society and the state in general.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации»

УДК 343

Денис Николаевич Маринкин

кандидат юридических наук, доцент кафедры ПДиМПП факультета ПиСПО

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: mdn444@yandex.ru

Яна Николаевна Бирюкова

магистрант кафедры ПДиМПП факультета ПиСПО

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: jana.biryukova@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Denis N. Marinkin

PhD in Law, associate professor of Legal disciplines and technique of teaching right

of faculty of PISPO Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Siberian str., 24, (342)238-64-64, e-mail: mdn444@yandex.ru

Yana N. Biryukova

undergraduate of department offaculty of PISPO Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Siberian str., 24, (342)238-64-64, e-mail: mdn444@yandex.ru

CURRENT PROBLEMS OF STANDARD LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION TO DISTRIBUTION OF IDEOLOGY OF EXTREMISM IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE

RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Современное правовое государство в построении гражданского общества создает механизмы защиты и противодействия

© Маринкин Д.Н., Бирюкова Я.Н., 2018

наиболее опасным деяниям, в частности «экстремизму». Практика уголовного и административного процессов свидетельствует о множестве проблем содержания норм законодательного определения запрещенных под термином «экстремизм» видов деятельности, осведомленности граждан о признании определенной организации или литературы экстремистской и т. п. В связи с этим возникает необходимость обсуждения данных вопросов с предложением рекомендаций образовательным организациям и педагогам, как профилактировать появление и развитие экстремистской активности в сознании обучающихся и их действиях (как в процессе обучения, так в семье, обществе и государстве в целом).

Ключевые слова: экстремизм, образовательная организация, профилактика преступности, работа с молодежью.

Abstract. The modern constitutional state in creation of civil society creates mechanisms of protection and counteraction to the most dangerous acts, in particular to «extremism». Practice of criminal and administrative processes awarenesses of citizens on recognition of a certain organization or literature extremist, etc. testify to a set of problems of content of norms of legislative definition of the kinds of activity forbidden under the term «extremism». In this connection there is a need of discussion of the matters with the offer of recommendations to the educational organizations and teachers how to prevent emergence and development of extremist activity in consciousness of students and their actions both in the course of training, and in life, at home, in family, society and the state in general.

Key words: extremism, educational organization, crime prevention, work with

youth.

Современному правовому обществу свойственны различные проявления поведения субъектов общественных отношений. Действующее российское законодательство ряд общественно опасных деяний запрещает, карая юридической ответственностью лиц, их совершающих.

Одним из актуальных, особо острых вопросов проявления крайних взглядов волевого поведения является «экстремизм», к сожалению, свойственный и обучающимся в образовательных организациях. Данные проблемы вынуждают проводить детальные исследования таких поступков, их причин и правовыми или в рамках существующих правовых механизмов способами противодействовать распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях в Российской Федерации при работе с молодежью.

Следует отметить, что согласно энциклопедическим словарям, под экстремизмом понимают приверженность крайним взглядам и мерам, особенно в политике [13].

Специалисты сегодня выделяют несколько форм (видов) экстремизма: националистический, экологический, бытовой, религиозный, экономический и политический. Основные проблемы в современном обществе возникают от проявлений политического и религиозного экстремизма, часто сопряженных с терроризмом.

Ввиду высокой опасности негативных процессов экстремистской активности в Российской Федерации вопросы профилактики и предупреждения экстремизма приобрели важное государственное значение.

В последние 15 лет был принят ряд нормативно-правовых актов для нейтрализации таких правонарушений [1; 4; 5; 6; 8], ужесточены санкции за такие деяния (ст. 280, 282, 282.1 УК РФ [3]; ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ [2]), скоординирована работа правоохранительных органов [7] и даны рекомендации судам [9], гражданам, общественным объединениям и организациям о механизмах и тактике борьбы с экстремизмом и сопутствующим ему терроризмом.

Вопросами исследований проблем экстремизма занимаются многие ученые юристы [10; 11; 12; 15], психологи, педагоги. Однако, как показывает статистика правонарушений данной сферы, их количество не сокращается, более того, в ряде регионов России в последние годы растет.

Подчеркнем, что количество, например, зарегистрированных преступлений данной направленности и привлекаемых к уголовной ответственности за них лиц в последние годы выглядит следующим образом (см. табл.).

Таблица

Данные о преступлениях экстремистской направленности в России [14]

Период Зарегистрировано преступлений Выявлено лиц, совершивших преступления Направлено в суд уголовных дел Не раскрыто преступлений

Январь-сентябрь 2017 года 1189 732 822 132

Январь-декабрь 2016 года 1450 934 993 161

Январь-декабрь 2015 года 1329 931 887 815

Особое значение для решения данных проблем в настоящее время приобретает моральное и правовое воспитание граждан в семье и общественных институтах. Однако то, какие следует давать знания, в каком объеме, в какой форме, часто остается второстепенным или не обсуждается.

В то же время практика уголовного и административного процессов свидетельствует о множестве проблем содержания норм законодательного определения, запрещенных под термином «экстремизм» видов деятельности, осведомленности граждан о признании определенной организации или литературы экстремистской и т. п. В связи с этим возникает необходимость обсуждения данных вопросов и с предложения методических рекомендаций образовательным организациям и педагогам, как профилактировать появление и развитие экстремистской активности в сознании обучающихся и их действиях (как в процессе обучения, так и в семье, обществе и государстве в целом).

В большинстве случаев проявления экстремизма могут быть связаны с такими проблемами, как сторонние ценности и мораль в сознании человека (навязанные или данные как выход из трудной ситуации, в которой человек оказался один).

Часто в образовательной организации помощь может оказать педагог, социальный педагог и (или) классный руководитель, совместно со специалистом либо сам вникнув в проблемы обучающегося. То есть следует наладить диалог с учениками, выводя их на получение знаний о запрещенных действиях, организациях, экстремистских материалах в рамках истинного содержания правовых норм.

Следует также активизировать и профилактику девиантного поведения, которое впоследствии может перерасти в экстремизм, часто в виде дискриминаций, мнений о нормах религии из неофициальных искаженных источников через социальные сети (группы, сообщества) вместо истинных культурных ценностей.

Считаем важным также обращать внимание на среду и круг общения выявляемых потенциальных правонарушителей, объективно оценивая возможности педагога (классного руководителя, социального педагога) воздействовать на поведение учеников во внеучебное время в семье, в Интернете и «на улице» (не перекладывая на него функции ПДН полиции, КДНиЗП и органов опеки и попечительства).

Важно знать, что экстремизм как акт поведенческий может быть и в виде агрессивного, нетолерантного отношения к сторонним, чуждым (по мнению субъекта данного деяния: «свой - чужой»; мифологическое мировоззрение) лицам, проявляясь в разных действиях, выявлять и пресекать которые проблематично ввиду их конструкций в зависимости от особенностей личности правонарушителя (возраст, пол, интеллектуальные и физические особенности и др.). В связи с этим следует повышать общую культуру, правосознание и расширять объем знаний обучающихся в образовательной организации, особенно несовершеннолетних, поясняя им имеющиеся нормы морали и права примерами возможного, должного и целесообразного поведения.

Поэтому возникает необходимость в специально обученных этому педагогах с новыми подходами в обучении как связующем звене информации и интересующегося ею обучающегося, например, по схемам: педагог - ученик -семья; педагог - ученик - друзья ученика и др.

В последние годы практика расследования преступлений несовершеннолетних выявляет особенность группового характера преступных деяний, где субъективное поведение часто зависит от общегруппового воздействия или подавлено им: «братство», «как все, так и я», «слабо» - эти и другие мотивы влекут за собой действия, совершаемые без размышления об их противоправности, по невежеству, безграмотности, с ожиданием положительной оценки в Интернете, «хайпе» и т. д.

Следует отметить, что несовершеннолетние вовлекаются в экстремистские группы, уходя от бытовых проблем, сложности личных вопросов, невостребованности себя в обществе, проблем в трудовых, имущественных и других отношениях. Указанное требует выявления таких негативных социальных факторов и их профилактики вовлечением в трудовую активность (стимулируя оплатой, поощрением в обучении), интересными видами деятельности (секции, кружки, игры), работой с психологами.

Одной из проблем выявляемой экстремистской противоправной активности является юридический язык в законодательстве о запрещенных способах действий, недоступный большинству граждан. Решение видим в разъяснении представителями правоохранительных органов (помощники прокуроров районов, сотрудники полиции) гражданам содержания правовых норм и смысла законов о противодействии экстремистской деятельности (встречи с педагогами в образовательных организациях, с родителями и законными представителями обучающихся на собраниях и т. д.). Основная цель таких мероприятий заключается в доведении информации до граждан о имеющихся нормах права и их содержании, с примерами возможного их поведения и последствиях нарушения запретов, воспитывая, а не карая.

Следует помнить, что к юридической ответственности привлекается личность (лицо) с имеющимися мировоззрением, установками, отношением к вещам и их природе. Его поведение во многом зависит от общества, окружающих его людей. Личная ответственность не должна перекладываться на общество, но общество в лице его институтов и подготовленных специалистов должно обучить человека, разъяснив ему универсальными формами и методами правовой инструментарий профилактики экстремизма и борьбы с ним.

Список литературы

1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14 июня 2001 года. Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017). Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

5. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753. Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 года № 804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей». Электронный ресурс. Режим доступа: // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности». Электронный ресурс. Режим доступа: // https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14274 (дата обращения: 02.12.2017).

8. Приказ Министерства юстиции РФ от 11 декабря 2015 года № 289 «О порядке ведения федерального списка экстремистских материалов» // https://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.12.2017).

9. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Электронный ресурс. Режим доступа: // https://ппвс.рф (дата обращения: 02.12.2017).

10. Андриянов В.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму // Всероссийский криминологический журнал. 2017. - Т. 11, № 1. -С. 32-42.

11. Водъко Н.П., Воронцова С.В. Противодействие экстремистской и террористической деятельности в Российской Федерации: учеб. пособие. -М.: МГЭУ, 2017. - 80 с.

12. Мусаева Г.М. Актуальные проблемы молодежного экстремизма и терроризма // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2017. Том. 32. Вып. 1. С. 63-69.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. -10-е изд., стер. - М.: Сов. энцикл., 1973. - 846 с. - С. 277.

14. Преступления экстремистской направленности Электронный ресурс. Режим доступа: // https://crimestat.ru (дата обращения: 02.12.2017).

15. Шляхтин Е.П., Степаненко Р.Ф. Противодействие деятельности экстремистских организаций и сообществ: актуальные проблемы теории и практики // Вестник Казанского юридического института МВД России. № 2(28). - 2017. - С. 100-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.