• ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА •
М.Н. Кобзарь-Фролова,
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук
M.N. Kobzar-Frolova,
Doctor of Law, Professor, Chief Scientist of the Administrative Law and Administrative Process Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences [email protected]
I
I §
OQ
I
§ С
I 8 OQ
I
12
о
«V о «V
cv
А.Ю. Соколов,
доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
DOI:
A.Yu. Sokolov,
Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Аннотация: 17 февраля 2023 г. в федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Институт государства и права Российской академии наук» в память о видном ученом-административисте Борисе Михайловиче Лазареве (1930-1995) была проведена Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса» («Лазаревские чтения - 2023»). Проводить научные мероприятия в честь Б.М. Лазарева стало хорошей традицией сектора административного права и административного процесса. С каждым годом темы, поднимаемые организаторами конференции, вызывают все больший интерес у ее участников, количество которых ежегодно растет. В резолюции конференции отмечается, что поднимаемые участниками вопросы во многом имеют прикладное значение, это убедительно демонстрирует неразрывную связь науки и практики.
Ключевые слова: административное право и административный процесс, взаимодействие конституционного и административного права, нормы, контроль, исполнительная власть, государственное управление.
ACTUAL PROBLEMS OF THE SCIENCE OF ADMINISTRATIVE LAW AND ADMINISTRATIVE PROCESS: PRESENT AND FUTURE
Abstract: on February 17, 2023, an international .scientific and practical conference «Actual problems of the Science of Administrative Law and Administrative Process»
(«Lazarev Readings - 2023») was held at the Federal State Budgetary Institution of Science, the Institute of State andLaw of the Russian Academy of Sciences, in memory of a prominent administrative scientist Boris Mikhailovich Lazarev (1930-1995). It has become a good tradition ofthe sector ofadministrative law and administrative process to hold scientific events in honor of B.M. Lazarev. Every year, the topics raised by the organizers of the conference arouse more and more interest of its participants, whose number is growing from year to year. The resolution of the conference notes that the issues raised by the participants are largely of applied importance, this convincingly demonstrates the inextricable link between science and practice.
Keywords: administrative law and administrative process, interaction of constitutional and administrative law, norms, control, executive power, public administration.
17 февраля 2023 г. в федеральном государственном бюджетном учреждении науки (ФГБУН) «Институт государства и права Российской академии наук» (далее - Институт) в очередной раз с успехом прошла ставшая для Института традиционной Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса» («Лазаревские s У чтения - 2023») (далее - конференция, мероприятие), посвящен- 5 | ная памяти видного ученого-административиста заслуженного де- | g ятеля науки РСФСР, долгое время руководившего в Институте сек- g .g тором административного права, Бориса Михайловича Лазарева | g» (1930-1995). Научное наследие Б.М. Лазарева, его работы, актуаль- sj g ные и в наше время, послужили основой для многих современных g g научных исследований. -g |
Всю свою активную сознательную жизнь Б.М. Лазарев посвятил § M Институту государства и права и науке административного права и ад- | | министративного процесса. В Институте он прошел путь от младшего | g научного сотрудника (1960) до заведующего сектором. По его инициати- f 5 ве сектор стал носить название сектора административного права (1977), * j к созданию которого он приложил личные усилия. Коллегами и сорат- У а никами Б. М. Лазарева по Институту в разное время были лучшие нистративисты: И.Л. Бачило, Г. А. Дорохова, А.Е. Лунев, В.И. Ремнев, Ю.А. Розенбаум, М.И. Пискотин, Н.Г. Салищева, Л.А. Сергиенко, 13 Н.Ю. Хаманева, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская и др. Многие из них . ^ защищали свои диссертации под руководством Б.М. Лазарева. . .
В 2023 г. на приглашение обсудить актуальные проблемы науки § §
к з
административного права и административного процесса на современ- § g
ном этапе откликнулись ученые со всех регионов России и из-за рубе- ю ^
жа. Всего было зарегистрировано более 160 участников, из них более g
трети - молодые ученые и специалисты и более десяти - участники g из стран Европы, Евразийского экономического союза, Азии и Африки.
Особо тепло участники конференции приветствовали ученых - представителей советской школы административистов: Б.В. Россинского, А.Б. Агапова, А.С. Дугенца, О.В. Зиборова, А. Ф. Ноздрачева, М. В. Костенникова, А. М. Кононова, А. В. Куракина, Н. И. Побежимову, А. С. Прудникова, А. И. Стахова, а также участников, прибывших (подключившихся онлайн) из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья: А.И. Каплунова (Санкт-Петербург), Н.Н. Дерюгу и А.Н. Дерюгу (Хабаровск), В.И. Кайнова (Санкт-Петербург), Л. Е. Калинину (Люберцы), К. В. Маслова (Омск), И. В. Мехееву (Н.Новгород), В.Е. Севрюгина (Тюмень), А. Ю. Соколова (Саратов), В. К. Ладутько (Республика Беларусь), А.С. Махмудову (Республика Азербайджан), Б.Х. Сайтходжаева (Республика Кыргызия), М.И. Абдурахманову и П.Л. Шарифзоду (Республика Таджикистан), К. Н. Дауталиева и В.Х. Сейтимову .а (Республика Казахстан) и др.
Институтом государства и права и сектором административного права и административного процесса в текущем 2023 г. была выбра-tt на цель мероприятия - обсуждение актуальных проблем, новейших § тенденций и перспектив развития науки административного права oq и административного процесса, формулирование научно обоснован-2 ных предложений о путях их возможного решения. Задачи данного научного мероприятия соответствовали цели: обсуждение наиболее — значимых проблем науки административного права и администра-g тивно-процессуального права в условиях новых конституционных jj реалий и вызовов современности, их осмысление с позиции акаде-§ мических традиций; определение направлений совершенствования ^ методологических основ науки административного права и административно-процессуального права; анализ современных форм о и методов деятельности исполнительных органов публичной власти; g подготовка предложений по совершенствованию административного С законодательства и правоприменительной практики.
Конференция была открыта первым заместителем директора 14 Института доктором юридических наук, профессором Еленой ^ Валерьевной Виноградовой, которая тепло поприветствовала CV участников научного мероприятия, сказала несколько добрых слов ® о научном наследии Б. М. Лазарева, значении его работ для развития ^ отечественной науки административного права, о последователях и учениках Б. М. Лазарева. В своем докладе Е. В. Виноградова подняла тему обеспечения безопасности личности, общества, государства, говорила о средствах и методах, применяемых исполнительными органами публичной власти для целей обеспечения безопасности лич-
ности, общества, государства. Особое внимание собравшихся вызвала та часть ее доклада, которая была посвящена перспективам развития административного права и административного законодательства.
В работе конференции принял участие заместитель директора Института по научной работе доктор юридических наук Сергей Владимирович Маликов.
Своими личными воспоминаниями о Б. М. Лазареве как ученом, администраторе, личности, его роли в науке административного права и административного процесса, значении его наследия делились С.В. Запольский, Н.И. Побежимова, Б.В. Россинский и другие участники.
Доклад о научном наследии Бориса Михайловича Лазарева и современных проблемах публичного администрирования был подготовлен заместителем директора Института проблем административно-правового регулирования Департамента публичного права НИУ ВШЭ (г. Москва) доктором юридических наук, доцентом Еленой Владимировной Овчаровой. Уместно отметить, что к подобным § 3 воспоминаниям и докладам всегда возникает всеобщий интерес при- 5 |
сутствующих, особенно молодых ученых. 5 |
0(0
Ведущии научный сотрудник сектора административного права -3 д
и административного процесса Института доктор юридических наук, 3
профессор Владимир Михайлович Редкоус обобщил в своем докладе § |
вопросы государственной службы, которые были отражены в трудах д 3 Б.М. Лазарева, и их влияние на становление системы государственной 1 0
службы РФ. 2 |
Неподдельный интерес участников конференции был обра- | |
щен к докладу профессора одного из ведущих юридических вузов | д
Москвы, представителя кафедры административного права и процесса 1 |
Московского государственного университета имени О.Е. Кутафина * §
(МГЮА), доктора юридических наук, профессора, заслуженного юри- У д ста РФ Бориса Вульфовича Россинского, который по просьбе низаторов данного научного мероприятия представил доклад на тему «Наука административного права и публично-правовые науки».
Тема современного состояния науки административного права ^ ^
и административного процесса и векторов развития данной науки 5 5
была продолжена в докладах главного научного сотрудника сектора § *
административного права и административного процесса Института § Ц
государства и права РАН доктора юридических наук, профессора, ю £
заслуженного юриста РФ Сергея Васильевича Запольского в до- ^
кладе «О социальной ценности административного права», в до- § кладе главного научного сотрудника сектора административного права
и административного процесса Института доктора юридических наук, профессора Маргариты Николаевны Кобзарь-Фроловой на тему «Влияние российской Конституции на формирование административных правоотношений», в докладе профессора кафедры административного и информационного права Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ кандидата юридических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ Нелли Ивановны Побежимовой на тему «Новые векторы развития науки административного права» и других участников.
В качестве особых гостей на мероприятии присутствовали и выступили с докладами заместитель Председателя Суда Евразийского экономического союза (г. Минск, Республика Беларусь) доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Константин Леонтьевич Чайка .а (доклад «Публичные правоотношения в рамках интеграционного объединения») и судья Суда Евразийского экономического союза ^ (г. Минск, Республика Беларусь) Александр Адамович Федорцов а (доклад на тему «Оперативность административных процедур как о5 один из аспектов эффективности противодействия европейской § санкционной политике»). Тематика проблем, освещенных в высту-2 плении К. Л. Чайки, вызвала широкую дискуссию. К. Л. Чайка выразил ^ уверенность в том, что развитие межгосударственных отношений — в XX в. привело к возникновению интеграционных объединений, § представляющих собой международные организации наднациональ-5 ного типа, создание которых сопровождалось передачей на их уровень § части суверенных полномочий государств-членов. Данный процесс ^ закономерно повлек включение в национальные конституции положений о праве государства участвовать в международных организациях о и при необходимости ограничивать свой суверенитет в интересах ^ такого участия. Среди государств - членов Евразийского экономист ческого союза соответствующие нормы закреплены в Конституциях
Российской Федерации и Республики Беларусь. 16 Отличительными чертами интеграционного объединения являют-^ ся: 1) наличие у него институциональной системы, близкой к той, что СЧ действует в государствах; 2) реализация институтами интеграционного ® объединения тех же функций, что ранее осуществлялись на внутриго-
сударственном уровне и входили в полномочия национальных органов власти; 3) конституционализация правопорядка интеграционного объединения, которая заключается в восприятии интеграционным судом отдельных функций национального конституционного суда, включая защиту прав человека и проверку соответствия всех актов
интеграционного объединения его учредительному договору; 4) формирование представительных органов, которые не состоят из национальных парламентариев, а избираются путем прямого голосования. Указанные процессы приводят к тому, что наднациональные органы представляют собой продолжение органов власти государств - членов интеграционного объединения, а в структуре интеграционного объединения формируются публично-правовые институты, соотносимые с органами власти государств-членов. Изложенное позволяет поставить вопрос о допустимости использования в отношении системы органов интеграционного объединения понятия «международно-государственное устройство».
Неизменно острые проблемы поднимает в своих выступлениях заведующий кафедрой административного права и процесса имени Н. Г. Салищевой Российского государственного университета правосудия (г. Москва) доктор юридических наук, профессор Александр Иванович Стахов. На данной конференции он представил доклад на тему «Судебное административно-процессуальное право s у России: понятие, система, источники». На основе комплексного | | анализа ст. 10, 18, 72, 118 и 126 Конституции РФ и отечественного | | административно-процессуального законодательства А. И. Стахов -3 g обосновывает вывод о возможности выделения судебного админи- 3 g стративно-процессуального права России в системе процессуального § g права РФ. В докладе им раскрыты особенности предмета, метода, си- g 5 стемы и источников административно-процессуального права России. f | В логической взаимосвязи А. И. Стахов разъяснил собравшимся суть § М таких специальных категорий, как «административное правосудие», | | «судебный административный процесс», «административное судо- | g производство», «судебное административное дело» и других, которые f 1
г ® ю
дают исчерпывающую характеристику судебного административно- * §
процессуального права России. У а
Живой интерес вызвал доклад профессора кафедры стративного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА) доктора юридических наук, профессора Андрея Борисовича 17
Агапова на тему «Публичное принуждение: гуманизация и аполо- . ^
гия». А. Б. Агапов поставил несколько вопросов и дал на них исчер- . .
пывающие ответы. 0 0
1. Меры административного пресечения в виде доставления,
административного задержания, личного досмотра, изъятия вещей, ю ?
ареста товаров, временного запрета деятельности (пп. 1-13 ч. 1 g
ст. 27.1 КоАП РФ) должны применяться ad hoc только в отношении S конкретного административного правонарушения, в совершении ко-
торого подозревается физическое лицо. Избирательное применение мер административного пресечения ad hoc, уже предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 27.1 (арест имущества), должно быть распространено и на вышеуказанные случаи.
2. Необходимо действенное подтверждение исключительности меры административного пресечения в виде административного задержания, что презюмируется ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. Эта мера административного пресечения, так же как и сопряженные с ней доставление и личный досмотр, а также мера административного пресечения в виде изъятия вещей должны применяться избирательно и только в отношении конкретных административных правонарушений, содержащихся в тексте КоАП РФ. Применение административного задержания допускается только при наличии явных признаков противоправного действия. „о 3. Требуется законодательная регламентация административных го процедур, сопряженных с применением мер административного пресечения в виде доставления, административного задержания, личного а досмотра, изъятия вещей, временного запрета деятельности, при этом § в тексте КоАП должны быть указаны все действия, влекущие за со-oq бой ограничения конституционных прав на свободу передвижения 2 и личную неприкосновенность. Кроме того, должны быть законодательно закреплены права лица, в отношении которого применяются — данные меры, а также все действия должностных лиц, связанные § с применением таких мер. В тексте КоАП должны быть юридически jj формализованы дефиниции этих мер административного пресечения. § 4. Целесообразна законодательная регламентация статуса лица, ^ подозреваемого в совершении административного правонарушения, с соответствующей юридической формализацией его прав в юрис-о дикционных действиях. Соответствующие мероприятия необходимы, g принимая во внимание тот факт, что все меры административного С пресечения, за исключением предусмотренных пп. 12-13 ч. 1 ст. 27.1
КоАП, применяются в отношении «подозреваемого». 18 5. Необходима действенная юридическая формализация исключи-^ тельности применения административного наказания в виде админи-cv стративного ареста, презюмируемого ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ. Это адми-® нистративное наказание должно применяться только при совершении административных правонарушений, влекущих за собой причинение выраженного имущественного ущерба, прежде всего мелкого хулиганства. Все административные наказания должны применяться в отношении конкретных административных правонарушений, указанных в соответствующих статьях разд. I КоАП РФ. Например, в соответствующем
предписании нового КоАП, определяющем статус административного ареста, должны быть указаны правонарушения, совершение которых влечет за собой применение этого наказания. Максимальный срок административного ареста не должен превышать десяти суток.
6. Требуется распространение сферы деятельности суда присяжных также и на юрисдикционную деятельность судов, и прежде всего на рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее обременительные наказания в виде административного штрафа в его предельных значениях и административного ареста, назначаемого на максимальные сроки, с последующим расширением сферы юрисдикционной деятельности суда присяжных и на иные обременительные наказания.
Весьма содержательным было выступление заместителя начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Москва) доктора юридических наук, профессора, заслуженного сотрудника органов внутренних дел РФ Михаила Валерьевича Костенникова, который осветил в своем до- § у кладе важную тематику предмета административной (полицейской) | | деятельности. Он ответил на вопросы участников научного мероприя- | | тия. Большой пласт проблем в части установления административной ■§ д ответственности был поднят профессором Департамента междуна- 3 Ц родного и публичного права ФГБОУ «Финансовый университет при § | Правительстве Российской Федерации» (г. Москва) доктором юриди- д 3 ческих наук, профессором Алексеем Валентиновичем Куракиным. 1 0
В докладе главного научного сотрудника НИЦ Академии управле- 2 | ния МВД России доктора юридических наук, профессора, заслуженного | | юриста РФ Анатолия Михайловича Кононова на тему «Актуальные Ц д вопросы административно-правового регулирования привлечения 1 5 граждан и общественных объединений правоохранительной на- * § правленности к охране общественного порядка в условиях военного У а положения» рассматривались проблемы повышения роли населения 1 § в обеспечении специального административного режима - военного положения. Отмечалось, что одной из первоочередных задач на тер- 19 риториях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской 5 ^ и Херсонской областей, где Указом Президента РФ от 19 октября 5 5 2022 г. N° 756 введено военное положение, является усиление охраны § § общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. § Ц Решение этой задачи возлагается прежде всего на федеральные 3 £ органы исполнительной власти: МВД России, Росгвардию. Вместе ^ с тем реализация комплекса мер, направленных на усиление охраны § общественного порядка в условиях военного положения, требует уве-
личения сил и средств органов, обеспечивающих решение данной задачи, задействования необходимых резервов. Законодательство предусматривает возможность привлечения в таких целях Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. В этих условиях важную роль может и должно сыграть население, члены добровольных народных дружин и иных общественных объединений правоохранительной направленности, созданных и действующих на территории, где введено военное положение. Однако действующая редакция Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N° 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», по мнению А.М. Кононова, не наделяет народных дружинников правом применения каких-либо мер административного принуждения, чем лишает их практической возможности самостоятельного участия в охране общественного порядка в условиях военного положения, изобилующих высокими „о рисками и угрозами для самих дружинников. В этой связи докладчик го предлагает дополнить Федеральный закон № 44-ФЗ статьей, в которой необходимо закрепить норму о том, что народные дружинники при а участии в охране общественного порядка на территории, в которой § введено военное положение, имеют право применять меры админи-§ стративного принуждения: проверять документы у граждан и води-2 телей транспортных средств; досматривать граждан и транспортные ^ средства; пресекать правонарушения; доставлять правонарушителей — в органы внутренних дел (полицию); изымать орудия совершения § правонарушения и предметы, исключенные из гражданского оборота, 5 а также предметы, угрожающие безопасности народных дружинников; § в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные С
I
средства для оказания помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений, доставления в органы внутренних <5 дел (полицию) задержанных. Необходимо также предусмотреть по-^ ложение, в соответствии с которым при несении службы по охране С общественного порядка в условиях военного времени в целях обеспечения личной безопасности народные дружинники могут наделяться 20 правом применять физическую силу, специальные средства и оружие ^ самообороны. Наделение народных дружинников правом применять СЧ подобные меры принуждения позволит усилить их роль в охране ® общественного порядка и обеспечении общественной безопасности ^ на территории, где введено военное положение. Ввиду изложенного представляются актуальными разработка и принятие федерального закона «О народном ополчении (милиции) в Российской Федерации», в котором целесообразно закрепить такую дефиницию: народное ополчение (милиция) - это специальное военизированное граждан-
ское формирование, создаваемое на добровольной основе на территории, в которой введено военное положение, в целях осуществления содействия Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям, органам внутренних дел (полиции), Росгвардии и иным правоохранительным органам в обеспечении режима военного положения. Принятие указанного закона создаст правовую основу народного ополчения в современной России и позволит легитимизировать уже фактически созданные и успешно действующие с весны 2014 г. на территории ДНР и ЛНР формирования народной милиции.
Проблемы привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за длящиеся правонарушения были поставлены и рассмотрены профессором кафедры конституционного и муниципального права, профессором кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Москва) доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ Анатолием Семеновичем Прудниковым.
Неподдельный интерес вызвал доклад главного научного со- § у
трудника Центра изучения проблем управления и организации ис- 1 |
полнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ | |
0(0
ФСИН России (г. Москва) доктора юридических наук, профессора, ■§ д
заслуженного юриста РФ Александра Сергеевича Дугенца на тему 3 |
«Актуальные проблемы реализации административно-правовых § |
отношений в сфере уголовно-исполнительной системы Российской д §
Федерации». Благодаря большому опыту публичных выступлений 1 (
А.С. Дугенец сумел в своем докладе проанализировать и обобщить 2 £
проблемы, поставленные отдельными докладчиками, и дал ответы 0 |
на вопросы, обращенные непосредственно к нему. | д
В рамках конференции рассматривались самые разнообразные во- 1 Ц
просы. Так, доцент кафедры административного и финансового права * §
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» кандидат юридических У а наук, доцент Лариса Евгеньевна Калинина
на тему «Продовольственная безопасность: между публичным
и частным правом». Докладчик осветила современные тенденции 21
развития продовольственного законодательства, где формируется два 5 ^
массива правовых норм: публичный - на уровне международного 5 5
и государственного законодательства, и частный - на уровне правил, § *
создаваемых между организациями, охватывающих субъектов от- § д
ношений внутри государства и в других государствах. Выработка 3 £
правил на уровне транснациональных юридических лиц может как ^
создать дополнительные условия для повышения продовольственной § безопасности, так и ограничить конкуренцию на рынке продоволь-
ствия. Поставленные в докладе проблемы привели к выводу о том, что выбор государственной политики в области продовольствия должен основываться на понимании того, какие интересы и цели предполагаются, как будут реализовываться те или иные механизмы. В российском законодательстве, направленном на обеспечение продовольственной безопасности, необходимо отражать общие мировые тенденции с учетом внутренних реалий.
Большое внимание у участников вызвали доклады: директора Саратовского филиала ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» (г. Саратов) доктора юридических наук, профессора А.Ю. Соколова («О применении цифровых технологий в производстве по делам об административных правонарушениях»); ведущего научного сотрудника сектора административного права и административного процесса Института доктора юридических .а наук, профессора А.А. Гришковца («Продвижение гражданского го служащего по службе на основе "системы заслуг"»); ведущего научного сотрудника сектора административного права и администра-№ тивного процесса Института доктора юридических наук, доцента о5 Е.Л. Васяниной («Правовые вопросы управления денежной эмис-oq сией»); ведущего научного сотрудника сектора административного 2 права и административного процесса Института доктора юридиче-s ских наук, доцента Л.Н. Сморчковой («Административное право — в системе публично-правовых наук»); ведущего научного сотрудника § сектора административного права и административного процесса 5 Института доктора юридических наук, доцента Т.В. Щукиной § («Правовое регулирование системы управления научно-технологи-^ ческим суверенитетом Российской Федерации»); старшего научного сотрудника сектора административного права и административ-
ÖQ
о ного процесса Института кандидата юридических наук, доцента g С.А. Агамагомедовой («Международное и интеграционное адми-С нистративное право: проблема соотношения»); старшего научного сотрудника сектора административного права и административ-22 ного процесса Института кандидата юридических наук, доцента ^ И. В. Глазуновой («Административно-правовые полномочия органов CV власти: возможности делегирования»); научного сотрудника сектора ® административного права и административного процесса Института кандидата юридических наук Н.Г. Андриановой («Особенности и современное состояние административной ответственности за правонарушения в валютной сфере») и др.
Присутствующим на научном мероприятии молодым ученым, аспирантам и соискателям ученой степени также была предоставлена
возможность представить свои доклады, осветить тематику изучаемых в диссертациях проблем и ответить на поставленные вопросы. С докладами выступили аспиранты Института: Олег Игоревич Рубцов («Мероприятие как юридический феномен административного права»), Ирина Борисовна Зуева («Режим в морском порту как комплексно административно-правовой режим»); Андрей Кириллович Дубень («Актуальные проблемы административной ответственности в сфере обеспечения информационной безопасности»), соискатель Института Исаев Александр Алексеевич («Теоретические подходы к определению контроля в деятельности федеральных органов исполнительной власти») и др.
Учитывая разнообразие вопросов, которые поднимали в своих докладах участники, а также тематику возникающих дискуссий, модератором конференции и.о. заведующего сектором административного права и административного процесса, главным научным сотрудником Института доктором юридических наук, профессором М. Н. Кобзарь-Фроловой предложено участникам научного мероприятия собраться § у в стенах Института государства и права РАН в октябре текущего года г | для открытия дискуссии о предмете науки административного права. 0 I Собравшиеся поддержали эту инициативу. ■§ д
Завершилось научное мероприятие принятием резолюции 3 Ц Международной научно-практической конференция «Актуальные § | проблемы науки административного права и административного д § процесса» («Лазаревские чтения - 2023»). В ней отмечается бес- 1 ( прецедентно высокий уровень организации и проведения данного 2 || научного мероприятия, творческий и продуктивный характер научной 0 |
дискуссии по актуальным проблемам науки административного права | д
р §
и административного процесса, подмечено во многом прикладное 1 |
3
значение мероприятия, которое убедительно демонстрирует нераз- * §
рывную связь науки и практики. Участники выразили намерение 3 а
продолжить изучение научного наследия заслуженного деятеля науки 1 § РСФСР, доктора юридических наук Бориса Михайловича Лазарева,
способствовать широкой популяризации его идей. Участники кон- 23
ференции, кроме того, выразили готовность в рамках круглого стола 5 ^
в октябре 2023 г. в Институте государства и права РАН принять участие 5 5
в дискуссии по вопросу о предмете науки административного права. § §
Наиболее актуальные доклады участников Международной науч- § д
но-практической конференция «Актуальные проблемы науки адми- 3 £
нистративного права и административного процесса» («Лазаревские ^
чтения - 2023») и результаты научных исследований будут опублико- § ваны в одноименном сборнике научных трудов конференции.