Научная статья на тему 'Актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха'

Актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТИВИЗАЦИЯ / ЯКУТСКИЙ ОКРУГ / ГРАМОТА / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ОЛОНХО / КООПЕРАТОР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTIVATING / YAKUT DISTRICT / CHARTER / COLLECTIVIZATION / OLONKHO / COOPERATOR / ECONOMIC INDEPENDENCE / THINKER / SPIRITUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адамова Л. К., Винокуров Е. Г.

В статье впервые рассматриваются актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха, которые в свое время в широком философском ключе были раскрыты в Послании «Якутской интеллигенции» основоположником художественной литературы народа саха, поэтом-классиком, гуманистомпросветителем, идеологом первого поколения национальной интеллигенции, мыслителем Алексеем Елисеевичем Кулаковским, в трактате «Великий столетний план» видным государственным, политическим деятелем, основоположником современной литературы народа саха, писателем-классиком, ученым-лингвистом, философом Платоном Алексеевичем Ойунским и в Концепции «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» Первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current problems of the Sakha people at the turn of the era

This article presents a novel discussion of current problems of the Sakha people at the turn of the eras. These problems were, at one time, addressed in a wide philosophical way in Message to the «Yakut intellectuals» by Alexey Eliseevich Kulakovsky the father of the Sakha people’s literature, a classical poet, humanist and educator, ideologist of the first generation of national intelligentsia, and a thinker; in the treatise «The Great Centennial Plan» by Platon Alekseevich Oyunsky a prominent state and political figure, the father of modern literature of the Sakha people, a writer and classics scholar, a linguist and a philosopher; and in the conception of «The Sakha Republic: A Strategy of Development in the first quarter of the XXI century» by Mikhail Efimovich Nikolaev First President of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха»

УДК 02.41 DOI: 10.34130/2223-1277-2019-3-201-208

л. К. Адамова, Е. Г. винокуров

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта,

Чурапча

актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха

В статье впервые рассматриваются актуальные проблемы на рубеже эпох у народа саха, которые в свое время в широком философском ключе были раскрыты в Послании «Якутской интеллигенции» основоположником художественной литературы народа саха, поэтом-классиком, гуманистом-просветителем, идеологом первого поколения национальной интеллигенции, мыслителем Алексеем Елисеевичем Кулаковским, в трактате «Великий столетний план» видным государственным, политическим деятелем, основоположником современной литературы народа саха, писателем-классиком, ученым-лингвистом, философом Платоном Алексеевичем Ойунским и в Концепции «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» Первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым.

Ключевые слова: культивизация, Якутский округ, грамота, коллективизация, олонхо, кооператор, экономическая самостоятельность, мыслитель, духовный потенциал.

L. K. Adamova, E. G. Vinokurov

Churapchinsky State Institute of physical culture and sport, Churapcha

Current problems of the Sakha people at the turn of the era

This article presents a novel discussion of current problems of the Sakha people at the turn of the eras. These problems were, at one time, addressed in a wide philosophical way in Message to the «Yakut intellectuals» by Alexey Eliseevich Kulakovsky — the father of the Sakha people's literature, a classical poet, humanist and educator, ideologist of the first generation of national intelligentsia, and a

© Адамова Л. К., Винокуров Е. Г., 2019

thinker; in the treatise «The Great Centennial Plan» by Platon Alekseevich Oyunsky a prominent state and political figure, the father of modern literature of the Sakha people, a writer and classics scholar, a linguist and a philosopher; and in the conception of «The Sakha Republic: A Strategy of Development in the first quarter of the XXI century» by Mikhail Efimovich Nikolaev First President of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: cultivating, Yakut district, charter, collectivization, Olonkho, coop-erator, economic independence, thinker, spiritual potential.

В начале ХХ века многие народы и народности, находясь в составе Российского государства, не имели своих национально-государственных образований. Их история развивалась в едином всероссийском историческом пространстве. Однако эти народы сохранили язык, культуру, традиционный уклад жизни, этнические и исторические особенности.

По мнению доктора философских наук, профессора А. Е. Мор-динова, «якуты...открыли огромную, необозримую территорию Севера и первыми начали освоение его бесчисленных богатств на благо всех народов Советского Союза и всего человечества. Они доказали, что нет на земле ни одной точки, где не могла бы процветать и развиваться человеческая жизнь и культура. Ими положено начало освоению Арктики и Северного Полюса. Все это не может не считаться величайшей заслугой нашего народа перед всем человечеством» [1, с. 65—66].

Как известно, события начала ХХ века стали толчком для социально-экономического развития Якутии, для убыстрения общественно-экономических процессов, тем самым способствуя пробуждению национального самосознания народов.

Именно в этот период сформировалось первое поколение якутской национальной интеллигенции, ставшее генератором национальных идей и двигателем общественно-политического прогресса.

Актуальными проблемами в тот исторический период для народа были просвещение, активная борьба за введение земского самоуправления в Якутии, отстаивание прав коренного народа на образование, медицинское обслуживание, самостоятельный труд и т. п. Первая русская революция 1905—1907 гг. послужила толч-

ком к развитию национально-демократического движения народа саха. Организующей силой стало Якутское сельскохозяйственное общество (ЯСХО], председателем которого был В. В. Никифоров — лидер якутской интеллигенции. Деятельность общества носила общественно-политическую направленность, велась активная работа за введение земского самоуправления. Результатом этой работы стал документ «Проект основных начал о земских учреждениях Якутской области», где были выдвинуты идеи обновления и модернизации края по всем социально-экономическим направлениям: совершенствование и развитие традиционных форм хозяйствования, разработка и использование минерально-сырьевых ресурсов края. Выдвинутые предложения были как философия поиска путей для решения всех проблем многострадального, бедствующего народа, его самобытного развития. Это была попытка организации управления коренным населением Якутии по образцу центральных губерний России, т. е. требование автономии Сибири. Проект был отвергнут, но, потерпев неудачу, В. В. Никифоров вступил в открытую оппозицию к существующему режиму и выбрал путь организованной борьбы за осуществление своих идей посредством создания политической организации, призванной возглавить национально-демократическое движение народа саха. В начале 1906 г. создана политическая организация «Союз якутов» со своим уставом и программой. Цель организации — прочное установление гражданских и экономических прав коренного населения края. В уставе организации были предельно точно и ясно прописаны задачи, способы их решения. Но вскоре по указанию МВД Российской империи Союз был расформирован, а его члены арестованы и осуждены.

Эти идеи все же были продолжены и проработаны в дальнейшем в материалах съезда якутов, проведенного в 1912 г. в связи с подготовкой к юбилею 300-летнего царствования Дома Романовых. Избранная депутация съезда отстаивала их перед министерствами и ведомствами.

Передовая часть якутской интеллигенции, будучи носительницей идей национального возрождения, всегда считала одной из первоочередных задач — просвещение народа.

Просветитель, поэт, философ А. Е. Кулаковский написал к съезду в 1912 г. письмо «Якутской интеллигенции». Он ставит в нем общечеловеческие, философские и социальные вопросы о судьбах народов, высказывает свои соображения относительно спасения народа саха от вымирания. И спасение он видит в сохранении самобытного уклада жизни, в сохранении и развитии национальной культуры и образования. Им раскрыты актуальные проблемы национальной экономики и пути их решения. Для этого он рассмотрел ряд вопросов: землепользование, земледелие, скотоводство, коневодство, рыболовство, развитие местной промышленности, предпринимательство, рыночные отношения и т. д. Исследователи профессор В. Н. Иванов и кандидат филологических наук, доцент Л. Р. Кулаковская отмечают: «И этот взгляд пронизан прагматической мыслью о преимуществах совместного проживания родного народа с русским народом в «борьбе за существование». Такова общественно-политическая, просто человеческая позиция А. Е. Кулаковского — выдающегося якутского мыслителя начала XX века. Она оказалась реалистичной, потому и верной» [2, с. 41].

Способ дальнейшего исторического развития народа А. Е. Кулаковский видит в «культивизации» народа, т. е. в «сознательной, культурной и законной борьбе за право существования своего народа посредством прогресса и культуры». По мнению профессора исторических наук Г. П. Башарина, это «приобщение к культуре, развития культуры, поднятие материальной и духовной культуры» [3, с. 5]. Таким образом, А. Е. Кулаковский выдвигает идеальную в методологическом плане изящную, логически четкую, эмоционально направленную модель. Он констатирует: «Единственным рациональным средством является наша культивизация и слияние с русскими — благо, что помесь с последними дает хорошие плоды» [4, с. 65].

Еще в 1926 г. выдающийся государственный и общественный деятель Якутской Республики, писатель-классик, основатель современной литературы, ученый-лингвист, философ Платон Алексеевич Ойунский подчеркивал, что «будущие исследователи-якутоведы особо отметят значение эпохи Кулаковского и еще они подтвердят, что

письменная литература и творческая мысль в Якутии зародилась в период деятельности Кулаковского» [5, с. 41].

Позднее идеи дальнейшего развития народа были глубоко затронуты в произведениях основоположника якутской советской литературы, писателя, ученого-филолога, общественного деятеля П. А. Ойунского. В философском трактате «Великий столетний план», опубликованном в журнале «Чолбон» в 1927 г., Платон Алексеевич как истинный провидец народа раскрыл пути развития в переломный период, точно указал даты, когда появятся каменные здания, полетят самолеты и повысится продолжительность жизни. Это произведение явилось своего рода дорожной картой развития республики в будущем, ориентиром духовного развития.

Например, герой трактата Исполнительный Трофим сообщает: «Трудно не только сражение на перемену жизни, трудна, очень трудна, оказывается, сама перемена этой жизни. Но когда класс одержит победу над другим классом, труд победившего класса спорится как быстрое течение бурной реки... через двадцать лет, в 1947 году, весь народ будет объединен в кооперации, потому ни одного частного лавочника, ни базарных мошенников, ни городских живодеров, торговых элементов днем с огнем не сыщите, ни метлой не нагребем, не увидим» [6, с. 47].

Далее автор трактата описывает: «Властвует клокочущий непролазный туман с едва промелькивающим в небе месяцем завьюженного холодными метелями набирающего жестокую морозную силу ноября, словно давшего смертную клятву не уходить отсюда больше уж никогда» [6, с. 45]. Платон Ойунский в этом словосочетании о «властвовании тумана. набирающего жестокую силу ноября» и о его «смертной клятве не уходить отсюда» напоминает, что «ноябрьская» сила — вспыхнувшая в стране политика военного коммунизма и «красного террора» — привела к кровопролитной Гражданской войне, разделившей ее на красных и белых. В год десятилетия Октябрьского переворота понятия «туман», «морозная сила», «жестокость», «смертная клятва» предсказывают, что сталинская власть, тоталитарный социализм пришли надолго и основательно.

Духовным и политическим лидером народа саха в современности является первый Президент Республики Саха (Якутия] Михаил Ефимович Николаев. Идеи обновления и обновление идей нового времени неразрывно связаны с его именем, с его деятельностью. Начиная с принятия Декларации о государственном суверенитете ЯАССР, принятия новой Конституции все его помыслы, все действия и деятельность были посвящены служению своему народу, повышению его благосостояния. В Концепции «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века», где отражены комплексные программы социально-экономического, политического, культурологического процветания, Михаил Николаев подчеркивает: «Наш народ многонациональный. У нас вся история отражает совместное мирное проживание в Якутии многих народов, и свое будущее мы все видим в этом единении, свое благополучие связываем с традиционной обстановкой мира, согласия и созидания... обладает всем необходимым для уверенного вхождения в цивилизованное мировое сообщество. Высокая образованность населения, сильный духовный потенциал в сочетании с производственной мощью и богатыми природными ресурсами являются фундаментом, на котором уже строится и будет построена новая Якутия» [7, с. 54].

Сегодня мы видим плоды реализации этого документа в жизнь: «укрепилась экономическая самостоятельность и одновременно заметно увеличился вклад республики в укрепление могущества и процветание России. Республика является обладателем крупнейших сырьевых и энергетических, валютных ресурсов, ведущим производителем ряда важнейших товаров как в России, так и во всем мире» [7, с. 55].

В Концепции подчеркивается: «Развитие системы образования в республике в первой четверти нового столетия предполагает, что образование станет определяющим фактором формирования духовно, интеллектуально и физически развитой личности, роста эффективности экономики и совершенствования правового демократического государства» [7, с. 84]. Республика вышла на качественно новый уровень жизни сельского населения, заметно повысилась мотивация населения к устойчивому развитию сель-

скохозяйственного производства. По всем направлениям социально-экономической жизни предусматриваются и поддерживаются инициативы и проекты по повышению благоустройства индивидуального жилищного строительства, подготовке и закреплению квалифицированных кадров, совершенствованию социальной инфраструктуры, размещению общественно значимых объектов с учетом демографического и производственного потенциала каждого сельского поселения.

В заключение надо отметить, что во всех затронутых выше трудах — в Послании «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского, в философском трактате «Великий столетний план» П. А. Ойунского и Концепции «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века» М. Е. Николаева — предусмотрены стадии перехода от старого канонического самосознания к новому философскому и разработаны идеи социально-экономического, культурного преобразования, обеспечивающие устойчивое развитие народа саха на рубеже веков.

Библиографический список

1. Мординов А. Е. Избранные труды. Якутск: Бичик, 2009. Т. 1.

2. Иванов В. Н., Кулаковская Л. Р. Послание «Якутской интеллигенции» А. Е. Кулаковского // Кулаковский А. Е. Якутской интеллигенции. Новосибирск: Наука, 2012.

3. Башарин Г. П. Исторические судьбы письма Кулаковского // Кулаковский А. Письмо якутской интеллигенции. Якутск, 1993.

4. Кулаковский А. Якутской интеллигенции. Новосибирск: Наука, 2012.

5. Ойунский П. А. Собрание сочинений: в 7 т. Якутск, 1962. Т. 7.

6. Ойунский П. А. Великий столетний план // На рубеже эпох. Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Полярная звезда». Якутск, 2016. № 3.

7. Николаев М. Е. Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века. Якутск, 2002. 141с.

References

1. Mordinov A. E. Izbrannye trudy. Yakutsk, Bichik. 2009, vol. 1.

2. Ivanov V. N., Kulakovskaya L. R. Poslanie «Yakutskoj intelligent» A. E. Kulakovskogo. Kulakovskij A. E. Yakutskoj intelligencii. Novosibirsk, Nauka, 2012.

3. Basharin G. P. Istoricheskie sud'by pis'ma Kulakovskogo. Kulakovskij A. Pis'mo yakutskoj intelligencii. Yakutsk, 1993.

4. Kulakovskij A. E. Yakutskoj intelligencii. Novosibirsk, Nauka, 2012.

5. Ojunskij P. A. Sobranie sochinenij. V 71. Yakutsk, 1962, vol. 7.

6. Ojunskij P. A. Velikij stoletnij plan. Na rubezhe epoh. Literaturno- hudozhestven-nyj i obshchestvenno-politicheskij zhurnal «Polyarnaya zvezda». Yakutsk, 2016, no. 3.

7. Nikolaev M. E. «Respublika Saha: strategiya razvitiya v pervoj chetverti XXI ve-ka». Yakutsk, 2002, 141 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.