Раздел третий о правах на действия лиц и раздел четвертый о наследстве. М., 2006. С. 266 - 267.
© Тумаева С.А., 2019
УДК 349.2
С.Ю. Эбулесов
студент 3 курса КрФ РГУП, г. Симферополь, РФ Е-mail: synaver00@mail.ru Научный руководитель: C.b. Попов доктор юридических наук, доцент КрФ РГУП,
г. Симферополь, РФ E-mail: psv_l@mail.ru
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОПЛАТЫ ТРУДА В РФ
Аннотация
Актуальность данной работы объясняется значимостью установления и регулирования минимального размера оплаты труда как рычага воздействия государства на оплату труда работников в РФ. Цель данного исследования - определить круг актуальных проблем МРОТ, а так же сделать выводы о его значимости.
Ключевые слова:
Минимальный размер оплаты труда, Трудовой кодекс, трудовое законодательство,
региональный МРОТ, государство.
Современная наука трудового права на сегодняшнем этапе развития российского общества и государства сталкивается с рядом серьезных проблем. Актуальной проблемой трудового права, по мнению ряда современных исследователей, является обеспечение достойного социально-экономического уровня жизни наемных работников. Это объясняется тем, что существует неопределенность относительно самого понятия «достойного уровня жизни» то есть оно является оценочным. Наиболее значимую роль в плане существующих социально-экономических проблем играет вопрос о порядке начисления и размере оплаты труда и механизмов ее регулирования. Самым значимым рычагом воздействия на оплату труда наемных работников в России на данный момент играет механизм повышения уровня реальной заработной платы. Зачастую именно заработная плата становится единственным источником дохода работника и членов его семьи. Именно совокупность представленных фактов характеризуют тему данной работы как актуальную и представляющую особый интерес.
Ст. 7 Конституции РФ закрепляет положение о том, что «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда». 15 [1] Это означает, что в главном НПА нашего государства закреплен МРОТ как одна из гарантий охраны труда и здоровья людей. Понятие «гарантированный» означает его установление на всей территории РФ
15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) {Консультант Плюс}.
~ 144 ~
минимальной суммы оплаты труда за месяц.
Статья 133 ТК РФ устанавливает, что «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения».16 [2] Данное положение свидетельствует о федеративном характере нашего государства и относит установление МРОТа к компетенции федерального законодательного органа, которые посредством принятия ФЗ реализуют положения Конституции РФ.
Современное российское государство проводит планомерную и взвешенную экономическую политику в отношении регулирования вопросов, связанных с оплатой труда. Это объясняется тем, что для государства важно соблюсти баланс интересов как работников, так и работодателей так как именно достижение баланса интересов способствует дальнейшему развитию экономики страны, постепенному социально-экономическому росту и в общем улучшению благосостояния работников и членов их семей. Эту политику государства можно назвать «гибкой», то есть учитывающей интересы всех сторон.
Исследователи в целом сходятся в определении государственного регулирования заработной платы и приводят схожие определения, а также обоснования. Так, например, Ю.А. Федосеева отмечает, что «Под государственным регулированием заработной платы следует понимать комплексный и целенаправленный процесс воздействия государства на базовые параметры заработной платы с целью обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы, экономически обоснованной дифференциации заработной платы по отраслям, территориям и профессиональным группам».17 [1, с. 187] Проанализировав данное положение можно прийти к выводу, что государственное регулирование преследует цели установления минимальных гарантий (социально-экономических) для работников.
Н.Д. Амаглобели отмечает, что «Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда».18 [2, с. 240] Это определение конкретизирует некоторые существенные положения. Так, например, указывается, что МРОТ является минимальным размером лишь в случае полной отработки нормы рабочего времени.
К базовым параметрам заработной платы относят: величину и структуру минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ), их соотношение между собой, со средней заработной платой в экономике; порядок и периодичность индексации заработной платы; необлагаемый минимум заработной платы. Данные базовые параметры призваны реализовать государственную политику в условиях современной нестабильной и развивающейся рыночной экономики России. Законодатель установил минимальный размер оплаты труда с целью обеспечить защиту работника от возможных злоупотреблений со стороны работодателей при определении цены труда, не допустить чрезмерную эксплуатацию, поддерживать покупательную способность населения, обеспечить экономической стабильности в государстве, гарантировать принцип равной оплаты за равный труд. Таким образом государство вмешивается в отношения между работниками и работодателями с целью защиты прав и интересов сторон, а в особенности традиционно более слабой стороны - работников. Современное российское государство реализует регулирование оплаты труда путем использования как финансовых инструментов, так и административного воздействия.
16 Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) {Консультант Плюс}.
17 Федосеева Юлия Александровна. Минимальный размер оплаты труда как основной инструмент государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2015. №1 (51). С. 187-190.
18 Амаглобели Н. Д. Трудовое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", "Социальная работа", "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент организации" / Амаглобели Н.Д., Герасимов А.В.; Под ред. Гасанов К.К., - 5-е изд., перераб. и доп - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 503 с.
Особенно представляющей интерес функцией МРОТ является поддержание покупательной способности населения. Это связано с тем, что РФ, как и большинство современных стран мира, является страной с интенсивно развивающейся рыночной экономикой и ей присуще различные экономические процессы как негативного, так и позитивного характера. Для рыночной экономики характерно наличие инфляции то есть ежегодно деньги теряют свою способность быть обмененными на набор товаров и услуг необходимых для нормальной жизни. Если, например, на 1 января 2018 года за 1000 условных денежных единиц работник мог приобрести 10 условных товаров, то спустя год, то есть 1 января 2019 он может приобрести лишь 9. Поэтому в условиях нестабильности рыночной экономики государство призвано обеспечивать поддержание покупательной способности населения путем увеличения уровня МРОТ(индексации). Ряд исследователей и экономистов по иному называют это «увеличением уровня реального содержания заработной платы». Данный вопрос получил свое закрепление в ТК РФ. Он устанавливает в ст. 134, что «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги».19 [1] Трудовое законодательство так же определяет, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения должны осуществлять индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Если бы в законодательстве не было бы предусмотрено возможности и механизма повышения реального содержания заработной платы (индексации) то установление МРОТа потеряло бы всякий смысл.
Федеративный характер российского государство наложил свой отпечаток и на трудовое законодательство регулирующее оплату труда. Так, например, ст. 133.1 ТК РФ указывает, что «В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации».20 [1] Кроме того необходимо отметить, что несмотря на федеративный характер российского государства в отношении субъектов РФ существует серьезное ограничение. Так, трудовое законодательство особо подчеркивает, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. То есть установлен приоритет федерального МРОТа.
Законодатель предусмотрел возможность изменения размера МРОТ в субъектах РФ лишь в сторону увеличения, что является дополнительной гарантией защиты. Исследователи, в целом, дают положительную оценку данному положению. Так, например, Ю.А. Федосеева отмечает, что «Относительно величины региональных МРОТов следует отметить, что они определялись, как правило, исходя из значения регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, а также с учётом уровня развития регионов».21 [2, с. 187] Законодатель предусмотрел эту возможность учитывая неравномерность развития различных субъектов РФ. Кроме того, это положение позволяло бы улучшить социально-экономические гарантии работников отдельных регионов страны. Это было предусмотрено для регионов с высоким уровнем развития хозяйствования, богатых природными ресурсами и исходя из других особенностей.
Ф.Г. Мышков замечает, что «Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации в порядке,
19 Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) {Консультант Плюс}.
20 Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) {Консультант Плюс}.
21 Федосеева Юлия Александровна. Минимальный размер оплаты труда как основной инструмент государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2015. №1 (51). С. 187-190.
~ 146 ~
установленном статьей 47 Трудового кодекса Российской Федерации».22 [2, с. 238]
В настоящий момент МРОТ, по мнению ряда исследователей, не играет серьезную роль в защите социально-экономических прав работников. Ю.А. Федосеева отмечает, что «МРОТ как инструмент государственного регулирования заработной платы не используется в должном виде: не решает проблем дифференциации заработной платы и защиты интересов наёмного работника».23 [2, с. 189] Главной проблемой является сам размер МРОТа на данный момент. Субъекты РФ в большинстве своем не пользуются предоставленными им правами по установлению более высокого размера минимальной заработной платы, что негативно влияет на степень защищенности социально-экономических прав работников.
Таким образом на наш взгляд, более рациональным для дальнейшего развития МРОТ как инструмента государственного регулирования размера оплаты труда является необходимость повышения МРОТ с темпами опережающими инфляцию в несколько раз. В сегодняшних реалиях российского государства МРОТ должен представлять собой инструмент расширенного воспроизводства рабочей силы, гарантирующий наёмному работнику и членам его семьи достойный уровень жизни. МРОТ следует определить как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд именно неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (максимальной продолжительностью до 40 час. в неделю) при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Кроме того, существует острая необходимость для установления региональных МРОТ в регионах которые по уровню своего социально-экономического развития сделать это потенциально могут.
Список использованной литературы:
1. Амаглобели Н. Д. Трудовое право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", "Социальная работа", "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент организации" / Амаглобели Н.Д., Герасимов А.В.; Под ред. Гасанов К.К., - 5-е изд., перераб. и доп -М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 503 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) {Консультант Плюс}.
3. Мышко Федор Георгиевич, Гасанов Карим Кадырович. Трудовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 551 с.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) {Консультант Плюс}.
5. Федосеева Юлия Александровна. Минимальный размер оплаты труда как основной инструмент государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2015. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/minimalnyy-razmer-oplaty-truda-kak-osnovnoy-instrument-gosudarstvennogo-reguHrovaniya-zarabotnoy-platy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.05.2019). С. 187-190.
© Эбулесов С.Ю., 2019
22 Мышко Федор Георгиевич, Гасанов Карим Кадырович. Трудовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 551 с.
23 Федосеева Юлия Александровна. Минимальный размер оплаты труда как основной инструмент государственного регулирования заработной платы в Российской Федерации // Известия ОГАУ. 2015. №1 (51). С. 187-190.
~ 147 ~