станет площадкой для демонстрации самых передовых достижений человечества в решении этих задач. Свои намерения стать участниками выставки уже выразили 75 государств и 14 международных организаций. Проекты, которые будут представлены на выставке, могут помочь Казахстану ускорить решение планов по переходу к «зеленой» экономике.
Рассматривая задачи низкоуглеродного развития, необходимо отметить пути снижения ПГ, которые намечены и внедряются в Казахстане. С января 2013 г. введена система квотирования и торговли выбросами парниковых газов. Законодательство РК запрещает природопользователям вести деятельность без получения квот на выбросы ПГ. В первую очередь это компании энергетической, нефтегазовой, горнометаллургической, химической отраслей, выбросы ПГ которых превышают эквивалент 20 тысяч тонн углекислого газа в год
Таким образом, внедрение новой энергетической модели в Республике Казахстан отвечает интересам экономики и потребителей энергии. В стране имеется огромный потенциал ВИЭ, который необходимо использовать для диверсификации производства энергии и снижения эмиссий ПГ в рамках выполнения обязательств по Киотскому Протоколу.
Литература
1. Стратегия Казахстан 2050. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://strategy2050.kz/ru. (дата обращения: 25.04.2016).
2. Сидорович В. Мировая энергетическая революция: Как возобновляемые источники энергии изменят наш мир. М.: Альпина Паблишер. 2015. С. 208.
Проблемы правового регулирования оплаты труда в России
Колесникова К. Д.
Колесникова Ксения Дмитриевна / Ко1езткоуа Кзетуа ОтИпеупа - магистр,
кафедра бухгалтерского учета, факультет экономики и финансов, Московская Сельскохозяйственная Академия им. К. А. Тимирязева, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются проблемы в сфере оплаты труда, которые требуют совершенствования трудового законодательства. Проанализированы меры, принимаемые законодателем по данной проблеме. Приведены статистические данные, подтверждающие наличие существующей проблемы в сфере оплаты труда. Ключевые слова: трудовое законодательство, оплата труда, МРОТ, прожиточный минимум, невыплата заработной платы, изменения в ТК РФ.
Важную роль в социально-трудовом развитии общества играют трудовые отношения, являясь важным элементом в обеспечении нормального функционирования и жизнедеятельности всего общества.
Личность, обладающая определенными способностями, имеющая особенности и мотивацию в реализации своего трудового потенциала, способствует или интенсивности, динамичности, или неустойчивости социально-трудового развития.
Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации установлены гарантии прав человека в сфере труда, остается множество нерешенных проблем, связанных с осуществлением и воплощением в жизнь трудового законодательства.
Именно оплата труда оказывает наибольшее влияние на продуктивную и эффективную реализацию трудового потенциала рабочей силы, являясь не только
важным, а иногда и единственным, основанием осуществления трудовой деятельности отдельным работником.
Оплата труда способствует проявлению интереса работника к осуществляемому им труду, к результатам его деятельности, что впоследствии ведет к демонстрации высоких трудовых показателей, а также к увеличению количества и усовершенствованию качества выполняемой работы [3].
Одной из самых значительных проблем в сфере оплаты труда является ее низкий уровень. Данная проблема, в основном, обусловлена неурегулированной политикой государства в вопросе установления минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.
С 1 января 2016 года величина МРОТ установлена в размере 6 204 руб. В свою очередь, размер прожиточного минимума для трудоспособного населения на сегодняшний день составляет 10 436 руб. (по данным на 4 квартал 2015 г.) [4].
Таким образом, минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума, что противоречит статье 133 ТК РФ.
Так, прожиточный минимум за II квартал 2015 года для трудоспособного населения равнялся 10 792 руб., а за IV квартал 2014 года — 8 885 руб. Тогда, как отмечалось выше, размер МРОТ на 2015 год составлял 5 965 руб., а на 2014 год — 5 554 руб. Таким образом, в 2014 году МРОТ составлял 63 % от прожиточного минимума, а в 2015-55 %.
Для решения данной проблемы депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, согласно которому предлагается увеличить МРОТ до размеров прожиточного минимума трудоспособного населения уже во 2 квартале 2016 г. [1].
Работа в данном направлении постепенно ведется. Правительство РФ уже одобрило законопроект о повышении МРОТ на 21 %, а именно до 7 500 руб. В 2016 г. планируется постепенно сравнять значения величины МРОТ и прожиточного минимума.
Согласно статье 421 ТК РФ: «Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом». Однако, федеральный закон, регулирующий данное положение, так и не был принят. Тем не менее, разница между МРОТ и величиной прожиточного минимума остается значительной.
Другой не менее значимой проблемой в сфере оплаты труда остается нарушение работодателями трудовых прав работников на своевременную оплату.
С целью обеспечения гарантий работникам на своевременное получение зарплаты в Госдуму 27 января 2016 года внесен законопроект, в соответствии с которым, предлагается: выделить в отдельный состав административных правонарушений частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику зарплаты, за повторное совершение которой предполагается взимать повышенный размер штрафов; ввести прогрессивную шкалу увеличения размера денежной компенсации за просрочку выплаты зарплаты; закрепить в ТК РФ срок обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора по невыплате заработной платы и других причитающихся ему выплат — в течение одного года со дня установленного срока выплаты зарплаты и установить возможность подачи исков о восстановлении трудовых прав в суд по месту жительства истца [2].
Также, в апреле 2016 г. в нижней палате Парламента был зарегистрирован законопроект о создании в России фонда для обеспечения выплаты работникам зарплаты в случаях прекращения деятельности работодателя, его неплатежеспособности и в иных предусмотренных законодательством случаях. Осуществлять управление фондом и выплачивать деньги работникам, пострадавшим от недобросовестности работодателя, будет специально созданная госкорпорация - Агентство по выплате заработной платы. В соответствии с
документом после того, как Агентство погасит долг по зарплате конкретного работодателя, к нему перейдет право требования, которое имели к работодателю работники. Таким образом, Агентство сможет потребовать от работодателя возмещения убытков в регрессном порядке. Все взысканные средства пойдут на пополнение гарантийного фонда зарплаты.
Выплаты за счет фонда будут производиться не только в случаях банкротства или ликвидации работодателя, но и в других ситуациях, когда работодатель оказался неплатежеспособным (например, просто задержал зарплату из-за временных финансовых трудностей) [5].
Существующие пути решения не являются исчерпывающими, совершенствование трудового законодательства необходимо осуществлять в зависимости от динамики развития государства и общества. Такое положение дел положительно отразится как на экономике Российской Федерации, так и на уровне жизни каждого гражданина.
Литература
1. Законопроект № 938131-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления МРОТ не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2015). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //base.consultant.ru/.
2. Законопроект № 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //base.consultant.ru/.
3. Остроухова В. В. Проблемы правового регулирования оплаты труда // Молодой ученый. 2016. № 6.6. С. 91-95.
4. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1291 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально -демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2015 г.» (ред. от 07.12.2015) // Российская газета. 2015. N 276.
5. [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система Гарант. Режим доступа: http//www. garant. ru.
Нормативно-правовое регулирование заработной платы
Мороз Н. А.
Мороз Наталия Александровна /Мого2 МаЫгуа Aleksandrovna - студент, факультет управления и бизнес-технологий, Институт «Торгово-экономический Университет» Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье выполнен анализ нормативных правовых актов в области трудового права. Выявлена структура основных нарушений трудового законодательства, в том числе и при использовании труда работников-иностранцев. Рассмотрен порядок издания локальных нормативных актов.
Ключевые слова: заработная плата, трудовое законодательство, индексация, работодатель, рабочая сила, штатное расписание, трудовой договор.