Научная статья на тему 'Актуальные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы'

Актуальные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ / ATTEMPT ON LIFE / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА / EMPLOYEE LAWENFORCEMENT BODY / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / СОТРУДНИК УИС / УБИЙСТВО / MURDER / ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО / ATTEMPT ON MURDER / EMPLOYEE PENAL CORRECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Житков А.А.

В статье анализируются проб-лемы квалификации деяний, связанных с посягательством на жизнь сотрудника УИС. Дается характеристика преступлений, предусмотренных ст. 105, 295, 317 УК РФ. Обосновывается вывод о том, что от посягательства на жизнь сотрудника УИС в связи с осуществлением им служебных обязанностей или на его близких страдают интересы правосудия. Предлагается внести изменения в ст. 295 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Житков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of qualification of attempts on life of the penal system employee

The article is devoted to the issues of qualifications of the acts connected with attempts on a penal correction system employee''s life. The author gives criterea of the crimes provi-ded in the Art. 105, 295, 317 of the Criminal Code of the Russian Federation. He tries to prove that attempts on the employee''s life while fulfilling the duties or violation of his relatives interests the justice suffers. He offers some changes to the Art. 295 of the Criminal Code of Thу Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы»

А. А. ЖИТКОВ A. A. ZHITKOV

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Актуальные проблемы квалификации посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы

Current issues of qualification of attempts on life of the penal system employee

#

Аннотация. В статье анализируются проблемы квалификации деяний, связанных с посягательством на жизнь сотрудника УИС. Дается характеристика преступлений, предусмотренных ст. 105, 295, 317 УК РФ. Обосновывается вывод о том, что от посягательства на жизнь сотрудника УИС в связи с осуществлением им служебных обязанностей или на его близких страдают интересы правосудия. Предлагается внести изменения в ст. 295 УК РФ.

Ключевые слова: посягательство на жизнь, сотрудник правоохранительного органа, уголовно-исполнительная система, сотрудник УИС, убийство, покушение на убийство.

Annotation. The article is devoted to the issues of qualifications of the acts connected with attempts on a penal correction system employee's life. The author gives criterea of the crimes provided in the Art. 105, 295, 317 of the Criminal Code of the Russian Federation. He tries to prove that attempts on the employee's life while fulfilling the duties or violation of his relatives interests the justice suffers. He offers some changes to the Art. 295 of the Criminal Code of Thy Russian Federation.

Key words: attempt on life, employee law-enforcement body, penal system, employee Penal correction system, murder, attempt on murder.

#

В

настоящее время вопросам обеспечения безопасности -

как внешней, так и внутренней - уделяется особое внимание. Государство берет на себя обязательства по установлению правопорядка и стабильности в обществе. Для их поддержания используются различные правовые средства [1]. Наравне с превентивными

мерами эффективными средствами выступают меры юридической ответственности, в том числе уголовной.

Для отечественного уголовного права, как справедливо отмечается в научной литературе, установление наиболее строгих санкций за посягательство на представителей власти является традиционным. Действительно, на всем

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

23

nomer_5_2018.indd 23

28.04.2018 11:04:50

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

протяжении зарождения и укрепления российской государственности данные нормы получали последовательное развитие. Не стал исключением и современный период.

Исполнительная власть непосредственно реализует правоохранительные функции. При этом деятельность сотрудников правоохранительных органов по реализации возложенных на них законом полномочий нередко сопряжена с риском для жизни и здоровья.

Субъектами, целью которых является устрашение представителей правоохранительной системы, могут выступать, в частности, лица, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, отбывшие наказание осужденные, а также их родственники и знакомые.

О масштабах угрозы со стороны данных лиц свидетельствует судебная практика. Так, количество осужденных по ст. 294-298, 317-321 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) составило:

в 2010 году - 16 459 человек; в 2012 году - 14 188 человек; в 2013 году - 14 721 человек; в 2014 году - 16 550 человек; в 2015 году - 16 417 человек; в 2016 году - 18 778 человек [2]. Указанная статистика доказывает важность установления адекватных мер защиты сотрудников правоохранительных органов. В рамках уголовной ответственности таковыми выступают нормы, закрепляющие санкции за посягательство на жизнь сотрудника. То есть можно говорить о специальной уголовной ответственности.

В УК РФ используется понятие «сотрудник правоохранительного органа», однако необходимо указать, что в российском законодательстве отсутствует

24

потег_5_2018.шдд 24

раскрытие самого понятия «правоохранительный орган», вследствие чего на практике встречаются различные его толкования.

В большинстве своем научные дискуссии возникают по поводу включения в перечень правоохранительных органов таких структур, как суд, прокуратура, адвокатура, нотариат. К системе правоохранительных органов в силу специальных полномочий относят преимущественно силовые ведомства, что в полном объеме относится и к уголовно-исполнительной системе в лице Федеральной службы исполнения наказаний.

Анализ задач, закрепленных за Федеральной службой исполнения наказаний, указывает на их правоохранительный характер [3]. Основным предназначением ФСИН России является исполнение судебных решений уголовно-правовой направленности.

Как показывает практика деятельности исправительных учреждений, в большинстве своем лица, осужденные к такому виду наказания, как реальное лишение свободы, не согласны с вынесенным приговором, считают себя невиновными, жертвами правоохранительной системы и в связи с этим ожесточены по отношению к представителям правоохранительных структур. Сотрудники этих учреждений, ежедневно напрямую общаясь с указанной категорией осужденных, а также с лицами, заключенными под стражу, как никакие другие представители правоохранительных органов подвержены риску применения насилия с их стороны. На потенциальную угрозу со стороны контингента исправительных учреждений указывается в юридической литературе [4, 5], что подтверждается статистикой ФСИН России. Согласно официальным данным, в 2015 году в 56 территориальных органах ФСИН

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

России (АППГ - 54) зарегистрировано 188 случаев применения насилия (АППГ -187), из них с причинением вреда здоровью сотрудников - 46 (АППГ -58), в том числе 2 случая (АППГ - 2) в отношении женского персонала [6].

Обращаясь к характеристике уголовно-правовой охраны жизни сотрудника УИС, в законодательстве можно выявить ряд пробелов.

В действующем УК РФ отсутствует специальная норма о посягательстве на жизнь сотрудника УИС в связи с осуществлением им своих служебных обязанностей. При этом сотрудник УИС может выступать потерпевшим по нескольким составам преступлений, что иногда вызывает сложности при квалификации деяния.

Рассмотрим составы преступлений, в которых посягательство на жизнь лица осуществляется в связи с его правомерной деятельностью, а именно п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. 295, 317 УК РФ. Полагаем, что данные нормы могут быть применены при квалификации деяний, посягающих на жизнь сотрудника УИС.

В практике применения уголовного законодательства посягательство на жизнь лица в связи с его правомерной деятельностью определяется как «деяние, осуществляемое в целях воспрепятствования такой деятельности или по мотивам мести за эту деятельность» [7]. Данное толкование обусловлено тем, что законодатель в ряде составов преступлений связывает посягательство на потерпевшего с его правомерной деятельностью, в частности это характерно в указанных выше нормах. Считаем подобный подход оправданным в силу специфики осуществляемой деятельности потерпевшего. Так, А. В. Шеслер относит сотрудников УИС к специальным потерпевшим, подвергающимся опасности при осуществлении ими пра-

вомерных действий и наделенным особыми свойствами по сравнению с обычными потерпевшими [8].

При анализе состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, видим, что действия виновного могут быть квалифицированы по указанной норме только за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности данных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за указанную деятельность. Но охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности не входит в основные функции УИС. К указанному виду деятельности сотрудники УИС привлекаются в исключительных случаях.

Поэтому деяние лица, посягающего на жизнь представителя УИС как сотрудника правоохранительного органа в связи с осуществлением им своих основных служебных обязанностей в преобладающем большинстве случаев можно квалифицировать только по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Такая квалификация преступления не в полном объеме отражает его общественную опасность. Деятельность сотрудников УИС является не менее важной, чем служебная деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел или военнослужащими. Считаем, что в уголовном законе необходима специальная норма о посягательстве на жизнь сотрудника УИС.

Как было указано, основная задача УИС - исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

25

потег_5_2018.1п<И 25

28.04.2018 11:04:51

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, то есть исполнение судебных постановлений уголовно-правовой направленности (приговоров и постановлений суда об избрании меры пресечения). Отсюда можно сделать вывод, что при посягательстве на жизнь сотрудника УИС или его близких в связи с осуществлением им служебных обязанностей страдают в первую очередь интересы правосудия.

Так, ст. 295 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за посягательство на жизнь судей и иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, дознавателей, следователей, прокуроров, специалистов, экспертов, защитников, судебных приставов, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного следствия либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного постановления, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности данных лиц либо из мести за такую деятельность. Как видно из диспозиции статьи, потерпевшим в этом преступлении может выступать кроме прочих и судебный пристав, исполняющий приговор либо иное судебное постановление. Но сотрудники УИС также являются субъектами, исполняющими постановления суда, однако под юрисдикцию указанной статьи не подпадают. Получается, что участвующие в правосудии на стадии реализации судебного постановления сотрудники УИС должны быть включены в перечень потерпевших по ст. 295 УК РФ.

Интересным представляется сравнение рассматриваемых статей с точки зрения предусмотренных санкций. На первый взгляд, санкции анализируемых статей примерно равны: максималь-

ное наказание за совершение преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. 295 и 317 УК РФ, определено 20 годами лишения свободы, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью. Однако нижний предел санкции ч. 2 ст. 105 УК РФ начинается от 8 лет лишения свободы, ст. 295 и 317 УК РФ -от 12 лет лишения свободы.

При характеристике уголовных санкций особую роль играет обстоятельство, является ли преступление оконченным или неоконченным. Так, санкции примерно равные, когда речь идет об оконченном убийстве. В случае неоконченного преступления, то есть покушения на убийство, картина меняется кардинально.

В связи с тем, что конструкция составов преступлений, предусмотренных ст. 295 и 317 УК РФ, построена по усеченному типу, указанные преступления будут считаться оконченными с момента начала посягательства, тогда как конструкция состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, сформулирована по материальному типу, то есть преступление будет считаться оконченным с момента наступления смерти потерпевшего.

В соответствии с ч. 3 ст. 66 УК РФ размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ за оконченное преступление. При этом смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление к преступлению и покушение на преступление, согласно ч. 4 ст. 66 УК РФ, не назначаются.

На данный момент посягательство на жизнь сотрудников УИС квалифицируется в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. При таком подходе законодателя приходим к выводу, что сотрудники

26

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

потег_5_2018.шдд 26

28.04.2018 11:04:51

УИС менее защищены уголовно-правовыми нормами, нежели иные участники уголовного судопроизводства, а также представители иных правоохранительных органов при посягательстве на их жизнь и жизнь их близких в связи с осуществлением такими лицами служебной деятельности. При этом справедливо отметить, что в соответствии с судебной практикой понятие «посягательство на жизнь» толкуется более широко и предполагает не только убийство, но также приготовление к нему и покушение на убийство. Подобная позиция прослеживается и в юридической литературе [9, 10].

Считаем, что при совершении посягательства на жизнь сотрудника уголовно-исполнительной системы либо его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности в первую очередь страдают общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность системы правосудия. Соответственно, сотрудник УИС должен быть включен в диспозицию ст. 295 УК РФ в качестве потерпевшего.

В связи с этим предлагаем диспозицию ст. 295 УК РФ изложить в новой редакции:

«Посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, эксперта, специалиста, защитника, сотрудника уголовно-исполнительной системы, судебного пристава, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность».

Таким образом, меры уголовно-правовой защиты сотрудников УИС требуют дальнейшего совершенствования с учетом объективных характеристик как самого субъекта, так и реализуемых им функций. ф

1. Кузьмин А. В. Уголовно-правовая охрана личности сотрудников правоохранительных органов. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2016. 32 с.

2. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 15.01.2018).

3. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 08.09.2017) // СЗ РФ. 2004. № 42, ст. 4109.

4. Кудрявцев А. В., Сенатов А. В. Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 4. С. 13-18.

5. Мельникова Н. А. Административная деятельность учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 270 с.

6. О соблюдении мер безопасности сотрудниками ИУ при осуществлении ими служебной деятельности : письмо ФСИН России от 25.02.2016 № 03-9613.

7. О судебной практике по делам об убийстве : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 27.01.1999 № 1 // Бюллетень ВС РФ. 1999. № 3.

8. Шеслер А. В. Сотрудник уголовно-исполнительной системы как потерпевший от преступления // Вестник Кузбасского института. 2017. № 1 (30). С. 118-123.

9. Преступления против порядка управления // Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) : в 2 т. Т. 2. / под ред. заслуж. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. Российская академия правосудия, 2015.

10. Каломен А. Г. Отдельные вопросы квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа // Юрист-Правоведъ. 2016. С. 114-119.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

27

nomer_5_2018.indd 27

28.04.2018 11:04:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.