Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
культурная безопасность / национальная безопасность / культурная идентичность

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжан Си

В статье анализируется проблема по культурной безопасности в современной России, а также раскрываются тенденции данной проблемы для более глубокого осмысления процессов развития общества, а также обеспечения позитивных решений для национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



I

SCIENCE TIME

I

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Чжан Си,

Китайская академия общественных наук, Институт философии, г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье анализируется проблема по культурной безопасности в современной России, а также раскрываются тенденции данной проблемы для более глубокого осмысления процессов развития общества, а также обеспечения позитивных решений для национальной безопасности.

Ключевые слова: культурная безопасность, национальная безопасность, культурная идентичность.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Китайского научного фонда в области по общественным наукам, проект № 22CZJ008.

С точки зрения процесса развития человеческой истории, от Аристотеля до постмодернистов, философы попытались проанализировать проблемы безопасности, с которыми сталкивается человечество в вопросах группового наследования и социального развития. А.В. Миронов связал культурную безопасность с важнейшими факторами социальной и культурной жизни и определил культурную безопасность как способность защищать социальный и культурный потенциал, предупреждать и преодолевать социальные и культурные опасности, риски и угрозы, а также создавать благоприятные условия для социальной и культурной жизни. Культурная безопасность как механизм защиты социальной культуры, направленный на предотвращение религиозных и этнических конфликтов, морального упадка социальных групп и отдельных лиц, а также содействие развитию культурной самобытности людей. В этом смысле культура стала одним из факторов поддержания национальной безопасности.

С конца XX века национальная безопасность России столкнулась со многими угрозами, такими как распад страны, социально-политические и экономические преобразования и противостояние цивилизаций. На протяжении более 30 лет социальные проблемы России были сложными и неразрешимыми, а культурная безопасность всегда находилась в ситуации риска. В последние годы, особенно во время кризисной ситуации, связанной с Украиной, культурная безопасность России приобретает все большее значение и оказывается в центре

1 SCIENCE TIME 1

академического внимания. В совокупности культурная безопасность России сталкивается с тремя основными практическими дилеммами.

Прежде всего, разнообразие культурной идентичности разрушает единую идентичность, и характерные черты постмодернизма бросаются в глаза. В эпоху огромных изменений в базовой системе ценностей в российской культуре возникла проблема идентичности. В прошлом идентичность была размыта, и сомнения в том, кто мы, усилились. Россия стремится сформировать общество, сравнимое с Западом в политическом, экономическом и культурном отношении, с помощью шоковой терапии. Однако попытки российского общества модернизироваться по западному образцу часто несовместимы с существующими социальными культурами.

Фундаментальная причина заключается в том, что крах традиционного российского общества был в значительной степени достигнут с помощью насилия. Разрушенной политической системе и социальной структуре трудно справиться с задачей национальной модернизации, а социальная культура утратила свою единую форму, в результате чего приобрела разнообразную и даже несколько хаотичную форму. Культурные элиты и научно-технические элиты советского периода были преобразованы в российский средний класс и даже олигархов и, наконец, оторвались от своей первоначальной исторической идентичности и стали главной движущей силой социальных преобразований и национальной модернизации.

Существует мнение, что Россия состоит из множества этнических групп с различной цивилизационной ориентацией. Симбиоз с монголо-татарской цивилизацией, религиозное движение за отделение в 17 веке, попытка Петра I внедрить протестантскую мысль и другие исторические процессы сделали Россию гетерогенным и разделенным обществом. В нынешнем российском обществе татарский ислам, монгольский ламаизм, православие, католицизм, протестантизм, политеизм и другие ценности не могут быть приняты, интегрированы, унифицированы или даже объединены вместе. Эта точка зрения гласит, что Россия не обладает социальным и культурным единством, не является независимой цивилизацией и не принадлежит ни к какому типу цивилизаций. С этой точки зрения, отсутствие единой культурной концепции является первопричиной глубокого кризиса современной российской культурной безопасности.

В истории русской философии и мысли часто периодически возникают споры о русской идеи. В.С. Соловьев считал, что русская национальная мысль «это не размышления о себе в течение определенного периода времени, а размышления о Боге в вечном временном измерении... Мы должны рассматривать весь человеческий род как более крупное коллективное существование или социальный организм, членами которого являются различные этнические группы. В.М. Межуев подчеркнул, что историческая миссия страны состоит в том, чтобы уделять приоритетное внимание культурному развитию как сфере жизни, которая имеет приоритет над

1 SCIENCE TIME 1

национальным развитием. Российская культурная идентичность должна основываться на сильных национальных идеях, определять важность статуса и роли России в мире и учитывать самобытность и специфику российской цивилизации».

Цивилизация как крупномасштабная, сложная организация сверхрасовых форм, что является типичной чертой русской цивилизации, то есть она обладает характеристиками духовной гомологии и совместимости. В этой цивилизационной системе главным условием сосуществования мультикультурализма является не таинственное духовное родство, а общий выбор будущего развития, сделанный нациями и отдельными людьми в поворотный момент истории, что становится основой цивилизации.

Во-вторых, с трансформацией культурного пространства возрастает напряженность между страной и культурой. В постсоветский период проблемы национальной безопасности, с которыми сталкивались различные сферы российского общества, имели тенденцию к обострению, особенно в области искусства и культуры, что стало ключевым фактором неприятия советской политической системы.

С конца XX века сформировался запрос российского народа на стабильное и упорядоченное социальное развитие, и возникло постпереходное общество во главе с государством. Новое социальное и культурное пространство создало благоприятные условия для развития духовной культуры. Страна и культура связаны не только с вопросами политической власти и артистов: с одной стороны, всестороннее развитие страны неотделимо от культурного прогресса. Государственное устройство и форма политических отношений в значительной степени зависят от характера господствующей культуры общества. национальную историю России можно условно обозначить как политеизм, православное христианство, мысль Просвещения и другими культурными ярлыками. С другой стороны, культурный прогресс требует постоянной и стабильной поддержки со стороны страны.

Что нельзя игнорировать, так это то, что на исследование Россией пути культурного развития, конечно, влияют креативность и воображение, но в большей степени на это влияют социальная структура, история и культура. Экономический кризис, переживаемый Россией, и трудный переход к рыночной экономике усилили кризис коммерциализации духовной культуры, и существует даже проблема механического воспроизведения духовной культуры в массовой культуре. В определенные исторические периоды, когда в российской культуре доминировал рынок, приватизация культуры неизбежно должна была привести к расколу российского общества, напряженности между правящей элитой и простыми людьми и даже культурной конфронтации. Поэтому вопрос о том, как сохранить хрупкий баланс между монизмом и плюрализмом в российской культуре, станет ключом к ее культурной безопасности. Для достижения этой цели России нужна устойчивая национальная стратегия ее поддержки, в

1 SCIENCE TIME 1

противном случае культурная безопасность будет поставлена на первый план и даже возникнет кризис.

Опять же, в то время, когда глобализация идет против течения, конфликт между российской национальной культурой и мировой культурой обострился. Россия сталкивается с проблемой признания в международном сообществе.В то время, когда глобализация идет против течения, этнические и политические различия становятся заметными, а конфликт между цивилизациями и культурами стал неизбежной проблемой. После холодной войны российская цивилизация и культура пришли в упадок. Как можно реализовать культурные инновации и развитие, сохранив при этом национальные культурные особенности? В последние годы геополитическая ситуация стала заметной, возникла контрглобализация, и между Россией и западными странами возникла ожесточенная конфронтация по украинскому вопросу. Между Россией и западными странами произошел ожесточенный культурный конфликт, и Россия сталкивается с культурным кризисом.

Для российской культурной элиты первое, чем нужно заняться, это поддерживать безопасность российской культуры, а затем реконструировать русскую культуру. На данный момент наивно просто прививать какие-то новые западные идеи или отказываться от идеи культурной автономии ради всеобщей глобализации. Любая прививка идей и культур должна пройти испытание временем и историей. Когда Россия сталкивается с культурным кризисом, кризис идентичности приводит к постоянному изменению культурных границ. Однако общество не может полагаться только на внедрение иностранных культур для формирования имиджа России.

После начала украинского кризиса Россия сталкивается с огромными политическими, военными, дипломатическими и культурными вызовами. Ядром ее внутренней и внешней политики должно стать восстановление России. Восстановление российской культурной системы является одним из основных направлений, а также надлежащим смыслом поддержания культурной безопасности. Российская цивилизация нуждается в реконструкции. Она превратилась из империи в многонациональную страну. Ее византийская православная культура слилась с географией Азии, образовав политическое образование, полностью отличное от Европейского. Культурное развитие российского общества в основном зависит от двух способов самоидентификации - утопического и традиционного. Имитация смысла и парадигмы западной культуры связана с утопическим сознанием.

Исходя из приведенных выше рассуждений, культурная безопасность России сталкивается с тремя реальными дилеммами: кризисом идентичности, напряженностью в культурном пространстве и культурными конфликтами между странами. Культурная безопасность стала неотложной задачей, которую срочно необходимо улучшить стране и обществу. Разобравшись в нынешнем кризисе культурной безопасности в России, мы также понимаем многие реальные проблемы России. В этом смысле культурная безопасность является ключевой

1 SCIENCE TIME 1

категорией национальной безопасности. Через призму культурной безопасности это помогает понять различные противоречия в культурной жизни современного российского общества. Именно исходя из этого, через призму культурной безопасности могут быть обеспечены позитивные решения для национальной безопасности.

Литература:

1. Булычев Ю.Ю. Особенности геоположения России как фактор ее культурно-исторического своеобразия и мировой роли // Духовность России: Традиции и современное состояние. - СПб.: С.-Петербургская государственная академия культуры, 1994.

2. Дзодзиев В.Г. Проблема становления; демократического государства. -М.: ДБ MARGENEM, 1996. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.