Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурный кризис / западный централизм / культурный диалог

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чжан Си

В статье анализируется задачи по культурной безопасности в современной России, а также раскрываются выход из кризиса культурной безопасности, и рассмотрена значимость устойчивого развития механизмов культурной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Чжан Си,

Китайская академия общественных наук, Институт философии, г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье анализируется задачи по культурной безопасности в современной России, а также раскрываются выход из кризиса культурной безопасности, и рассмотрена значимость устойчивого развития механизмов культурной безопасности.

Ключевые слова: культурный кризис, западный централизм, культурный диалог.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Китайского научного фонда в области по общественным наукам, проект № 22CZJ008.

В контексте глобальных геополитических противостояний и конфликтов цивилизаций современная российская культурная безопасность сталкивается с огромными внутренними проблемами и внешними вызовами. Таким образом, то, как российская культурная элита формулирует будущий маршрут культурного развития, стало ключом к тому, сможет ли Россия выйти из культурного кризиса. Чтобы решить эту проблему, Россия должна иметь представление о внутренних противоречиях своей собственной культуры и осознавать свои исторические задачи.

Прежде всего, избавиться от западного централизма и в полной мере осознать уникальность исторического развития России. Историческим субъектом развития русской культуры является русский народ, который интегрировал в нее большинство этнических и племенных культур северной и центральной Евразии. Западный централизм больше не соответствует интересам российской нации, равно как и текущей международной реальности. Сформировался культурный паттерн множества национальностей и верований. В русской культуре сформировался оригинальный духовный комплекс, сформировавший уникальное культурное достижение глобального значения и

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

переросший в важную региональную цивилизацию. цивилизация. В развитии последних пяти столетий российская культура развивалась в рамках единой страны, а империи или многонациональные страны всегда играли регулирующую роль в сфере деятельности, что редко встречается в практике развития мировой цивилизации.

Во-вторых, формируйте привычки к культурному диалогу и культурной коммуникации для разрешения внутренних культурных конфликтов. Представители разных культур могут общаться в рамках одних и тех же ценностных норм. Смысл диалога заключается не в сохранении различий и существующей культурной идентичности, а в создании условий для взаимопонимания. Для России культурный диалог связан с системой ценностей, восприятием мира или религиозными учениями. Инклюзивность, как важная социальная и культурная ценность, определяет устойчивое развитие механизмов культурной безопасности. Толерантность требует взаимопонимания и постепенного принятия различных ценностей, способов понимания мира и различных культурных практик.

Опять же, взгляните на культурный кризис объективно и рационально поддерживайте культурную безопасность. Культурный кризис как реакция отторжения культуры и ее субъектов в процессе адаптации к изменениям, что часто означает, что обществу и культуре трудно адаптироваться к новой ситуации и продолжать трансформироваться. Это требует, чтобы страна, нация и народ постоянно ассоциировали передаваемые культурные символы с новым опытом в ходе практической деятельности. Таким образом, разрешение культурных кризисов часто означает, что произошла трансформация культуры из одного состояния в другое. Риск культурной безопасности заключается в восприятии страной и обществом степени подверженности субъективным или объективным, внутренним или внешним, традиционным или современным, реальным и потенциальным угрозам в культурной среде. Современное российское общество также следует этой логике в отношении культурной безопасности и связанных с ней угроз и рисков. Теория синергии полагает, что Россия основана на способности саморегулирования в рамках культуры формулировать свои механизмы реагирования на внутренние и внешние вызовы таким образом, чтобы преодолевать связанные с ними угрозы и снижать связанные с ними риски с целью согласования дисбалансов в социальной практике.

Кризис культурной безопасности в современной России проистекает не только из линии разлома между ее национальной историей и реальностью, но и из конфликта между ее социальным и культурным пространством и современностью, а также из конфронтации между ее цивилизацией и Западом. Проблемы культурной безопасности современной России стали наиболее ярким проявлением внутреннего и внешнего кризисов в России и всегда находились на пересечении конфронтации России и Запада.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В современной социальной и культурной среде активное мышление российской социальной элиты и ее реакция на культурную безопасность имеют жизненно важное значение для восстановления культурной идентичности, налаживания культурного диалога и реагирования на культурные кризисы. Активное исследование культурной идентичности Россией помогло решить проблему мультицентризма в культурном пространстве современного общества. В условиях культурного разнообразия России необходимо содействовать сосуществованию множества различных социальных регионов и культур посредством культурного диалога, осуществлять обмен и взаимную оценку предметов культуры на разных уровнях, создавать новые культурные формы и, наконец, выходить из кризиса культурной безопасности.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века Состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996.

2. Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. - М., 2001.

3. Бурьянов С.А. Государственно-церковные отношения против свободы совести и правового государства // Отечественные записки. - 2001. - № 1.

4. Буряковский А.Л. Глобализация и философия религии как прикладная дисциплина // Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции, 28-30 ноября 2001 года. - СПб., 2001.

5. Национальный вопрос и государственное строительство проблемы России и опыт зарубежных стран: материалы научной конференции / Под ред. С А. Авакьяна. - М., 2001.

6. Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.