Научная статья на тему 'Актуальные проблемы кросс-культурных взаимодействий в контексте осуществления правоохранительной деятельности'

Актуальные проблемы кросс-культурных взаимодействий в контексте осуществления правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
717
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОПРОФАЙЛИНГ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коноплева А.А.

Статья посвящена изучению специфики осуществления правоохранительной деятельности в условиях поликультурного общества. Отдельное внимание уделяется особенностям деятельности сотрудников ОВД в многонациональной Республике Крым. Даны рекомендации по предупреждению конфликтов на межкультурной почве в среде правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коноплева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы кросс-культурных взаимодействий в контексте осуществления правоохранительной деятельности»

УДК 316.482.5: 342.724:3.08:351.745

А. А. Коноплева

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I

• «к '■*>

V

Статья посвящена изучению специфики осуществления правоохранительной деятельности в условиях поликультурного общества. Отдельное внимание уделяется особенностям деятельности сотрудников ОВД в многонациональной Республике Крым. Даны рекомендации по предупреждению конфликтов на межкультурной почве в среде правоохранительных органов.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, этнопрофайлинг, Республика Крым, кросс-культурные взаимодействия.

В современном обществе происходит резкая интенсификация кросс-культурных взаимодействий, проявляющаяся в бурном росте прецедентов коммуникации. Открытость границ и свобода доступа к информации значительно ускоряют процессы информационного обмена, что делает межкультурные взаимодействия более насыщенными и требует подготовленности носителей культур к контактам. Масштабность происходящих процессов вовлекает в коммуникацию практически все государства, мировые культуры и социальные слои, создавая новые угрозы для мирового сообщества. Возникший сегодня раскол подтверждает пессимистичные предположения С. Хантингтона относительно того, что в недалеком будущем самые значительные мировые конфликты и кровопролитные войны будут разворачиваться как раз на межцивилизационной почве, что связано не только с наличием сложнейших политических и экономических проблем, но и резкой поляризацией взглядов на проблемы духовной жизни народов.

Неоспоримым является тот факт, что изучение культурных особенностей в современном поликультурном мире приобретает чрезвычайно большое значение в контексте осуществления профессиональной деятельности. Культурные особенности, будучи индикатором уровня эрудиции специалиста, в его профессиональной деятельности также позволяют избежать ошибок, которые часто становятся причиной радикальных проявлений.

Не является исключением и деятельность сотрудников правоохранительных органов. Специфика правоохранительной деятельности заключается

не только в защите и охране права как такового, но и оказании мер по предупреждению его нарушения. Учитывая разветвленную структуру правоохранительных органов, следует отметить, что межкультурные контакты являются наиболее актуальными для правоохранительной деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД). В силу своей специфики работа сотрудников ОВД предполагает постоянное общение с представителями разнообразных социальных слоев, этнических и культурных групп. Это требует развития высокого уровня кросс-культурной осведомленности полицейского, что способствует предупреждению межкультурных конфликтов и позволяет направить коммуникацию в верное русло, а значит, предоставляет больше возможностей для выполнения служебных обязанностей. В свою очередь, игнорирование в профессиональной деятельности культурных отличий чревато снижением эффективности проводимых ОВД мероприятий, подрывом авторитета правоохранительных органов в глазах населения, а также разжиганием межнациональной вражды.

Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования заключается в анализе современных аспектов организации кросс-культурных взаимодействий как основы межнационального согласия поликультурных регионов, отражающихся на процессе осуществления деятельности сотрудников правоохранительных органов. Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач: рассмотреть специфику кросс-культурных взаимодействий в многонациональном обществе; изучить основные проблемы кросс-культурного

Коноплева Анна Алексеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России,е-тай: konoplyova. artcrimea@gmail.com ©Коноплева А.А., 2016 Статья получена 20.08.2015

характера, влияющие на деятельность сотрудников ОВД и являющиеся источником экстремистских настроений; наметить основные пути предупреждения меж-культурных конфликтов в деятельности правоохранительных органов. Объектом исследования являются кросс-культурные взаимодействия, предметом изучения - влияние кросс-культурных взаимодействий на деятельность правоохранительных органов.

Исследование основывается на данных, полученных в результате опроса действующих сотрудников ОВД Республики Крым, проводимого в ходе реализации научного проекта «Профилактика и урегулирование межэтнических и межкультурных конфликтов в рамках предупреждения развития экстремизма и терроризма в Республике Крым», поддержанного Государственным Советом Республики Крым.

Научная новизна работы заключается в систематизации существующих проблем кросс-культурного характера через призму осуществления правоохранительной деятельности, предоставлении на основе эмпирических данных соответствующих рекомендаций по оптимизации оперативно-служебной деятельности ОВД и прогнозированию динамики организации отношений между сотрудниками ОВД и межнациональным населением в Российской Федерации, что определяет практическую ориентированность исследования.

Проблема изучения кросс-культурных взаимодействий обрела актуальность относительно недавно (в ХХ в.), что вызвано, прежде всего, активизацией воздействия глобализационных процессов на все сферы жизни общества. Но если на заре человеческой цивилизации миграция народов была связана с обменом товарами, технологиями, развитием общественных отношений, то сегодня неконтролируемая миграция населения, попытка унификации культурных ценностей и паттернов, пропаганда идей мультикультурализма, направленные изначально на объединение народов, стали причинами возникновения межкультурных конфликтов. Мировая практика отчетливо демонстрирует, что сегодня в многонациональных регионах возникает острая потребность в изучении и контроле данных процессов, поскольку конфликт, как известно, легче предупредить, чем искать пути для его решения.

Разнообразие и многоаспектность подходов к изучению кросс-культурных контактов стали причиной утопичности сведения их к единой схеме. В своем исследовании мы преимущественно основываемся на работах М. Бахтина, Д. Бернланда, П. Бернса, Р. Билза, Ф. Боаса, М. Гирдхама, К. Гирца, А. Кребера, М. Новелли, Э. Сепира, А. Тойнби, Б. Уорфа, А. Халлоуэла, С. Хантингтона, Э. Холла, А.

Шоркина, О. Шпенглера и др. В итоге, анализ работ перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что под кросс-культурным взаимодействием следует понимать вынужденный или случайный, безотчетный или сознательный процесс установления контактов, при котором происходит обоюдное воздействие отличных или сходных систем паттернов под влиянием различного рода факторов (политика, экономика, борьба за ресурсы, интерес и т.д.) и внутренних особенностей участников интеракции. Рассматривая итоги кросс-культурных взаимодействий, следует согласиться с А. Шор-киным, который считает, что они не всегда имеют позитивное значение, а иногда могут завершиться конфликтом, способным разрушить культуру, что, главным образом, детерминировано деятельностью их носителей [1]. В результате конфликтов на почве культурных различий происходит развитие национального и религиозного экстремизма, субъекты которого, кроме политического подтекста, преследуют цель сохранения и распространения (часто в искаженном виде) своих национальных и религиозных традиций. Поэтому предупреждение конфликтов на межкультурной почве является необходимым условием профилактики экстремизма.

Проблемы кросс-культурных взаимодействий являются актуальными, прежде всего, для сотрудников подразделений ОВД, имеющих непосредственное отношение к коммуникации с гражданами. Это, как правило, участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовых служб, уголовного розыска, дознаватели, ежедневно сталкивающиеся с представителями разных национальностей, вероисповеданий, культур. Особенно остро данная проблема стоит в поликультурной Республике Крым, где проживает свыше 80 национальностей, представителей более 50 конфессий, ряд которых представляют собой радикальные организации, и где любой конфликт может перерасти в деяния экстремистской направленности.

Если говорить о межкультурных коммуникациях, имеющих место в деятельности правоохранительных органов, то основным фактором, вовлекающим стороны в контакт, является все же профессиональный долг. Поэтому данное взаимодействие носит скорее вынужденный характер, что чревато возникновением стрессовой, экстремальной ситуации. Примечательно то, что в поликультурных регионах процессы межкультурного общения протекают намного легче. В данном случае необходимо учесть тот факт, что существуют регионы, которые исторически складывались как поликультурные (к примеру, Республика Крым). Современные государства, которые обрели поликультурный статус в связи с активизацией мигра-

ционных процессов, будут сталкиваться с конфликтами в сфере межкультурного общения чаще.

На данный момент, как бы ни усложнялись актуальные процессы кросс-культурных взаимодействий, в их основе все же лежит принцип разделения окружающих на «своих» и «чужих». Данный подход основан на врожденном инстинкте самосохранения, поэтому само по себе явление толерантности, которое стремятся активно противопоставить ксенофобии, не может стать панацеей против межкультурных конфликтов. Толерантность невозможна без интеллектуального осмысления равенства народов, а ксенофобия имеет в себе чувственное, иррациональное начало. В этой ситуации возникновение кросс-культурных проблем в деятельности сотрудников ОВД вполне естественно, а борьба с дискриминацией, имеющая императивный характер, будет неэффективна. Решение данных проблем должно быть основано, в первую очередь, на изучении природы их возникновения.

Принимая во внимание тот факт, что источником кросс-культурных конфликтов является наличие рациональных и чувственных проблем восприятия другой культуры, следует выделить ряд характеристик (свойств), актуальных для сотрудника правоохранительных органов как представителя определенной культурной системы.

В основе рационального подхода к организации кросс-культурных коммуникаций лежит межкультурная компетентность сотрудника, которая основывается на знании полицейским специфики иной культуры (жизненных привычек, традиций, обычаев, нравов, системы ценностей, установок). Структуру межкультурной компетенции формируют культурно-специфические и общекультурные знания, навыки межкультурного общения, которые обеспечивают способность осуществлять эффективную интеракцию в кросс-культурном контексте.

Следует согласиться с В. Гудикунстом, который настаивает на важности мотивации, знаний и навыков участников интеракции. Говоря о знаниях, исследователь имеет в виду информированность сторон (не только о незнакомой, но и о своей культуре), широту кругозора контактирующих сторон. Фактор навыков получает практическое применение, проявляясь в эмпатии, толерантности к культурной множественности [2, с. 207-308]. Основываясь на данной гипотезе, считаем, что высокая степень кросс-культурной осведомленности, развитая у сотрудника ОВД, ослабляет чувства неопределенности и тревожности, возникающие при встрече с представителем другой культуры, а следовательно, приводит к результативной, беспрепятственной коммуникации. Если опираться на результаты опроса, проводимого среди сотрудников ОВД

Крымского федерального округа в ноябре - декабре 2014 года [3], то 6,9% опрошенных считают, что хорошо знают культурные и религиозные особенности соседних с ними народов, 77,5% ответили, что владеют информацией лишь на бытовом уровне, 8,1% - практически не осведомлены об особенностях других культур, а 7,5% отметили, что никогда не испытывали потребности в получении информации о другой культуре.

Опираясь на мысли немецкого философа К.Ясперса, интерпретировавшего коммуникацию как акт обнаружения «Я» в «Другом», М. Гардиан справедливо отмечал, что человек, который знает только Англию, не может знать об Англии [4, с.226]. То есть оценка собственной культуры возможна лишь в результате ее сравнения с чужой - только кросс-культурный контакт предоставляет возможность выявить отличие и найти схожие элементы, окунуться в чужую культуру, а значит, и лучше узнать свою. Это позволяет правоохранителю составить прогноз относительно модели поведения правонарушителя, оценить степень возможности совершения преступлений экстремистской направленности. Анализ компетенции сотрудников полиции в области собственных культурных традиций показал, что 32,5% опрошенных считают, что хорошо осведомлены в области традиций и обычаев своей культуры, 65,6% респондентов ответили, что разбираются в особенностях своей культуры на среднем уровне, а 1,9% отметили, что вовсе не владеют информацией о традициях и обычаях культуры, к которой принадлежат. Приведенные цифры свидетельствуют о среднем уровне межкультурной компетентности опрошенных, а значит, недостаточной готовности сотрудников к коммуникации с представителями других культур и высокой вероятности возникновения конфликтных ситуаций.

В свою очередь, чувственная составляющая межкультурного общения формируется под влиянием степени межкультурной сенситивности и сте-реотипизации участников коммуникации. В данном аспекте можно выделить два полярных состояния личности: полное отрицание культурных различий («этнорелятивизм») и резкое отделение своего культурного образования от других и убежденность в превосходстве собственной культуры («этноцентризм»). И первое, и второе явления несут в себе определенную опасность для сотрудника ОВД. Полицейский, придерживающийся этнорелятивист-ских взглядов, собственной деятельностью может оскорбить носителя определенной культуры, что особенно актуально для представителей традиционных религиозных социокультурных образований. В частности, от этого предостерегает ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля

2011 года № З-ФЗ «О полиции», согласно которой «сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций и способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» [5]. Этноцентристские убеждения, проявляющиеся в желании превознести свой этнос за счет уменьшения значимости других, обособление какой-либо религиозной группы, навязывание собственных традиций, бескомпромиссность и нежелание устанавливать межкультурный диалог, в свою очередь, являются предпосылками развития расизма и экстремистских взглядов на почве культурных особенностей. Подобные настроения должны стать индикатором для выявления экстремистских угроз и способствовать организации антитеррористической деятельности. В частности, описанной проблемы касается С. Бут-кевич, рассматривая различные предпосылки проявления терроризма и анализируя правовые основы проведения антитеррористических операций [6].

Степень чувствительности к чужому воздействию определяется культурной избирательностью, которая основывается на контекстуальной специфике культуры и степени ее индивидуализма. Опираясь на мысли антропологов Э. Холла и Т. Гу-дикунста, можно отметить, что русская, японская, ближневосточная, итальянская, французская и испанская культуры высококонтекстуальны и коллек-тивистичны, а значит, более избирательны. Культуры же США, Германии, Швейцарии и ряда других североевропейских стран являются низкоконтекстуальными и индивидуалистичными, что предполагает их открытость в принятии изменений, что также чревато потерей культурой самобытности. Представители индивидуалистических культур склонны к большей мобильности, частой перемене места проживания, способны быстрее установить коммуникацию, чего не скажешь о представителях коллективистских культур, чья коммуникация будет иметь более прочный характер, но устанавливаться с большими трудностями [7, с. 154]. В деятельности ОВД принадлежность сотрудника к высококонтекстуальной культуре означает наличие определенной настороженности, рассудительности в общении с представителем другой национальности. Поэтому в процессе контакта с гражданином-представителем высококонтекстуальной культуры большое внимание следует уделять манере общения, тону, жестам. В низкоконтекстуальной культуре большее значение будет иметь суть сказанного, а не эмоциональная окраска речи.

Особое значение в процессе организации кросс-культурных взаимодействий имеет склон-

ность сотрудников ОВД к руководству в профессиональной деятельности этнокультурными стереотипами. Этнокультурные стереотипы - устойчивые, исторически сформировавшиеся представления о психологических и культурных особенностях своего (автостереотипы) или чужого (гетеростереотипы) народа. Имея схематичный и обобщенный характер, этнокультурные стереотипные представления подготавливают сотрудника ОВД к коммуникации, отчасти амортизируют воздействие иностранной культуры на психическое состояние, ослабляют проявления культурного шока, поскольку в процессе кросс-культурного взаимодействия участники коммуникации воспринимают друг друга, прежде всего, в совокупности с его действиями и непосредственно через них. Данную информацию как нельзя абсолютизировать, так и нельзя полностью от нее отказываться. Стереотипы складываются исторически и проверяются временем. Однако слепое следование информации, полученной на основе этнокультурных стереотипов, может ввести сотрудника ОВД в заблуждение и стать почвой для развития дискриминационных настроений.

В процессе изучения степени влияния этнокультурных стереотипов на деятельность сотрудников ОВД [3] все респонденты были разделены на две группы: сотрудники полиции с выслугой до 10 лет (группа А) и полицейские со сроком службы в ОВД более 10 лет (группа Б). Опрашиваемым предлагалось ответить на два смежных вопроса: 1) как часто они поддаются стереотипному мышлению в повседневной жизни, 2) используют ли они этнокультурные стереотипы в процессе реализации профессиональной деятельности. Более 70% опрошенных групп А и Б ответили, что опираются на стереотипы и в работе, и в обыденной жизни. При этом 30,1% респондентов группы А отметили, что никогда не используют этнокультурные стереотипы в профессиональной деятельности; у группы Б - 23,9%. Это несколько меньше, чем в повседневной жизни (А - 26,9%, Б - 19,4%). Примечательно то, что чаще основываются на стереотипах сотрудники со сроком службы менее 10 лет. Однако анализ сложившихся в сознании у респондентов образов о представителях других этносов позволил выявить ряд тенденций, отражающих общий характер кросс-культурных проблем. Респондентам было предложено написать два слова, с которыми у них ассоциируется представитель конкретного этноса. Среди предложенных вариантов были как этносы, проживающие в Крымском федеральном округе в большом количестве (русские, украинцы, крымские татары, армяне, евреи, цыгане, грузины, чеченцы), так и народы, представители которых практически не встречаются в Крыму (чукчи, эфиопы, китайцы).

Кроме вышеперечисленных этносов, предлагалось сформулировать понятия, отражающие образ американцев.

В результате проведенного анализа можно сделать ряд выводов. В частности, предложенные респондентами понятия, как правило, касались материальной культуры (еда, одежда, жилище, род деятельности); фенотипических признаков этноса (кожа, глаза, нос, рост); особенностей природно-климатических условий проживания (снег, песок, климат, животный и растительный мир, присутствующие в ареале проживания); личных качеств (доброта, подлость, склонность ко лжи, гордость, ум и т.д.); конкретных известных персон (ученые, политические и общественные лидеры). Примечательно то, что наиболее обобщенными характеристиками наделялись представители малознакомых этносов, определения которых носили нейтральный характер. Что же касается народов, которые проживают в пределах субъекта федерации, то, кроме описания их личностных черт, респонденты наделили их широкой палитрой негативных качеств, значительная часть которых имела криминальный оттенок либо косвенно указывала на принадлежность к преступному миру. В свою очередь, собственный этнос характеризовался позитивно. Подобное явление свидетельствует о серьезном влиянии этнокультурных стереотипов на профессиональную деятельность, которое имеет преимущественно неосознанный характер. Широкое использование подобных установок в работе сотрудников полиции становится почвой для развития этнического профайлинга, то есть действий, предпринятых представителем власти в отношении лица или группы лиц, которые основываются на факторах, позволяющих отнести их к представителям того или иного этнического образования. На основании такой идентификации лицо подвергается проверке без наличия для этого правовых оснований. В современной науке активно используется понятие расового профайлинга, который в основном актуален для США, где проблема расовой дискриминации стоит достаточно остро. На это обращает внимание Д. Харрис [8], который отмечает, что темнокожих водителей в США останавливают для проверок намного чаще, чем светлокожих. Этнический и расовый профайлинги являются прямым проявлением дискриминации, в связи с этим любые конфликтные ситуации с иностранцами могут автоматически быть воспринятыми как проявление культурной нетерпимости.

Невзирая на запрет на государственном уровне профайлинга на этнической или расовой почве, инциденты, связанные с этими явлениями встречаются в юридической практике Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Канады, Нидерландов.

Как правило, объектами дискриминации становятся туристы и иммигранты. Это чревато и обратным процессом: проверка документов у представителя определенного этноса, соответствующего ориентировке, оборачивается обвинением полицейского в том, что он при этом руководствовался принципами этнического или расового профайлинга.

Большинство респондентов (свыше 80%), задействованных в опросе, характеризуя американский народ, пользовались либо определениями, отражающими негативные качества личности, либо использовали понятия, имеющие политический оттенок. Это подтверждает наше предположение о том, что весомым фактором, влияющим на установление кросс-культурных контактов в деятельности сотрудников полиции, являются социально-политические процессы.

Политика государства во многом имеет определяющее значение в обеспечении условий для деятельности правоохранительных органов. Актуальные события наглядно подтверждают факт существования межкультурной напряженности именно в государствах западной цивилизации. Яркий пример этому - серия конфликтов, произошедших в 2014 году в США, которые в итоге приобрели кросс-культурный оттенок. На наш взгляд, кризис, возникший сегодня в США, является вполне закономерным явлением и может стать точкой отсчета для развития нового витка экстремизма.

США складывались из различных этносов и культур и проблемы расовой и этнической дискриминации имели особую актуальность (отношение к темнокожему населению, притеснение коренного народа индейцев). По мнению граждан США, эти явления уже давно укоренились в крупных городах и на волне обострения демографических проблем приобрели в США институционный характер. Можно предположить, что в России, несмотря на ее поликультурность, риск возникновения подобных проблем не так вероятен, поскольку все кросс-культурные взаимоотношения, складывающиеся между народами, ее населяющими, имеют исторический характер, организовывались естественным образом, постепенно, что подразумевает поэтапную выработку механизмов взаимодействия. Намного сложнее обстоит дело с мигрантами, по отношению к которым негативные эмоции выражаются чаще -это позволяет сделать вывод о возможности разжигания в РФ кросс-культурных конфликтов именно в этой плоскости и радикальных настроений в качестве ответной реакции.

Таким образом, кросс-культурные взаимодействия становятся основой для возникновения конфликтов в правоохранительной деятельности, имеющих межнациональный, межэтнический и

межрелигиозный контекст и формирующих почву для развития экстремистских настроений. В связи с этим предупреждение кросс-культурных проблем в деятельности правоохранительных органов должно иметь системный характер. В частности, с целью оптимизации служебной деятельности ОВД и обеспечения соблюдения принципов беспристрастности, законности и гуманности рекомендуется сосредоточить внимание на решении проблем социально-политического и морально-психологического плана. Решение социально-политических проблем подразумевает совершенствование международного и национального законодательства с учетом рекомендаций международных правозащитных организаций и передового опыта правоохранительных органов [9]. Рассмотрение кросс-культурных конфликтов в нормативных документах не должно сводиться к апеллированию абстракциями, а представлять собой четкий алгоритм действий сотрудника ОВД по недопущению дискриминации, принижению религиозных и национальных чувств. Кроме этого, следует усилить контроль над миграцией населения, а также обеспечить защиту сотрудников полиции от противоправных действий, ложных обвинений в дискриминации по культурному признаку.

Морально-психологическую подготовку сотрудника правоохранительных органов следует осуществлять сразу в нескольких направлениях. Отбор кандидатов на службу должен предполагать наблюдение и анализ комплекса личностных качеств претендента, влияющих на развитие неприязни по отношению к представителю той или иной культуры. В дальнейшем следует контролировать процесс развития экстремизма, этнорелятивизма и межкультурной нетерпимости с помощью регулярных опросов и анкетирования сотрудников и граждан.

Сокращение фактов проявления этнического и расового профайлинга в деятельности правоохранительных органов достижимо с помощью углубления и применения правоохранителями знаний о культурной специфике этносов: уровне контекстуальности культуры, ее традиционном или инновационном характере, однородности или многообразии, степе-

ни индивидуалистичности. Кроме того, повышение межкультурной компетентности позволит уменьшить негативное влияние этнокультурных стереотипов на профессиональную деятельность сотрудников ОВД. Для повышения уровня межкультурной компетенции необходимо углублять знания о собственной и чужой культуре, понимать имеющиеся различия, воспитывать уважительное отношение к проявлениям иной культуры.

Одним из способов предупреждения кросс-культурных проблем в среде правоохранительных органов является организация полиции по принципу мультикультурности. Это действительно эффективный метод обеспечения доверия к ОВД у населения поликультурных регионов. Однако если речь идет о местах компактного проживания народа, уклад жизни которого тесно связан с традициями, а также присутствует отчетливо выраженный принцип родового коллективизма (преимущественно народы Кавказа), то правоохранитель - представитель этого же этноса, несущий службу в родном крае, вряд ли сможет руководствоваться в своей деятельности принципом объективности. С другой стороны, в таких поликультурных регионах, как Республика Крым, безусловно, необходимо расширение штата сотрудников, осуществляющих деятельность по борьбе с экстремизмом.

Обобщая изложенное выше, следует отметить, что проблемы кросс-культурных взаимодействий в правоохранительной деятельности имеют естественный характер, отличаются многоуровнево-стью и амбивалентностью. Современная мировая практика доказывает, что необходимость немедленного изучения причин возникновения и выработки механизмов по предупреждению и урегулированию проблем кросс-культурного характера в деятельности ОВД обусловлена стремительной социальной миграцией. В связи с этим в условиях современного поликультурного мира и с целью предупреждения кросс-культурных конфликтов как основы для развития экстремизма сотрудник правоохранительных органов обязан учитывать культурные особенности населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шоркин А.Д. Этнос в пространствах культур и цивилизаций // Межэтническое согласие в Крыму: пути достижения / под ред. О. Габриеляна, К. Коростелиной, А. Шоркина. Симферополь: ДОЛЯ, 2002. 300 с.

2. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.

3. Коноплева А.А. Профилактика и урегулирование межэтнических и межкультурных конфликтов в рамках предупреждения развития экстремизма и терроризма в Республике Крым // Проект на конкурс на назначение гранта Республики Крым молодым ученым Крыма. Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2014.9 с.

4. James Mr. Paul W. Globalization and Culture // Central Currents in Globalization. London, Publisher: Sage Publications Ltd, 2009. Vol. 1. -1720 р.

5. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. 2011. № 25. Ст. 7.

6. Буткевич С.А. Концепция борьбы с терроризмом в Украине // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Калининград, 2013. № 3 (33). С. 62-67.

7. Hall E T. Beyond Culture. NJ: Doubleday. 1976. 256 p.

8. Harris David A. Driving While Black: Racial Profiling On Our Nation's Highways 1999 [Electronic Resource. URL: https://www.aclu.org/racial-justice/driving-while-black-racial-profiling-our-nations-highways (дата обращения 19.03.2015).

9. Миронова О.А. Право на права: практикум. Симферополь-Ялта: РИО КГУ, 2012. 150 с.

10. Боровая С.А., Гаврилова Т.В., Ткач Е.В. Экстремизм в современном обществе: сущность, формы проявления, пути противостояния: учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2014. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.