Literature
1. Blonskiy, P. P. Pamyat i myishlenie // Izbr. pedagog. i psihol. soch.: V 2 t. - M., 1979. - 340 s.
2. Bordovskaya, N. V., Rean, A. A. Pedagogika : ucheb. posobie. - SPb: Piter, 2008. - 304 s.
3. Bulanova-Toporkova, M. V., Duhavneva, A. V., Kukushin, V S., Suchkov, G. V Pedagogicheskie tehnologii : uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih spetsialnostey / obsch. red. V.S. Kukushina.
- Ser. «Pedagogicheskoe obrazovanie». - M.: IKTs «MarT»; Rostov n/D: Izdatelskiy tsentr «MarT», 2004.
- 336 s.
4. Verbitskiy, A. A. Aktivnoe obuchenie v vyisshey shkole: kontekstnyiy podhod : metod. pos. - M.: Vyisshaya shkola, 1991. - 207 s.
5. Kulyutkin, Y. N. Psihologiya obucheniya vzroslyih. - M., 1985. - 305 s.
6. Lerner, I. Y. Teoriya sovremennogo protsessa obucheniya, ee znachenie dlya praktiki // Sovetskaya pedagogika. - 1989. - № 11. - S. 10-17.
7. Matyushkin, A. M. Teoreticheskie voprosyi problemnogo obucheniya // Hrestomatiya po psihologii / sost. V.V. Mironenko; pod red. A.V. Petrovskogo. - M.: Prosveschenie, 1987. - 447 s.
8.Mahmutov, M. I. Problemnoe obuchenie. Osnovnyie voprosyi teorii. - M.: Pedagogika, 1975. - 368 s.
9. Nikiforov, G. S. Samokontrol kak mehanizm nadezhnosti cheloveka-operatora. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1977. - 112 s.
10. Selevko, G. S. Sovremennyie obrazovatelnyie tehnologii : uchebnoe posobie. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 s.
11. Skatkin, M. N. Problemyi sovremennoy didaktiki. - M.: Pedagogika, 1980. - 96 s.
12. Elkonin, D. B. Hrestomatiya po vozrastnoy psihologii : uchebnoe posobie dlya studentov / pod red. D.I. Feldshteyna; izd. 2-e, dop. - M.: Institut prakticheskoy psihologii, 1996. - 304 s.
13. Yutsyavichene, P. A. Teoriya i praktika modulnogo obucheniya. - Kaunas: Shvinesa, 1989. - 272 s.
14. Yakunin, V. A. Obuchenie kak protsess upravleniya : Psihologicheskie aspektyi. - L.: LGU im. A.A. Zhdanova, 1988. - 159 s.
УДК 37.017.7 Е.Э. Остапенко*
Основы межкультурной компетентности в поликультурном образовательном пространстве
Изложен авторский взгляд на формирование межкультурной компетентности в поликультурном образовательном пространстве учреждения высшего профессионального образования с учетом национальных особенностей.
Ключевые слова: межкультурная компетентность, формирование межкультурной компетентности, поликультурное образовательное пространство.
Е.Е. Ostapenko*. Foundations of international competence in a multicultural educational environment of the university. Set out the author’s view on the formation of intercultural competence in a multicultural educational environment of the university according to national circumstances.
Keywords: intercultural competence, the formation of cross-cultural competence, multicultural educational environment.
Одним из приоритетных направлений реформы МВД является создание эффективной системы подготовки кадров, отвечающей мировым стандартам и обеспечивающей высокий уровень профессиональной подготовки выпускников. В ходе реализации в учебном процессе новых образовательных стандартов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России широко применяется компетентностный подход, позволяющий готовить выпускников с инновационным типом мышления, способных реализовать на практике весь набор компетенций, заложенных в соответствующих учебных программах.
В образовательных учреждениях МВД России обучаются представители многих народов, проживающих в многонациональной Российской Федерации, а также «свыше 1 тысячи иностранных специалистов правоохранительных органов из 27 стран мира» [из выступления начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России В.Л. Кубышко на совещании руководителей кадровых аппаратов, образовательных и научных учреждений МВД/Полиции государств
* Остапенко, Елена Эдуардовна, инспектор группы по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (911) 244-65-30. E-mail: [email protected].
* Ostapenko, Elena Eduardovna, inspector of group for the personnel work, St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str, 1. E-mail: [email protected].
© Остапенко Е.Э., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Педагогика
- участников СНГ, декабрь 2012 г.]. Таким образом, образовательная среда высших учебных заведений МВД России является поликультурной, где взаимодействуют индивиды и группы различных культур, национальностей и конфессий. Поликультурное образовательное пространство - система деловых и личностных контактов, призванная удовлетворить образовательные, социокультурные, адаптивные и другие потребности обучающихся, обуславливающая кругозор, стиль мышления и поведение включенных в нее субъектов, стимулирующая в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим ценностям.
Взаимодействие представителей разных культур в процессе совместного обучения предполагает формирование такого качества личности, как способность и готовность к межкультурному диалогу, умению адекватно ориентироваться в контактах с представителями других культур - межкультурной компетентности.
Поликультурное образовательное пространство в рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел должно сыграть главную роль в развитии межкультурной компетентности у курсантов (слушателей). Межкультурная компетентность представляет собой не просто набор знаний и умений, а сложно организованную структуру, образующую совершенно новое качество личности, проявляющееся во взаимодействии личности со своим социокультурным окружением. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД, как правило, предполагает взаимоотношения с лицами различных социальных, культурных и этнических групп. Таким образом, высокий уровень межкультурной компетентности, сформированный в процессе обучения в поликультурном пространстве учебного заведения, является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности сотрудника ОВД в Российской Федерации, где проживают представители более 100 народов. Деловая межкультурная компетентность - знание культурных ценностей собственной и чужой деловой культуры, стиля ведения переговоров, предпочтительных вариантов разрешения конфликтов. Деловая межкультурная компетентность предполагает знание нормативно-ценностных систем конкретных контактирующих культур. Для успешного делового общения в процессе совместной деятельности необходимо знать различия культур по базовым понятиям, определяющим деятельность индивида: время (представления о времени), пространство, дистанция власти, социальные стереотипы.
Восприятие и осознание времени - существенный компонент этнического сознания, структура которого отражает ритмы и темпы развития той или иной социально-культурной системы. Каждая культура, соласно американскому культурантропологу Э. Холлу, имеет свой «язык» времени. В значительной мере он является неосознанным, им пользуются, не обращая на него внимания. Это часто является причиной перенесения своего понимания времени на отношение к нему представителей других культурных групп, что нередко вызывает недоразумения в межкультурном общении. Э. Холл по отношению людей к времени подразделяет культуры на монохромные и полихромные [6].
Монохроничные люди Полпхроннчные люди
Делают одно дело в одно время Делают много дел одновременно
Концентрируются на работе Достаточно часто отвлекаются
Принимают обязательства по срокам Допускают нарушения принятых обязательств по срокам
Преданы работе Преданы людям и человеческим отношениям
Строго придерживаются намеченных планов Меняют планы часто и легко
Беспокоятся о том. чтобы не мешать остальным. следуют правилам невмешательства в чужую жизнь и вежливости Больше заботятся о тех. с кем связаны близкими отношениями (семья, друзья, близкие коллеги по бизнесу), чем 0 невмешательстве в чужую жизнь
Беспрекословно уважают частную собственность, редко занимают или дают взаймы Занимают и дают взаймы часто и легко
Деловиты и расторопны Расторопны в зависимости от отношений
Привыкли к краткосрочным отношениям Склонны к созданию пожизненных отношений
Профессор Колумбийского университета, синхронный переводчик ООН Л. Виссон [2] отмечает: «Русские живут по преимуществу в полихромном времени, когда внимание обращено сразу на множество событий, и человек может быть очень гибок в отношении запланированных дел. Он всегда готов немедленно изменить свой график по просьбе друга или родственника, потому что для него гораздо важнее долговременные отношения, нежели краткосрочные».
Одна из главнейших характеристик существования человека в современном мире - так называемый ритм жизни. В одних культурах ритм жизни достаточно высокий, в других, наоборот, медленный. Ритм жизни жителей мегаполиса существенно выше ритма жизни населения небольших городов, поселков и деревень. Как следствие различного ритма жизни, полихромного или монохромного отношения к времени, у представителей разных культур - отличное друг от друга понятие пунктуальности.
Таким образом, для успешной совместной учебной и служебной деятельности представителей разных культур в едином ритме необходима разработка общих представлений о пунктуальности, времени ожидания, предварительном времени (времени, необходимом для урегулирования или достижения договоренностей), т.е. должна быть сформирована деловая межкультурная компетентность, позволяющая избежать конфликтных ситуаций из-за несовпадения восприятия времени.
В процессе межкультурного общения, даже если отсутствует языковой барьер, возникает много сложностей из-за незнания так называемых невербальных языков. Общаясь с представителями другого этноса, нужно учитывать так называемую психологию пространства, т.к. у всех народов есть определенные правила использования межличностного пространства, которых люди придерживаются автоматически, на подсознательном уровне. Основоположник проксемики - науки, изучающей системы невербального поведения - американский культурантрополог Э. Холл [6] классифицировал дистанции, оптимальные для различных видов общения:
- интимная дистанция - общение самых близких людей;
- персональная дистанция - общение со знакомыми людьми;
- социальная дистанция - общение с чужими людьми и официальное общение;
- публичная дистанция - выступление и беседа с группой людей.
Длина этих дистанций у различных народов существенно отличается друг от друга. Согласно исследованиям всемирно известного специалиста в области кросс-культурной психологии Г. Триандиса [5], самая большая дистанция была выявлена у жителей Северной Европы, а самая короткая - у представителей арабских стран. У каждого человека существует так называемое персональное пространство - мысленная окружность вокруг себя, в которую не следует входить другим. Несмотря на то, что величина этой окружности индивидуальна для каждого человека, в различных культурах существуют определенные закономерности. В коллективистских традиционных культурах Северного Кавказа величина персонального пространства может изменяться от возраста и пола человека. У народов Северного Кавказа также четко регламентировано соблюдение общающимися определенных позиций, существует строго соблюдаемое почетное место - позиция, которую занимает наиболее уважаемый член коллектива. Концепция почетного места присутствует практически в любой культуре. Например, в Европе традиционно за старшим по должности закрепляется место в центре помещения
Концепция почетного места наглядно демонстрирует существование в каждой культуре иерархии социальных отношений, определяющую роль в которой играет так называемая дистанция власти -параметр, отражающий особенности отношения людей к неравенству в обществе. Дистанция власти существенно различается для индивидуалистских и коллективистских культур. Индивидуалистическая культура предполагает соревновательность, в ней личные достижения ставятся выше групповых, большое значение играет индивидуальная свобода, в т.ч. свобода выбора.
Коллективистская культура - культура, в которой группе отдается приоритет перед индивидом. Сотрудничество и групповые достижения ставятся выше, чем конкуренция и индивидуальные достижения.
Индивидуалистическая ориентация характерна для современных культур, а коллективистская
- для традиционных.
В коллективистских культурах дистанция власти выше, чем в индивидуалистских культурах, существует высокая степень зависимости нижестоящих от власть имущих. Неравенство и ярко выраженная социальная иерархия считаются неотъемлемой частью общественной организации. Соответственно, эмоциональная дистанция между подчинёнными и облечёнными властью огромна, принимается авторитарный или патриархальный стиль управления. Возражения или выражение недовольства своему начальству - явления практически исключённые.
Когда дистанция власти предельно велика, происходит так называемая сакрализация власти, обожествление самой власти и ее представителей. Термин «сакрализация» происходит от латинского слова sacer, которое (как и его полный аналог, семитское kds-) переводится словами «священный», «святой».
Иерархия социальных отношений, дистанция власти формируются у человека с самого рождения, как правило, в семье. В традиционных культурах с большой дистанцией власти культивируется подчеркнутое уважение к родителям и старшим, требуется беспрекословное послушание. В культурах с малой дистанцией власти дети позиционируются как равноправные члены семьи, поощряется самостоятельность и личная ответственность. Наличие своего мнения, выражение несогласия с мнением родителей рассматриваются как норма поведения.
Сформированный с раннего детства стиль общения в паре «родитель - ребенок» автоматически проецируется на взаимоотношения «преподаватель - ученик». Для повышения эффективности учебного процесса преподаватель, взаимодействуя с обучающимся, должен учитывать, что для представителя культуры с большой дистанцией власти он воспринимается как безусловный авторитет, определяющий направление интеллектуального развития ученика, и качество обучения зависит в большей степени от его личности, персональной компетентности и обоснованной научной позиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Педагогика
В культурах с малой дистанцией власти от преподавателя требуется внимательное отношение к инициативе и мнению обучающегося, который рассматривается как равноправный партнер в учебном процессе, поощряются диспуты и дискуссии, в ходе которых задача преподавателя - направить познавательную деятельность обучающегося в нужном направлении.
При индивидуальном общении с представителями других этносов и культур очень важную роль играет межкультурная личностная компетентность - умение определять степень влияния культурных ценностей и установок на индивидуума, навык объективного восприятия культурных различий. Таким образом, высокая личностная компетентность предполагает не только знание ценностей, норм поведения представителей различных культур, но и, что самое важное, способность в процессе общения осмыслить, как культурные стереотипы определяют поведение данного индивида.
С самого рождения человека начинается процесс вхождения его как индивида в культуру своего народа - инкультурация. Ввел термин «инкультурация» в 1948 г. американский антрополог М. Херсковиц в своем исследовании «Человек и его работа. Наука культурной антропологии» [1]. Одновременно с процессом инкультурации начинается становление культурной идентичности -осознание своей принадлежности к определенной этнической группе. Человек в когнитивном процессе познания окружающего мира и своего места в нем категоризирует события и объекты по группам, в т.ч. разделяя людей по базовому дихотомическому принципу «свой - чужой». Важную роль в процессе межгруппового общения играют, по определению Т.Г. Стефаненко [4], так называемые «социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений» и, в частности, этнические стереотипы - упрощенные образы этнических групп. Этнические стереотипы носят эмоциональнооценочный характер (причем стереотипы могут нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд), устойчивы к новой информации. В повседневной жизни часто используются многовековые этнические стереотипы: «русские - безалаберные», «немцы - педантичные», «чеченцы
- воинственные» и т.д. Ярким примером этнических стереотипов являются анекдоты о представителях различных национальностей. Межкультурная компетентность предполагает умение составить мнение о представителе другого этноса, не опираясь исключительно на ригидные этнические стереотипы, но с учетом воспитания, традиций и особенностей культуры данного индивида. Таким образом, для успешных совместных действий представителей различных культур, очень важна индивидуальная поведенческая межкультурная компетентность - потенциальное умение осознанно подходить к контактам с чужой культурой, готовность к межнациональному общению и социальная - умение адекватно разрешать возникающие противоречия и конфликты в процессе взаимодействия и коммуникации представителей разных этносов.
Содержательная сущность концепции формирования межкультурной компетентности в поликультурном образовательном пространстве учреждения высшего профессионального образования предполагает разработку методики оценки этнокультурных знаний обучающихся в родной и других культурах, выявление совокупности культурных синдромов, оказывающих наибольшее влияние в процессе межкультурного общения, разработку методов их измерения и оценки. Результаты должны быть использованы в специальной учебной образовательной программе, а также положены в основу проводимых в образовательном учреждении мероприятий, связанных с морально-психологической подготовкой курсантов (слушателей) и профессиональной подготовкой специалистов для силовых ведомств России и других государств.
Список литературы
1. Белик, А. А. Культурология : учебник. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.
2. Виссон, Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. - М., Валент, 1999.
3. Материалы совещания руководителей кадровых аппаратов, образовательных и научных учреждений МВД / полиции государств - участников СНГ (4-7 декабря 2012 г.). - Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.
4. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учебник. - М., Аспект Пресс, 2008.
5. Триандис, Гарри К. Культура и социальное поведение. - М., Форум, 2011.
6. Hall, Е. The hidden dimensions of time and space in today’s world. - Toronto, 1988.
Literature
1. Belik, A. A. Kulturologiya : uchebnik. - M.: Rossiyskiy gosudarstvennyiy gumanitarnyiy universitet,
1999.
2. Visson, L. Chuzhie i blizkie v russko-amerikanskih brakah. - M., Valent, 1999.
3. Materialyi soveschaniya rukovoditeley kadrovyih apparatov, obrazovatelnyih i nauchnyih uchrezhdeniy MVD / politsii gosudarstv - uchastnikov SNG (4-7 dekabrya 2012 g.). - N.Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2013.
4. Stefanenko, T. G. Etnopsihologiya : uchebnik. - M., Aspekt Press, 2008.
5. Triandis, Garri K. Kultura i sotsialnoe povedenie. - M., Forum, 2011.
6. Hall, E. The hidden dimensions of time and space in today’s world. - Toronto, 1988.