Педагогика
Зависимость критерия эффективности от уровня значимости
Таблица 3
Уровень значимости 1 0.8 0.6 0.4 0.3 0.2 0.1 0.05 0.01 0
Критерий 10.3 5.65 3.45 1.75 1.75 1.9 2.95 5.9 15.7 271.9
Выводы
1. Результаты управляемого эксперимента позволяют сделать вывод о том, что оценки, получаемые с помощью статистической модели, значительно точнее оценок, получаемых общепринятым способом.
2. Сложность расчётов по модели может быть существенно снижена за счёт её программной реализации.
3. Оптимальный уровень значимости находится на интервале 0.3 - 0.4.
Список литературы
1. Куватов, В. И., Онов, В. А., Яковлев, Д. В. Технология формирования оптимальной последовательности изучения дисциплин учебного плана вуза // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2012. - Т. 23. - № 3. - С. 104-109.
2. Куватов, В. И., Примакин, А. И., Яковлев, Д. В. Метод формирования оптимальной последовательности изучения модулей учебной дисциплины на основе кривых забывания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 2 (58). - С. 172-178.
3. Примакин, А. И. Универсальная система тестирования для организации мониторинга знаний учащихся в рамках дистанционно-модульной подготовки специалистов по информационной безопасности в учебных заведениях системы МВД России : материалы VII Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России (ИБрР-2011)». Санкт-Петербург, 26-28 октября 2011 г. / СПОИСУ. - СПб., 2011. - С. 47-48.
4. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2001. - 480 с.
5. Свиридов, А. П. Введение в статистическую теорию обучения и контроля знаний. - Ч. 1. -М.: МЭИ, 1974. - 135 с.
УДК 37.017.7 Е.Э. Остапенко*
Проблемы межкультурного взаимодействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
Изложен авторский взгляд на проблемы межкультурного взаимодействия в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрены различные аспекты межкультурного взаимодействия в ходе выполнения служебных задач.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, этнические преступные формирования, профессиональная компетентность, национально-психологические особенности.
E.Е. Ostapenko*. Problems of intercultural interaction in activities of employees of the interior of Russian Federation. Set out the author's view of the problems of intercultural interaction in the activities of employees of the Interior of Russian Federation. The various aspects of intercultural communication in the performance of official tasks are considered.
Keywords: cross-cultural interaction, ethnic criminal groups, professional competence, national psychological features.
События последнего десятилетия - террористические акты в России, США и других странах, гражданская война на Украине, политические, экономические и национально-культурные кризисы - повысили актуальность проблем межкультурного взаимодействия. При ускорении процессов глобализации и увеличении потоков миграции по всему миру особую значимость приобретает формирование культуры межнациональных отношений, способности народов к диалогу, позволяющей мирно сосуществовать в условиях непрерывного изменения среды жизнедеятельности, ее стремительного усложнения для восприятия и оценки человеком. Согласно докладу за 2013 г. Генерального Секретаря
* Остапенко, Елена Эдуардовна, адъюнкт кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8(911)244-65-30. E-mail: [email protected].
* Ostapenko, Elena Eduardovna, рostgraduate student of the department of pedagogy and social psychology of the St.-Petersburg university of the Ministry of internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Остапенко Е.Э., 2015
Остапенко Е.Э. Проблемы межкультурного взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД...
Организации Объединенных Наций «Цели развития тысячелетия» одной из восьми приоритетных целей деятельности ООН и мирового сообщества является «формирование глобального партнерства в целях развития» [1]. Внутренняя миграция граждан России, связанная с изменениями на рынке труда, постоянно увеличивающийся поток мигрантов из стран ближайшего зарубежья, беженцы с Украины - новые реалии современной России. Главная цель реформы МВД России в сложившихся сложных геополитических и демографических условиях - создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника XXI в., основные задачи - повышение доверия у населения и общества, повышение профессионализма, повышение качества работы сотрудников органов внутренних дел. Работа в правоохранительных органах относится к профессиям типа «человек -человек». В России, где проживают представители более 180 национальностей, толерантность, гармония межкультурных взаимодействий - обязательные условия существования федеративного государства. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» [2]. Таким образом, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, как правило, предполагает взаимоотношения с лицами различных социальных, культурных и этнических групп. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона «О полиции», «сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» [3].
В последнее время в связи с изменившимися геополитическими и экономическими условиями особую актуальность приобрела работа с мигрантами - лицами, не имеющими гражданства РФ, проживающими и работающими в России временно. Таким образом, осознание поликультурности общества, способность конструктивного взаимодействия с различными участниками общения и при этом способность решения профессиональных задач межкультурного взаимодействия являются качествами, влияющими на эффективность служебной деятельности специалиста правоохранительных органов. Высокая межкультурная компетентность особенно актуальна при расследовании сотрудниками органов внутренних дел преступлений, совершенных на религиозной, национальной почве, а также преступлений, совершенных иностранными гражданами или так называемыми этническими преступными формированиями. Согласно «Краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации, в том числе Крымском Федеральном округе за январь - декабрь 2014 года», «иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 44,4 тыс. преступлений, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 38,4 тыс. преступлений, их удельный вес составил 86,4 %» [4]. Этнические преступные формирования — это группы, сообщества (организации), представляющие собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, т.е. объединяющие в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований). Отнесение преступной группировки к этнической не определяется однородностью её национального состава, он может быть и смешанным. Этническую принадлежность группировки определяют те, кто занимает в ней лидирующее положение. В крупных городах Российской Федерации возникли места компактного проживания лиц одной национальности, что вносит определенные нюансы в деятельность правоохранительных органов на этой территории. В июле 2013 г. в средствах массовой информации подробно освещались события на Матвеевском рынке в г. Москве, когда сотрудники органов внутренних дел, пытавшиеся задержать подозреваемого в изнасиловании несовершеннолетней, подверглись нападению со стороны работников рынка азербайджанской национальности [5]. Двум сотрудникам полиции противостояла агрессивная толпа из 20-25 человек, собравшаяся на призывы о помощи предполагаемого преступника Магомеда Расулова и его супруги. Этот инцидент наглядно продемонстрировал существование на территории Москвы анклавов, где действуют законы землячества и возможна открытая конфронтация населения с полицией.
Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно отметить два направления разрешения проблем организации противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности в районах компактного проживания национальных меньшинств.
Первое направление - комплектование территориальных органов внутренних дел лицами одной с местным населением национальности. Этот метод используется полицией Лондона, например, в районе Хаунслоу, западный Лондон, где исторически сложилось община выходцев из Индии [6], а также в различных районах Нью-Йорка, где проживают афроамериканцы, представители Латинской Америки и Китая.
Второе - разработка и выполнение плана комплексных мероприятий, направленных на взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с представителями землячеств, их сотрудничество в целях предотвращения преступлений, оказания помощи полицейским в оперативной деятельности; организация изучения представителями силовых структур традиций, обычаев населения, способствующего взаимопониманию и повышению доверия. Такие методы используются в Австралии, штатах Квинсленд, Южный Уэльс, где представители различных национальностей входят в консультационный совет по этническим проблемам при полиции штата [7].
Это направление является приоритетным для Российской Федерации, поскольку в органах внутренних дел существует ротация кадров как одно из действенных средств противодействия
Педагогика
коррупции. В Федеральном законе Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. «В контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел» (п. 4, ст. 23. Содержание контракта) [8]. Таким образом, высокая межкультурная компетентность сотрудника органов внутренних дел является необходимым условием для выполнения служебных обязанностей в различных регионах Российской Федерации.
Основная задача профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел заключается в формировании у них способностей к активной правоохранительной деятельности, в т.ч. к решению нестандартных творческих задач в сфере противодействия преступности и охраны прав и свобод граждан. По своим должностным обязанностям сотрудник органов внутренних дел общается с различными категориями граждан. Общение с гражданами осуществляется в основном по трем направлениям: опрос свидетелей, допрос подозреваемых, профилактические беседы и встречи, направленные на предупреждение правонарушений, и просветительская работа в образовательных организациях. Поскольку служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел протекает в области общественных отношений, он должен обладать навыками профессионального общения с различными группами населения, уметь уважать права тех, кто оступился или по умыслу совершил преступление, знать национальные традиции, особенности культуры населения, проживающего в регионе, где он несет службу.
С другой стороны, межкультурное взаимодействие происходит при совместном исполнении служебных задач сотрудниками различных национальностей. Особое значение имеет деятельность руководителя в органах внутренних дел в многонациональном коллективе подразделения органов внутренних дел. Помимо решения служебных задач, каждый руководитель в рамках профессионально-служебной и морально-психологической подготовки обязан лично заниматься обучением и воспитанием подчиненных. По мнению этнопсихолога В.Г. Крысько, «учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе» [9].
Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание, с другой, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя [10].
В процессе воспитательной работы можно выделить три этапа процесса адаптации этнической психологии к педагогическим мероприятиям, проводимым руководителем в подразделении с многонациональным личным составом органов внутренних дел. На начальном этапе национально-психологические особенности или способствуют, или препятствуют воспитательному воздействию на подчиненных. Если эти особенности вступают в противоречие с целями и задачами руководителя для осуществления эффективной служебной деятельности, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических мероприятий.
На втором этапе устанавливаются прочные связи с каждым членом коллектива или группой лиц одной национальности, закладывается база для взаимодействия людей в рамках коллектива.
На третьем, заключительном, этапе максимально раскрываются потенциальные возможности представителей всех этнических микрогрупп во взаимодействии друг с другом. Теперь национально-психологические особенности людей уже стимулируют активность руководителя.
Эффективность функционирования подразделения органов внутренних дел напрямую зависит от качества взаимоотношений, устанавливающихся между руководителем и каждым членом коллектива, которым он руководит. В свою очередь, взаимоотношения зависят от умения руководителя разбираться в людях, от знания их нужд, потребностей, мотивов поведения и намерений.
А.А. Бодалев в своем научном исследовании «Личность и общение», рассуждая о «качествах личности, нужных для успешного общения», писал: «Одним из условий получения ... результата является глубокое знание психологии другого человека — прежде всего его ценностных ориентаций, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает» [11].
Для успешного межкультурного взаимодействия в процессе выполнения служебных обязанностей сотруднику органов внутренних дел необходима высокая мотивация на собственное совершенствование, постоянная работа над повышением своего интеллектуального уровня, расширение кругозора для понимания и осмысления поступков, реакции людей различных национальностей. «Познай самого себя» - это изречение или формула мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов» (обычно Хилону или Фалесу), начертанное на фронтоне Дельфийского храма, актуально и в аспекте формирования межкультурных взаимоотношений. Только обладая глубокими знаниями о собственной культуре, можно понять и принять поликультурность окружающего мира.
Глобальные миграционные процессы, происходящие в мире и в России последние два десятилетия, значительно поменяли условия профессиональной деятельности сотрудников органов
Потехин В.С., Кадулин В.Е. Об уточнении понятия и классификации автоматизированных рабочих.
внутренних дел Российской Федерации, увеличив потребность в эффективном межкультурном взаимодействии на различных уровнях - служебном, управленческом и коммуникативном. В современных условиях для успешного решения различных служебных задач в процессе межкультурного взаимодействия сотруднику органов внутренних дел необходима профессиональная компетентность, предполагающая знание ценностей, норм поведения представителей различных культур, что даёт возможность адекватно оценивать способности, мотивацию поступков людей, прогнозировать их поведение в различных нестандартных ситуациях.
Список литературы
1. Доклад за 2013 г. Генерального Секретаря ООН Пан Ги Муна «Цели развития тысячелетия» [Электронный ресурс]. // Официальный сайт ООН. - URL: http:/un.org./ru/milleniumgoals/pdf/ Russian2013.pdf (дата обращения: 21.02.2015).
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе Крымском Федеральном округе за январь - декабрь 2014 года [Электронный ресурс]. // Официальный сайт МВД России. - URL: https:/mvd.ru/reports (дата обращения 24.02.2015).
5. Российская газета. Федеральный выпуск. № 6341 (69).
6. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.telegraph.co.uk/news/uknews/law-and-order (дата обращения 20.01.2013).
7. NSW Pólice Force Multicultural Policies and Services Program Forward Plan 2011-2014 [Электронный ресурс]. - URL:https//www.police.qld.gov.au/programs (дата обращения 20.01.2013).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
9. Крысько, В. Г. Этническая психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
10. Гурьев, М. Е., Юренкова, В. А. Этнопсихология : учебное пособие. - СПб.: Издательство СПб университета МВД России, 2014. - 295 с.
11. Бодалев, А. А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
УДК 681.518 (004.031.42) В.С. Потехин*, В.Е. Кадулин**
Об уточнении понятия и классификации автоматизированных рабочих мест, используемых в информационных системах и компьютерных технологиях
Термин автоматизированное рабочее место (АРМ) применительно к ин-формационным системам МВД России используется весьма часто. Содержание этого термина меняется во времени, так же как состав признаков, используемых при классификации разновидностей АРМ. В данной работе предпринята попытка уточнить современное понимание термина АРМ и предложить современный вариант классификации АРМ, используемых в МВД России.
Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, информационные системы, компьютерные технологии, классификация автоматизированных рабочих мест.
VS. Potekhin*, V.E. Kadulin**. On elaboration of concept and classification of the workstations, used in the information systems and computer technologies. The term «automated workstation» (AWS) is used rather often in relation to the information systems of Ministry of internal Affairs (MIA). The content of this term varies with a time, as the composition of features used for the classification of varieties AWS. In
* Потехин, Владимир Семенович, кандидат технических наук, доцент, почетный работник науки и техники Российской Федерации, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского уни-верситета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-(812)-744-48-22. E-mail: [email protected].
** Кадулин, Владимир Елизарович, профессор кафедры информационной безопасности Московского университета МВД России. Адрес: Россия, 117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12. Тел.: 8-964-503-14-90. E-mail: [email protected].
* Potekhin, Vladimir Semenovich, candidate of technical Sciences, associate Professor, honorary worker of science and engineering of Russian Federation, associate Professor of chair of special information technology St. Petersburg Uni-versity at Russian Ministry of internal Affairs (MIA). Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 8-(812)-744-48-22. E-mail: URL: [email protected].
** Kadulin, Vladimir Elizarovich, professor of the department of information security at Moscow University at Russian Ministry of internal Affairs (MIA). Address: Russia, 117437, Moskow, Akademik Volgin str., 12. Ph. 8- 964-503-14-90. E-mail: [email protected].
© Потехин В.С., Кадулин В.Е. 2015