Педагогика
t^ ственных наград - deprivation of a special, military or honorary цией, требующейся в его профессиональной деятельности.
2 title, and state awards, обязательные работы - obligatory works, Ему необходимо регулярно изучать специальную литера-
CS| исправительные работы - community works, ограничения по туру, отслеживая новые тенденции в профессиональной
Zn военной службе - restrictions on military service, ограничения сфере и используя зарубежный опыт. Поэтому глубокое и
^ свободы - custody, confinement, imprisonment, deprivation of всестороннее знание иностранного языка, знание и умение
^ liberty и т.д. Обучающиеся наращивают терминологический правильно использовать специальную терминологию, а
запас, учатся думать и обсуждать профессиональные вопро- также знание истории и современного состояния своего
^ сы на иностранном языке, т.е. изучение иностранного языка профессионального поля деятельности являются основными
у становится профессионально значимым. требованиями, которые предъявляются к обучающемуся как
£ Сегодня специалист должен владеть разнообразной, будущему специалисту.
подчас сложной и непрерывно обновляющейся информа-
W Список литературы
2 1. Алексеева, Л. М. Проблемы термина и терминообразования : учебное пособие по спецкурсу. - Пермь: Пермский
н университет, 1998. - 120 с.
н 2. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение : учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 304 с.
§ 3. Даниленко, В. П. Актуальные направления лингвистического исследования русской терминологии // Современные
^ проблемы русской терминологии : сб. ст. - М., 1986.
g 4. Лейчик, В. М. Элементы терминотворческой теории текста // Стереотипность и творчество в тексте : сборник
В научных трудов. - Пермь, 2002. - С. 63-77.
5. Татаринов, В. А. Теория терминоведения : в 3 т. - Т. 1. Теория термина: история и современное состояние. -0 М., 1996.
g 6. Трушина, Е. В. Терминосистемы криминалистики и криминологии в рамках когнитивного терминоведения. -
Екатеринбург: АКД, 2005.
о
^ © Пушкарёва И. А., 2017
С УДК 174
Я Е. В. Сальников, И. А. Леонова
й
U САЛЬНИКОВ Евгений Вячеславович
g Начальник кафедры социально-философских дисциплин
д Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова, доктор философских наук, доцент
о Адрес: Россия, 302027, Орёл, ул. Игнатова, 2
Тел.: 8 (4862) 41-47-13 E-mail: [email protected] SALNIKOV Eugene Vyacheslavovich
Chief of chair of social-philosophical disciplines of the Orel Law Institute
of the Ministerium of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Doctor ofPhilosophical Sciences, Associate professor
Address: Russia, 302027, Orel, Ignatova str., 2
Ph.: +7 (4862) 41-47-13 E-mail: [email protected]
ЛЕОНОВА Ирина Анатольевна
Доцент кафедры социально-философских дисциплин
Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 302027, Орёл, ул. Игнатова, д. 2 E-mail: [email protected]
LEONOVA Irina Anatolievna
Assistant professor of Chair of Social-philosophical Disciplines, PhD in Law, Orel Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov Address: Russia, 302027, Orel, Ignatova str., 2 E-mail: [email protected]
Профессионально-этические основы подготовки сотрудников полиции к несению службы в полиэтническом обществе
Ethical basis of preparation of police officers for duty in a multi-ethnic society
Система подготовки сотрудников полиции на современном этапе должна формировать профессионально-этические принципы взаимодействия полицейского с представителями различных национальных групп и мигрантами в полиэтническом сообществе, устойчивые навыки межкультурного взаимодействия. На материалах социологического исследования авторы статьи показывают, что мировоззрение как сотрудников полиции, так и представителей национальных сообществ не в полной мере соответствует идеалам открытости и взаимодействия.
Ключевые слова: полиция, профессиональная этика, мигранты, национальные сообщества.
The system of police training at the present stage must form a professional and ethical principles of interaction of police with representatives of various ethnic groups and migrants in a multiethnic community, and to form the stable skills of intercultural interaction. On the materials of sociological study, the authors demonstrate that the ethical basis as police officers, and representatives of national communities do not fully conform to the ideals of openness and cooperation. Keywords: police, professional ethics, migrants, national community.
Современный мир характеризуется резкой активиза- страцией этих процессов может являться миграционная цией миграционных процессов, охвативших практически все ситуация, например, в Орловской области. Так, согласно страны мирового сообщества. Россия наряду с целым рядом данным официальной статистики, только в 2014 г. на ми-европейских и североамериканских стран испытывает зна- грационный учёт структурными подразделениями УФМС чительную по своим объёмам миграционную нагрузку. Так, в России по Орловской области поставлены 48150 иностран-2011 г. на территорию страны въехали 13831860 иностранных ных граждан. Больше всего их прибыло с Украины -21728, граждан, в 2012 г. - 15889421, в 2013 г. - 17785910, в 2014 г. - из Узбекистана - 7227, Молдовы - 2776, Армении - 2423, 17281971, в 2015 г. - 17333777, в 2016 г. - 16290031 [6, с. 22]. Таджикистана - 2145, Азербайджана - 1371, Беларуси - 1115, В результате этих процессов существенно меняется Киргизии - 1 008, Туркменистана - 736, Казахстана - 560. этническая структура общества. Регионы, которые ещё При этом в течение 2014 г. вынесены положительные реше-недавно могли характеризоваться как моноэтнические, ния о предоставлении гражданства Российской Федерации предстают сегодня полиэтническим сообществом. Иллю- в отношении 698 человек; по состоянию на 1 января 2015 г.
Сальников Е. В., Леонова И. А. Профессионально-этические основы подготовки сотрудников полиции...
на территории области постоянно проживают 2577 иностранных граждан и лиц без гражданства; по разрешению на временное проживание проживают 3413 иностранных гражданина [5]. В 2015 и 2016 гг. был отмечен незначительный миграционный прирост.
Изменение этнической структуры общества наряду с целым рядом положительных моментов содержит и определённые угрозы. К их числу относятся потенциальный рост экстремистской активности, возрастание угрозы межэтнических и межрелигиозных конфликтов, формирование преступных сообществ по этническому принципу и т.п. Эти обстоятельства не могут не осложнить деятельность полиции по обеспечению безопасности и общественного порядка.
Однако не менее значительными являются трудности, связанные с необходимостью формирования нового мировоззрения как сотрудников полиции, так и самого гражданского общества. Речь идёт о том, что в полиэтническом сообществе обеспечение безопасности и правопорядка может быть достигнуто только в результате взаимодействия полиции, коренного населения и представителей самих этнических сообществ. Если мигранты дистанцируются от решения проблем поддержания порядка, будут избегать контакта с полицией и иными правоохранительными органами, органами исполнительной власти в целом, задача их интеграции и создания единого российского общества будет достаточно сложной.
Как представляется, подобные обстоятельства требуют прежде всего мировоззренческой перестройки сознания сотрудников органов внутренних дел, формирования морально-этических принципов несения службы в условиях полиэтнического сообщества и полноценного взаимодействия с данным сообществом.
В ряде зарубежных стран при подготовке сотрудников полиции особое внимание уделяется именно профессионально-этическому аспекту взаимодействия сотрудников полиции с мигрантами и различными этносами в полиэтническом сообществе. Так, в систему подготовки полицейских Норвегии с середины 90-х гг. ХХ в. включен целый ряд дисциплин, среди которых - и социальная антропология, которая «преподавалась в три этапа. На первом этапе студентам полицейского колледжа предлагалось общее описание основных концепций и теорий антропологии с акцентом на вариативность культур. Второй этап обучения посвящён детальному рассмотрению отдельных культурных сообществ, в т.ч. мигрантов и национальных меньшинств, проживающих в Норвегии. На третьем этапе студентам предоставлялась возможность использовать достижения антропологической науки в правоохранительной деятельности. Кроме того, восемь недель практики студенты должны были работать в какой-либо частной или общественной организации» [7, с. 65].
Интересный опыт накоплен во Франции, где с 90-х гг. ХХ в. в программу «летних школ» - кратких курсов повышения квалификации - были включены вопросы поликультурного общества. На протяжении ряда лет проводились семинары «Подростки и иммиграция» с рассмотрением демографических, социальных, юридических аспектов иммиграции; спецкурс «Культуры и культурные различия», каждый модуль которого был нацелен на рассмотрение проблем одной из национальных общин конкретного региона [7]. Самое важное при этом, что речь не ограничивалась подачей теоретического материала. Большой объём практических занятий, деловых и ролевых игр - всё это позволяет формировать устойчивые навыки профессионально-этического поведения сотрудников в новых условиях полиэтнического региона и усиления миграционных потоков.
Руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации и Правительство России в целом уделяют вопросам гармонизации этнических отношений в обществе и оптимизации деятельности органов внутренних дел в полиэтническом сообществе повышенное внимание. В Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» к числу факторов, оказывающих негативное влияние на развитие межнациональных (межэтнических) отношений относятся: недостаточность реализуемых мер по обеспечению культурной и социальной интеграции и адаптации мигрантов; недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной поли-
тики, включая профилактику экстремизма и раннее пред- w упреждение межнациональных конфликтов в субъектах с Российской Федерации; незаконная миграция, экспансия ^ международного терроризма и религиозного экстремизма, и международная организованная преступность. Особое С место в системе правового обеспечения вопросов гармони- р зации межнациональных отношений занимает «Стратегия к государственной национальной политики Российской -Федерации до 2025 года». «План мероприятий МВД России Я по реализации Стратегии государственной национальной е политики Российской Федерации до 2025 года» предпола- б гает целый ряд конкретных мероприятий ведомства, в т.ч. у и обращает внимание на необходимость формирования г мировоззрения сотрудников, основанного на толерантно- Q сти, формирование профессионально-этических моделей г сотрудничества сотрудников полиции и представителей у различных мигрантских объединений, национальных со- к обществ, этнических групп, народов, народностей совре- в менного полиэтнического мира. р
К сожалению, приходится констатировать, что на g настоящее время в полном объеме решение проблемы е формирования таких морально-этических качеств личности а сотрудников органов внутренних дел еще не достигнуто. м Подтверждением этому служат результаты социологиче- щ ского исследования «Взаимодействие сотрудников ОВД с — представителями национальных сообществ на территории р Орловской области: изучение общественного ведённого в 2015 г. коллективом исследователей Орловского g юридического института МВД России имени В.В. Лукья- -нова [2]. Опрашивались как действующие сотрудники ор- -таганов внутренних дел, так и представители национальных ( сообществ. 5
В первом случае выборочная совокупность составила — 118 действующих сотрудников ОВД, проходящих службу 0 в различных подразделениях УМВД России по Орловской 7 области. Характеризуя выборочную совокупность, нельзя не отметить, что в числе опрошенных были сотрудники, осуществляющие свою профессиональную деятельность как в городской (84,75 % респондентов), так и в сельской местности (15,25 %). Особое внимание уделялось тому, чтобы привлечь к опросу сотрудников, имеющих различный стаж службы в органах внутренних дел. Так, из числа опрошенных 11 % составляли сотрудники ОВД со стажем службы до трёх лет, 39 % респондентов на момент анкетирования служили в ОВД от трёх до десяти лет, 50 % опрошенных имели стаж более 10 лет.
Дополнительную характеристику выборки предполагал первый вопрос анкеты, в рамках которого респондентам предлагалось оценить частоту своих контактов с представителями национальных сообществ в ходе исполнения должностных обязанностей. Для этого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Сталкиваетесь ли Вы при исполнении своих должностных обязанностей с представителями национальных сообществ?». В результате оказалось, что каждый пятый сотрудник ОВД в выборочной совокупности (22 %) имел постоянный контакт с представителями национальных сообществ, характеризуемый высокой частотой; 59 % респондентов имели спорадические контакты с представителями национальных сообществ, и только 20% респондентов отметили, что почти не сталкиваются с представителями национальных сообществ в своей непосредственной деятельности.
В отношении представителей национальных сообществ выборочная совокупность составила 322 респондента, которые были распределены по гендерному, возрастному, национальному признакам (представлены армяне - 65 чел.; азербайджанцы - 24 чел.; чеченцы - 23 чел.; курды - 38 чел.; таджики - 38 чел.; молдаване - 19 чел.; узбеки - 43 чел.; украинцы - 18 чел.; казахи - 10 чел.; лица, не указавшие свою национальность - 30 чел.), а также по продолжительности своего пребывания в России.
В числе прочих вопросов исследования предполагалось получение информации о том, на каких принципах должны строиться отношения полиции и национальных сообществ, а также об отношении сотрудников полиции к привлечению представителей национальных сообществ к деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
По вопросу отношений сотрудников полиции и национальных сообществ (вопрос: «Как Вы считаете, на каких принципах должны стоиться отношения полиции и
Педагогика
^ национальных сообществ?») почти две трети респондентов 2 из числа сотрудников ОВД (56,78 %) ответили, что следует ^ контактировать с сообществами, но при этом осуществлять жёсткий контроль за их деятельностью. Каждый четвёртый ^ сотрудник ОВД (25,42 %) уверен, что следует способство-^ вать развитию национальных сообществ, привлекать их к ^ правоохранительной деятельности. Вдвое меньшее число ^ опрошенных сотрудников (11,86 %) выбрали негативный у принцип, суть которого заключается в необходимости раз-^о общения национальных сообществ. Безразличной позиции
в этом вопросе придерживается лишь 5 % опрошенных. ^ При этом следует отметить определённую разницу
;>| позиций сотрудников, наблюдаемую в зависимости от места се службы и от стажа службы. Так, признавая приоритетное по-5 ложение принципа, сочетающего контакт с жёстким контро-§ лем, сотрудники, проходящие службу в сельской местности, в два раза меньше склонны способствовать развитию наци-^ ональных сообществ и привлекать их к правоохранительной 8 деятельности (11 % к 28 % соответственно). При этом число сотрудников полиции, которым этот вопрос безразличен, в го сельской местности в семь раз выше, чем в городской. ок Также вызывает определённую настороженность тот у факт, что среди молодых сотрудников ОВД преобладает ^р склонность к негативному восприятию взаимодействия. Так, ю почти каждый четвёртый опрошенный сотрудник (23,08 %), &1 имеющий стаж службы до трёх лет, считает, что следует 5 стремиться к разобщению национальных сообществ с целью ^ недопущения этнической преступности, противодействия ^ экстремизму и т.п. С ростом продолжительности службы М в ОВД сотрудники всё менее и менее склонны к такому и сценарию. Среди сотрудников со стажем от трёх до десяти « лет таких уже только 15 %, среди сотрудников со стажем Я службы более 10 лет - 7 %.
о Кроме того, молодые сотрудники довольно скептиче-
д ски относятся к возможности построения взаимодействия на принципе развития и привлечения представителей национальных сообществ к совместной правоохранительной деятельности. Здесь лишь 15,38 % опрошенных выбрали этот вариант, тогда как уже среди лиц, прослуживших от трёх до десяти лет, этот показатель увеличивается вдвое (30,43 %).
Конкретизация позиции сотрудников полиции достигается за счёт введения прямого вопроса о допустимости привлечения представителей национальных сообществ к деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. В полном соответствии с тенденциями, выявленными в рамках ответов на предыдущий вопрос, 22,88 % опрошенных полностью поддерживают данную идею. При этом категорически против данной идеи высказалось в два раза меньшее количество сотрудников -12,71 %. Следует отметить, что большинство сотрудников, в целом поддерживая данную идею, сомневаются в возможности её реализации (36,44 %) или полагают, что негативных результатов будет больше, чем позитивных (27,97 %).
Интерес представляет и позиция представителей национальных сообществ по данному вопросу. В целом уровень готовности представителей национальных сообществ к совместной работе с полицией по поддержанию правопорядка, участию в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (ответ на вопрос: «Вы лично готовы к совместной работе с полицией по поддержанию правопорядка, участию в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности?») можно характеризовать как удовлетворительный. Треть респондентов (32,61 %) отметили, что готовы лично участвовать в подобной деятельности, а еще 14,6 % согласны помогать сотрудникам полиции, но только в тех ситуациях, когда речь идёт об обеспечении прав членов собственной национальной общины. При этом 40,68 % опрошенных заняли позицию, которую можно охарактеризовать как изоляционистскую. В рамках этой позиции лица выражают готовность подчиниться требованиям сотрудника полиции, т.е. быть законопослушными, но сами по своей собственной инициативе помогать полиции не хотят. Категоричный отказ от взаимодействия с полицией демонстрируют лишь 10,87 % респондентов.
Анализ полученных данных позволяет выделить трансформацию отношения к сотрудничеству с полицией в зависимости от времени пребывания в России. Наблюдается устойчивая тенденция к росту готовности взаимодействовать с полицией в зависимости от времени пребывания на территории области (в России). Так, если из числа лиц, на-
ходящихся в России менее 1 года, только 20,45 % граждан готовы лично участвовать в совместной с полицией работе по поддержанию правопорядка, то среди лиц, время пребывания которых ограничивается тремя годами, таких граждан уже 29,52 %. Наибольших значений этот показатель достигает в группе лиц, которые находятся в России от трёх до десяти лет - 47,69 %. У лиц, проживающих более десяти лет, этот показатель несколько снижается (до 38,98 %), но всё-таки остаётся достаточно высоким.
Не следует чрезмерно положительно оценивать полученную информацию. Конкретизацией параметров взаимодействия представителей национальных сообществ с сотрудниками органов внутренних дел в рамках исследования послужил анализ тактики их поведения в моделируемой ситуации совершаемого правонарушения (ответ на вопрос: «Вам стало известно, что среди членов Вашей национальной общины некие лица, совершают правонарушения, пропагандируют межэтническую рознь и конфликт. В этой ситуации Вы...»).
Анализ показывает, что большинство представителей национальных сообществ придерживается позиции уклонения. Практически половина респондентов (47,2 %) постараются в ситуации совершаемого правонарушения повести себя так, чтобы исключить или минимизировать собственное участие в данном событии. Они не будут ни содействовать совершаемому правонарушению, например, путём его сокрытия, ни препятствовать его совершению. Их центральная стратегия - самоустраниться, исключить ситуацию собственного контакта с лицами, совершающими противоправное деяние. В социальном отношении это одна из наименее продуктивных стратегий. Её отрицательным компонентом является не только негативизм по отношению к органам власти, но и безразличие к обществу, в т.ч. и собственному национальному сообществу, высокая латент-ность правонарушений и их рост в ситуации отсутствия противодействия.
Каждый седьмой респондент (13,98 %) выбирает стратегию разрешения ситуации собственными силами. Это люди, которые привыкли полагаться на самих себя. В отличие от уклонистов, их жизненная позиция включает в себя заботу не только о собственном благополучии, они ориентированы и на обеспечение правопорядка и безопасности окружающих их людей. При этом такие люди убеждены, что им не на кого полагаться, кроме как на самих себя. Вследствие такого убеждения они принимают решения самостоятельно и собственными силами стремятся противодействовать правонарушению. В смысловом отношении данная позиция чревата издержками, ростом конфликтности, латентностью правонарушений и опасной переоценкой собственных сил. Степень гражданской ответственности здесь выше, чем в первой позиции, но негативизм в отношении общественных и властных институтов делает её контрпродуктивной.
Для каждого девятого респондента (12,08 %) значимую позицию играет собственная национальная община. Он воспринимает национальное сообщество как реальное, а не эфемерное образование и потому в сложной ситуации будет искать поддержку внутри этого сообщества у наиболее уважаемых его членов. Выбор такой позиции в большей мере свидетельствует о том, насколько состоятельными являются сами национальные сообщества. Мы видим, что как реальные образования их воспринимают только 12 % опрошенных.
Если выше 32,61 % представителей национальных сообществ заявляли о своей готовности лично сотрудничать с полицией в деле обеспечения правопорядка, то в конкретной моделируемой ситуации, лишь 11,18 % респондентов ответили, что обратятся в полицию, если им станет известно, что среди членов национальной общины некие лица, совершают правонарушения, пропагандируют межэтническую рознь и конфликт. При этом еще 9 % указали, что обратятся в более абстрактные «органы власти». Эти ответы характерны для респондентов с полностью сформированной гражданской позицией, высокой степенью ответственности и доверия к власти. Именно эти люди действительно готовы к личному взаимодействию с правоохранительными органами и органами местного самоуправления, иными органами государственной власти. Объёмы данной группы позволяют несколько скорректировать реальную готовность представителей национальных сообществ к личному взаимодействию с полицией. Более обоснованным представляется говорить уже не о том, что каждый третий готов вместе с полицией
Сошникова И. А., Трипутин С. Н. Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы...
С другой стороны, и само это общество, его гражданские институты должны проводить работу по снижению уровня негативизма и настороженного отношения к представителям власти, а также самоизоляционизма мигрантов перед лицом общих социальных проблем. Отдельная большая задача, стоящая перед самими национальными сообществами, заключается в повышении готовности представителей национальных сообществ к взаимодействию с полицией, к росту открытости представителей национальных сообществ.
пресекать и предупреждать правонарушения, но четыре-пять человек из десяти.
Подводя итоги, следует признать, что приводимые материалы исследования отчётливо демонстрируют необходимость разработки специальных методик формирования профессионально-этического компонента мировоззрения сотрудников ОВД, направленного на формирование устойчивых позитивных моделей взаимодействия с представителями национальных сообществ в деле обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Необходимо планомерно и целенаправленно разрушать негативный образ мигранта, нивелировать ксенофобные настроения и идеи, формировать навыки взаимодействия с гражданами в рамках полиэтнического общества.
Список литературы
1. Андреев, Н. А., Коробов, В. Б. Социальное партнёрство в правоохранительной сфере // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 1. - С. 28-32.
2. Гаврилин, С. А. К вопросу об оптимизации взаимодействия сотрудников ОВД с представителями национальных сообществ // Наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 23-26.
3. Коробов, В. Б., Кильмашкина, Т. Н. К вопросу о формировании толерантного сознания у руководителей органов внутренних дел в Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - № 1. - С. 3-7.
4. Михайлов, А. П. Кризис адаптации общества как основа развития экстремизма // Человек. Общество. Инклюзия. -2016. - № 3-2. - С. 20-25.
5. Орловская область в цифрах - 2014 : статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. orel.gks.ru.
6. Ульянов, М. В. Миграционные процессы в системе детерминации преступлений экстремистской направленности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2017.
7. Шушкевич, И. Ч., Ефремова, М. Ю. Работа полиции с населением: учёт этнических особенностей граждан в деятельности полицейских ведомств (анализ опыта зарубежных стран) : монография. - Ростов н/Д.: ООО «Терра», 2004.
(33 гъ
0
н
1
s *
С
р *
н
СТ\
у тз
м
о «
о м
0 у
1 S X
S н гъ
н р
(33 i=l
Р
о о г S S
© Сальников Е. В., Леонова И. А., 2017
УДК 378
о
И. А. Сошникова, С. Н. Трипутин
СОШНИКОВА Ирина Аркадьевна
Адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected]
SOSHNIKOVA Irina Arkadievna
Post-graduate student, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: [email protected]
ТРИПУТИН Сергей Николаевич
Заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 E-mail: [email protected]
TRIPUTIN Sergey Nikolayevich
Deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 E-mail: [email protected]
Опыт применения интерактивных технологий в процессе воспитательной работы с обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России
Experience in the application of interactive technologies in the process of educational work with cadets at the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia
В статье раскрывается опыт применения интерактивных технологий - проектов, самоуправления, нравственного выбора - в воспитательной работе с курсантами и слушателями, обучающимися в Санкт-Петербургском университете МВД России.
Ключевые слова: воспитательная работа, интерактивные технологии воспитания, проектные методы, самоуправление, нравственный выбор.
The experience of using interactive technologies - projects, self-management, moral choice - in educational work with cadets and students studying at the Saint-Petersburg University of the MIA of the Russian Federation is revealed in the article.
Keywords: educational work, interactive technologies of upbringing, project methods, self-management, moral choice.