Научная статья на тему 'Актуальные проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ'

Актуальные проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PUNISHMENT / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / FORCED LABOR / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / CORRECTIONAL CENTER / НАКАЗАНИЯ / НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ / PUNISHMENT NOT RELATED TO DEPRIVATION OF LIBERTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степаненко Юрий Сергеевич

В статье изучаются принудительные работы как вид уголовного наказания, альтернативный лишению свободы. Автор анализирует понятие принудительных работ, а также особенности исполнения наказания в виде принудительных работ. Проанализированы различные проблемы, возникающие в связи с исполнением данного вида уголовного наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PUNISHMENT OF PUNISHMENT IN FORCED WORKS

The article examines forced labor as a criminal sanction alternative to imprisonment. The author analyzes the concept of forced labor and features of execution of punishment in the form of forced labor. Analyzed various problems arising in connection with the execution of this criminal sanction.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы исполнения наказания в виде принудительных работ»

УДК 343.8

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Степаненко Юрий Сергеевич

кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры специальной подготовки ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Иркутск

e-mail: 682528@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PUNISHMENT OF PUNISHMENT

IN FORCED WORKS

Yuri Stepanenko

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Special Training of the FSPEI HE «The East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

В статье изучаются принудительные работы как вид уголовного наказания, альтернативный лишению свободы. Автор анализирует понятие принудительных работ, а также особенности исполнения наказания в виде принудительных работ. Проанализированы различные проблемы, возникающие в связи с исполнением данного вида уголовного наказания.

ABSTRACT

The article examines forced labor as a criminal sanction alternative to imprisonment. The author analyzes the concept of forced labor and features of execution of punishment in the form of forced labor. Analyzed various problems arising in connection with the execution of this criminal sanction.

Ключевые слова: уголовное наказание; принудительные работы; исправительный центр; наказания, не связанные с лишением свободы.

Keywords: criminal punishment; forced labor; correctional center; punishment not related to deprivation of liberties.

За двадцатилетний срок действия и применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (УК РФ) система наказаний, альтернативных лишению свободы, была существенным образом дополнена и усовершенствована. Об этом свидетельствует не только внесение поправок в ранее действовавшие нормы, но и появление в системе уголовных наказаний новых видов.

Необходимо отметить, что идея введения в Уголовный кодекс уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы на определенный срок, не нова. Еще в 1996 г. в Уголовном кодексе Российской Федерации нашли отражение такие уголовные наказания, как обязательные работы, ограничение свободы и арест. Именно уголовное наказание в виде ограничения свободы, согласно законодательству, должно было исполняться в исправительных центрах. Появление в России спутниковой системы навигации ГЛОНАСС привело тому, что Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ [3] ограничение свободы, как вид уголовного наказания, полностью трансформировалось, при этом идея исправительных центров не была забыта. Федеральным законом

от 07.12.2011 № 420-ФЗ в текст УК РФ была введена ст. 53.1 УК РФ [4], регламентирующая новый вид наказания, альтернативный лишению свободы, — принудительные работы. Несмотря на то что изменения законодательства, вводящие в УК РФ указанный вид наказания, были приняты почти шесть лет назад, назначение уголовного наказания в виде принудительных работ стало возможным только с 1 января 2017 г., что непосредственным образом связано с особенностями исполнения данного вида наказания.

Принудительные работы — вид уголовного наказания, связанный с привлечением осужденного к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определенной денежной суммы [5, с. 21]. Особенность исполнения указанного вида наказания обусловлена прямым указанием закона на то, что данный вид наказания должен реализовываться в специальных учреждениях — исправительных центрах либо изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, с обязательным привлечением осужденных к труду (ст. 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ)) [2].

В настоящее время на территории России работают 11 специальных исправительных центров для осужденных к принудительным работам (по состоянию на сентябрь 2017 г.): в Карелии, Башкортостане, в Архангельской, Новосибирской, Смоленской, Тамбовской, Самарской областях, в Приморском крае, а также в Забайкалье [8].

Многие исследователи, например П. В. Фасоля, отмечают: «Несмотря на успешное выполнение дорожной карты в применении принудительных работ, остается много нерешенных вопросов, касающихся их правовой природы, сферы применения и целесообразности в целом» [11, с. 267]. Кроме того, остается актуальной реализация мер, направленных на обеспечение исполнения данного вида наказания, что вызывает к жизни необходимость их исследования и устранения.

В связи с тем, что реализация Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р), после событий 2014 г. и последующего наложения на Российскую Федерацию системы санкций со стороны США и стран Европейского союза, вызывает большое сомнение, введение в пенитенциарную систему России исправительных центров без изменения остальной структуры уголовно-исполнительной системы ставит вопрос о целесообразности подобных новаций.

Просматривается схожесть норм об отбывании наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении и наказания в виде принудительных работ. Данное сходство отмечает и В. М. Степашин, говоря о том, что принудительные работы имеют много общего с наказанием в виде лишения свободы, исполняемым в колонии-поселении [10, с. 157]. Не лишено оснований мнение некоторых авторов, которые ставят под сомнение «альтернативность» принудительных работ уголовному наказанию в виде лишения свободы на определенный срок с отбыванием в колонии-поселении ввиду того, что границы между ними оказываются размытыми в связи со схожестью исполнения данных видов наказания [9, с. 96]. При этом в расчет берутся условия отбывания наказания, но не рассматриваются источники финансирования указанного вида наказания. Так, исправительные центры создаются с целью минимизации влияния криминальной среды на лиц, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести либо за тяжкие преступ-

ления, совершенные впервые. Законодатель, в свою очередь, считает, что издержки на их содержание следует изыскивать за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных. Работающие в исправительных центрах осужденные самостоятельно оплачивают коммунально-бытовые услуги и содержание имущества.

С. И. Кузьмин, Р. В. Комбаров в своем исследовании указывают на одну из проблем реализации наказания в виде принудительных работ: «...для обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ администрации исправительного центра следует искать работу для каждого осужденного. При этом, учитывая отсутствие профессионального образования у многих осужденных, возникает проблема приобщения их к труду. Так, не каждый работодатель готов принять на работу осужденного к уголовному наказанию» [6, с. 158].

Другую проблему указывают О. И. Мицко и Р. В. Комбаров: «Для реализации исполнения наказания в виде принудительных работ требуется разрешение таких вопросов, как выделение земли, формирование штата, постройка самого учреждения либо перепрофилирование исправительного учреждения, подбор работодателя» [7, с. 284]. В настоящее время исправительные центры, осуществляющие свою деятельность на территории России, преимущественно основаны на имеющейся материальной базе, путем перепрофилирования имеющихся объектов, большая часть из которых не отвечает имеющимся международным стандартам в области исполнения наказаний (соблюдение норм жилой площади, материально-бытовых условий и др.).

Еще одной проблемой является заполнение исправительных центров. По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) на середину июля этого года, в центрах из 896 мест занято только 188. Еще 32 человека уже отбыли срок. В пресс-бюро ФСИН отмечено, что их заполняемость неравномерная. В Ставропольском исправительном центре, по данным на середину июля этого года, отбывающими наказание занято 44,4 % мест (64 из 144); в Карелии - 18 % (9 из 50); в Башкортостане - 16 % (16 из 100); в Архангельской области — 16 % (8 из 50); в Новосибирской области — 13 % (12 из 92); в Тюменской области — 12 % (12 из 100); в Смоленской области — 10,9 % (6 из 55); в Тамбовской области —14,3 % (10 из 70); в Самарской обла-

2(14)/2017

Глагол Ъ

правосудия

сти — 8,57 % (3 из 35); в Приморском крае — 6,7 % (10 из 150); в Забайкалье - 2 % (1 из 50) [8].

Низкая заполняемость исправительных центров, по мнению ряда авторов, связана с несколькими причинами.

Во-первых, далеко не все судьи назначают уголовное наказание в виде принудительных работ. Указанное уголовное наказание действует на территории России лишь с января 2017 г., в связи с чем далеко не до всех судей доведена информация об открытии исправительных центров. Кроме этого, по мнению Е. Зеленовой, генерального директора благотворительного фонда «Попечитель», члена Общественного совета при ФСИН России, в обществе сложилось предположение, что «места в таких заведениях держатся для «особых категорий заключенных» - например высокопоставленных чиновников или их родственников» [Там же].

Во-вторых, отсутствие исправительных центров в каждом регионе страны. По мнению экспертов, ситуация изменится после того, как центры для осужденных к принудительным работам появятся в каждом субъекте федерации. Уже к концу 2017 г. они будут введены в Республике Саха (Якутия), Адыгея, Татарстане, Алтайском и Красноярском краях, Вологодской, Костромской, Оренбургской, Челябинской, Иркутской, Кировской, Нижегородской, Саратовской и Пензенской областях.

В результате проведенного исследования был сделан ряд выводов. Перевод законодателем принудительных работ в ранг реального вида уголовного наказания, а также создание исправительных центров свидетельствуют об общей тенденции уголовной и уголовно-исполнительной политики государства по сокращению карательного элемента в исправлении осужденных и изменению вектора в сторону их перевоспитания, а также о продолжении практики отделения осужденных с некриминальным прошлым от воздействия преступного сообщества. Немаловажной целью создания исправительных центров является сокращение стоимости содержания осужденных. Вместе с тем исполнение наказания в виде принудительных работ на практике не лишено ряда проблем, основными из них являются малое количество судебных приговоров с назначением данного вида наказания, отсутствие исправительных центров в каждом регионе страны, сложности поиска работодателя и др. Учитывая схожесть условий содержания осужденных в исправительном центре и осужденных, отбывающих наказание в колонии-

поселении, практика исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ требует дальнейшего анализа и исследования.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. федер. закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. федер. закона от 29.07.2017 № 252-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : федер. закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2009. - № 52 (1 ч.). - Ст. 6453.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (в ред. федер. закона от 03.07.2016 № 329-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.

5. Евмин Н. В. Отличие принудительных работ от лишения свободы в колониях-поселениях // Юрид, вестн. Кубан. гос. ун-та. - 2016. - № 3 (28). - С. 21-22.

6. Кузьмин С. И. К вопросу о реализации наказания в виде принудительных работ / С. И. Кузьмин, Р. В. Комбаров // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил) : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. / под общ. ред. П. В. Голодова. - Вологда, 2017. -С. 157-161.

7. Мицко О. И. Реализация исполнения наказания в виде принудительных работ / О. И. Мицко, Р. В. Комбаров // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - Вологда, 2016. - С. 283-286.

8. Принудительные работы как гуманная альтернатива лишению свободы недоступны для большинства осужденных [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://iz.ru/632779/bogdan-stepovoi/ispravitelnykh-Ьсепй-у^т-гаро1пепу-^^па-20.

9. Пчелкина Е. П. О некоторых вопросах применения принудительных работ // Вестн. Барнаул. юрид. ин-та МВД России. - 2017. - № 1 (32). - С. 96-97.

10. Степашин В. М. Проблемы применения принудительных работ // Вестн. Омск. ун-та. - 2015. -№ 4 (45). - С. 156-161.

11. Фасоля П. В. Юридическая природа принудительных работ как вида наказания в российском уголовном праве // Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2017. -С. 267-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.