Научная статья на тему 'Актуальные проблемы хозяйствования'

Актуальные проблемы хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / PROBLEMS OF ECONOMIC MANAGEMENT / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / PRODUCTIVE CAPACITY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / PRODUCTIVE USE / РЕСУРСЫ / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабанов Владимир Николаевич

Рассматриваются актуальные проблемы хозяйственной деятельности, связанные с производительным использованием материальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы хозяйствования»

ECONOMICS

Actual problems of management Babanov V. (Russian Federation) Актуальные проблемы хозяйствования Бабанов В. Н. (Российская Федерация)

Бабанов Владимир Николаевич /Babanov Vladimir - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики, менеджмента и торгового дела, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Тульский филиал, г. Тула

Аннотация: рассматриваются актуальные проблемы хозяйственной деятельности, связанные с производительным использованием материальных ресурсов. Abstract: discusses current issues of economic activity related to the productive use of material resources.

Ключевые слова: проблемы хозяйствования, производительная способность, производительное использование, ресурсы.

Keywords: problems of economic management, productive capacity, productive use, resources.

До настоящего времени не найдено ответа на вопрос: в каком направлении следует двигаться человечеству, чтобы максимально сохранять производительный потенциал и обеспечивать своё благополучие? Современная западная экономическая наука не может достоверно объяснить явления, происходящие в хозяйственной сфере. Наш собственный опыт, в основе которого лежат постулаты западной науки, лишь подтверждает малую пригодность этих постулатов для решения перспективных вопросов эффективного хозяйствования.

В последнее время стали появляться исследования, в которых ведется поиск путей решения наболевших проблем. В основе такого поиска лежит широко известное понятие стоимости в различных его интерпретациях. Общим для этих интерпретаций является то, что стоимость или ценность хозяйственного результата определяется субъективными предпочтениями, которые лишь могут учитывать объективные свойства вещей или процессов. При этом потребительная стоимость результата связана с его стоимостью так же, как объективная оценка результата связана с его субъективной оценкой.

Другими словами, в экономической теории и практике параллельно существуют два различных подхода к оценке хозяйственных результатов. И они по своей природе не равнозначны: для благополучия общества важнее знать, какую действительную пользу приносит полученный результат хозяйствования, чем то, как этот результат воспринят теми или иными субъектами жизнедеятельности.

По мнению ряда экономистов, современная экономическая теория не объясняет, какие объемы производства являются «нормальными», то есть научно обоснованными с точки зрения достаточности для удовлетворения потребностей общества. Поскольку производство осуществляется в условиях ограниченности производительных возможностей общества, важен вопрос количества задействованных ресурсов, прежде всего - различных природных ресурсов.

Исходным моментом, определяющим цель и содержание функционирования хозяйственной сферы, является потребление. Этот момент предопределяет всю совокупность и последовательность событий и процессов, необходимых для достижения конкретного результата, требуемого для удовлетворения той или иной потребности.

Производительное функционирование хозяйственной сферы подразумевает создание

полезного общественного результата, то есть результата, необходимого обществу и не ухудшающего исходного состояния любого из хозяйствующих субъектов.

Добиться такого положения можно только тогда, когда, во-первых, результат функционирования хозяйствующего субъекта не только целесообразен с позиций хозяйствующего субъекта, но и обоснован с точки зрения общественной полезности. Во-вторых, удельные затраты ресурсов на единицу полученного полезного результата не будут превышать величины затрат ранее достигнутого аналогичного результата.

Из сказанного вытекают, по крайней мере, две следующие задачи.

Первая - как оценивать полезность результата? Вторая - как измерять затраты разнородных ресурсов? Решение этих задач должно отвечать возможности выбора наилучшего варианта решения.

Очевидно, что индивиды не всегда действуют рационально в рамках своих предпочтений. В этом случае может произойти подмена действительно рационального выбора тем результатом, который будет далеко не рациональным. Понятно, что принимаемое на основе такого результата решение также нельзя считать рациональным.

Проблема рационального выбора заключается также и в том, что если индивиды якобы всегда действуют так, что максимизируют свою выгоду, то их действия всегда являются рациональными и наилучшими. Между тем, практика опровергает этот предположительный вывод.

Было бы странным, если бы подобный вывод находил подтверждение. Это означало бы, что интуитивное начало важнее научного знания, которое вовсе не требуется для принятия рационального решения.

В чем опасность этого подхода?

Она заключается, в частности, в том, что потребитель, делая выбор при покупке товара без знания и учета его объективных характеристик, ориентируется на интуитивно сформированные в его субъективном представлении оценки свойств и полезности товара. При этом степень соответствия субъективных оценок их объективным аналогам может колебаться в широком диапазоне, например, от нуля до единицы. Нулевое значение соответствует ситуации, когда товар, по сути, навязан покупателю и объективно не представляет для него никакой потребительской ценности. Ресурсы, затраченные для производства не представляющих никакой потребительской ценности товаров, оказываются израсходованными непроизводительно, бесполезно для общества.

Следовательно, важно располагать методами объективной оценки создаваемой полезности.

На наш взгляд, перспективным направлением в развитии методов объективной оценки полезности конечных результатов и исходных компонентов является использование закономерностей, накопленных в естественных науках.

Естественные науки располагают теорией и методологией описания процессов и явлений, происходящих в материальном мире.

Невозможно представить процессы хозяйствования, происходящие вне материального мира.

Отсюда следует, что процессы хозяйствования должны подчиняться закономерностям, установленным и действующим в материальной среде. Они не могут противоречить фундаментальным естественнонаучным положениям. Задача состоит в том, чтобы найти аналоги в естественнонаучных закономерностях и разработать методики их применения к решению хозяйственных проблем.

Одной из закономерностей природы, которую, на наш взгляд, следует учитывать в экономике, является принцип наименьшего действия. Этот принцип можно трактовать как принцип экономии энергии [2], в соответствии с которым любое экономическое явление можно оценить, используя энергетические показатели.

Наш анализ фундаментальных закономерностей, устанавливающих связь

9 ■ Еигореап Баепсе № 5(15)

между энергией, массой и временем [1], приводит применительно к экономике к следующим выводам.

Чем больше уменьшается исходная масса вещества в процессе его обработки при создании продукта, тем больших затрат энергии этот процесс требует.

Чем большее количество внутренней энергии объекта обработки может быть вовлечено в процесс создания продукта, тем меньшее количество энергии потребуется добавлять из внешних источников для придания объекту товарных качеств.

Чем большее количество потенциальной производительной энергии, определяющей функциональную полезность объекта, остается в нём на момент окончания его эксплуатации, тем большим будет возможный результат его влияния на внешнюю среду.

Литература

1. Бабанов В. Н., Воронкина Д. В. Производительное хозяйствование. Тула, ТулПИ, 2014. С. 312.

2. Бабанов В. Н., Воронкина Д. В. Управление переменными факторами производства. М.: МАП, 2006. С. 195.

Questions of optimization of regional tax benefits Isayeva I. (Russian Federation) Вопросы оптимизации региональных налоговых льгот Исаева И. А. (Российская Федерация)

Исаева Ирина Александровна /Isayeva Irina - кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и налогообложения, Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

г. Сургут

Аннотация: в статье рассматриваются элементы налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа в части применения региональных налоговых льгот, дается оценка их эффективности и возможности оптимизации.

Abstract: in article elements of a tax policy of Khanty-Mansi Autonomous Area regarding application of regional tax benefits are considered, the assessment of their efficiency and a possibility of optimization is given.

Ключевые слова: государственный бюджет, налоги, льготы, эффективность, оптимизация.

Keywords: state budget, taxes, privileges, efficiency, optimization.

В целях создания благоприятных экономических условий для развития приоритетных и социально значимых видов экономической деятельности, оказания государственной поддержки отдельным категориям налогоплательщиков, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлены налоговые льготы [1]. Основными направлениями налоговой политики автономного округа [2] определено установление льготы по налогу на имущество для организаций, применяющих специальные налоговые режимы и для организаций, занимающихся деятельностью в сфере растениеводства.

В целях развития на территории автономного округа отраслей растениеводства, увеличения объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства, повышения конкурентоспособности продукции, произведенной на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.