Научная статья на тему 'Инструменты принятия решений в производительном хозяйствовании'

Инструменты принятия решений в производительном хозяйствовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ / TOOLS / РЕШЕНИЯ / SOLUTIONS / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / AND PERFORMANCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабанов Владимир Николаевич

В статье рассмотрены представляющие теоретический и практический интерес вопросы и инструменты, связанные с принятием решений в производительном хозяйствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты принятия решений в производительном хозяйствовании»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

The decision-making tools in performance management Babanov V.

Инструменты принятия решений в производительном хозяйствовании

Бабанов В. Н.

Бабанов Владимир Николаевич /Babanov Vladimir — профессор, доктор экономических наук, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Тульский филиал, г. Тула

Аннотация: в статье рассмотрены представляющие теоретический и практический интерес вопросы и инструменты, связанные с принятием решений в производительном хозяйствовании. Abstract: the article represents theoretical and practical interest issues and tools related to decision-making in production management.

Ключевые слова: инструменты, решения, производительное хозяйствование. Keywords: tools, solutions, and performance management.

УДК 65.01

Производительное функционирование хозяйственной сферы подразумевает создание полезного для общества результата, не ухудшающего состояние любого из хозяйствующих субъектов.

Добиться такого положения можно только тогда, когда, во-первых, результат функционирования хозяйствующего субъекта не только целесообразен с позиций хозяйствующего субъекта, но и обоснован с точки зрения общественной полезности. Во-вторых, удельные затраты ресурсов на единицу полученного полезного результата не будут превышать величины затрат ранее достигнутого аналогичного результата.

Решение этих задач предполагает наличие необходимых для этого инструментов и методов их использования. При этом очевидным является и то, что инструменты и методы решений должны быть научно обоснованными.

В период, последовавший за развалом Советского Союза, многие предполагали, что рынок ликвидирует алогизмы, присущие системе государственного планирования, приведет к повышению уровня жизни и обеспечит гарантированно экономический рост.

Пришедшая с Запада экономическая теория виделась её сторонникам как наука, которая обеспечит более эффективное хозяйствование, в основе которого лежит стремление людей максимизировать свою выгоду и максимально увеличить собственное благополучие.

Однако многие экономисты считают, что подобное утверждение слабо согласуется с повседневным опытом. Другие доказывают, что, хотя, возможно, некоторые постулаты теории, например, утверждение о максимизации выгоды, не верны, однако мировое сообщество продолжает действовать так, как если бы эти постулаты были верными.

У теории рационального выбора есть как слабые, так и сильные стороны.1

Чтобы оценить сильные и слабые стороны теории рационального выбора, следует рассмотреть сущность постулатов рационального выбора и ту роль, которую они играют в соответствующих экономических моделях. Неоклассическая экономическая теория основана на постулате о том, что индивиды представляют собой рациональных максимизаторов выгоды.

Под выгодой понимается то удовлетворение, которое получает индивид от всего того, что он ценит. Естественно, максимизаторские возможности индивидов ограничены, например, размерами их бюджета, Нельзя, в частности, потратить средств больше, чем имеешь. Возможности индивидов могут быть ограничены и иными ресурсами, например, временем.

Очевидно, что индивиды не всегда действуют рационально в рамках своих предпочтений. В этом случае может произойти подмена действительно рационального выбора тем результатом, который будет далеко не рациональным. Понятно, что принимаемое на основе такого результата решение также нельзя считать рациональным.

1 Бабанов В. Н., Воронкина Д. В. Производительное хозяйствование. Тула, ТулГУ, 2014, с. 15.

В чем здесь заключается опасность? Она заключается, например, в том, что потребитель, делая выбор при покупке товара без знания и учета его объективных характеристик, ориентируется на интуитивно сформированные в его субъективном представлении оценки свойств и полезности товара. При этом степень соответствия субъективных оценок их объективным аналогам может колебаться от ста процентов до нуля.

Нулевое значение соответствует ситуации, когда товар, по сути, навязан покупателю и объективно не представляет для него никакой потребительской ценности.

Используемые продавцами товаров различные инструменты, стимулирующие продажи, несомненно, формируют желание покупателя приобрести товар, повышают спрос на него, поощряют продавцов и производителей увеличивать объемы предложения товаров.

Однако ресурсы, затраченные для производства, не представляющих никакой потребительской ценности товаров, оказываются израсходованными непроизводительно, то есть бесполезно для общества.

Таким образом, возникает задача создания таких товаров, которые бы обладали требуемой индивидуальной и общественной полезностью. При этом важно располагать методами оценки этих видов полезности.

На наш взгляд, перспективным направлением развития методов оценки полезности является использование теоретических положений, накопленных в естественных науках.

Естественные науки располагают теорией и методологией описания процессов и явлений, происходящих в материальном мире. Невозможно представить процессы хозяйствования, происходящие вне материального мира. Отсюда следует, что процессы хозяйствования должны подчиняться закономерностям, установленным и действующим в материальной среде. Они не могут противоречить основополагающим естественнонаучным положениям. Задача состоит в том, чтобы найти аналоги в естественнонаучных закономерностях и разработать методики их применения к решению хозяйственных проблем.

Развитие процессов глобализации ужесточает борьбу за природные ресурсы и осложняет экологическую ситуацию как в отдельных регионах, так и на планете в целом. Становится очевидной важность оценки хозяйственной деятельности с точки зрения полезности её результатов.

В современных условиях хозяйствования необходимы теория и методология производительного использования ресурсов, определяющих возможность создания материальных благ.

Эта теория должна быть свободна от тех недостатков, которыми обладают как западная неоклассическая экономическая наука, так и марксистская трудовая теория стоимости.

Очевидно, что для практической реализации научных положений, созданных в рамках теории производительного использования конструкционных материалов, потребуется разработка соответствующей методологии.

Важно иметь в виду, что определяемая сегодня материалоемкость конструкции характеризует степень использования материала в изделии при его изготовлении. Что происходит дальше с материалом изделия после окончания его эксплуатации остается реально вне поля зрения конструкторов. Между тем, разрушающийся под воздействием внешней среды материал выбывает из материально-вещественного оборота.

Например, особенно много металла теряется из-за его коррозии. Эти потери должны компенсироваться вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных объемов металла, понижая еще в большей степени материально-вещественный потенциал, который находится в распоряжении общества.

Для решения возникающих в хозяйственной деятельности задач нужны соответствующие инструменты и методы.

Процессы принятия решений в различных сферах деятельности во многом аналогичны. Это относится как текущим задачам, так и прогнозным.1

Одним из перспективных методов принятия хозяйственных решений является, на наш взгляд, метод анализа иерархий.

Метод анализа иерархий - методологическая основа для решения задач выбора альтернатив посредством их многокритериального рейтингования.

Перспективность метода анализа иерархий обусловлена тем, что он обладает широкими возможностями. В частности:

1) Метод позволяет провести анализ проблемы. При этом проблема принятия решения представляется в виде иерархически упорядоченных:

а) главной цели (главного критерия) рейтингования возможных решений,

б) нескольких групп однотипных факторов, так или иначе влияющих на рейтинг,

в) группы возможных решений,

г) системы связей, указывающих на взаимное влияние факторов и решений.

2) Метод позволяет провести синтез проблемы принятия решения.

1 Хомяков В. Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей. Часть 1 // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.

3) Метод позволяет оценить важность учета каждого решения и важность учета каждого фактора, влияющего на приоритеты решений.

4) Метод позволяет оценить устойчивость принимаемого решения.

Именно в силу своих возможностей метод анализа иерархий можно считать универсальным и рекомендовать в качестве инструмента для решения задач производительного хозяйствования.

Литература

1. Бабанов В. Н., Воронкина Д. В. Производительное хозяйствование. Тула, ТулГУ, 2014. 312 с.

2. Хомяков В. Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей. Часть 1 // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.

Government regulation of the economy and the role of taxes in its implementation

in the Kyrgyz Republic Keldibekov A.

Государственное регулирование экономики и роль налогов в ее реализации

в Кыргызской Республике Кельдибеков А. К.

Кельдибеков Акматбек Кельдибекович /Keldibekov Akmatbek — кандидат экономических наук, докторант,

кафедра экономики и менеджмента, Кыргызский экономический университет имени М. Рыскулбекова, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы государственного регулирования посредством налогов и влияние налогообложения на экономику и социальный сектор, а также механизм перераспределения денежных доходов государства.

Abstract: in the article the questions of government control by means of taxes and influence of taxation are examined on an economy and social sector, and also mechanism of redistribution of money acuestss of the state.

Ключевые слова: налог, рыночная экономика, налоговая система, государственная поддержка, государственное регулирование, бюджет, фискальная политика.

Keywords: tax, market economy, tax system, state support, government control, budget, fiscal politics.

В условиях глобализации мировой экономики Кыргызскую Республику можно определить как очень открытую и очень уязвимую.

Объективная реальность социально-экономического развития Кыргызстана указывала на то, что сама по себе проблема экономического роста исчезнуть не может, необходима государственная поддержка, государственное правовое регулирование экономики. Еще во второй половине двадцатого столетия американский экономист Дж. К. Гэлбрайт издал свою книгу «Экономические теории и цели общества в США» (1973 год) где писал: «что после создания Д. Кейнсом теории регулируемой экономики, экономическая система капитализма больше не может считаться саморегулирующейся. Только вмешательство государства способно обеспечить рост и осуществление социальных программ» [1. 15].

Важность государственного регулирования экономики подтверждает мировая практика, где без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной социально-ориентированной рыночной экономики. В мире нет ни одного государства с высокоразвитой рыночной экономикой, где бы не было государственного вмешательства в решение ключевых социально-экономических проблем. И в этой связи, говоря о государственной поддержке и дальнейших преобразованиях в экономике республики, Правительством страны было принято важное решение о разработке Комплексной основы социально-экономического развития на период до 2010 года, где было предусмотрено реформирование системы налогообложения за счет проведения обоснованной жесткой финансовой политики, ориентированной на приоритетное использование рыночных механизмов и направлений на стимулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов, чтобы налоговый режим был равномерно благоприятным для всех экономических субъектов и не создавал искусственных преференций одним отраслям экономики за счет других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.