Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная оборона / национальная безопасность / механизм государственного управления национальной обороной / цифровизация государственного управления.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удманцев Г. В.

В настоящей статье обозначены проблемы организации государственного управления национальной обороной, возникающие на фоне последних геополитических событий. Ключевая задача государства заключается в том, чтобы обеспечить совершенствование существующего механизма управления национальной обороной. На сегодняшний день требуются прогрессивные, комплексные подходы, способствующие формированию единой методологии государственного управления важнейшими аспектами национальной обороны и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Удманцев Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Однако, зачастую антимонопольные споры заканчиваются вынесением решения в пользу государственного органа. Примером является Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.09.2023 по делу № А58-5732/2022 [1], суть которого сводится к признанию УФАС распространение рекламы ООО «Оберон» через экран на внешней стене здания и стоящие рядом колонки нарушением статьи 19 Закона «О рекламе», в соответствии с которым установлен запрет на распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования на зданиях и сооружениях. Организация обратилась в суд, который в трех инстанциях признал решение антимонопольного органа незаконным. Однако Верховный суд не согласился с нижестоящими инстанциями ввиду того, что они оценивали лишь местонахождение колонок, распространяющих звуковую рекламу, которое, по их мнению, соответствовало закону, в то время как суды необоснованно не обратили внимание на важное обстоятельство, имеющее значение для разрешения дела: цель использования звукотехнического оборудования, назначение которого все же касалось распространения необходимой для общества информации, то есть рекламы. На основании указанного суд отменил вынесенные ранее судебные акты и принял новое решение, в соответствии с которым согласился с выводами антимонопольного органа, указанного в предписании, за нарушение норма Закона «О рекламе».

Подводя итоги настоящей работы следует отменить устоявшуюся неопределенность между взаимодействием субъектов частного и публичного права ввиду очевидной различности в правовых статусах. Однако именно государству, как более сильному участнику общественных, в частности, экономических отношений, необходимо интегрировать силы частного сектора экономики и собственные властные инструменты для совершения общего блага - процветания страны.

Список использованной литературы:

1. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.09.2023 по делу № А58-5732/2022 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.06.2021 по делу № А60-37315/2019 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности в условиях экономической интеграции: состояние и актуальные проблемы. - Донецк: Институт экономических исследований, 2023. - 408 с.

© Славкова Д.Е., 2024

УДК 34

Удманцев Г.В.

Студент 2 курса магистратуры ИГСУ, РАНХиГС, г. Москва Научный руководитель: Ботнев В.К.

Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС,

Доктор юридических наук, Доцент

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В настоящей статье обозначены проблемы организации государственного управления

национальной обороной, возникающие на фоне последних геополитических событий. Ключевая задача государства заключается в том, чтобы обеспечить совершенствование существующего механизма управления национальной обороной. На сегодняшний день требуются прогрессивные, комплексные подходы, способствующие формированию единой методологии государственного управления важнейшими аспектами национальной обороны и национальной безопасности.

Ключевые слова:

национальная оборона, национальная безопасность, механизм государственного управления национальной обороной, цифровизация государственного управления.

ACTUAL PROBLEMS OF STATE MANAGEMENT OF NATIONAL DEFENSE AT THE PRESENT STAGE

Annotation

This article identifies the problems of the organization of public administration of national defense, arising against the background of recent geopolitical events. The key task of the State is to ensure the improvement of the existing national defense management mechanism. Today, progressive, integrated approaches are required that contribute to the formation of a unified methodology for public administration of the most important aspects of national defense and national security.

Keywords:

national defense, national security, the mechanism of public administration of national defense,

digitalization of public administration.

Национальная оборона представляет собой приоритетное направление развития государства. Управление национальной обороной Российской Федерации осуществляется на основании стратегических целей и задач, которые были заложены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2021г.

Значение Стратегии для оборонного комплекса страны огромно. Стратегия была разработана с учетом заявленных целевых ориентиров, которые были установлены Указом Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации». Этот документ определил ключевые стратегические ориентиры национального развития российского государства в контексте обеспечения национальных интересов и соблюдения мер национальной безопасности [1].

Однако, данный Указ практически не затрагивал процесса управления национальной обороной. В дополнение к Указу в качестве стратегической национальной цели (СНП №2) была заявлена цель, связанная с необходимостью усиления мер национальной безопасности и национальной обороны [5].

В рамках данной стратегической цели конкретизированы целевые ориентиры и сформулированы задачи, связанные с обеспечением эффективного функционирования процесса управления государственной обороной.

Согласно стратегической цели №2, цель обороны заключается в том, чтобы создать условия для мирного социально-экономического развития Российской Федерации, а также в том, чтобы обеспечить национальную безопасность российского государства [5].

Стратегическая цель №2 устанавливает, что оборона и военная политика страны достигается посредством стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, а также мероприятий в части совершенствования военной организации государства [5]. Стратегическая цель сформировала обширный перечень задач (порядка 14), связанных с ее достижением.

Для реализации стратегической цели была разработана Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая отменяла ранее действующие документы в части обеспечения национальной безопасности российского государства. Стратегия содержит перечень целей и задач,

включает механизм решения проблем и направлений совершенствования национальной обороны и национальной безопасности.

Однако, исследователи полагают, что существующая Стратегия в контексте усиления военных конфликтов, внешних угроз, проведения специальной военной операции, может являться не актуальной, по причине того, что Стратегия предлагает оптимальные меры регулирования и компромисс и сотрудничество в качестве мероприятий по предотвращению внешних угроз и конфликтов [2].

Стратегические направления в сфере управления национальной обороной осуществляются федеральными органами, органами исполнительной власти. Целесообразно говорить о том, что существует система органов управления национальной обороной. Самый первый, главный уровень -федеральные органы власти, к которым относиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, другие органы власти, принимающие законы и правовые документы в сфере государственного управления национальной обороной [3].

В рамках второго уровня управления национальной обороной следует говорить о деятельности исполнительных органов власти. Прежде всего, к таким органам относят Министерство обороны Российской Федерации, целевая задача которого - осуществление операций и действий в сфере обороны и национальной безопасности российского государства. Помимо Министерства обороны, второй уровень регулирования представляют различные министерства и ведомства, в том числе осуществляющие подготовку кадров для обороны, осуществляющие финансирование оборонных операций, обеспечивающие оборону необходимой техникой и цифровыми технологиями [4].

Существующий механизм государственного управления национальной обороной отличается положительными и негативными характеристиками.

В качестве положительных характеристик существующего механизма управления национальной обороной следует назвать стратегический аспект управления, организацию управления в соответствии с целями и задачами обеспечения национальной безопасности. Помимо этого, в качестве положительного следует считать наличие системы органов управления, которые осуществляют регулирование и управление национальной обороны на основании действующих стратегических параметров и элементов.

Отрицательным моментом существующего механизма национальной обороны следует назвать недостаточную комплексность и системность в организации соответствующих мероприятий. Стратегия управления существует как бы самостоятельно, каждый орган управления выполняет комплекс возложенных на него функций, без учета организации управленческих действий в других органах власти.

Следовательно, целесообразно говорить о том, что необходим единый, комплексный механизм государственного управления национальной обороной. Механизм должен быть основан на единых управленческих моделях, созданных на основании принципов цифровизации, формирования единых цифровых ресурсов и цифрового пространства для органов власти, осуществляющих управление национальной обороной.

Список использованной литературы:

1.Указ Президента от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2.Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/401425792/?ysclid=lqc7gpno7w715397499

3.Ефстафьев Д.Г. Приоритеты управления национальной безопасностью и обороной в условиях постглобального мира / Евстафьев Д.Г., Ильницкий А.М.// Военная мысль. - 2021. - №6. -С.5-15.

4.Подберезкин А.С. Государственная стратегия безопасности России после февраля 2022г. / Подберезкин

А.С. // Научно-исследовательский журнал «Обозреватель». - 2022. - №5-6. -С.5-13.

5.Стратегический национальный приоритет СНП №2 «Оборона страны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/snp-no2-oborona-strany?ysclid=lqclugxrd365163641

© Удманцев Г.В., 2024

УДК 34

Удманцев Г.В.

Студент 2 курса магистратуры ИГСУ, РАНХиГС, г. Москва Научный руководитель: Ботнев В.К.

Заведущий кафедрой государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления

ИГСУ РАНХиГС, Доктор юридических наук, доцент

ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ

Аннотация

Управление национальной обороной представляет собой важный элемент государственного развития, тесным образом связанный с обеспечением национальной безопасности государства. Для успешного развития процесса управления национальной обороны, его совершенствования в условиях цифровой трансформации, необходим анализ исторического опыта управления, а также оценка управления национальной обороной и безопасностью в других странах. Изучение опыта различных государств с учетом исторических особенностей, в контексте реальной ситуации, позволит достичь положительных результатов в части улучшения и совершенствования управления национальной обороной. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть зарубежный опыт управления национальной обороной и оценить возможности его применения в российской практике. Результат исследования - оценка необходимости (или отрицание необходимости), использования зарубежного опыта управления национальной обороной и оценка возможности его применения для России.

Ключевые слова:

национальная оборона, национальная безопасность, управление национальной обороной,

процесс управления, стратегия управления.

APPLYING THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL DEFENSE MANAGEMENT SYSTEM

Annotation

National defense management is an important element of State development, closely related to ensuring the national security of the State. For the successful development of the national defense management process, its improvement in the context of digital transformation, it is necessary to analyze the historical management experience, as well as assess the management of national defense and security in other countries. Studying the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.