Научная статья на тему 'Формирование системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности'

Формирование системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беккиев А.Ю., Падалкин В.Ю., Хорев А.И.

В статье рассмотрена проблема развития системы укрепления оборонно-промышленного потенциала. Исследованы подходы к указанной проблеме, указано, что отечественные авторы исследовали перспективы инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных комплексов, их устойчивое развитие, а также различные методические подходы, зарубежные авторы большое значение отводят стратегическому управлению и системному анализу программно-целевого управления оборонным комплексом. Исследованы проблемы укрепления оборонно-промышленного комплекса и приведены варианты их решения, такие как необходимость совершенствования стратегического планирования (сценарная вариативность планов), скоординированность действий по преодолению угроз, вызовов и рисков, научное и методическое обоснование принятия решений на всех уровнях (государственном, региональном и организационном). Авторами приводится система укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности, в которую включены: национальные ценности, программа социально-экономического развития РФ, Концепция внешней политики, концепция укрепления оборонно-промышленного комплекса в национальной безопасности РФ, программа социально-экономического развития Воронежской области, а также методы анализа и укрепления оборонно-промышленного комплекса. Особое внимание уделено методике софинансирования предприятий оборонного комплекса и методам количественного определения целей функционирования слабоструктурированных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беккиев А.Ю., Падалкин В.Ю., Хорев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the system strengthening the military-industrial potential in the concept of national security

The article deals with the problem of the system to strengthen the defense industrial capacity. Explored approaches to this problem, given that domestic authors investigated the prospects of high-tech enterprise innovation systems and their sustainability, as well as a variety of instructional approaches, foreign authors assign great importance to the strategic management and systems analysis Management by Objectives defense complex. The problems of strengthening the military-industrial complex and their solutions are presented, such as the need to improve strategic planning (scenario variability of plans), co-ordinated action to overcome threats, challenges and risks, scientific and methodological rationale for the decision-making at all levels (national, regional and organizational ). The author gives a system to strengthen the military-industrial potential in the concept of national security, which includes: national values, the program of socio-economic development of the Russian Federation, foreign policy concept, the concept of strengthening the military-industrial complex in Russia's national security, the program of socio-economic development of the Voronezh region, as well as methods of analysis and strengthening the military-industrial complex. Particular attention is paid to the method of co-financing of defense enterprises and methods of quantifying the performance objectives semistructured systems.

Текст научной работы на тему «Формирование системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности»

Экономика и управление

УДК: 351/354

Профессор А.Ю. Беккиев, профессор В.Ю. Падалкин,

(АО Концерн «Созвездие»)

профессор А.И. Хорев

(Воронеж. гос. ун-т инж. технол.) кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга. тел. (473) 255-37-82 E-mail: al.khorev@gmail.com

Professor A.Yu. Bekkiev, professor V.Yu. Padalkin,

(Joint Stock Company «Concern «Sozvezdie»)

professor A.I. Khorev

(Voronezh state university of engineering technology) Department of economic security and financial monitoring. phone (473)255-37-82 E-mail: al.khorev@gmail.com

Формирование системы укрепления оборонно-промышленного потенциала

в концепции национальной безопасности

Formation of the system strengthening the military-industrial potential in the concept of national security

Реферат. В статье рассмотрена проблема развития системы укрепления оборонно-промышленного потенциала. Исследованы подходы к указанной проблеме, указано, что отечественные авторы исследовали перспективы инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных комплексов, их устойчивое развитие, а также различные методические подходы, зарубежные авторы большое значение отводят стратегическому управлению и системному анализу программно-целевого управления оборонным комплексом. Исследованы проблемы укрепления оборонно-промышленного комплекса и приведены варианты их решения, такие как необходимость совершенствования стратегического планирования (сценарная вариативность планов), скоординированность действий по преодолению угроз, вызовов и рисков, научное и методическое обоснование принятия решений на всех уровнях (государственном, региональном и организационном). Авторами приводится система укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности, в которую включены: национальные ценности, программа социально-экономического развития РФ, Концепция внешней политики, концепция укрепления оборонно-промышленного комплекса в национальной безопасности РФ, программа социально-экономического развития Воронежской области, а также методы анализа и укрепления оборонно-промышленного комплекса. Особое внимание уделено методике софинансирования предприятий оборонного комплекса и методам количественного определения целей функционирования слабоструктурированных систем.

Summary. The article deals with the problem of the system to strengthen the defense industrial capacity. Explored approaches to this problem, given that domestic authors investigated the prospects of high-tech enterprise innovation systems and their sustaina-bility, as well as a variety of instructional approaches, foreign authors assign great importance to the strategic management and systems analysis Management by Objectives defense complex. The problems of strengthening the military-industrial complex and their solutions are presented, such as the need to improve strategic planning (scenario variability of plans), co-ordinated action to overcome threats, challenges and risks, scientific and methodological rationale for the decision-making at all levels (national, regional and organizational). The author gives a system to strengthen the military-industrial potential in the concept of national security, which includes: national values, the program of socio-economic development of the Russian Federation, foreign policy concept, the concept of strengthening the military-industrial complex in Russia's national security, the program of socio-economic development of the Voronezh region, as well as methods of analysis and strengthening the military-industrial complex. Particular attention is paid to the method of co-financing of defense enterprises and methods of quantifying the performance objectives semistructured systems.

Ключевые слова: национальная безопасность, оборонно-промышленный потенциал.

Keywords: national security, defense industrial potential.

© Беккиев А.Ю., Падалкин В.Ю., Хорев А.И., 2015

ВестникВГУИТ, №1, 2015'=

Актуальность темы исследования определяется современным общественным положением России в мире, наличием геополитических проблем, безопасностью состояния национальной экономики, что обусловливает необходимость формирования системы укрепления оборонно-промышленного потенциала. Поэтому для Российской Федерации важны как цели по разработке прогнозных документов, так и механизмы решения проблемы формирования эффективной, научно-обоснованной, обеспеченной необходимыми ресурсами политики защиты национальных интересов, ее практическая им-плементация в долгосрочной и среднесрочной перспективе, а также осуществление эффективного организационного управления в специфической среде предъявленных предприятиям оборонного комплекса санкций. Целью статьи является разработка системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности в интересах повышения эффективности управления в этой сфере.

Решение сложной проблемы укрепления оборонно-промышленного комплекса основывается на применении системного подхода и рационального сочетания различных путей и направлений решения слабоструктурированных задач.

Целевые задачи в системе обеспечения национальной безопасности страны предложены в антикризисном плане правительства РФ, в программах социально-экономического развития как страны в целом, так и регионов, в которых большое значение отводится укреплению оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Однако в указанных планах и программах не совсем четко разработаны цели и методология мониторинга, тактические и стратегические механизмы внедрения планов и программ укрепления ОПК. Нуждается в совершенствовании научно-методический аппарат обоснования вариативности решений и прогнозирования возможных последствий с учетом динамики трансформаций в ОПК и импортозамещения, которые позволят противодействовать появлению новых угроз, вызовов, рисков, адекватно реагировать на изменение геополитических условий.

Отсутствие в означенной системе механизмов научной обоснованности, несовершенство информационного обеспечения, а также наличие быстроменяющейся обстановки обостряют эту сложную проблему. Проблемы и задачи их разрешения в укреплении оборонно-промышленного потенциала приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1

Проблемы укрепления оборонно-промышленного комплекса и их решение

Проблемы укрепления оборонно-промышленного комплекса Решение

отсутствие системы государственного управления с включением задачи укрепления оборонно-промышленного комплекса; быстроменяющаяся обстановка в мире и в стране; недостаточная научная обоснованность механизмов государственного управления; несовершенство методического обеспечения; асинхронность информационного обеспечения необходимость совершенствования стратегического планирования (сценарная вариативность планов); скоординированность действий по преодолению угроз, вызовов и рисков; научное и методическое обоснование принятия решений на всех уровнях (государственном, организационном); необходимая транспарентность информации

Отечественные и зарубежные авторы исследуют проблему укрепления оборонно-промышленного потенциала с разных сторон. Отечественные авторы Т. Овчинникова, Ю. Журавлев, А. Серяков [5] определяют перспективы инновационной деятельности предприятий высокотехнологичных комплексов, влияющих на конкурентоспособность продукции и таким образом укрепляющих позиции оборонного комплекса на международном рынке; Е. Воронцова, Ю. Падалкин [2] рассматривают устойчивое развитие этих предприятий; А. Хорев и другие - методические подходы [10], которые также создают преимущества в управлении предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Зарубеж-

ные авторы (И. Ансофф [1] и другие) рассматривают стратегическое управление предприятиями и комплексами, в том числе, оборонно-промышленным комплексом; Д. Клиланд, В. Кинг [3] исследуют с точки зрения системного анализа и программно-целевого управления укрепление ОПК.

В исследованиях, как видим, уделяется достаточно внимания разработке методов анализа, оценки бизнеса ОПК, однако значительно меньше рассмотрена государственная помощь в управлении предприятиями оборонного комплекса, нет исследований по формированию системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности страны.

ВестникВГУИТ, №1, 2015_щ_

Современное состояние общегосударственного стратегического и тактического планирования нуждается не только в разработке так называемой «дорожной карты» (которую представило Правительство РФ с точки зрения противодействия кризисным явлениям),

но и в разработке инструментов и механизмов выполнения этих планов, а также выявления особого статуса предприятий ОПК в них. На рисунке 1 предложена система укрепления оборонно-промышленного комплекса в концепции национальной безопасности РФ.

Рисунок 1. Система укрепления оборонно-промышленного комплекса в концепции национальной безопасности РФ

Управление предприятиями по обеспечению национальной безопасности в значительной мере зависит от того, насколько четко сформулированы целевые установки, учитывающие глобальные цели, сформированы и классифицированы цели региона, предприятий ОПК, а также динамика их изменений. Особенностью формирования и формализации целей является то, что они определяются взаимосвязью, а также то, что конкретизация должна быть детальной и практически воплощаться в жизнь.

Формирование национальной идеи в глобальном пространстве, установление иерархии в перечне потенциальных военно-оборонных угроз, формирование индикаторов оценки национальных интересов являются главными факторами в предлагаемой системе укрепления оборонно-промышленного потенциала. Под оборонно-промышленным потенциалом понимаем вероятное наступление со-

бытий в оборонной промышленности на основе использования отечественных ресурсов.

Идея национальной безопасности определена в высказываниях В. В. Путина о предстоящих задачах на десятилетие вперед [7], а также в ведущих программных материалах РФ. В концепции национальной безопасности [8] указано: «Национальная безопасность Российской Федерации - это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества. Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз».

Дальнейшее развитие концепция получила в Стратегии национальной безопасности, утвержденной указом Президента РФ от 12.05.2009 №537, где говорится, что «нацио-

ВестнмкВВТУМТ, №1, 2015_

нальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». В этом же документе сформулирована основная задача Стратегии, состоящая «в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов».

В Концепции поставлены задачи обеспечения национальной безопасности, в частности - задача по реализации оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз.

Концепция национальной безопасности включена в программы социально-экономического развития страны и определена внешней и внутренней политикой.

Национальные цели и приоритеты национальной безопасности могут классифицироваться по следующим факторам:

- глобальные преобразования: технологические, экономические, продовольственные, энергетические, демографические и иные связи и взаимодействия;

- базовые принципы национальной безопасности;

- глобализация, персонализация, мобильность, конвергенция технологий военно-промышленного комплекса и гражданских технологий, информационная безопасность, интерактивность;

- единая методология в отношении формирования стратегических задач, унифицированность и взаимная согласованность механизмов планирования на уровне страны, региона, оборонного комплекса.

В настоящее время разработаны фрагменты общегосударственной программы социально-экономического развития РФ, с помощью которой осуществляются отдельные этапы процесса укрепления оборонно-промышленного потенциала в системе национальной безопасности. Стратегическое планирование государственно-частного управления в сфере оборонной промышленности во многом зависит от того, насколько системно осуществляются этапы процесса стратегического планирования, учитывающие региональные особенности. Так, в рассматриваемом в данной статье ОАО «Концерн «Созвездие» (как высокотехнологичном оборонно-промышленном комплексе) до 2010 г. предусмотренные в плане объемы финансирования стратегии развития, в основном, выполнялись (таблица 2).

Т а б л и ц а 2

Объемы финансирования основной деятельности ОАО «Концерн «Созвездие», млрд. руб

Подпрограмма Всего В том числе по этапам

до 2007 г. 2007-2010 г.

Инновационная (только в части исследований и разработок) 6,5 - 8,0 2,8-3,2 3,7-4,8

Маркетинговые исследования 0,8-1,1 0,4 - 0,6 0,4 - 0,5

Производство продукции 35,8-36,25 15,4-16,35 18,45-19,9

Сбыт 9,8-10,4 4,4-4,6 5,4-5,8

Сервисные услуги 4,9 - 5,2 2,2 - 2,3 2,7 - 2,9

Утилизация 0,5 - 0,55 0,2 - 0,25 0,25 -0,3

Однако в последующие годы, учитывая финансовый кризис, не были согласованы планы концерна, региона и Министерства обороны, что отрицательно сказалось на качестве и сокращении объема работ.

Считаем, что необходима ориентация планов концерна на развитие региона. Была предложена методика софинансирования Воронежской области ОАО «Концерн «Созвездие» [5]. Расчет прогнозной величины регионального софинансирования концерна была произведена по модели Брауна [4] в виде:

^ = ^ _1 + а — ^-1) (1) где St-l величина прогнозного значения для момента I; (х( — St — ) - погрешность прогноза, которая учитывается в качестве корректирующего слагаемого при расчете нового прогнозного значения (х(+1 = ).

По предлагаемой формуле был рассчитан прогнозируемый объем региональных инвестиций для выпуска инновационной продукции ОАО «Концерн «Созвездие» (таблица 3).

Вестпик<ВТУИТ, №1, 205

Т а б л и ц а 3

Прогнозное значение объема региональных инвестиций на 2015 г [6]_

Фонд инновационного развития 2012 г, млн руб. Прогнозное значение инвестиций, млн руб.

2013 г. 2014 г. 2015 г

Регион 277,3 291,2 317,1 332,9

ОАО «Концерн «Созвездие» 17,8 40,5 84,2 98,9

Региональное софинансирование программы инновационных проектов «Созвездия», во-первых, позволяет конкурировать ему на международном уровне (поскольку финансируется наиболее престижный проект), во-вторых, данный проект задействует большее количество специалистов и востребует их профессиональные знания и умения.

Согласно предлагаемой системе формулирование национальной идеи и формирование национальных ценностей, как целевая функция, является слабоструктурированной проблемой. Отличие слабоструктурированной проблемы от структурированной заключается в невозможности для последней использовать методы, в которых проблема формализуется целевой функцией с ограничениями.

В.Ю. Падалкиным и Е.И. Воронцовой предложен подход к определению цели в условиях слабоструктурированных проблем; это -составление когнитивной карты на основе установления причинно-следственных связей, т.е.

предложен метод построения когнитивного моделирования, который является инкрементальным методом постановки цели на основе формулы, предложенной указанными авторами:

к[>]

(2)

где e(t + 1, у) - значение у-го концепта в момент времени ^+1); г(1, у) - значение у-го концепта в момент времени ^ р[^ /] - импульс, переданный от /-го концепта в момент времени ^ т[/,'] - элементы когнитивной матрицы; k — число входящих в концепт дуг; / - номера концептов, в которых начинаются дуги, входящие в у'-й концепт.

В представленной когнитивной карте стратегических процессов на примере ОАО «Концерн «Созвездие» видим, что наиболее важной целью концерна в настоящее время является степень соответствия новой продукции рыночным условиям (рисунок 2) [2].

Рисунок 2. Обобщенная когнитивная карта в виде знакового орграфа для моделирования стратегических процессов развития промышленных комплексов

ВестпикВВТУИТ, №1, 205

В системе обеспечения национальной безопасности и укрепления оборонно-промышленного комплекса возможно применение и других механизмов и методов, к примеру, метод Т. Саати. Существующая неопределенность, создающая сложность построения точных моделей планирования ОПК в сфере укрепления безопасности, обусловливает необходимость использования многочисленных научных методов, некоторые из которых были рассмотрены в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1 Ансофф И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989. 520 с.

2 Воронцова Е.И., Падалкин В.Ю. Формирование механизмов устойчивого развития интегрированных структур. Воронеж: «Цифровая полиграфия», 2014. 181с.

3 Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление М.: «Советское радио», 1974. 280 с.

4 Лукашин Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. М.: Финансы и статистика, 2003.

5 Овчинникова Т.И., Журавлев Ю.В., Серя-ков А.В. Методы оценки и определение перспектив инновационной деятельности высокотехнологичных комплексов. Воронеж: ВГУИТ, 2013. 197с.

6 Овчинникова Т.И., Булгакова И.Н., Се-ряков А.В. Социально-экономические методы управления инновационной деятельностью консолидированных образований // Вестник ВГУИТ. 2013. №1. С.182-188.

7 Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета (Столичный выпуск). 2012. №5708.

8 Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. -№24. "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

9 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

10 Хорев А.И., Овчинникова Т.И., Кобеле-ва С.В., Пахомов А.И. Методические подходы к анализу экономической безопасности инновационно-инвестиционных проектов в продовольственном комплексе // Вестник ВГУИТ. 2013. №4. С. 241-246.

}

По сложности научной разработки формирование системы укрепления оборонно-промышленного потенциала в концепции национальной безопасности можно отнести к самым сложным проблемам; их решение базируется на рациональном использовании ресурсов и сил в условиях меняющейся внешней и внутренней среды, сочетании целей разного уровня и использования научных методов, учитывающих особенности процесса обеспечения и укрепления национальной безопасности страны.

REFERENCES

1 Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie [Strategic Management]. Moscow: Ekonomika, 1989. 520 p. (In Russ.).

2 Vorontsov E.I., Padalkin V.Yu. Formirovanie mekhanizmov ustoichivogo razvitiya integrirovannykh struktur [Formation mechanisms for sustainable development of integrated structures]. Voronezh: Tsifrovaya poligrafiya, 2014. 181 p. (In Russ.).

3 Cleland D., King V. Sistemnyi analiz i tselevoe upravlenie [Systems analysis and targeted control]. Moscow: "Sovetskoe Radio", 1974. 280 p. (In Russ.).

4 Lukashin Yu.P. Adaptivnye metody krat-kosrochnogo prognozirovaniya vremennykh ryadov [Adaptive methods of short-term time series forecasting]. Moscow: Finansy i statistika, 2003. (In Russ.).

5 Ovchinnikova T.I., Zhuravlev Yu.V., Seryakov A.V. Metody otsenki i opredelenie perspektiv innovatsionnoi deyatel'nosti vysokotekhnologichnykh kompleksov [Methods of assessing and determining the prospects of high-tech innovation complexes]. Voronezh, VGUIT, 2013. 197 p. (In Russ.).

6 Ovchinnikova T.I., Bulgakova I.N., Serya-kov A.V. Socio-economic methods of management of innovative activity of the consolidated entities. Vestnik VGUIT. [Bulletin of VSUET], 2013, no. 1, pp. 182-188. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Putin V.V. Being strong: National security guarantees for Russia. Rossiiskaya gazeta. [Russian newspaper (Capital release)], 2012, no. 5708. (In Russ.).

8 Ukaz prezidenta RF ot 10.01.2000 №24 "O Kontseptsii natsional'noi bezopasnposti RF" [Presidential Decree of 10.01.2000. - №24. «On the Concept of National Security of the Russian Federation»]. (In Russ.).

9 Ukaz prezidenta RF ot 12.05.2009 №537 "O Strategii natsional'noi bezopasnposti RF do 2020 goda" [Presidential Decree of 12.05.2009. - N 537 «On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020»]. (In Russ.).

10 Khorev A.I., Ovchinnikova T.I. , Ko-beleva S.V., Pakhomov A.I. Methodological approaches to the analysis of the economic security of innovation and investment projects in the food complex. Vestnik VGUIT. [Bulletin of VSUET], 2013, no. 4, pp. 241-246. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.