Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ПОРТФЕЛЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТРАХОВЩИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ПОРТФЕЛЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТРАХОВЩИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ПОРТФЕЛЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТРАХОВЩИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Куртаева В.С.

студент 5 курса экономического факультета

Макейкина С.М., к. э.н. доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Россия, г. Саранск АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО СТРАХОВОГО ПОРТФЕЛЯ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ РОСТА КАПИТАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТРАХОВЩИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Понимание обеспечения финансовой устойчивости страховой организации, основанной на страховом портфеле, становится сегодня особенно актуальным. Страховой портфель - это фактическое количество застрахованных объектов или действующих договоров страхования на данной территории, на чём базируется вся деятельность страховщика и что определяет финансовую устойчивость страховой компании в целом.

Основные признаки сбалансированного страхового портфеля на основе показателей однородности, степени риска портфеля и максимальной величины единичного риска по договорам страхования систематизированы в таблице 1 [3].

Таблица 1. - Признаки оптимального (сбалансированного) страхового портфеля.

Признаки оптимального страхового портфеля Значения признака

Однородность страхового портфеля Распределение страховых сумм не отличается от нормального

Степень риска страхового портфеля Не должна превышать 10%

Окончание таблицы 1

Величина крупного риска в страховом портфеле Не превышает 10% собственных средств страховщика

Доля перестрахования в страховых операциях Не должна превышать уровень в 45%, чтобы не создавать зависимости от перестраховщика

На сбалансированность страхового портфеля страховщика влияют такие внутренние факторы, как андеррайтинг, тарифная политика, маркетинг и реклама, политика перестрахования и политика кадров.

Важность первого фактора вытекает из его определения. Андеррайтинг - это комплексная работа, которую поводит страховщик по приему на страхование рисков, включая их оценку, определение возможности страхования, выбор оптимального покрытия, проверку соответствия рисков и клиентов целям и задачам своей страховой организации, с точки зрения защищенности и сбалансированности ее страхового портфеля. Таким образом, состав и структура страхового портфеля страховой компании

напрямую зависят от качества проводимого андеррайтинга, которое, в свою очередь, обусловливается квалификацией специалиста-андеррайтера, уполномоченного страховщиком выносить решение о принятии риска на страхование, корректировать тарифную ставку путем введения поправочных коэффициентов, т.е. вносить существенные изменения в условия договора страхования.

Провидимая страховой организацией тарифная политика оказывает влияние на уровень риска страхового портфеля. Понижая страховые тарифы, страховщик стремится увеличить объем своего портфеля за счет привлечения новых клиентов, однако низкие тарифы не гарантируют увеличения количества заключаемых договоров страхования, а, следовательно, и суммы страховых премий. Так как количество договоров зависит не только от величины тарифной ставки, но и от множества других факторов, таких как наличие разветвленной сети страховых агентов, широкий ассортимент страховых продуктов и пакетов рисков, подлежащих страхованию, имидж страховой компании.

Ввиду низкого уровня страховой культуры в нашей стране маркетинг и реклама в СМИ способствуют привлечению страхователей, из чего следует и увеличение размера страхового портфеля страховой компании. Разработка новых страховых продуктов, оказание уникальных услуг, предложение различных скидок также вызывают рост числа клиентов страховщика.

Перестрахование является инструментом достижения эффекта выравнивания страховых сумм, что необходимо для соблюдения принципа однородности страхового портфеля страховой компании.

Влияние проводимой в страховой компании политики кадров обусловлено тем, что наличие высококвалифицированных сотрудников, которые добросовестно исполняют свои прямые обязанности, позволяет своевременно учитывать выше перечисленные факторы и следовательно, формировать сбалансированный страховой портфель, что является залогом устойчивого функционирования страховой компании на рынке страхования.

Таким образом, внутреннее управление страховых организаций должно оперативно и гибко реагировать на совокупное влияние внешних и внутренних факторов. Проблема достижения финансовой устойчивости страховщика многогранна. Необходимо учитывать различные дестабилизирующие факторы. Но анализ структуры и динамики страхового портфеля должен быть одним из приоритетных направлений обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний.

В течение последних лет состав продуктов на Российском страховом рынке оставался относительно стабильным, если не учитывать некоторых аномалий, вызванных внешним воздействием финансового кризиса. На рисунке 1 представлен усредненный портфель страховых премий страховщиков Российской Федерации за 2008-2010 гг [4].

2010

Ответственность Другое

Рисунок 1 - Структура страховых премий РФ за 2008-2010 гг.

По данным рисунка следует отметить, что по объему собранных страховых премий лидирующие позиции занимает автострахование (в 2008 году-45%). Второе место уверено удерживает страхование имущества (26%). Далее следуют ДМС(13%), страхование от несчастных случаев(6%), страхование жизни(4%) и т.д.

На рисунке 2 представлен усредненный европейский портфель страховых премий за 2006 год [2]. Для европейских страховых компаний традиционно характерны наибольшие сборы по страхованию жизни (61,9%). При этом блок более чем в 5 раз превышает следующий по объемам -автострахование (12,1%). Далее следуют страхование от несчастных случаев (10,85%), страхование имущества (7,71%) и т.д.

3,18% 4,26%

■ Страхование жизни

■ Автострахование

■ Здоровье и несчастный случай

■ Имущество

■ Общая отвественность

■ Другие (включая страхование туристов)

Рисунок 2 - Структура страховых премий европейских стран за 2006 г.

В структуре портфеля страховых премий российских и европейских страховщиков существуют значительные различия. Рассмотрим подробнее три блока: страхование жизни, автострахование и страхование имущества. Страхование жизни занимает всего лишь 4% от совокупного российского страхового портфеля, тогда как в европейских странах оно составляет 61,9%. Такая большая разница одновременно выявляет значительный потенциал развития страхования жизни и является индикатором существующей проблемы.

Факторами, препятствующими развитию страхования жизни в РФ, являются отсутствие налоговых стимулов для долгосрочного страхования жизни и накопительного страхования и высокие ставки по срочным депозитам в банках, опасения населения покупать полисы на долгий срок, недостаточное количество квалифицированных продавцов, низкая страховая информированность и культура населения, нестабильность законодательства, политические и экономические риски.

Отрасль долгосрочного страхования жизни в России находится на начальном этапе своего развития. Тем не менее, в последние годы растет интерес клиентов к долгосрочным финансовым продуктам, пусть с невысокой, но гарантированной доходностью. Темпы роста в 2011 году составили 154%, а в первом квартале 2012 года - 146%. Повышается внимание к отрасли страхования жизни со стороны органов власти и регуляторов. По оценкам Ассоциации страховщиков жизни и Комитета по страхованию жизни при ВСС, объем активов компаний по страхованию жизни в 2020 году составит около 1 трлн. рублей. Существующий потенциал все больше привлекает иностранных страховщиков. Это объясняет приход на российский рынок таких мировых гигантов как ING, AIG Life, Aviva и других.

Страхование имущества в российском портфеле занимает 26%, в то время как в европейских странах - 7,71%. Как видно, разница составляет почти 20%. Почти трехкратное превалирование страхования имущества в России связана с тем, что этот сегмент изначально развивался как приоритетный. Для европейских страховщиков этот вид страхования также является более устойчивым и стабильным.

На сегодняшний день автострахование по-прежнему является ключевым сегментом рынка страхования в России, а также одним из наиболее убыточных. Поэтому в европейских странах этот вид страхования в структуре страховых премий занимает 12,1% и им занимаются из-за его большой социальной значимости.

По результатам анонимных опросов руководителей крупнейших отечественных страховых компаний также можно выделить проблемы, которые, по их мнению, оказывают значительное влияние на формирование сбалансированного страхового портфеля компании: неплатежеспособный спрос на страховые продукты со стороны населения, отсутствие единых

профессиональных стандартов работы страхового продавца и низкая капитализация отечественных страховых компаний.

Неплатежеспособный спрос на страховые продукты со стороны населения обусловлен тем, что не все группы населения могут позволить себе страхование из-за недостаточного уровня доходов. Поэтому в отличие от обязательного ОСАГО, добровольное КАСКО страхует только 10% автовладельцев, а на Западе - 18-20%.

В настоящий момент, как отмечают руководители страховых компаний, российский страховой рынок является существенно недокапитализированным по сравнению с новыми требованиями к капиталу, которые стали обязательными с января 2012 года. По состоянию на февраль 2011 года наблюдался дефицит суммарного уровня капитализации российского страхового рынка в размере 54,4 млрд. рублей по сравнению с новыми требованиями к капиталу, вступившими в силу в начале 2012 года. Капитализация выросла лишь на 3,3% в 2010 году, что дает основания предположить отсутствие возможности у нынешних акционеров проводить дальнейшие инвестиции в российский страховой рынок

Согласно данным Федеральной службы страхового надзора5 по состоянию на февраль 2011 года 75% российских страховщиков не соответствуют новым требованиям. Для поддержания достаточного уровня капитала у текущего числа страховщиков необходимы инвестиции, составляющие в среднем 116 млн. рублей на одного страховщика. Минимальный уровень капитализации страховой компании составляет 40 млн. рублей. Более 270 компаний на рынке, общие сборы которых 2010 году составили менее 40 млн. рублей. Повышение требований к капиталу ускорит консолидацию страховых компаний, клиенты и партнеры по продажам будут переходить к более крупным страховщикам. Ожидается, что немногие страховые организации будут способны сформировать достаточный капитал доступ к новому капиталу, а остальные покинут рынок.

24 октября 2012 года президиумом Всероссийского союза страховщиков была утверждена «Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года», разработанная международной консалтинговой компанией «Oliver Wуman Financial Services». На основе данной стратегии рассмотрим основные препятствия формирования сбалансированного страхового портфеля отечественных страховых компаний и меры, необходимые для их преодоления.

Следует отметить слабо развитую собственную инфраструктуру продаж большинства страховщиков. Преследуя цель максимально быстрого роста премий, страховые компании решили задачу при помощи партнерских соглашений с банками и брокерами, уже имеющими готовые сети продаж. В результате они, как правило, не занимались развитием собственных сетей

5 С марта 2011 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)

продаж из-за того, что это дорого, а получение значимой отдачи занимает много времени. Проблема становится очевидной при сравнении текущей плотности сетей страховых агентов в России и на других рынках (когда они находились на похожей стадии развития). Россия сейчас: 0.8 агентов на 1000 человек, Германия 20 лет назад: около 3 агентов на 1000 человек, Великобритания 20 лет назад: около 5 агентов на 1000 человек. Для решения данной проблемы регулирование должно обеспечить установление баланса сил страховщиков и посредников и наращивание страховщиками собственных возможностей в сфере продаж.

Также препятствием для формирования сбалансированного портфеля страховщика является использование андеррайтинга на основе движения денежных средств. Даже в 2007 г., когда темпы роста страховых выплат превысили темпы роста премии, страховщики не свернули с этого пути, несмотря на усиливающееся давление на ликвидность. С наступлением кризиса в 2008-2009 гг. мировая страховая отрасль оказалась достаточно стойкой в условиях сокращения премий, а отечественная страховая отрасль - нет. Состояние отрасли страхования на сегодняшний день целом остается уязвимой к ухудшению экономической ситуации и не может играть ту стабилизирующую роль, которую она играет на других рынках. Введение МСФО и жесткого контроля над видами активов на балансах страховщиков и их качеством поможет избавиться от андеррайтинга на основе движения денежных средств.

Для отечественных страховщиков характерны низкая финансовая устойчивость и неэффективность контроля. Многие страховщики построили свою деятельность на модели «франчайзинга», по сути, создавая свои региональные филиалы как «мини-страховые компании», которые достаточно поверхностно управлялись из центра и имели все атрибуты страховой компании кроме собственного баланса. Вследствие этого, денежные потоки контролировались на местном уровне с существенными задержками в представлении в головной офис отчетности по заключенным договорам страхования, осуществленным страховым выплатам и премиям, размещенным на счетах в партнерских организациях. После введение повышенных требований к капитализации страховых компаний и введения более жесткого контроля со стороны страхового надзора ситуация на рынке улучшилась. Тем не менее, финансовый контроль над отраслью на сегодняшний день слабее, чем на других рынках. Установление режима полной финансовой прозрачности в будущем поможет снизить значение данной проблемы. Следует также рассмотреть возможность введения требований более частого представления отчетности и более детальных отчетов.

В страховых компаниях также мы можем наблюдать неэффективное развитие бэк-офиса и инфраструктуры. Операционная эффективность остается низкой, так как функциональная деятельность дублируется в

регионах. Достижение эффективности усугубляется устаревшими ИТ-решениями, не созданными специально для нужд страхового бизнеса и не имеющими единых стандартов, поставщика и владельца исходных кодов. На данный момент, стоимость администрирования полиса страхования остается высокой по сравнению с другими рынками. Это ограничивает возможность предоставлять услуги высокого качества. В дальнейшем необходимо осуществить переход на электронный документооборот, разрешить использование электронных страховых полисов и электронной подписи, а также установить стандартный протокол информационного обмена для процессов и операций в продажах, пролонгациях договоров и урегулировании убытков.

В настоящее время в России отсутствуют необходимая среда и стимулы для развития страхования жизни. Страхование жизни существует в условиях сравнительно высокой инфляции, высоких ставок по срочным депозитам и потребителей, не решающихся доверить свои сбережения страховым компаниям. Для реализации потенциала этого сегмента требуется введение налоговых стимулов для продуктов долгосрочного страхования с гарантированной доходностью, а также требуется создание системы регулирования, обеспечивающей сохранность средств страхователей и регулирующей продажи в их интересах. Помимо этого, страховым компаниям следует разрешить работать на рынке пенсионного страхования;

Далее фактором, препятствующим формированию сбалансированного портфеля страховых организаций, является неэффективное существование систем ОМС и ДМС. На данный момент ДМС дублирует покрытие, предоставляемое в рамках системы ОМС, вместо того, чтобы дополнять его и открывать доступ к дополнительному частному лечению и услугам. Страховщики не могут принимать на себя медицинские риски в рамках системы ОМС, что фактически ограничивает рынок до групповых контрактов, продаваемых крупным компаниям. Следует рассмотреть возможность интеграции систем ОМС и ДМС в единую систему здравоохранения, в которой страховщики смогут принимать на себя риски в рамках ОМС (потенциально в контексте общей реформы системы здравоохранения).

Необходимо отметить, что на российском страховом рынке действуют завышенные страховые тарифы в сегменте автострахования. На сегодняшний день в сегменте КАСКО страхователи платят премии, примерно в три раза превышающие европейские. Уровни аквизиционных расходов в России примерно в пять раз выше, чем в Европе, и, при этом, страховщики все равно несут существенные убытки от страховой деятельности. Требуется осуществление экономических преобразований в данном сегменте.

Также существует ряд регуляторных препятствий для развития. Требование получать лицензию на каждый отдельный вид страхования

препятствует конкуренции, основанной на предложении разных продуктов и услуг, требование к использованию бумажных бланков полисов и наличию физической подписи страхователя препятствуют повышению эффективности в розничном страховании. Для преодоления проблем, связанных с регулированием, необходимо снизить количество требуемых лицензий путем перехода к лицензированию классов продуктов, а не отдельных продуктов, а также другие требования, потенциально искажающие конкуренцию, усилить институты регулирования, так как для осуществления авторитетного и эффективного надзора регулятор и другие институты должны развиваться наравне с отраслью страхования, развивать свой функционал, ресурсы и навыки. Стандартизация страховой терминологии и формирование отраслевых баз данных позволит значительно повысить прозрачность и снизить судебные издержки в спорных случаях. Нормы защиты прав потребителей и другие международные нормативы являются ориентирами для следующей стадии совершенствования регулирования, поэтому необходимо встать на путь сближения регуляторных норм и требований ВТО, «Solvency II» и т.д. Новые законодательные инициативы не должны противоречить последующему сближению с международными нормами.

Наблюдается недостаточная емкость российского перестраховочного рынка. На сегодняшний день, отечественные перестраховочные емкости невелики и имеют слабые рейтинги. Для исполнения отраслью своей роли перестраховщика для мелких компаний и специфических рисков, которые не востребованы международными рынками перестрахования, важно укрепить положение отечественных перестраховщиков.

Также следует обратить внимание на подозрительное отношение низкую страховую информированность и культуру населения. На сегодняшний день уровень жалоб на действия страховых компаний высок. Граждане не рассматривают страховую отрасль как партнера, которому можно доверять. Защита потребителя, создание стабильности и доверия к отрасли, формирование или повышение уровня страховой культуры являются необходимыми условиями формирования сбалансированного страхового портфеля страховщика.

Таким образом, решение проблемы формирования сбалансированного страхового портфеля носит, прежде всего, комплексный характер. Для совершенствования практики обеспечения сбалансированности портфеля страховых услуг отечественных страховщиков необходимо пересмотреть тарифную политику, организацию продаж и контроля за агентскими сетями, повысить страховую культуру населения, обеспечить однородность распределения страховых сумм.

Использованные источники: 1 Готовац, С. Интервью агентству «Прайм» [Электронный ресурс]. - 2012. -Режим доступа: http://www.insur-info.ru/life-insurance/press/76880;

2 Косенко, М. Российский и европейский портфели страховых премий [Электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: http://www.ininfo.ru/mag/2008/2008-01(02)/2008-01 (02)-012.html;

3 Никулина, Н.Н. Основы формирования и анализа страхового портфеля / Н.Н. Никулина, С.В. Березина // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №2. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/bux/12261;

4 Опрос руководителей Российских страховых компаний, консалтинговая компания «Oliver Wyman Financial Services» [Электронный ресурс]. - 2011. -Режим доступа: http://www.ins-uni0n.ru/assets/files/20111025%20Russian%20CE0%20Survey%202011%20fina l%20%20RUS.pdf;

5 Рязанцев, Р.А. Страховой портфель страховой организации: теоретический аспект/ Р.А. Рязанцев // Известия ИГЭА. - 2009. - № 4. - С. 36 - 37;

6 Стратегия развития рынка страхования на период до 2020 года, консалтинговая компания «Oliver Wyman Financial Services» [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.ins-union.ru/assets/files/20121022%20RIMS%20whitepaper%20vsent.pdf;

7 Яшина, Н. М. Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации: теория, методология и практика / Н. М. Яшина // Автореферат. - 2007. - Режим доступа: http://delist.ru/article/02102007_j shinanm/page 1

Кучур В.Э. магистрант ВГСПУ Россия, г. Волгоград

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ

ЭКОНОМИКЕ

За последние годы, современная экономика показывает существенный рост значения информационных технологий, особенно в сферах малого и среднего бизнеса. На западе данная тенденция уже давно не новость, где после выхода в свет знаменитой книги Била Гейтса «Бизнес со скоростью мыли», информационные технологии стали масштабно внедряться сначала гигантами бизнеса, а затем и вовсе приняли общедоступный характер. А ведь было это в далёком 1999 году. В России же, из-за совершенно другого уровня развития экономики, тенденция к активному и всепоглощающему внедрению информационных технологий пришлась на сравнительно более поздний период - наше время. В большей степени это обуславливается низким уровнем конкуренции, при котором основной целью была экономия на издержках, что само собой не позволяло ни внедрять, ни разрабатывать что-либо новое. Так же это было обусловлено и тем, что массового потребителя заботила в большей степени лишь цена и качество, другие же факторы стояли далеко позади. Сейчас же, обыденный покупатель желает знать, за что именно он платит. Вопрос качества товара и качества самого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.