podpisannaya (1963 g.), Protokol o vnesenii popravok v Venskuyu konvenciyu o grazhdanskoj otvetstvennosti za yadernyj ushcherb i Konvenciya dopolnitel'nom vozmeshchenii za yadernyj ushcherb (1997 g.), Bryussel'skoj konvenciej o grazhdanskoj otvetstvennosti v oblasti morskih perevozok yadernyh materialov ot (1971 g.), Sovmestnyj protokol (1992 g.), Konvenciya ob operativnom opoveshchenii o yadernoj avarii (1986 g.), Konvenciya o pomoshchi v sluchae yadernoj avarii ili radiacionnoj avarijnoj situacii (1986 g.), Konvenciya o fizicheskoj zashchite yadernogo materiala i yadernyh ustanovok (1980 g.), Konvenciya o yadernoj bezopasnosti (1994 g.), Ob"edinennaya konvenciya o bezopasnosti obrashcheniya s otrabotavshim yadernym toplivom i o bezopasnosti obrashcheniya s radioaktivnymi othodami (1997 g.).
4. Ukreplenie mezhdunarodno-pravovoj bazy yadernoj bezopasnosti v svete urokov «Fukusimy» // http://www.atomic-energy.ru/articles/2013/05/16/41607.
5. Doklad Mezhdunarodnoj gruppy po yadernoj bezopasnosti «Vzaimosvyaz' mezhdu bezopasnost'yu i fizicheskoj bezopasnost'yu na atomnyh elektrostanciyah». INSAG-24. Vena: MAGATE, 2014. S. 24.
6. Popravka k Konvencii o fizicheskoj zashchite yadernogo materiala (INFCIRC/274/Rev.1/Mod.1) // https://www.iaea.org/sites/default/files/infcirc274r1m1_rus.pdf.
7. Plan po fizicheskoj yadernoj bezopasnosti na 2018-2021 gody (GC(61)/24) // https://www-legacy.iaea.org/About/Policy/GC/GC61/GC61Documents/Russian/gc61-24_rus.pdf.
8. Venskoe zayavlenie po yadernoj bezopasnosti (INFCIRC/872) // https://www.iaea.org/sites/default/files/infcirc872_rus.pdf.
9. 7-e Soveshchanie dogovarivayushchihsya storon Konvencii o yadernoj bezopasnosti po rassmotreniyu 27 marta - 7 aprelya 2017 goda. Vena, Avstriya. Kratkij doklad. CNS/7RM/2017/08_Final // www-ns.iaea.org/downloads/ni/safety_convention/2017-cnc-summary-report-russian-final.pdf.
10. Doklad Mezhdunarodnoj gruppy po yadernoj bezopasnosti «Ukreplenie global'nogo rezhima yadernoj bezopasnosti». INSAG-21. MAGATE, Vena, 2014.
11. Lansiti E., Konstantinov L. Nulear Safety Standards (NUSS) Programme- Progress Report // https://www.iaea.org/sites/ default/files/publications/magazines/bulletin/bull20-5/20502004655.pdf.
12. The Safety of Nuclear Installations, Safety Series No. 110, IAEA, Vienna (1993).
13. The Principles of Radioactive Waste Management, Safety Series No. 111 -F, IAEA, Vienna (1995).
14. Radiation Protection and the Safety of Radiation Sources, Safety Series No. 120, IAEA, Vienna (1996).
15. Osnovopolagayushchie principy bezopasnosti. Seriya norm MAGATE po bezopasnosti, № SF-1. MAGATE, Vena, 2006.
16. Structure of the IAEA safety standards and current status. Vienna, May 2009, http://www- ns.iaea.org/downloads/standards/status.pdf.
17. A report by the International Nuclear Safety Group «Ensuring robust national nuclear safety systems — institutional strength in depth». INSAG-27 // https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/P1779_web.pdf.
18. Long term structure of the IAEA safety standards and current status. May 2019 // http://www-ns.iaea.org/committees/files/CSS/205/status.pdf.
19. Alvarenga, M. A. B., Frutuoso e Melo, P. F. Including severe accidents in the design basis of nuclear power plants: An organizational factors perspective after the Fukushima accident // Annals of nuclear energy. T: 79. R. 68-77.
ЛИЗИКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН.
LIZIKOVA, MARINA S. - Ph.D. in Law, Research Fellow of the Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 341
МИЛЮКОВА М.А., ШАРОНИНА А.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ФИНЛЯНДИИ В
АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Ключевые слова: Арктика, международное частное право, арктическая политика, международно-правовое сотрудничество, Финляндия.
Статья исследует приоритеты арктического сотрудничества Финляндской Республики, а также ряд важных особенностей двустороннего сотрудничества данного государства с Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией в рамках существующих межправительственных соглашений, соглашений о сотрудничестве. Также дана характеристика совместной деятельности субъектов частного права в области судоходства и судостроения в рамках реализации различных проектов в Арктическом регионе.
MILYUKOVA, M.A., SHARONINA, A M. ACTUAL ISSUES OF THE BILATERAL COOPERATION OF FINLAND IN THE ARCTIC REGION
Keywords: Arctic, private international law, Arctic policy, international-legal cooperation, Finland.
The article researched the priorities of the Arctic cooperation of the Republic of Finland, as well as several important features of the bilateral cooperation of this state with the People's Republic of China and with the Russian Federation within the framework of existing intergovernmental agreements and cooperation agreements. Also it given the characteristic of joint activity of the subjects of private law in the field of navigation and shipbuilding industry within the frameworks of the implementation of different projects in the Arctic region.
Финляндская Республика - одно из восьми арктических государств (помимо Российской Федерации, США, Канады, Норвегии, Дании, Исландии и Швеции), чья территория пересекается Северным полярным кругом, что обусловливает особую роль данного государства в определении правового статуса Арктического региона. Не имея прямого выхода к Северному Ледовитому океану, Финляндия, тем не менее, играет существенную роль в международных экономических отношениях в Арктическом регионе, выступает одним из главных центров научного и культурного сотрудничества среди арктических государств.
Лейтмотивом политики Финляндии является укрепление ее роли и усиление влияния в качестве субъекта международного арктического экономического, политического и научного сотрудничества, а также сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, в отличие от государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания), одной из фундаментальных опор политического курса которых является укрепление своих притязаний в спорах о делимитации морских пространств и континентального шельфа (например, спор Канады и США в отношении моря Бофорта, пролива Хуан де Фука и др.) и разногласиях в отношении правового статуса основных арктических транспортных коммуникаций (Северный морской путь, Северо-Западный проход).
Указанные приоритеты деятельности данного государства в арктическом регионе были провозглашены в принятой в 2010 г. Стратегии в отношении Арктического региона (Arctic strategy 2010) [1] (далее - Стратегия 2010 г.) и подтверждены в Стратегии в отношении Арктического региона 2013 г. (далее - Стратегия 2013 г.) [2], которая развивает и дополняет положения Стратегии 2010 г. с учетом изменения геополитических реалий, делая акцент не только на роли международной кооперации Финляндии, но и на растущей важности арктического региона (почти четверть территории страны находится за Полярным кругом) для национальных экономических и политических интересов Финляндской Республики, указывая на необходимость принятия и совершенствования действующего законодательства и укрепление сотрудничества с коренным населением соответствующей территории: «[Стратегия 2013 г.] исследует возможности укрепления позиции Финляндии в отношении Арктического региона, создание новых возможностей для коммерческой деятельности, совершенствование механизмов охраны арктической среды, а также безопасности и стабильности в регионе, укрепления позиции северных регионов Финляндии, международного сотрудничества, а также научных знаний об Арктике в самом широком смысле этого слова» (It examines the possibilities for bolstering Finland's position regarding the Arctic region; the creation of new business opportunities; the Arctic environment and the region's security and stability; the position of the northern parts of Finland; international cooperation; and Arctic expertise in the widest sense of the term) [3].
В Стратегии 2013 г. также подчеркивается, что особая роль в арктической политике Финляндии отводится двустороннему сотрудничеству по арктическим проблемам и существенное значение придается координации совместных проектов с Россией.
В документе перечисляются основные цели двусторонних отношений Финляндии с другими государствами:
1) установление двустороннего арктического сотрудничества с государствами, разделяющими арктические приоритеты Финляндии;
2) активизация и расширение арктического сотрудничества между Финляндией и Россией посредством имплементации совместных проектов [4].
В рамках первого из направлений арктической политики Финляндии особенно ярким примером является установление сотрудничества по арктическим проблемам с Китайской Народной Республикой - государством, которое в последние годы позиционирует себя в качестве «приарктического государства» (near-Arctic state) [5] и участвует в деятельности Арктического совета в качестве наблюдателя (с 2007 г.).
В частности, в апреле 2017 г. Финляндия и КНР подписали Совместную декларацию об установлении и поощрении ориентированного на будущее сотрудничества нового типа (Joint Declaration between the Republic of Finland and the People's Republic of China on Establishing and Promoting the future-oriented new-type cooperative partnership), которая предусматривает ряд положений, касающихся арктического сотрудничества данных государств [6]. В частности, в Декларации стороны подчеркивают свое стремление к поощрению «китайско-арктического сотрудничества» (Sino-Nordic cooperation) [7]. Декларация содержит отдельное положение, связанное с деятельностью государств в отношении Арктического региона, в котором указывается, что стороны принимают во внимание «хрупкость экосистемы Арктики» (the vulnerability of the Arctic environment) и исходят из строгого соответствия экономической деятельности в данном регионе целям охраны арктической среды и рационального использования природных ресурсов региона. Финляндия и КНР выражают стремление развивать экономическое сотрудничество, а также кооперацию в сфере новых технологий, включая
«судостроение и судоходство в Арктике, геологию региона, полярные и морские исследования (в том числе изучение полярных метеоусловий и ледяного покрова), так и охрану окружающей среды, безопасность на море, включая контроль за местонахождением судов и информирование об этом, а также информационно-коммуникационную сферу и туризм [8, с. 20].
Что касается практических действий по реализации указанных целей арктического партнерства, то в 2017 г. Финский Арктический исследовательский институт (Institute of Arctic Research of Finland) совместно с КНР провел пятый семинар по арктическому сотрудничеству (5 th China-Nordic Arctic Cooperation Symposium) [8, с.21].
Одним из основных двусторонних партнеров Финляндии по арктическим проблемам остается Российская Федерация, что следует не только из текста Стратегии 2010 г., Стратегии 2013 г., но и заявлений официальных должностных лиц данного государства. Так, министром иностранных дел Финляндской Республики на Семинаре, организованном в рамках Российско-Финляндского Арктического партнерства, было указано, что, «будучи естественным арктическим партнером Финляндии, Россия является важнейшим рынком экспорта для Финляндии в Арктическом регионе, а долгосрочные и эффективные отношения научного, экономического и технологического сотрудничества между двумя государствами могут быть использованы в отношении арктических проблем» [9]. Значение двустороннего сотрудничества по арктическим проблемам подчеркивается также в Плане действий в отношении России 2009 г. (Russia Action Plan), в котором отражены приоритеты международного экономического сотрудничества, включая экономическую деятельность в Арктике [10].
Следует отметить, что указанное взаимодействие продолжается в течение более 25 лет. Так, в 1992 г. между государствами было заключено Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которое прекратило свое действие 25.06.2012 на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой от 13.04.2012 (далее - Соглашение 2012 г.). Согласно ст. 3 действующего Соглашения 2012 г., в качестве основных направлений двустороннего сотрудничества сторонами признается «формирование и реализация региональной политики с обращением особого внимания на укрепление приграничного сотрудничества и социально-экономическое развитие приграничных регионов» [11]. Кроме того, Соглашение установило рамки двустороннего сотрудничества между компетентными органами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (ст. 8).
Одним из направлений российско-финского сотрудничества в Арктическом регионе является заключение субъектами Российской Федерации соглашений с административно-территориальными единицами Финляндии. Особый интерес в данном контексте представляют Заявление о дальнейшем развитии дружественных связей между Мурманской областью и губернией Лапландия 9 августа 1988 г. [12], Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и губернией Оулу 12 ноября 1993 г. [13], Договор о приграничном сотрудничестве между Правительством Мурманской области и губернией Лапландия Финляндской Республики 27 июня 2002 г. [14], Меморандум о взаимопонимании между Правительством Мурманской области (Российская Федерация), Региональным союзом Лапландии, Региональным управлением Лапландии и Центром экономики, транспорта и экологии Лапландии (Финляндская Республика) 17 ноября 2014 г. [15] (в котором, помимо прочего, подчеркивается особое значение сотрудничества в рамках программы «КОЛАРКТИК 2014-2020») [16], Меморандум о взаимопонимании между Правительством Мурманской области (Российская Федерация), Региональным союзом Северной Остроботнии, Региональным управлением Северной Финляндии и Центром экономики, транспорта и экологии Северной Остроботнии (Финляндская Республика) 14 октября 2015 г. [17] В указанных соглашениях особая роль отводится природоохранному, технологическому и культурному сотрудничеству регионов.
В рамках двустороннего экономического сотрудничества значительную роль играет обсуждение актуальных проблем (в том числе, связанных с совместными проектами в Арктике)
на основе созданной в 1992 г. Финляндско-российской межправительственной экономической комиссии.
Наконец, Министерством связи и массовых коммуникаций с Министерством транспорта и связи Финляндской Республики в октябре 2017 г. обсуждались возможности прокладки подводного телекоммуникационного кабеля вдоль трассы Северного морского пути, необходимые меры для обеспечения перехода на технологию 5G, взаимодействие в области цифровой экономики, а также вопросы информационной безопасности (во исполнение Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», принятой распоряжением Правительства РФ №1632-р от 28 июля 2017 г.) [18].
В рамках сотрудничества субъектов частного права примечательно взаимодействие с финскими организациями в реализации проекта «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения. Так, из данных на сайте закупок предприятие госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) планирует заключить договора на выполнение работ по разработке концептуального проекта линейного ледокола, предварительной концепции проекта танкера-газовоза класса ледового усиления Arc5, проведению модельных испытаний линейного ледокола проекта «Aker ARC 123» (закупка № 31806081840, цена договора - 28 000 000,00 рублей), необходимых для перевозки сжиженного природного газа из российского морского порта Сабетта, с ведущим финским поставщиком Акер Арктик Текнолоджи Инк. Согласно материалам закупочной документации, объем работ состоит в изучении влияния ширины ледокола на скорость проводки газовоза типа «Ямал-макс». Кроме того, предусматривается создание финским поставщиком варианта газовоза ледового класса Arc5 для круглогодичной эксплуатации на линии Сабетта-Европа. Работы должны быть завершены в начале июня 2018 года [19]. Ранее, в сентябре 2017 г., Росатомфлот заключил с Aker Arctic Technology договор на выполнение работ по разработке документации предварительного концептуального проекта линейного ледокола на СПГ топливе мощностью около 40 000 кВт (закупка № 170903/0466/244).
Несмотря на вышеуказанные направления сотрудничества России и Финляндии, немаловажным фактором, оказывающим существенное влияние на их взаимоотношения, является членство Финляндии в Европейском союзе, который, не согласившись с действиями России в рамках так называемого «украинского кризиса» ввел санкции в отношении ряда российских граждан и организаций. Указанные ограничительные меры коснулись широкого круга межгосударственных отношений, включая дипломатические и международные экономические связи. Последние охватывают санкции в отношении отдельных физических и юридических лиц (заморозка активов, ограничение передвижения), ограничительные меры для Крыма и Севастополя, меры, направленные на ограничение обменов с Россией в конкретных секторах экономики (секторальные санкции). Следование Финляндией политике санкций, а также принятие Российской Федерацией ответных ограничительных мер привели к снижению активности экономического взаимодействия двух государств, включая, в частности, энергетическое сотрудничество. Вместе с тем, влияние санкций ЕС и ответных ограничительных мер России на арктические отношения Финляндии и РФ является вопросом, требующим отдельного, комплексного рассмотрения, выходящим за рамки настоящей курсовой работы.
Таким образом, можно отметить, что к числу главных приоритетов двустороннего арктического сотрудничества Финляндии относятся: 1) повышение эффективности сотрудничества в рамках охраны окружающей среды Арктики и рационального использования природных ресурсов данного региона; 2) дальнейшее развитие экономического сотрудничества и укрепление экономических связей в рамках существующих международных соглашений; 3) стремление к разработке новых технологий, которые могли бы быть применены в области судостроения и судоходства в Арктическом регионе, а также в области изучения полярных метеоусловий; 4) повышение безопасности на море, а также совершенствование существующих систем обеспечения контроля за местонахождением судов; 5) сотрудничество в информационно-коммуникационной области и в сфере туризма; 6) совместная деятельность субъектов частного права в рамках осуществления различных проектов в области судоходства и судостроения.
Литература и источники
1. Finland's Strategy for the Arctic Region 2010. - Prime Ministers Office Publications 8/2010. 94 p. [Electronic resource] - Mode of access: https://arcticportal.org/images/stories/pdf/J0810_Finlands.pdf.
2. Finland's Strategy for the Arctic Region 2013. Government resolution on 23 August 2013 - Prime Minister's Office Publications 16/2013. 67 p. [Electronic resource] - Mode of access: https://vnk.fi/documents/10616/1093242/J1613_Finland's+ Strategy+for+the+Arctic+Region.pdf/cf80d586-895a-4a32-8582-435f60400fd2?version=1.0.
3. Finland's Strategy for the Arctic Region. 2013. P. 3.
4. Art. 6.3 Finland's Strategy for the Arctic Region, 2013.
5. Heininen L. China and Finland in the Globalized Arctic: Asymmetry with Common Interests / L. Heininen // Arctic Law and Governance: The Role of China and Finland. / Eds. Koivurova, T., Qin, T., Nykanen, T. & Dyuck, S. - Oxford: HART PUBLISHING LTD, P. 124.
6. Joint Declaration between the Republic of Finland and the People's Republic of China on Establishing and Promoting the future-oriented new-type cooperative partnership. [Electronic resource] - Mode of access: http://www.tpk.fi/public/default.aspx?contentid =360378&culture=en-US.
7. Art. 2 Joint Declaration between the Republic of Finland and the People's Republic of China on Establishing and Promoting the future-oriented new-type cooperative partnership.
8. Киенко Е.В. Международно-правовая характеристика арктической политики Китая // Московский журнал международного права. 2017. №3.
9. Russia is a natural Arctic partner for Finland. We know each other and we have long and effective scientific, economic and technological relations of cooperation, which can be used in Arctic contexts too. Finnish Arctic expertise has consistently used Russia as its most important marketing area. См.: Speech by Minister Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar Speech by Foreign Minister Erkki Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar in Oulu, 5 June 2012. [Electronic resource] - Mode of access: https://um.fi/speeches/-/asset_publisher/up7ecZeXFRAS/content/ulkoministeri-tuomiojan-puhe-arktisen-kumppanuuden-seminaarissa?curAsset=0&stId=47307.
10. Russia Action Plan. Government Resolution 16 April 2009. [Electronic resource] - Mode of access: https://fmlandabroad.fi/documents/35732/48132/the_russia_action_plan.
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой от 13.04.2012 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-70/44645.
12. Заявление о дальнейшем развитии дружественных связей между Мурманской областью и губернией Лапландия 9 августа 1988 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
13. Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и губернией Оулу 12 ноября 1993 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
14. Договор о приграничном сотрудничестве между Правительством Мурманской области и губернией Лапландия Финляндской Республики 27 июня 2002 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
15. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Мурманской области (Российская Федерация), Региональным союзом Лапландии, Региональным управлением Лапландии и Центром экономики, транспорта и экологии Лапландии (Финляндская Республика) 17 ноября 2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
16. «Коларктик» - программа приграничного сотрудничества, в которой участвуют Россия, Финляндия, Швеция и Норвегия. Программа финансируется странами-участницами и направлена на реализацию совместных проектов компаний и организаций северных территорий стран - участниц. Предполагаемый бюджет программы в новом программном периоде (2014-2020 гг.) составит €63,4 млн.
17. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Мурманской области (Российская Федерация), Региональным союзом Северной Остроботнии, Региональным управлением Северной Финляндии и Центром экономики, транспорта и экологии Северной Остроботнии (Финляндская Республика) 14 октября 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://culture. gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
18. Россия и Финляндия обсудили проект прокладки волоконно-оптической линии связи вдоль Северного морского пути [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ruscable.ru/news/2017/10/19/_Rossiya_i_Finlyandiya_obsudili_ proekt_prokladki_v/.
19. Сайт закупок Росатома: http://www.zakupki.rosatom.ru/Web.aspx?node=archiveorders.
References and Sources
1. Finland's Strategy for the Arctic Region 2010. - Prime Minister's Office Publications 8/2010. 94 p. [Electronic resource] - Mode of access: https://arcticportal.org/images/stories/pdi/J0810_Finlands.pdf.
2. Finland's Strategy for the Arctic Region 2013. Government resolution on 23 August 2013 - Prime Minister's Office Publications 16/2013. 67 p. [Electronic resource] - Mode of access: https://vnk.fi/documents/10616/1093242/J1613_Finland's+ Strategy+for+the+Arctic+Region.pdf/cf80d586-895a-4a32-8582-435f60400fd2?version=1.0.
3. Finland's Strategy for the Arctic Region. 2013. P. 3.
4. Art. 6.3 Finland's Strategy for the Arctic Region, 2013.
5. Heininen L. China and Finland in the Globalized Arctic: Asymmetry with Common Interests / L. Heininen // Arctic Law and Governance: The Role of China and Finland. / Eds. Koivurova, T., Qin, T., Nykanen, T. & Dyuck, S. - Oxford: HART PUBLISHING LTD, P. 124.
6. Joint Declaration between the Republic of Finland and the People's Republic of China on Establishing and Promoting the future-oriented new-type cooperative partnership. [Electronic resource] - Mode of access: http://www.tpk.fi/public/default.aspx?contentid =360378&culture=en-US.
7. Art. 2 Joint Declaration between the Republic of Finland and the People's Republic of China on Establishing and Promoting the future-oriented new-type cooperative partnership.
8. Kienko E.V. Mezhdunarodno-pravovaya harakteristika arkticheskoj politiki Kitaya // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2017. N°3.
9. Russia is a natural Arctic partner for Finland. We know each other and we have long and effective scientific, economic and technological relations of cooperation, which can be used in Arctic contexts too. Finnish Arctic expertise has consistently used Russia as its most important marketing area. Sm.: Speech by Minister Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar Speech by Foreign Minister Erkki Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar in Oulu, 5 June 2012. [Electronic resource] - Mode of access: https://um.fi/speeches/-/asset_publisher/up7ecZeXFRAS/content/ulkoministeri-tuomiojan-puhe-arktisen-kumppanuuden-seminaarissa?curAsset=0&stId=47307.
10. Russia Action Plan. Government Resolution 16 April 2009. [Electronic resource] - Mode of access: https://finlandabroad.fi/documents/35732/48132/the_russia_action_plan.
11. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Finlyandskoj Respubliki o sodejstvii prigranichnomu sotrudnichestvu mezhdu Rossijskoj Federaciej i Finlyandskoj Respublikoj ot 13.04.2012 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-70/44645.
12. Zayavlenie o dal'nejshem razvitii druzhestvennyh svyazej mezhdu Murmanskoj oblast'yu i guberniej Laplandiya 9 avgusta 1988 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
13. Soglashenie ob ustanovlenii druzhestvennyh svyazej mezhdu Murmanskoj oblast'yu i guberniej Oulu 12 noyabrya 1993 g. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
14. Dogovor o prigranichnom sotrudnichestve mezhdu Pravitel'stvom Murmanskoj oblasti i guberniej Laplandiya Finlyandskoj Respubliki 27 iyunya 2002 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
15. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Pravitel'stvom Murmanskoj oblasti (Rossijskaya Federaciya), Regional'nym soyuzom Laplandii, Regional'nym upravleniem Laplandii i Centrom ekonomiki, transporta i ekologii Laplandii (Finlyandskaya Respublika) 17 noyabrya 2014 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
16. «Kolarktik» - programma prigranichnogo sotrudnichestva, v kotoroj uchastvuyut Rossiya, Finlyandiya, SHveciya i Norvegiya. Programma finansiruetsya stranami-uchastnicami i napravlena na realizaciyu sovmestnyh proektov kompanij i organizacij severnyh territorij stran - uchastnic. Predpolagaemyj byudzhet programmy v novom programmnom periode (2014-2020 gg.) sostavit €63,4 mln.
17. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Pravitel'stvom Murmanskoj oblasti (Rossijskaya Federaciya), Regional'nym soyuzom Severnoj Ostrobotnii, Regional'nym upravleniem Severnoj Finlyandii i Centrom ekonomiki, transporta i ekologii Severnoj Ostrobotnii (Finlyandskaya Respublika) 14 oktyabrya 2015 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://culture.gov-murman.ru/documents/mezhdunarodnye-dogovory/.
18. Rossiya i Finlyandiya obsudili proekt prokladki volokonno-opticheskoj linii svyazi vdol' Severnogo morskogo puti [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.ruscable.ru/news/2017/10/19/_Rossiya_i_Finlyandiya_obsudili_ proekt_prokladki_v/.
19. Sajt zakupok Rosatoma: http://www.zakupki.rosatom.ru/Web.aspx?node=archiveorders.
МИЛЮКОВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА - бакалавр юриспруденции, магистрант МГИМО МИД России, адвокат. ШАРОНИНА АНАСТАСИЯ МАКСИМОВНА - бакалавр юриспруденции, магистрант МГИМО МИД России. MILYUKOVA, MARIA A. - Bachelor of Law, Undergraduate Student, MGIMO of the Russian Ministry of Foreign Affairs, lawyer ([email protected])
SHARONINA, ANASTASIA M. - Bachelor of Law, Master student of MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of Russia ([email protected]).
УДК 347.44(430)
ДВАЛИШВИЛИ Л.З.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ (НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСНИКОВ ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ГЕРМАНСКОМ ПРАВЕ
Ключевые слова: участники правоотношений, добросовестное поведение, принцип добросовестности, концепция добросовестности, факторы добросовестности, германское право, вид договора.
В статье выявляются и анализируются объективные факторы, оказывающие влияние на квалификацию поведения субъектов правоотношений в качестве добросовестного и недобросовестного по праву Германии, выясняются предпосылки, обусловившие существование указанных факторов. Особенное внимание уделяется раскрытию понятия «объективности» применительно к проявлениям добросовестного и недобросовестного поведения, правовому значению исследования объективных факторов в рамках применения концепции добросовестности. Обоснован вывод о том, что объективный характер факторов (не)добросовестного поведения снижает или даже нивелирует значения фактора вины при оценке поведения субъекта с позиции его соответствия правилам и стандартам добросовестности.
DVALISHVILI, L.Z. THE OBJECTIVE FACTORS OF (UN)CONSCIENTIOUS BEHAVIOR OF PARTICIPANTS OF CONTRACTUAL RELATIONS IN GERMAN LAW
Keywords: participants of legal-relations, conscientious behavior, principle of good faith, concept of conscientious, factors of conscientious, German law, types of contract.
In the article identified and analyzed the objective factors that impact on the qualification of the behavior of subjects of legal-relations as conscientious and unconscientious by law of Germany, it identified the reasons that led to the existence of these factors. Particular attention is paid to the disclosure of the concept of "objectivity" in relation to the factor of conscientious and unconscientious behavior, the legal meaning of the study of objective factors in the frameworks of the application of the concept of good faith. It substantiated the conclusion that the objective nature of the factors of (un)conscientious behavior reduces or even eliminates the value of factor of guilt when assessing the behavior of a subject from the position of its compliance with the rules and standards of good faith.
В германском праве понятие добросовестности сочетает в себе объективные и субъективные элементы. В объективном смысле добросовестность означает требование к поведению участников правоотношений, вытекающее из конкретных правовых норм. Субъективный элемент непосредственно связан с действиями субъекта, которые должны соответствовать таким критериям, как правдивость, уважение прав, верность обязательствам со стороны их субъекта [1]. В связи со смешанной (объективно-субъективной) природой принципа добросовестности возможно выделение как субъективных, так и объективных критериев