Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 130-136
130
УДК 342
ВЛИЯНИЕ РОВАНИЕМСКОГО ПРОЦЕССА НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ФИНЛЯНДИЯ
© 2018 г. А.В. Тетерин, Г.С. Кузнецов, О.Ю. Орлова
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
alexander.teterin@yandex. ru
Поступила в редакцию 09.01.2018
Возрастающее значение Арктики коррелирует с проведением исследований, затрагивающих различные аспекты развития данного региона, в том числе политического и правового сотрудничества государств, прежде всего арктических стран. В современных исследованиях подробно рассматриваются вопросы правовой регламентации статуса арктических территорий, при изучении указанного вопроса широко применяется междисциплинарный подход. Состоявшаяся в 1989 году встреча представителей данных государств в финском городе Рованиеми положила начало одноименному политико-правовому процессу, в ходе которого была принята Арктическая стратегия по защите окружающей среды, послужившая основой создания Арктического совета. Однако исторический аспект «процесса Рованиеми» и имплементация положений названной стратегии в национальное законодательство стран-участниц не получили должного освещения. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел. В рамках историко-правового анализа исследуется содержание и значение идей М.С. Горбачева, высказанных им в 1987 г. в Мурманске, освещаются позиции исследователей, затрагивающих эту проблему. Положения Арктической стратегии по защите окружающей среды комплексно рассматриваются в контексте их имплементации в правовую систему Республики Финляндия. Изучены законодательные акты, в наибольшей мере демонстрирующие влияние Рованиемского процесса.
К таковым авторы отнесли Конституцию Республики Финляндия, Уголовный кодекс, специализированные акты природоохранного законодательства. Не ограничиваясь рассмотрением специализированных законов, авторы осветили отдельные аспекты содержания актов конституционного значения в контексте их сопряженности с общепризнанными нормами международного права, а также вопросы регулирования гражданско-правовых отношений, имеющих «арктическое» содержание. Пример правового развития Республики Финляндия демонстрирует прямое влияние Рованиемского процесса на национальное арктическое законодательство, что свидетельствует об отсутствии объективных препятствий к имплементации декларативных положений актов рекомендательного характера в национальное законодательство, но поднимает вопрос о возможных барьерах субъективного характера, имеющихся в иных арктических странах.
Ключевые слова: «мурманские тезисы», Рованиемский процесс, Арктическая стратегия по защите окружающей среды, законодательство Финляндии, имплементация декларативных положений, правовой статус Арктики, правовые системы Скандинавских стран.
Экономическое, геополитическое и научное значение Арктики постоянно возрастает вследствие происходящих климатических изменений. Изучение Арктики в различных аспектах является целью множества научных исследований. В ряде работ акцентируется внимание на политико-правовых проблемах отстаивания государственных интересов и политического взаимодействия в Арктике [1, р. 442]. Институциональный аспект управления арктическим регионом ставит вопрос о роли, структуре и деятельности Арктического совета [2, 3]. В науке прозвучали как критические замечания [4], так и положительные отзывы о деятельности данного форума [5].
Авторы обращают внимание на проблемы реализации положений Конвенции ООН по морскому праву и иных международных правовых актов, создающих правовую основу деятельности человека в Арктике. Имела
место дискуссия по поводу правомерности включения Канадой Северо-Западного прохода в состав внутренних вод и применимости положений статьи 38 Конвенции ООН по морскому праву к перевозкам по этому морскому пути. Отдельной проблемой являются споры о пределах юрисдикции арктических государств [6, 7]. Это обусловлено тем фактом, что арктические государства, исходя из сложившейся практики завышения роли указанной Конвенции как акта, обеспечивающего интернационализацию правового статуса Арктики [4, с. 149], видят в данном документе легитимное обоснование своих претензий на приоритетное право освоения ресурсов данного региона [8, с. 72]. Были высказаны и прямо противоположные мысли о том, что в определении правового положения Арктического региона ведущую роль играет законотворчество
циркумполярных государств, а не международно-правовые акты [9].
Секторальное деление Арктики актуализирует дальнейшее изучение проблем морской политики на национальном и международном уровне для минимизации уровня конфликтности [10, p. 119], а также обращает внимание ученых на особенности национального регулирования процессов добычи природных ресурсов и охраны окружающей среды [11, 12]. Решение обозначенных проблем требует междисциплинарного подхода, учета выводов общественных и естественных наук [13]. Правовая регламентация должна обеспечивать не только охрану окружающей среды, но и безопасность человека в Арктике, право на развитие коренных малочисленных народов, что требует учета исторического и социокультурного контекста региона [14, p. 419; 15, p. 106]. Кроме того, установление данной регламентации является одним из важнейших условий экологически безопасного освоения ресурсов циркумполярного пространства [16, а 121].
Комплексный характер тематики не позволяет ограничиться формально
юридическим подходом, зачастую необходимо принимать во внимание достигнутые политические соглашения. Наглядным примером является Декларация о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана, подготовленная по итогам встречи представителей приарктических государств в гренландском городе Нуук в феврале 2014 года [17, p. 5]. В то же время отдельные проблемы межгосударственного сотрудничества в Арктике на сегодняшний день еще не получили должного научного осмысления.
В период «холодной войны» научные исследования взаимодействия в Арктике затрагивали прежде всего вопросы стратегической и национальной безопасности. Первые шаги по выстраиванию взаимодействия в арктическом пространстве в достаточной мере изучены не были. Имеющиеся научные работы фрагментарно затрагивают проблематику Рованиемского процесса [18, 19]. Положения Декларации по защите окружающей среды в Арктике или просто перечисляются [20, 21, 3], или только упоминаются [8, а 71]. В работе В.Р. Авхадеева была предпринята попытка установления роли Декларации путем анализа терминов, используемых в тексте данного акта [20]. Исследовалось слияние положений названного акта с Декларацией об учреждении Арктического совета [22, p. 152]. Однако
исторический аспект «процесса Рованиеми» и
имплементация положений названной Декларации в национальное законодательство стран-участниц не получили должного освещения. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что основу международного сотрудничества в Арктике заложил М.С. Горбачев. Выступив в 1987 году в Мурманске, первый Президент СССР использовал данную «трибуну», чтобы передать международному сообществу свое видение «нового политического мышления». Прежде всего обращение было адресовано странам Северной Европы [23, а 27]. В данной речи были высказаны следующие положения. Во-первых, Арктика была обозначена в пределах не только Северного Ледовитого океана, но и северных территорий Европы, Америки и Азии. Во-вторых, странам Северной Атлантики было предложено обсудить вопросы безопасности и стремиться к заключению как многосторонних, так и двухсторонних соглашений. Помимо этого, были высказаны идеи развертывания сотрудничества по освоению ресурсов Севера, развития научного исследования Арктики, изучения проблем коренного населения этого региона и совместной разработки комплексного плана охраны окружающей среды в этом регионе [24].
Содержание данной речи, равно как и факт ее произнесения, по-разному оцениваются исследователями. Р. Куллеруд полагает, что высказанные призывы были восприняты во время Рованиемского процесса, что «мурманские тезисы» получили отражение и в Арктической стратегии по защите окружающей среды [25]. Ю.Е. Фокин и А.И. Смирнов, отмечая значительную роль высказанных М.С. Горбачевым инициатив о прекращении «холодной войны», указывают и на противоречивость высказанных положений [23, а 44]. А.В. Овлащенко и И.Ф. Покровский
подвергают данные идеи резкой критике, прямо называя их «делегированными с Запада» [26, а 14]. Стоит согласиться с мнением группы зарубежных исследователей, отмечающих, что речь была показательной: впервые лидер СССР допустил возможность широкомасштабного сотрудничества в Арктике [27, p. 133].
Представляется любопытным тот факт, что «мурманские инициативы» были ранее представлены советским гражданам: за две недели до выступления Президента СССР в Мурманске, в газете «Правда» была опубликована статья «Реальность и гарантии безопасного мира». В данной статье автор (М.С. Горбачев) подверг критике концепцию ядерного сдерживания, обратил внимание на значимость
проблем экологической безопасности и предложил развернуть диалог по проблемам разработки стратегии охраны окружающей среды и рационального природопользования в рамках международной конференции в Москве [28].
В конце 1988 года в Ленинграде состоялась конференция по вопросам координации научных исследований циркумполярных государств, главным итогом которой стало решение о разработке международной программы по защите арктической окружающей среды. В 1989 году в городе Рованиеми по инициативе руководства Республики Финляндия была проведена встреча, положившая начало феномену одноименного политико-правового процесса: участники договорились о проведении конференции министров арктических государств для разработки соглашения по охране арктической окружающей среды и принятия программы конкретных действий в развитие соглашения. Внешняя политика Финляндии в наибольшей степени соответствовала «новому политическому мышлению», что Президент СССР подчеркнул как во время своего выступления в Мурманске [28], так и в ходе посещения данного государства в 1989 году [23, с. 42].
Конференция министров была проведена в июне 1991 года там же, где ранее была обоснована ее необходимость - в Рованиеми. Представители восьми государств, позже названных арктическими, приняли
Арктическую стратегию по защите окружающей среды (AEPS) и взяли на себя обязательства предпринять действия по включению положений стратегии в национальные законодательства и их дальнейшему совершенствованию [29]. По мнению зарубежных исследователей, данное соглашение заключено без учреждения международного договора и являет собой документ мягкого права [27]. В отечественной науке было высказано противоположное суждение о том, что Рованиемская декларация, содержащая названную стратегию, не в полной мере обладает свойствами мягкого права и, хотя оперирует терминами о том, что стороны «договорились» и «согласились», а не «заявили», относится к такой категории источников международного права, как правотворческие решения международных организаций [20]. Тем не менее некоторые положения данного акта были в достаточно короткий срок имплементированы в национальное законодательство Финляндии.
В преамбуле к тексту AEPS арктические государства отметили, что значимость арктической окружающей среды признается все большим количеством стран. Финляндия предприняла конкретные действия для того, чтобы подчеркнуть значимость защиты арктического климата юридическими средствами. За несколько месяцев до заключения Рованиемской декларации парламент Финляндии принял Акт о радиации (Radiation act 592/1991), предназначение которого, согласно секции 1, состоит в предотвращении и ограничении опасных для здоровья эффектов радиации [30]. Помимо защиты финской арктической экосистемы, законодательство обеспечивает особые возможности для устойчивого развития данной экосистемы. Так, Акт об оленеводстве (Reindeer Husbandry Act 848/1990) был принят в 1990 году, но некоторые положения, принятые позже, демонстрируют нам дух Рованиемского процесса. Например, раздел 4 («Владельцы северных оленей») был включен в текст акта в 1993 году. Согласно положениям данного раздела, обладать северными оленями могут:
а) оленеводческие артели - организации с нефиксированным заранее членством и размером уставного капитала, цель которых, исходя из легального определения «артели», состоит в представлении коммерческих интересов участников путем осуществления экономической деятельности или в достижении общей цели (секция 2 Акта об артелях) [31];
б) граждане государств, входящих в Европейскую экономическую зону (все страны ЕС - 28; страны-участницы Европейской ассоциации свободной торговли), образованную соответствующим соглашением от 17 марта 1993 года;
в) ассоциация оленеводов - объединение оленеводческих артелей, финансируемое государством [Reindeer Husbandry in Finland] - в целях исследования данного вида [32].
Добавление данного пункта в акт позволяет утверждать о наличии интереса финских властей в сохранении северного оленя как особого вида, являющегося неотъемлемой частью арктической экосистемы Финляндии. Не следует забывать о том факте, что лесной северный олень по-прежнему рассматривается в Финляндии как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Негативные изменения лесных структур рассматриваются в качестве возможной угрозы существования этого вида [33].
Далее в тексте преамбулы декларации
арктические государства подчеркнули свою
ответственность в обеспечении защиты и сохранении арктической окружающей среды. Это положение получило свое отражение в Конституции Финляндии 1993 года. Статья 20 данного акта («Ответственность за состояние окружающей среды») устанавливает всеобщую ответственность за сохранение природы, ее биологического разнообразия и окружающей среды. Кроме того, органы публичной власти стремятся гарантировать каждому право на безопасную окружающую среду и возможность влиять на принятие решений, затрагивающих условия среды собственного обитания [34]. Помимо этого, в том же году были разработаны такие значимые акты, как Акт об охоте (Hunting Act 615/1993) и принятый в его исполнение Декрет об охоте (Hunting Decree 666/1993). Первый из указанных документов закрепил легальные дефиниции таких понятий, как «охота», «охотничье угодье», «сезон охоты» [35]. Данный Акт также определил список животных, охота на которых разрешена, и ввел запрет на использование таких орудий, средств и методов охоты, как взрывчатые вещества, яды, арбалеты, копья, автоматическое огнестрельное оружие и другие. Декретом об охоте устанавливаются такие правовые механизмы в сфере охотничьей деятельности, как лицензирование, наделение охотничьими квотами, непосредственно тарификация охотничьих животных. Пункты 10-20(a) конкретизируют использование допустимых видов охотничьих орудий и приспособлений [36].
Два года спустя Уголовный кодекс Финляндии (Criminal Code of Finland 39/1889) был дополнен главой 48 - «Экологические преступления». Глава включает в себя такие уголовно наказуемые деяния, как причинение значительного ущерба окружающей среде (статья 2), повреждение объекта окружающей среды (статья 3), преступление против сохранности окружающей среды (статья 5), повреждение природных сооружений (статья 6). Санкции за совершение деяний, предусмотренных данными статьями, предусматривают штраф или тюремное заключение до шести лет [37]. Таким образом, власти Финляндии поставили охрану арктической окружающей среды под особый контроль и правовую защиту. Путем включения соответствующих статей в национальную Конституцию и Уголовный кодекс финский законодатель установил специальный правовой режим, способствующий реализации положений Рованиемской декларации.
Арктические государства также обязались обеспечивать сотрудничество с коренными
северными народами. Статья 17 («Право на собственный язык и культуру») Конституции Финляндии устанавливает статус саамов -коренного народа Финляндии, в основном занимающихся полукочевым оленеводством. Согласно данной статье, саамы имеют право поддерживать и развивать собственный язык и культуру. Статья 121 данного акта предоставляет им самоуправление в области языка и культуры в регионе их проживания -северной части области Лапландии. Право саамов использовать свой язык при обращении в органы государственной власти обеспечено специальным Актом о языке саами (Sami language Act 1086/2003) [38]. Помимо этого, в целях обеспечения конституционных прав данной этнической группы, в 1995 году были приняты Акт о парламенте саами (Act on the Sami Parliament 974/1995) [39] и одноименный декрет (Decree on the Sami Parliament 1727/1995) [40]. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что финская Конституция и иные акты национального законодательства предоставляют саамам широкий перечень прав, развивающий положения Рованиемской декларации и в полной мере соответствующий ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах [41].
Хотя ряд зарубежных исследователей утверждают, что причины политического характера препятствовали конкретным действиям по реализации положений Рованиемской декларации со стороны правительств арктических государств [27]. Пример правового развития Республики Финляндия демонстрирует прямое влияние Рованиемского процесса на национальное арктическое законодательство, что
свидетельствует об отсутствии объективных препятствий к имплементации декларативных положений актов рекомендательного характера в национальное законодательство, но поднимает, в свою очередь, вопрос о возможных барьерах субъективного характера, имеющихся в иных арктических странах и тормозящих реализацию отдельных положений AEPS.
Список литературы
1. Yaneva Z. The European Arctic policy in progress // Polar Science. 2016. № 10. P. 441-449.
2. Murray K. The Arctic Council: A Brief History, its Partnership with Indigenous Groups of the Arctic, and its Role in Uncovering and Addressing Health Issues in the Far North // Journal of the Canadian Health Libraries Association. 2014. № 31. P. 27-31.
3. Сахаров А.Г. Развитие Арктического совета как «института регионального управления» // Вестник международных организаций. 2016. Т. 10. № 4. С. 72-92.
4. Гаврилов В.Г. Правовое развитие Арктического региона: предпосылки и перспективы // Журнал российского права. 2017. № 3. С. 148-157.
5. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3 (34). С. 27-36.
6. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 340 p.
7. Kirkey Ch. Smoothing Troubled Waters: The 1988 Canada-United States Arctic Co-operation Agreement // International Journal. 1995. № 50. P. 401-426.
8. Соколова Ф.Х. Духовно-интеллектуальное пространство Арктики: концепт, структура, факторы формирования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. С. 67-79.
9. Gavrilov V.V. The LOSC and the Delimitation of the Continental Shelf in the Arctic Ocean // The International Journal of Marine and Coastal Law. 2016. Vol. 31. № 2. P. 317.
10. Brigham L. International cooperation in arctic marine transportation // In: O.R. Young, J.D.Kim, Y.H.Kim (Eds.). The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on the Future of the Arctic. 2013. P. 115-136.
11. Gulas S., Downton M., D'Souza K., Hayden K., Walker T. Declining Arctic Ocean oil and gas developments: Opportunities to improve governance and environmental pollution control // Marine Policy. 2017. № 75. P. 53-61.
12. Soderholm K., Soderholm P., Helenius H., Pettersson M., Viklund R., Masloboev V., Mingaleva T., Petrov V. Environmental regulation and competitiveness in the mining industry: Permitting processes with special focus on Finland, Sweden and Russia // Resources Policy. 2015. № 43. P. 130-142.
13. Fernandez L., Kaiser B., Moore S., Vestergaard N. Introduction to special issue: Arctic marine resource governance // Marine Policy. 2016. № 72. P. 237-239.
14. Hossain K. Securitizing the Arctic indigenous peoples: A community security perspective with special reference to the Sami of the European high north // Polar Science. 2016. № 10. P. 415-424.
15. Czarny R. The High North between Geography and Politics. Springer International Publishing, Switzerland, 2015. 245 p.
16. Хлуднева Н.И. Перспективы развития правовой охраны арктических экосистем // Журнал российского права. 2015. № 11. С. 114-122.
17. Nyman E. Protecting the poles: Marine living resource conservation approaches in the Arctic and Antarctic // Ocean and Coastal Management. 2017. № 5. P. 1-8.
18. Elferink A. Environmental protection in the Arctic - the Rovaniemi process // Marine Pollution Bulletin. 1992. № 3. P. 128-130.
19. Huebert R. New directions in circumpolar cooperation: Canada, the arctic environmental protection
strategy, and the Arctic council // Canadian Foreign Policy Journal. 2011. № 4. P. 37-57.
20. Авхадеев В.Р. Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 138-145.
21. Барамидзе Д.Д. Международное экологическое сотрудничество в Арктике // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2016. Т. 26. Вып. 4. С. 98-101.
22. Koivurova T. Limits and Possibilities of the Arctic Council in a Rapidly Changing Scene of Arctic Governance // Polar Record. 2010. Vol. 46. № 2. P. 146-156.
23. Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская Декларация о сотрудничестве в Баренцевом море / Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М., 2012. 88 с.
24. Горбачев М.С. Реальность и гарантии безопасного мира // Правда. 1987. 17 сент.
25. Kullerud R. Letter from the President. URL: http://uarctic. org/media/1135547/shared-voices-magazi ne-2015-screen.pdf (дата обращения: 06.08.2017).
26. Овлащенко А.В., Покровский И.Ф. Перспективы правового режима морской транспортной среды российской Арктики: дуализм подходов или их эклектизм? // Транспортное право. 2012. № 1. С. 12-20.
27. Van der Zwaag D., Huebert R., Ferrara S. The Arctic Environmental Protection Strategy, Arctic Council and Multilateral Environmental Initiatives: Tinkering While the Arctic Marine Environment Totters // Denver Journal of International Law and Policy. Vol. 30. № 131. 2001. P. 131-171.
28. Речь М.С. Горбачева на торжественном собрании, посвященном вручению городу Мурманску ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» 1 октября 1987 г. // Правда. 1987. 2 окт.
29. The Rovaniemi Declaration on the Protection of the Arctic Environment, June 14, 1991. URL: http://arcticcircle.uconn.edu/NatResources/Policy/rovani emi.html (дата обращения: 09.03.2017).
30. Radiation act (592/1991; with amendments up to 624/2011). URL: https://www.stuklex.fi/en/ls/19910592 (дата обращения: 06.08.2017).
31. Co-operatives Act (1488/2001). URL: http:// www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2001/en20011488.pdf (дата обращения: 06.08.2017).
32. Reindeer Husbandry Act (848/1990; with amendments up to 54/2000). URL: http://www.finlex. fi/en/laki/kaannokset/1990/en19900848.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
33. Number of threatened mammal species decreased in Finland. URL: http://www.ymparisto.fi/enUS/Nature/ Number_of_threatened_mammal_species_decr(37787) (дата обращения: 09.03.2017).
34. The Constitution of Finland (731/1999; with amendments up to 1112/2011). URL: http: / /www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990731 .pdf (дата обращения: 09.03.2017).
35. Hunting Act (615/1993; with amendments up to 206/2013). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaanno kset/1993/en19930615.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
36. Hunting Decree (666/1993; with amendments up to 412/2014). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset / 1993/en19930666.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
37. The Criminal Code of Finland (39/1889; amendments up to 766/2015). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/
kaannokset/1889/en18890039.pdf (дата обращения: 09.03.2017).
38. Sami language Act (1086/2003). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2003/en2003108 6.pdf (дата обращения: 06.08.2017).
39. Act on the Sami Parliament (974/1995; amendments up to 1026/2003). URL: http://www.finlex.fi/en/
laki/kaannokset/1995/en19950974.pdf (дата обращения: 06.08.2017).
40. Decree on the Sami Parliament (1727/1995). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1995/en 19951727.pdf (дата обращения: 06.08.2017).
41. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966). URL: http://www.ohchr. org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx (дата обращения: 09.03.2017).
3. Saharov A.G. Razvitie Arkticheskogo soveta kak «instituta regional'nogo upravleniya» // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. 2016. T. 10. № 4. S. 72-92.
4. Gavrilov V.G. Pravovoe razvitie Arkticheskogo regiona: predposylki i perspektivy // Zhurnal rossijskogo prava. 2017. № 3. S. 148-157.
5. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Mezhdunarodnye organizacii i sotrudnichestvo v Arktike // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij. 2011. № 3 (34). S. 27-36.
6. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 340 p.
7. Kirkey Ch. Smoothing Troubled Waters: The 1988 Canada-United States Arctic Co-operation Agreement // International Journal. 1995. № 50. P. 401-426.
8. Sokolova F.H. Duhovno-intellektual'noe prostranstvo Arktiki: koncept, struktura, faktory formirovaniya // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2012. № 1. S. 67-79.
9. Gavrilov V.V. The LOSC and the Delimitation of the Continental Shelf in the Arctic Ocean // The International Journal of Marine and Coastal Law. 2016. Vol. 31. № 2. P. 317.
10. Brigham L. International cooperation in arctic marine transportation // In: O.R. Young, J.D. Kim,
THE INFLUENCE OF THE ROVANIEMI PROCESS ON THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF FINLAND
A.V. Teterin, G.S. Kuznetsov, O.Yu. Orlova
The growing importance of the Arctic correlates with the research on various aspects of this region's development, including the political and legal cooperation between different states, primarily the Arctic countries. Modern studies consider in detail the issues of legal regulation of the Arctic territories' status. An interdisciplinary approach is widely used in the study of this issue. The meeting of the representatives of the Arctic states that took place in Rovniemi, Finland in 1989 established a political and legal phenomenon named after this place. Arctic Environmental Protection Strategy (AEPS) was adopted as part of the Rovaniemi process and provided the basis for the Arctic Council. However, the historical aspect of the «Rovaniemi process» and the implementation of this strategy's elements in the participating countries' national legislation have not received adequate coverage. This article is aimed to fill this gap.
Within the framework of historical and legal analysis, we examine the content and significance of M.S. Gorbachev's ideas voiced by him in 1987 in Murmansk, as well as the opinions of researchers working on this topic. The provisions of the Arctic Environmental Protection Strategy are considered in the context of their implementation in the legal system of the Republic of Finland. Particular attention is given to the legislative acts, which demonstrate the influence of the Rovaniemi process to the greatest degree, including the Constitution of the Republic of Finland, the Criminal Code and special environmental acts. In addition to specialized laws, the authors consider certain aspects of the contents of constitutional acts in their correlation with universally recognized rules of international law and issues of legal regulation of civil relations that have «Arctic» content. The example of Finland's legal development shows the direct impact of the Rovaniemi process on national Arctic legislation, which indicates that there are no objective obstacles to the implementation of declarative acts in national legislation, but raises the issue of subjective barriers that may exist in other Arctic countries.
Keywords: «Murmansk theses», Rovaniemi process, Arctic environmental protection strategy, legislation of Finland, implementation of declarative conditions, legal status of the Arctic region, legal systems of Scandinavian countries.
References
1. Yaneva Z. The European Arctic policy in progress // Polar Science. 2016. № 10. P. 441-449.
2. Murray K. The Arctic Council: A Brief History, its Partnership with Indigenous Groups of the Arctic, and its Role in Uncovering and Addressing Health Issues in the Far North // Journal of the Canadian Health Libraries Association. 2014. № 31. P. 27-31.
Y.H. Kim (Eds.). The Arctic in World Affairs: A North Pacific Dialogue on the Future of the Arctic. 2013. P. 115-136.
11. Gulas S., Downton M., D'Souza K., Hayden K., Walker T. Declining Arctic Ocean oil and gas developments: Opportunities to improve governance and environmental pollution control // Marine Policy. 2017. № 75. P. 53-61.
12. Soderholm K., Soderholm P., Helenius H., Pet-tersson M., Viklund R., Masloboev V., Mingaleva T.,
Petrov V. Environmental regulation and competitiveness in the mining industry: Permitting processes with special focus on Finland, Sweden and Russia // Resources Policy. 2015. № 43. P. 130-142.
13. Fernandez L., Kaiser B., Moore S., Vestergaard N. Introduction to special issue: Arctic marine resource governance // Marine Policy. 2016. № 72. P. 237-239.
14. Hossain K. Securitizing the Arctic indigenous peoples: A
community security perspective with special reference to the Sami of the European high north // Polar Science. 2016. № 10. P. 415-424.
15.
Czarny R.
The High
North
between
Geography
and Politics.
Springer
International
Publishing,
Switzerland, 2015. 245 p.
16. Hludneva N.I. Perspektivy razvitiya pravovoj ohrany arkticheskih ehkosistem // Zhurnal rossijskogo prava. 2015. № 11. S. 114-122.
17. Nyman E. Protecting the poles: Marine living resource conservation approaches in the Arctic and Antarctic // Ocean and Coastal Management. 2017. № 5. P. 1-8.
18. Elferink A. Environmental protection in the Arctic - the Rovaniemi process// Marine Pollution Bulletin. 1992. № 3. P. 128-130.
19. Huebert R. New directions in circumpolar cooperation: Canada, the arctic environmental protection strategy, and the Arctic council // Canadian Foreign Policy Journal. 2011. № 4. P. 37-57.
20. Avhadeev V.R. Rol' deklaracij o sotrudnichestve gosudarstv v Arktike i mezhdunarodnoe pravo // Zhurnal rossijskogo prava. 2014. № 10. S. 138-145.
21. Baramidze D.D. Mezhdunarodnoe ehkologicheskoe sotrudnichestvo v Arktike // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ehkonomika i pravo. 2016. T. 26. Vyp. 4. S. 98-101.
22. Koivurova T. Limits and Possibilities of the Arctic Council in a Rapidly Changing Scene of Arctic Governance // Polar Record. 2010. Vol. 46. № 2. P. 146-156.
23. Fokin Yu.E., Smirnov A.I. Kirkenesskaya Deklaraciya o sotrudnichestve v Barencevom more / Evroarkticheskom regione: vzglyad iz Rossii 20 let spustya. M., 2012. 88 s.
24. Gorbachev M.S. Real'nost' i garantii bezo-pasnogo mira // Pravda. 1987. 17 sent.
25. KuUerud R. Letter from the President. URL: http://uarctic.org/media/n35547/shared-voices-magazine-2015-screen.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2017).
26. Ovlashchenko A.V., Pokrovskij I.F. Perspektivy pravovogo rezhima morskoj transportnoj sredy rossijskoj Arktiki: dualizm podhodov ili ih ehklektizm? // Transportnoe pravo. 2012. № 1. S. 12-20.
27. Van der Zwaag D., Huebert R., Ferrara S. The
Arctic Environmental Protection Strategy, Arctic Council and Multilateral Environmental Initiatives: Tinkering While the Arctic Marine Environment Totters // Denver Journal of International Law and Policy. Vol. 30. № 131. 2001. P. 131-171.
28. Rech' M.S. Gorbacheva na torzhestvennom sobranii, posvyashchennom vrucheniyu gorodu Murmansku ordena Lenina i medali «Zolotaya Zvezda» 1 oktyabrya 1987 g. // Pravda. 1987. 2 okt.
29. The Rovaniemi Declaration on the Protection of the Arctic Environment, June 14, 1991. URL: http://arcticcircle.uconn.edu/NatResources/Policy/rovani emi.html (data obrashcheniya: 09.03.2017).
30. Radiation act (592/1991; with amendments up to 624/2011). URL: https://www.stuklex.fi/en/ls/19910592 (data obrashcheniya: 06.08.2017).
31. Co-operatives Act (1488/2001). URL: http:// www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2001/en20011488.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2017).
32. Reindeer Husbandry Act (848/1990; with amendments up to 54/2000). URL: http://www.finlex. fi/en/laki/kaannokset/1990/en19900848.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2017).
33. Number of threatened mammal species decreased in Finland. URL: http://www.ymparisto.fi/enUS/Nature/ Number_of_threatened_mammal_species_decr(37787) (data obrashcheniya: 09.03.2017).
34. The Constitution of Finland (731/1999; with amendments up to 1112/2011) URL: http: //www. finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1999/en19990731 .pdf (data obrashcheniya: 09.03.2017).
35. Hunting Act (615/1993; with amendments up to 206/2013). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/ 1993/en19930615.pdf (data obrashchemya: 09.03.2017).
36. Hunting Decree (666/1993; with amendments up to 412/2014). URL: http://www.finlex.fi/en/laki/kaannok set/1993/en19930666.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2017).
37. The Criminal Code of Finland (39/1889; amendments up to 766/2015). URL: http: //www. finlex. fi/en/la-
ki/kaannokset/1889/en18890039.pdf (data
obrashcheniya: 09.03.2017).
38. Sami language Act (1086/2003). URL: http:// www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2003/en20031086.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2017).
39. Act on the Sami Parliament (974/1995; amendments up to 1026/2003). URL: http://www.finlex.fi/en/
laki/kaannokset/1995/en19950974.pdf (data
obrashcheniya: 06.08.2017).
40. Decree on the Sami Parliament (1727/1995). URL: http ://www. finlex. fi/en/laki/kaannokset/1995/en 19951727.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2017).
41. International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966). URL: http://www.ohchr. org/en/professionalinterest/pages/ccpr.aspx (data obrashcheniya: 09.03.2017).