Научная статья на тему 'Арктическая политика Финляндии в XXI веке'

Арктическая политика Финляндии в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
720
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДИЯ / АРКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ / ПЕРСПЕКТИВЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / FINLAND / ARCTIC COUNCIL / PROSPECTS / COOPERATION / NATIONAL STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дзюбан В.В

Тема освоения Арктики и ее природных богатств приобретает все большую актуальность как на международном, так и государственном уровне. Финляндия заинтересована в использовании огромного экономического потенциала арктического региона. Большие перспективы по развитию сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. В последние годы в мире наблюдается повышенный интерес к арктическому региону. Открываются новые возможности использования транспортных маршрутов региона, появляются перспективы освоения природных ресурсов. В течение 2001-2011 гг. все восемь стран, входящих в Арктический совет, разработали и приняли национальные стратегии в отношении Арктики. Финляндия не стала исключением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCTIC POLICY OF FINLAND IN THE TWENTY-FIRST CENTURY

The topic of development of the Arctic and its natural resources is becoming increasingly important both at the international and national level. Finland is interested in using the huge economic potential of the Arctic region. Finns associate great prospects for the development of cooperation in the Arctic with Russia. In recent years, the world has seen increased interest in the Arctic region. There are new opportunities for the use of transport routes in the region, there are prospects for the development of natural resources. During 2001-2011, all eight Arctic Council countries developed and adopted national Arctic strategies. Finland was no exception.

Текст научной работы на тему «Арктическая политика Финляндии в XXI веке»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Дзюбан В.В.

доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор «Департамента социологии, истории и философии» ФГОБУВО «Финансовогоуниверситета при правительстве РФ»

bryanskstudzuban@ma.il. ги

АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФИНЛЯНДИИ В XXI ВЕКЕ

Актуальность: тема освоения Арктики и ее природных богатств приобретает все большую актуальность как на международном, так и государственном уровне. Финляндия заинтересована в использовании огромного экономического потенциала арктического региона. Большие перспективы по развитию сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. В последние годы в мире наблюдается повышенный интерес к арктическому региону. Открываются новые возможности использования транспортных маршрутов региона, появляются перспективы освоения природных ресурсов. В течение 2001-2011 гг. все восемь стран, входящих в Арктический совет, разработали и приняли национальные стратегии в отношении Арктики. Финляндия не стала исключением.

Ключевые слова: Финляндия, Арктический совет, перспективы, сотрудничество, национальные стратегии, перспективы

Финляндия позиционирует себя как арктическую державу, т.к. 1/3 часть её территории находится за Северным полярным кругом. Однако, фактически она, так же как и Швеция не имеет прямого выхода в северные моря.

Финляндия - одна из восьми арктических стран-учредителей" Арктического Совета, которая, как и Норвегия - выступает за налаживание более тесного сотрудничества с Российской Федерацией по проблемам Арктики. Внешняя политика Финляндии отличается инициативным характером, ей часто удается выступать на мировой арене в качестве координатора сотрудничества между рядом государств. Достаточно упомянуть, именно в 1997 г. в Финляндии родилась инициатива «Северного измерения» во внешней политике Европейского Союза, основной целью которого было провозглашено укрепление стабильности, благополучия и устойчивого развития на Севере Европы. При этом Финляндия хотела бы позиционировать себя как своеобразный форпост для вовлечения ЕС в совместное с Россией освоение Арктики. В 1989 г. Финляндия выдвинула предложение провести конференцию арктических стран, посвящённую охране окружающей среды в Арктике. Эта конференция привела к развитию постоянного сотрудничества, которое получило название «процесс Рованиеми»1. Этот процесс послужил своеобразной предтечей Арктического совета. Позднее вопросы охраны окружающей среды стали главной" сферой деятельности этого органа, созданного в 1996 г.

Финляндия имеет немалый опыт в налаживании многостороннего арктического сотрудничества. Ещё в 60-х гг. прошлого века началось её взаимодействие с другими странами Северной" Европы, в районе так называемого «Северного Калотта», где соприкасаются границы Финляндии, Норвегии и Швеции. В 1993 г. она была одним из учредителей СБЕР . Финляндия способствовала повороту ЕС в сторону Севера при помощи политики «Северного измерения».

Финляндия обладает значительными экспертными возможностями в развитии сотрудничества в полярных и приполярных районах. В Лапландии действуют несколько биологических станций, изучающих проблемы экологии. При Лапландском университете в

1 BBA financing policy, 2013-2015. - 14 c.

2 Finland's Strategy for the Arctic Region, Abstract. Prime Minister's Office Publications, 8/2017. - 38 c.

Рованиеми создан Арктический центр, который осуществляет междисциплинарные исследования. Финляндия предлагает на его базе создать Арктический информационный центр ЕС. Финляндия поддерживает заявку ЕС получить возможность участия в работе Арктического совета. В Оулу существует научный центр по проблемам медицины и здравоохранения в арктических условиях.

Основные цели и задачи Финляндии в Арктике обозначены в Государственной Программе и в Государственной Стратегии Финляндии в Арктике (2010 г.). Перед опубликованием этого документа финское правительство образовало Консультативный комитет по арктическим делам при правительстве. Хорошо структурированная и в деталях проработанная финляндская стратегия делает упор на глобальных перспективах Арктического региона. В Стратегии утверждается, что Финляндия как арктическая страна естественным образом является участником деятельности в арктическом регионе, что она крайне заинтересована в использовании огромного экономического потенциала Арктики. Стратегия предусматривает усиление международной роли Финляндии в качестве компетентного участника сотрудничества в регионе за счет инвестиций в обучение, проведение исследований, испытаний, разработку технологий. Также в стратегии очерчен круг актуальных вопросов (обеспечение безопасности и поддержание суверенитета в регионе, защита окружающей среды, развитие экономики и инфраструктуры, защита интересов местного населения, деятельность международных организаций, в первую очередь, Арктического совета) и сформулированы предложения по модернизации арктической политики ЕС, улучшению транспортного сообщения, развитию и интенсификации арктических исследований, и некоторым другим направлениям деятельности.

В экономической сфере особый интерес для Финляндии в Арктике представляют судостроение, лесная и горнорудная промышленность и связанная с этими отраслями инфраструктура. Особенностью финляндской стратегии является то, что она рассматривает арктическое сотрудничество как продолжение политики Северного измерения. Министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб в своей речи, произнесённой в июне 2010 г. Сказал: «Арктика - это регион не конфронтации, а кооперации, и здесь нет альтернативы международному сотрудничеству. Козырями Финляндии при развитии арктического сотрудничества является финский опыт в строительстве ледоколов; общепризнана её роль в разработке и реализации политики Северного измерения и в масштабном сотрудничестве с Россией»». Главной экономической целью Финляндии в арктическом регионе является подтверждение статуса страны как арктического международного эксперта. В качестве приоритетных направлений обозначены использование и внедрение технологических «ноу-хау» и государственная поддержка компаний в научно-технической сфере.

В документе определены конкретные задачи в сфере охраны окружающей среды, экономического сотрудничества (в том числе в области транспорта, логистики и развития инфраструктуры), защиты интересов коренных народов Севера. Предлагается активнее использовать накопленный финнами опыт и арктические технологии в зимнем судоходстве и судостроении, расширять возможности участия финских компаний в крупных проектах в регионе. Для этого планируется принять меры по поддержке экспорта в Арктику и интернационализации малых и средних компаний. Кроме того, ставится задача развивать представительство Финляндии в северных районах России. В частности, планируется открыть в Мурманске генеральное консульство Финляндии (в настоящее время там располагается мурманское отделение генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге). За счет участия в арктических проектах международного сотрудничества Финляндия надеется стимулировать рост своих северных, наименее развитых регионов, особенно в сфере транспортного сообщения, логистики и телекоммуникаций. Осознавая себя малой европейской страной, Финляндия старается действовать в крупных международных вопросах, опираясь на своё участие в таких организациях, как ЕС, СБЕР, Арктический Совет,

11

Северное измерение, Северный Совет и Совет министров северных стран. Определённый интерес представляют финские оценки различных международных договоров и деятельности международных организаций. Арктический совет первоначально был создан с целью обеспечения устойчивого развития Арктики и охраны окружающей среды, но затем его деятельность постепенно стала расширяться. При нём действует шесть экспертных групп, которые готовят рекомендации для обсуждения в ходе заседаний. В рабочих группах Совета обсуждается широкий круг вопросов. Например: влияние экологии на здоровье населения; экологические последствия применения опасных и ядовитых веществ; состояние озонового слоя в верхних слоях атмосферы; способы защиты арктической флоры и фауны; мероприятия по предупреждению несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций в арктических регионах; риски экологических катастроф; меры, необходимые для их предотвращения и т.д.

По мнению Финляндии, несмотря на то, что решения Арктического совета имеют рекомендательный характер, они обладают большим политическим весом. Первоначальный импульс созданию Арктического Совета дала именно эта страна, которая стала в 1991 г. инициатором процесса Рованиеми. Эту инициативу подхватила Канада, которая организовала конференцию, закончившуюся принятием в 1996 г. Оттавской Декларации и решением создать регулярно действующий орган - Арктический Совет.

Финляндия считает целесообразным изучить международные соглашения, распространяющиеся на Арктику, с тем, чтобы выявить имеющиеся пробелы и возможные противоречия. Финляндия предложила время от времени созывать Арктический совет на уровне глав правительств и государств (саммиты), а также она выступает за создание постоянного секретариата Совета.

Финляндия положительно оценивает деятельность СБЕР и политику Северного Измерения. СБЕР с 1993 г. организует региональное и приграничное сотрудничество. Его особенностью является организация работы одновременно на уровне центральных, региональных и местных властей. Так же, как и в Арктическом Совете, в его работе участвуют представители коренных народов. Работе СБЕР содействует двенадцать рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества (экология, здравоохранение и предотвращение контактных болезней, транспорт и логистика, экономическое сотрудничество, туризм, сотрудничество между таможнями и т.д.). Четыре страны-участницы СБЕР работают в направлении развития сотрудничества в целях проведения в необходимых случаях операций по спасению. СБЕР приступил в 2009 г. к программе «Оценка перспектив судоходства в арктических морях».

Основным недостатком СБЕР, по мнению Финляндии, является ограниченность финансирования, а его политическая роль определяется тем, что он выражает коллективную волю региона, которую должен учитывать ЕС при разработке и реализации своей арктической политики. Финляндия полагает, что необходимо улучшать координацию работы Арктического Совета, Северного измерения, СБЕР, а также региональных программ ЕС, некоторые из которых направлены на европейский север, включая Российскую часть (например, Карелию, Кольский полуостров и т.д.). При помощи программ ЕС политическая воля североевропейского региона трансформируется в конкретные проекты в рамках Северного измерения.

Финляндия - это единственная страна на Севере Европы, которая имеет значительный объём торговли с Россией. В этой связи Финляндия позиционирует себя на Западе как эксперт по вопросам сотрудничества с Россией. Вместе с тем, не стоит переоценивать самостоятельность Финляндии, в большинстве случаев она придерживается солидарной позиции со своими партнёрами в ЕС.

Россия и Финляндия - соседи, которых связывают не только взаимовыгодная торговля, но и десятки крупных реализованных инвестиционных проектов, а также эффективные приграничные контакты. Фактором, способствующим развитию

добрососедских российско-финляндских отношений, безусловно, является открытый и конструктивный политический диалог между руководителями двух государств1.

Выступая на первом Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога» (2010 г.), председатель правительства России В.В. Путин подчеркнул: «...Арктический регион призван служить площадкой для объединения сил, для подлинного партнерства в экономике, в сфере безопасности, в науке, образовании, в сбережении культурного достояния Севера». Российско-финские отношения могут служить примером такого партнерства.

Финский опыт исследований и «ноу-хау» в сфере арктических технологий получил всемирное признание. Перспективы развития сотрудничества в Арктике финны связывают с Россией. Для финских компаний Россия - основной рынок сбыта. Это и понятно, учитывая более чем столетний опыт сотрудничества наших стран в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики. Первый в мире арктический ледокол «Ермак» был построен для Российской империи на английских верфях с использованием финских технологий. Начиная с 1932 г., для российских заказчиков на финских верфях были построены более двух тысяч судов различного типа. В 1980-х гг. проектные работы и поставки были сосредоточены на специальных судах, предназначенных для условий Арктики. Совместно с финнами осуществлялось строительство ледоколов с ядерной силовой установкой «Таймыр» и «Вайгач».

Финские компании стремятся активно использовать возможности, которые открываются перед ними в связи с освоением российской Арктики и увеличением объемов перевозок по Северному морскому пути. В районе Санкт-Петербурга формируется судостроительный кластер (с базой в Кронштадте). На острове Котлин совместно с корейской компанией «^ТХ» планируется возвести Ново-Адмиралтейские верфи, где будут строить крупные суда, в том числе газовозы. Создание кластера выгодно и финским, и российским судостроителям. Рациональное использование природно-ресурсного потенциала арктических территорий и обеспечение нового качества экономического роста невозможно без использования новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренного развития информационно-коммуникационного комплекса. Многие эксперты рассматривают Финляндию как испытательную площадку для телекоммуникационной промышленности ЕС. Представляется, что у России и Финляндии есть потенциал взаимодействия в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности, в следующих областях: создание и модернизация телекоммуникационных сетей арктической зоны России; внедрение новых передовых беспроводных технологий; проведение совместных НИОКР; подготовка специалистов.

Один из ключевых вопросов освоения Арктики - обеспечение экологического баланса в регионе. В связи с этим целесообразно использовать многолетний успешный опыт российско-финляндского сотрудничества по охране окружающей среды региона Балтийского моря. Финляндия содействует реализации ряда крупных экологических проектов в России, в частности, по строительству водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге. Налажен интенсивный диалог в рамках деятельности Комиссии по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Именно в Финляндии базируются управляющие органы ведущих финансовых институтов Северной Европы - Северного инвестиционного банка, Северной экологической финансовой корпорации «НЕФКО», природоохранного партнерства «Северного измерения». Полагаем, что в ближайшем будущем охрана окружающей среды в Арктике станет масштабной эколого-экономической программой, которая будет реализовываться на основе международного государственно-частного партнерства.

Россия и Финляндия имеют огромный потенциал для бизнес-взаимодействия и научно-технологической кооперации в Арктике по широкому спектру направлений

1 Арктика: зона мира и сотрудничества. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 55 с.

сотрудничества. Наиболее перспективными представляются судостроение, строительство, связь, использование возобновляемых источников энергии, высокотехнологичных материалов, внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. Присоединение России к ВТО послужит дополнительным стимулом к развитию научно-производственной кооперации и трансфера технологий. Формирующемуся двустороннему арктическому партнерству может способствовать Декларация о партнерстве для модернизации, подписанная Россией и Финляндией в марте 2011 г. Очевидно, что пришло время для согласования целей, задач совместной деятельности в рамках партнерства и отработки механизма взаимодействия заинтересованных сторон на уровне, как правительств, так и бизнес-сообществ. Обсуждению данной проблемы можно было бы посвятить одну из ближайших сессий межправительственной российско-финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству с участием Делового совета1.

В Арктике может быть использован опыт Финляндии как одного из мировых лидеров в области «клинтех» («чистые технологии»). С очень давних пор Финляндия входит в тройку самых развитых стран с самой лучшей экологией. А в 2012 г. ей удалось обогнать соседку Швецию и занять, согласно рейтингу экспертов международной корпорации Grant Thornton, 2-е место. Такая сказочная экология, на самом деле — результат системной, хорошо организованной и честно контролируемой работы. Финляндия, безусловно, в числе лидеров по изобретениям и внедрениям эко-технологий. Самые основные из них «ноу-хау» в энергетике и обработке отходов.

Cleantech Finland - представляет собой ассоциацию лучших компаний и экспертов сектора чистых технологий. Cleantech Finland предлагает лучшие решения в сфере чистых технологий и экспертный профессионализм для компаний и организаций государственного сектора, которые имеют проблемы требующие решения в области экологии или энергоэффективности. К чистым технологиям относятся технологии, услуги, решения, инновации в процессах или продуктах, которые помогают уменьшить вред, оказываемый на окружающую среду, вызванный деятельностью человека, помогают сохранению энергии и сбережению природных ресурсов, а также способствуют улучшению качества жизни2. Урбанизация и индустриализация, глобальные мегатренды, которые вызывают серьезные экологические проблемы, особенно в крупных растущих рынках, таких как Китай и Индия. В то же время в стадии разработки находится экологическое регулирование. Эти факторы создали глобальный спрос на финскую компетенцию и профессиональный опыт в сфере чистых технологий. Финское правительство произвело большие инвестиции в поддержку развития сектора чистых технологий, который является основным источником роста и совмещает различные направления. Финская промышленность, в частности, открыла значительный потенциал для обновления благодаря чистым технологиям, говорит г-жа Kaisu Annala, Директор программы по стратегии развития экологически чистых технологий в Министерстве труда и экономики Финляндии. Целью стратегической программы Министерства труда и экономики является увеличение оборота сектора финских чистых технологий до 50 млрд. евро и создание 40 000 новых рабочих мест к 2020 г., добавляет г-жа Annala. По данным опроса финский сектор чистых технологий очень ориентирован на экспорт - доля экспорта из оборота компаний составляет 53%. В 2013 г. наиболее значимыми экспортными рынками были Швеция, Германия, Россия, Великобритания и Китай. По мнению финских компаний наиболее интересные перспективы роста в ближайшие годы можно ожидать в Китае, России, Германии, США и Швеции .

Таким образом, целенаправленная политика позволила этой стране на фоне экономического роста снизить загрязнение окружающей среды. «Чистые технологии»

1 Speech by Minister Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar Speeches, 6/8/2016. - 77c.

2 Finland's Strategy for the Arctic Region, Abstract. Prime Minister's Office Publications, 8/2017. - 38 c.

3 Russia Action Plan, publications of the Ministry for Foreign Affairs of Finland, 5 / 2013. - 26 c.

охватывают экологически чистые производства, эффективное использование энергии с минимально возможным ущербом для природы, сортировку, переработку и утилизацию промышленных и бытовых отходов, управление водными ресурсами и сточными водами, контроль загрязнения воздуха и защиту почв и ландшафтов. В ближайшем будущем именно «чистые технологии» станут одним из приоритетов международного партнерства в освоении Арктики. Многие финские компании уже сейчас готовы предложить для использования в арктических условиях инновационные решения в целом ряде отраслей. Например, в строительстве речь идет о строительных материалах и технологиях, удовлетворяющих самым жестким требованиям в области энергосбережения и экологической безопасности.

Литература:

1. Арктика: зона мира и сотрудничества. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 55 с.

2. BBA financing policy, 2013-2015. - 14 с.

3. Finland's Strategy for the Arctic Region, Abstract. Prime Minister's Office Publications, 8/2017. - 38 с.

4. Russia Action Plan, publications of the Ministry for Foreign Affairs of Finland, 5 / 2013. -26 с.

5. Speech by Minister Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar Speeches, 6/8/2016. - 77с.

References:

1. Arktika: zona mira i sotrudnichestva. - M.: IMEMO RAN, 2013. - 55 s.

2. BBA financing policy, 2013-2015. - 14 s.

3. Finland's Strategy for the Arctic Region, Abstract. Prime Minister's Office Publications, 8/2017. - 38 s.

4. Russia Action Plan, publications of the Ministry for Foreign Affairs of Finland, 5 / 2013. -26 s.

5. Speech by Minister Tuomioja in the Finnish-Russian Arctic Partnership Seminar Speeches, 6/8/2016. - 77s.

THE ARCTIC POLICY OF FINLAND IN THE TWENTY-FIRST CENTURY

Dzyuban V.V.

doctor of historical Sciences, candidate of pedagogical Sciences, Professor Of the Department of sociology, history and philosophy of the Financial University under the government of the Russian Federation

bryanskstudzuban@mail.ru

Abstract: the topic of development of the Arctic and its natural resources is becoming increasingly important both at the international and national level. Finland is interested in using the huge economic potential of the Arctic region. Finns associate great prospects for the development of cooperation in the Arctic with Russia. In recent years, the world has seen increased interest in the Arctic region. There are new opportunities for the use of transport routes in the region, there are prospects for the development of natural resources. During 2001-2011, all eight Arctic Council countries developed and adopted national Arctic strategies. Finland was no exception. Keywords: Finland, Arctic Council, prospects, cooperation, national strategies, prospects.

Для цитирования: Дзюбан В.В. Арктическая политика Финляндии в XXI веке// Архонт, 2019. № 5 (14). С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.