Научная статья на тему 'Актуальные проблемы дистантного образования в высшей школе'

Актуальные проблемы дистантного образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ / DISTANCE EDUCATION / COMMUNICATION MEANS / EDUCATIONAL RESOURCES / PILOT PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иголкина Елена Ивановна

Рассматриваются способы организации одного из современных путей получения образования в информационно-образовательной среде дистантного образования в Челябинском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иголкина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems of Distance Learning at Higher School

Ways of organizing a modern means of receiving education in information medium of distance education at Chelyabinsk state teachers training university are discussed.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы дистантного образования в высшей школе»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147 ББК 74.58

Е.А. Иголкина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются способы организации одного из современных путей получения образования в информационно-образовательной среде - дистантного образования в Челябинском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: дистантное обучение, коммуникативные средства, образовательные ресурсы, пилотные проекты.

В последние годы в кругах деятелей российского образования вызывает повышенный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие дистантного обучения. В России проводятся конференции международного уровня, посвященные проблемам развития системы дистантного обучения в России, в Москве и в различных регионах конституци-ируются центры дистантного обучения. Успешно развивается ряд пилотных проектов, относимых к дистантному обучению, в частности, связанных с получением высшего образования российскими студентами в зарубежных университетах без длительных выездов за границу.

Интерес к дистантному обучению подогревается сообщениями о динамичном росте системы дистантного обучения за рубежом.

В науке выделяют понятия «дистантное» и «дистанционное» обучение.

Дистантное обучение - это образовательная технология, обеспечивающая проведение учебного процесса, связывая обучаемого с распределёнными образовательными ресурсами. Дистантное обучение, независимо от способа реализации, характеризуется следующим: 1) разъединение в пространстве и/или времени преподавателей и обучаемых, самих обучаемых, а также обучаемых и образовательных ресурсов; 2) взаимодействие между преподавателем и обуча-

емыми, между обучаемыми, а также между обучаемыми и образовательными ресурсами посредством одного или нескольких коммуникационных средств [3].

На английском языке термин «дистанционное обучение» (distancе teaching -деятельность преподавателя и distanсе learning - деятельность обучаемого в рамках единого процесса дистантного обучения), подразумевая под ним набор процедур, методов и форм организации учеб -ного процесса [1].

Таким образом, понятия «дистанционное» и «дистантное» обучение равнозначны, заимствованы из английского языка и практики образования Великобритании, Канады и особенно США, где не только понятие Distance Education, но и аббревиатура DE, происходящая от этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной практике понятие дистантного обучения охватывает самые различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах, районах, городах и даже странах). При этом становятся необходимыми некая среда или средства, с помощью которых происходит общение преподавателя и обучаемого. Такими средствами могут явиться: а) печатные и письменные материалы, пересылаемые по обычной почте или факсу; б) телефонная сеть; в) аудио-

и видеозаписи, учебное радио и телевидение (а также кино); г) интерактивные программированные обучающие средства, компьютерные обучающие программы; д) локальные и глобальные компьютерные сети.

Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения накладывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и обучаемым, на стратегию и тактику обучения, методику обучения. Именно это влияние на методики обучения конкретным дисциплинам является темой большого количества зарубежных литературных источников и публикаций в периодических изданиях [2].

Интерес, который вызвали возможности дистантного обучения в России, весьма парадоксален. Объясняется это тем, что сама форма обучения, когда обучающиеся и преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах заочное обучение. Эволюция этой формы обучения в последнее десятилетие привела к следующим его основным особенностям: общение между преподавателями и студентами в промежутках между сессиями, «днями заочника», консультациями и собеседованиями с использованием печатных и письменных материалов сведено к минимуму; качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает серьезные нарекания.

Челябинский государственный педагогический университет имеет в своем составе подразделение - Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения (РИПОДО). Главной задачей его является организация высшего профессионального образования в очно-заочной форме обучения студентов, проживающих в отдаленных территориях. В связи с интенсивным раз -витием информационных технологий, в связи с социальным положением в обще-

стве возникают основания пересмотра существующих подходов к образованию студентов, и внедрение технологий дистантного обучения становится не только актуальным, но и необходимым условием получения образования, так как нашим студентам предстоит жить и трудиться в системе знаний и деятельностей, в существенно отличающихся от тех, которые имеются сегодня. Перед нами встает вопрос организации качественного обучения студентов, которые не имеют по тем или иным причинам возможности часто посещать головной вуз. Одним из путей решения этой проблемы является дистантное обучение.

Термин «дистантное обучение» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе.

Рассмотрим подробнее спектр возможностей дистантного образования.

Дистантное обучение - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция.

Дистантное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом [3].

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых, тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлемы.

Можно определить дистантное обучение как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

• существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

• пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

• пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

• двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

• подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Это определение охватывает ряд форм обучения - от основанных на печатных материалах, когда общение осуществляется по почте и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на телевизионных экранах.

В основном, в дистантном образовании существует два подхода в обеспечении поддержки обучения - расширение и трансформация. Эти подходы могут быть описаны следующим образом [4].

Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет урок, технологически мало отличающийся от традиционного, расширяя его до других пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность учебных материалов, учебная среда позволяет имитировать ситуацию обучения в условиях класса, а также компенсировать утраченные каналы общения и получения учебной информации. Данная модель обучения предполагает преобразование лекции и последующего обсуждения в классе в индивидуальные обучающие материалы.

Одним из важных компонентов данной информационно-образовательной среды является коммуникационный, то есть отвечающий за организацию общения участников дистанционного курса. Основными средствами, позволяющими студентам общаться со своими тью-

торами, а также между собой, являются следующие: форум; электронная почта; обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса); чат; обмен личными сообщениями.

Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

В 2009/2010 учебном году была сформирована образовательная среда в форме дистантного обучения по двум образовательным программам: социальная работа, менеджмент организации. В настоящее время все изучаемые курсы включают тематические проверочные тесты (с решениями), контрольные работы (с решениями) и экзаменационные задания на основе дистантного обучения.

Со следующего учебного года начнется обучение с использованием дистанционных технологий по специальностям: педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, юриспруденция.

Для апробации и внедрения разрабатываемых учебно-методических комплексов, используемых при дистантной форме обучения приглашаются к сотрудничеству преподаватели предметных кафедр ЧГПУ

Необходимо отметить, что создание инновационных электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам специальностей позволит значительно интенсифицировать самостоятельную работу студентов и акцентировать лич-ностно-ориентированный развивающий характер обучения.

Реализация проекта требует разработки электронных учебно-методических комплексов по всему спектру предметов образовательных программ, предлагаемых РИПОДО.

Все разрабатываемые электронные учебно-методические комплексы имеют

модульную структуру. Учебный год продолжается с первого сентября по первое июля и состоит из 36 модулей. Учебный модуль включает: лекцию, содержащую текстовый «файл» с гиперссылками и мультимедийным сопровождением; интерактивный тест on-line с ограничением по времени для самопроверки усвоения теоретического материала, практическое занятие, ориентированное на закрепление полученных знаний и их использование в производственной, бытовой и социальной сферах.

После каждого четвертого учебного модуля учащийся выполняет тематический тест, охватывающий материал четырех модулей. Решение теста происходит в режиме off-line, а введение ответов в режиме on-line. За этим для учащихся автоматически следует получение своего результата и доступ к эталонному решению. Каждый восьмой учебный модуль завершается письменной контрольной работой, которую можно переслать в РИ-ПОДО вложенным файлом или по обычной почте [4].

Отметим, что тематические тесты содержат задания с выбором ответов (тип А) и задания с коротким конструируемым ответом (тип В), а контрольные работы состоят из заданий с ответом в свободной форме (тип С).

Таким образом, каждый учебный курс включает в себя ежегодно 36 лекций, 36 тестов для самоконтроля; 36 практических занятий; 12 тематических тестов и шесть контрольных работ. Завершается учебный год промежуточной или итоговой аттестацией.

В основе создания и сопровождения всех учебно-методических комплексов лежит свободно распространяемая система построения образовательного контента Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment).

Данная среда позволяет создавать законченные лекционно-практические курсы, оснащенные мультимедийными средствами. Это обусловливается тем,

что система насыщена большим количеством ресурсов, позволяющих загружать на сервер готовые файлы, создавать их непосредственно в Moodle, а также использовать ссылки на страницы, находящиеся где-либо в Интернете, которые содержат дополнительную информацию по теме данного курса. Кроме различных ресурсов, система располагает большим разнообразием учебно-методических материалов. Обсуждается возможность профильного обучения с применением дистанционных технологий на основе модульной объектно-ориентированной учебной среды.

Реализация «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» предполагает усиление взаимодействия по линии «школа-вуз». Такое сотрудничество обусловлено ресурсным дефицитом средней школы и прямой заинтересованностью высшей школы в результатах профильного обучения. Его эффективность во многом связана с внедрением информационных технологий дистанционного образования. В особенности это актуально для малокомплектных сельских школ и школ в городах, удаленных от крупных образовательных центров [4].

Конечная цель информатизации системы образования - обеспечить современное качество образования и его доступность для всех учащихся, независимо от места их проживания и социального статуса. Один из вариантов решения поставленной задачи - развитие отечественной системы заочных школ за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий. Реализация данного проекта возложена на РИПОДО.

Программа развития РИПОДО ЧГПУ, в рамках проекта, нацелена на создание электронной интеллектуальной интерактивной среды для обучения студентов в дистанционной форме.

К целевой аудитории, на которую рассчитан проект, относятся студенты

сельских, малых городов и закрытых административно-территориальных образований, желающие получить качественное образование, проходящие обучение в очно-заочной форме.

Библиографический список 1. Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения / В.Ф. Дмитриев, В.Л. Прокофьев, П.И. Самойленко и др. // Специалист. 1996. № 11/12. С. 37-40.

2. Домрачеев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспектив // Высшее образование в России. 1994. № 3.

3. Егоршин А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования // Дистанционное образование. 1988. № 1. С. 20-23.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.