Научная статья на тему 'Актуальные проблемы административной ответственности несовершеннолетних'

Актуальные проблемы административной ответственности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4755
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хорьков В. Н.

Анализируются нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, порядок их привлечения к административной ответственности; обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хорьков В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of administrative liability of under age teenagers

This article represents the analysis of norms regulating administrative responsibility of under age teenagers, instituting criminal proceedings against them, there are arguments in favour of necessity of making alterations into administrative infringement of the law code of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы административной ответственности несовершеннолетних»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 342.9.922

В.Н. Хорьков

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Анализируются нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, порядок их привлечения к административной ответственности; обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ.

This article represents the analysis of norms regulating administrative responsibility of under age teenagers, instituting criminal proceedings against them, there are arguments in favour of necessity of making alterations into administrative infringement of the law code of Russian Federation.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях не внес кардинальных изменений в регулирование института административной ответственности несовершеннолетних, если не считать того, что исчезла специальная статья, посвященная административной ответственности несовершеннолетних, которая в старом КоАП РСФСР была.

В КоАП РФ не появилось никаких изменений, касающихся возраста, с которого наступает административная ответственность. В ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ указано следующее: «Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет».

Представляется, что при установлении возраста, с которого наступает административная ответственность, законодатель не учел резкий рост административных правонарушений, а также напряженную криминальную обстановку в современной России. Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. — дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого ежегодно регистрируется более 1 млн., административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними [1, с. 3—4]. Как справедливо пишет В.И. Попов, «количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, остается по-прежнему весьма высоким и достигает в среднем почти 4 тысяч случаев в год на каждые 100 тысяч детей» [2, с. 15].

Видимо, не случайно в науке уголовного права в последние годы развернулась дискуссия по поводу снижения возраста, с которого должна наступать уголовная ответственность. В частности, С. Ф. Милюков пишет, что требует изучения, в том числе путем проведения соот-

32

ветствующих криминалистических и психолого-психиатрических исследований, вопрос о правомерности понижения возрастного порога за убийство до 12 -13 летнего возраста [3, с. 55].

Проблема же понижения возраста, с которого должна наступать административная ответственность, остается, к сожалению, как правило, вне поля зрения ученых.

А между тем следует отметить, что уже есть заслуживающий внимания опыт понижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в Республике Беларусь. Принятый в 2003 г. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [4] предусматривает возможность наступления административной ответственности правонарушителей за некоторые виды административных правонарушений с 14 лет. Часть 2 ст. 4. 3 гласит: «Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая — третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за повреждение историко-культурных ценностей (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47)».

В. Г. Татарян отмечает, что белорусский законодатель первым из законодателей стран СНГ решился снизить возрастную планку административной ответственности до 14-летнего возраста [5, с. 359]. Поддерживая такое законодательное решение, В.Г. Татарян предлагает установить административную ответственность с 14-летнего возраста за наиболее серьезные административные деликты в законодательстве других стран СНГ.

Административная ответственность несовершеннолетних

Полагаем, что позиция белорусского законодателя по поводу снижения возраста административной ответственности до 14 лет заслуживает всяческой поддержки и одобрения. Белорусский опыт, на наш взгляд, может быть использован и российским законодателем.

Целесообразно с учетом роста административных правонарушений, совершаемых подростками, установить в КоАП РФ административную ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет за наиболее опасные административные правонарушения:

1) за мелкое хулиганство;

2) за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

3) за мелкое хищение;

4) за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы;

5) за уничтожение или повреждение чужого имущества;

6) за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб.

Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает, что появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РСФСР (ст. 162) также возлагал административную ответственность на родителей и лиц, их заменяющих, за появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков.

Однако, как показало время, установление административной ответственности для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за появление в состоянии опьянения подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах оказалось недостаточно эффективным. Такой вывод основан на том, что в современной России крайне резко обострилась проблема пьянства и наркомании среди подростков. Пьянство среди подростков до 16 лет является серьезной общегосударственной проблемой. Так, в 2001 г. в Российской Федерации только официально было зарегистрировано 2 млн алкоголиков, в том числе 56 тыс. - младше 14 лет [6, с. 33].

Кстати, в Калининградской области самым распространенным видом административных правонарушений среди несовершеннолетних по-прежнему остается распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Приведем в этой связи следующие цифры. Удельный вес таких правонарушений в 2001 году составил 62,4 %, а в 2002 году — 71,8 %.

33

34

Значительным является удельный вес несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, доставленных в органы внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения, который в 2001 году составлял 40 %, а в 2002 году - 52,6 % [7].

В последние годы в России произошла значительная активизация и такого негативного социального явления, как наркомания. Наркомания несовершеннолетних — системное явление. Особенностью детской наркомании стало ее значительное распространение среди самых различных слоев молодежи: школьников, студентов и т. д. [1, с. 56]. Двадцать первого июля 2005 года Правительством РФ обсуждалась программа комплексных мер по борьбе с наркоманией. Особое место в программе отведено противодействию распространения наркомании среди подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет [8].

С учетом изложенного предлагаемый нами перечень административных правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступала бы для подростков с 14 лет, может быть дополнен следующими административными правонарушениями: 1) появление в общественных местах в состоянии опьянения; 2) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; 3) потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

В случае установления административной ответственности несовершеннолетних с 14 лет за некоторые административные правонарушения необходимо будет в КоАП РФ оговорить особенности применения к таким подросткам мер административной ответственности. Одна из особенностей закреплена в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, где предусмотрено, что административный арест не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Учитывая, что подростки в возрасте от 14 до 16 лет часто не работают и не имеют самостоятельного заработка, целесообразно ст. 2.3. КоАП РФ дополнить нормой следующего содержания:

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может налагаться административное наказание в виде административного штрафа, за исключением случаев, когда они имеют самостоятельный заработок.

Предлагая установление административной ответственности несовершеннолетних с 14 лет за отдельные наиболее опасные административные правонарушения, следует учесть, что КоАП РФ за такие правонарушения предусматривает в основном административный штраф, а в некоторых случаях самую строгую меру административной ответственности — административный арест. Поэтому представляется необходимым включение в КоАП РФ следующей нормы:

На несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет может налагаться административное наказание в виде предупреждения - независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. По действующему законодательству несовершеннолетних к административной ответственности привлекают комиссии по делам несовершеннолетних и зашцте их прав. Часть 1 ст. 23.2 КоАП РФ предусматривает, что районные (городские), районные в городах комиссии

Административная ответственность несовершеннолетних

по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22.

Несовершенство законодательного регулирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ведь до сих пор так и не принят федеральный закон «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав») является одной из причин необходимости учреждения ювенальной юстиции, то есть специализированных судов по делам несовершеннолетних. М. Николаев пишет, что создание специализированных судов по делам несовершеннолетних неизбежно ставит вопрос об урегулировании правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних или об их ликвидации [9, с. 56]. Мы являемся убежденными сторонниками учреждения в Российской Федерации различных специализированных судов, в том числе по делам несовершеннолетних [10, с. 52 — 53]. Однако, будучи реалистами, полагаем, что процесс учреждения специализированных судов весьма длительный и займет не одно десятилетие. Ведь в России до сих пор нет даже административных судов.

Таковы лишь некоторые проблемы, связанные с реформированием административной ответственности несовершеннолетних.

35

Список литературы

1. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. Административно-правовое регулирование. М., 2004.

2. Попов В. И. Административная ответственность несовершеннолетних или ответственность родителей за проступки своих детей / / Административное право на рубеже веков: Межвуз. сб. науч. тр. Ч. 2 / Отв. ред. Д.Н. Бахрах, С. Д. Хазанов. Екатеринбург, 2003.

3. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб, 2000.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 2/946.

5. Татарян В.Г. Новое административно-деликтное законодательство Республики Беларусь: первые впечатления и размышления // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004.

6. Сибиряков С.Л. Ребенок в опасности (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...). СПб., 2002.

7. Архив прокуратуры Калининградской области за 2000 — 2002 годы.

8. Российская газета. 2005. 21 июля.

9. Николаев М. В Россию надо вернуть суды для несовершеннолетних / / Российская юстиция. 1996. № 4.

10. Хорьков В.Н., Голованов А.А. Перспективы учреждения специализированных судов в Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Калининград, 2002.

Об авторе

В. Н. Хорьков — канд. юр. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.