Научная статья на тему 'Актуальные направления деятельности таможенной службы России'

Актуальные направления деятельности таможенной службы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления деятельности таможенной службы России»

Актуальные направления деятельности таможенной службы России

А.В. Комиссаров

Кандидат экономических наук (Центр внешнеэкономических исследований РАН)

Повышение конкурентоспособности России, степени её интеграции в мировую экономику предполагают формирование единого информационного пространства в области внешнеторговой деятельности. Становится актуальной задача по развертыванию системы внешнеторговой информации на базе современных видов связи, обеспечивающей постоянный оперативный доступ предпринимателей к торгово-политической, конъюнктурной и другой коммерческой информации, что должно значительно поднять эффективность их деятельности.

Применение современных информационных технологий (ИТ) позволяет осуществить многие экспортно-импортные операции в виртуальной форме, без непосредственного контакта участников таких сделок. Появляется возможность значительного снижения издержек трансакций по взаимодействию с партнёрами, поставщиками, конкурентами и потребителями. По некоторым данным, доля таких издержек в суммарных затратах американских компаний доходит до 50%, а использование электронной коммерции способствовало понижению затрат на взаимодействие с 1995 г. по 2000 г. в 2-3 раза.1

Развитие информационных технологий является приоритетным направлением деятельности таможенной службы России. Неотъемлемой частью Федеральной целевой программы "Электронная Россия” (2002-2004 годы)” является внедрение электронной формы декларирования.

Как известно, 2004 г. - это первый год работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, призванного установить принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом (ТК был принят 28 мая 2003 г. и действует с 1 января 2004 г.).

Новый ТК создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров. К концу 2004 г. около 10 таможенных постов уже работали с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 1700 электронных деклараций. Более 100 участников внешнеэкономической деятельности перешли на такую форму работы. Электронная форма декларирования опробуется не только для автомобильного, но и для железнодорожного транспорта. В 2005 году

планируется внедрение электронного декларирования еще на 56 таможенных постах всех региональных таможенных управлений, Федеральной целевой программой "Электронная Россия” предусматривается, что к 2007 г. должна быть разработана информационная система контроля за вывозом товаров.2

Его основными задачами были:

р предельно возможное прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере;

р упрощение и облегчение таможенных процедур;

р максимальное использование электронного декларирования, современных информационных технологий управления рисками;

р приведенная таможенного законодательства в соответствие с нормами ВТО;

р учет специфических особенностей законодательства страны (Гражданский и Налоговый Кодексы и др.);

р защита экономических интересов страны, отечественного бизнеса.

В новом ТК закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР).

Это принципиально новое направление работы таможенных органов Российской Федерации, несущее с собой новую идеологию и философию таможенного контроля, означающее переход к международным стандартам работы, принятым в странах ЕС и США.

От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны.

В настоящее время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания проектов

профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.

Для комплексного решения задач информационной поддержки продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки, связанных с системой сбора и анализа экспортных предложений, заявок и тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, в целом для снижения предконтрак-тных расходов российских экспортеров в сети Интернет создана и успешно функционирует информационно-поисковая система "Экспортные возможности России”.

К настоящему времени база данных российских экспортеров содержит информацию более чем о 1500 предприятиях, осуществляющих экспортные поставки промышленной продукции.

Внедрение системы направлено на организацию новых информационных потоков между российскими экспортерами, центральным аппаратом МЭРТ, а также представительствами Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, повышение скорости прохождения информации и значительного увеличения объема получаемой информации о проводимых тендерах за рубежом и коммерческих запросах иностранных организаций за счет существенной активизации работы последних.

По линии сотрудничества с ЕС реализуется проект ТАСИС "Гармонизация таможенных процедур России и ЕС”. Важным элементом таможенного сотрудничества России и ЕС в правоохранительной деятельности является взаимодействие с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования контролируемых видов товаров.

По каналам международной правоохранительной сети "СЕ1\Т региональный узел связи "Р!1_О-Москва” осуществляет оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемир-

44

Внешнеэкономический б юлп е т е н ь № 6 (Июнь) 2 0 05

ной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения.

Первый год работы в новых условиях в целом показал достаточную работоспособность нового Кодекса. Его введение способствовало расширению торговли и росту объемов собираемости платежей. По предварительным данным, в целом за минувший год собрано более 1,2 трлн рублей, или 42 млрд долл. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 170 млн долл. Таможенные платежи обеспечивают почти 40% доходной части бюджета и составляют без малого 8% ВВП.

Как известно, до марта 2004 г. таможенные процедуры в России осуществлялись подразделениями самостоятельного ведомства - Государственным таможенным комитетом. В рамках реорганизации таможенной службы его функции были распределены между Федеральной таможенной службой (ФТС), МЭРТ и Минфином. За ФТС оставлены только функции надзора за выполнением таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности, т.е. это ведомство практически не может влиять на ход реформ в сфере таможенного дела. Все таможенное нормотворчество отошло к МЭРТ, а обязанности по установлению правил определения таможенной стоимости - к Минфину.

Для обоснования необходимости проведения таких преобразований приводится ряд аргументов. Отмечается, что имели место случаи весьма существенного занижения таможенной стоимости товаров по сравнению с реальной. По мнению МЭРТ, значительная часть (60-70%) руководителей таможенных органов слабо владеют ИТ, иностранными языками, не всегда знают изменения в таможенном законодательстве, в связи с чем предусматривается аттестация руководителей

этих подразделений (их сейчас насчитывается 150). Вместе с тем, как отмечалось на проходившей в конце прошлого года конференции "Таможенная реформа: итоги и перспективы”, прошедшее после принятых решений по преобразованию таможни, время выявило существенные недоработки в этой области. Отмечается несовершенство таможенного законодательства, которое может стать препятствием для вступления России в ВТО, обычно указывает на следующие моменты:

рвозможность произвола со стороны таможни при определении таможенной стоимости товаров;

рнеразвитость системы пропускных пунктов и мест декларирования (т.наз. "нетарифный протекционизм”);

рограничение для граждан по беспошлинному ввозу товаров (65 тыс. рублей);

рпроблемы структуры самого таможенного законодательства.3

Использование в отдельных странах различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров в международной торговой практике рассматривается в качестве барьера. В частности, российским ТК допускалось самостоятельное определение таможенными органами таможенной стоимости товаров на основании данных, указанных в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, что создавало возможность её произвольной трактовки. В соответствии с правилами ВТО таможенная стоимость -это цена, реальная уплаченная за купленный товар.4

Проведенный МЭРТ выборочный анализ грузовых таможенных деклараций российских импортеров показал, что иногда таможенная стоимость по сравнению с реальной занижается в сотни раз. Так, например, имел место такой факт, когда при ввозе партии американских пальто таможенная стоимость была определена в 1,5 долл. за 1 шт., тогда как его рыночная стоимость составляла 148 долл.5 В этой свя-

зи унификация российского законодательства по таможенной стоимости товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО. В настоящее время подготавливается законопроект, основную часть которого составляет описание методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.

Не заработали пока положения нового Кодекса об упрощенных процедурах таможенного оформления. Статьей 68 ТК устанавливалось, что отдельным юридическим лицам "крупным, надежным”, избранным экспортерам и импортерам обеспечивалась возможность выпуска товаров до подачи декларации, таможенного оформления грузов на складах предприятий, периодического таможенного декларирования, т.е не при каждом пересечении товаром границы, а раз в месяц или даже раз в год.

В связи с тем, что в ТК не было конкретного описания "упрощенки”, в начале 2004 г. ГТК рискнул самостоятельно предоставить облегченный режим 28 компаниям из 180 компаний, обратившихся к нему с соответствующими заявлениями (среди них, в частности, Магнитогорский металлургический комбинат, фабрика "Большевичка”, Таганрогский автомобильный завод и др.). МЭРТ должно было определиться по данным заявлениям, но решений до сих пор не принято.6

Одним из актуальных вопросов таможенного законодательства является определение мест таможенного оформления ввозимых товаров, круг которых по ряду товаров строго ограничен. Так, импортируемую бытовую технику и электронику сейчас разрешено декларировать лишь на складах временного хранения, расположенных в Москве и Подмосковье, что мотивируется необходимостью борьбы с т. наз. "серым” импортом.

Поскольку действующая практика ведет к значительному увеличению трансакционных издержек, МЭРТ и ФТС считают целесообразным снять существу-

ющие ограничения. Ещё одним аргументом в пользу отмены ограничений по местам таможенного оформления стала позиция некоторых наших партнеров по переговорам о вступлении в ВТО. На отмене ограничений настаивают около 40 стран, в т.ч. непосредственно по бытовой технике и электронике - около 20 государств. Это немаловажный фактор, учитывая, что объем российского рынка этих товаров за последние 15 лет увеличился примерно в 15 раз; с 1 млрд долл. до 14-15 млрд долл. в 2004 г. (с учётом компьютерной техники). На рынке доминирует импортная техника; например, доля импортных телевизоров на российском рынке составляет около 30%, остальные 70% собираются в России с использованием импортных компонентов (следует иметь в виду, что пошлины на ввоз самых распространенных видов бытовой техники составляют 1 5-20%, а на запчасти - примерно 5%).7

На наш взгляд, предложения ведомств представляются вполне логичными, однако ликвидация ещё одного административного барьера не должна создавать дополнительное возможности недобросовестным импортерам, для чего необходимо принятие соответствующих мер.

Для устранения правовых пробелов в части установления и взимания таможенных сборов необходимо было внесение изменений и дополнений в ТК. С этой целью был принят Федеральный закон от 11.11.04, который вступил в силу 1 января 2005 г., что должно способствовать процессу нашего присоединения к ВТО.

Этим законом устанавливаются следующие виды таможенных сборов:8

р таможенные сборы за таможенное оформление;

р таможенные сборы за таможенное сопровождение;

р таможенные сборы за хранение.

Законом определены также плательщики таможенных сборов, порядок уплаты таможенных сборов, а также случаи освобождения от их уплаты. Кроме того, устанавливаются фиксированные

46

Внешнеэкономический б юпп е т е н ь № 6 (Июнь) 2 0 05

ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и таможенных сборов за хранение. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Примечания:

1 "Интернет - Эксперт”, №1, 2000 г.

2 Отчёт о работе МЭРТ в 2004 г .www.economv.aov.ru

3 "Коммерсант”, 14.12.04.

4 "Внешнеэкономический бюллетень”, №1, 2004.

5 "Коммерсант”, 18.12.04.

6 "Коммерсант”, 14.01.05.

7 "Ведомости”, 18.01.05.

8 "Российская газета”, 13.11.04.

т

Сборник научных работ студентов и аспирантов Всероссийской академии внешней торговли.

Под ред. Г. И. Сысоевой.

- М.: ВАВТ, 2005. - 276 с.

Вышел в свет очередной сборник работ студентов и аспирантов (ВАВТ). В его основу положены выступления на научно-практической конференции, состоявшейся в апреле 2004 года. На этот раз тематика работ была весьма широкая, затрагивающая разнообразные аспекты внешнеэкономических связей России и других стран. Кроме того, данная книга по объему существенно превосходит ранее публиковавшиеся сборники студенческих работ.

Многие работы вызывают интерес постановкой новых вопросов. В качестве примера можно упомянуть (в алфавитном порядке) работы: А.В. Афанасьев “Валютно-финансовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и Евросоюза, связанные с введением евро”, М.А. Ахрименко “Формирование гибкого подхода в коллизионном методе регулирования договорных отношений в международном частном праве”, А.В. Зданович “О состоянии российско-китайского межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества на современном этапе”, А.В. Кастельская “Налогообложение электронной торговли в рамках ОЭСР”, Ю.А. Ловенецкая “Определение права, применимого к внешнеэкономическим сделкам”, Т.Н. Озолинг “Развитие транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и экспорта транспортных услуг”, А.М. Саенко “Стабилизационные оговорки как средство обеспечения прав иностранного инвестора” и “Статус иностранного инвестора по законодательству государств-членов СНГ”, Д.А. Сладков “Антидемпинговые процедуры Европейского Союза в отношении российских товаров на примере минеральных удобрений”, У.Я. Старостина и С.О. Лемешко “Проблемы функционирования ФПГ в условиях присоединения России к ВТО”, Е. Филатова “Принцип добросовестности в договорном праве зарубежных стран”, Н.А. Хаустова “Механизм защиты трудовых прав граждан в международном частном праве”, А.Е. Чучалова “Россия-ЕС: правовое регулирование стратегического партнерства”, Ю.А. Шлапак “Экспорт нефти и газа из России в Германию” и другие.

Эти работы отражают достигнутый уровень научной деятельности студентов и аспирантов ВАВТ и в определенной степени представляют интерес для коллег по учебе. Ознакомиться со сборником можно в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.