Научная статья на тему 'Актуальные направления аксиологически ориентированного лингвистического анализа'

Актуальные направления аксиологически ориентированного лингвистического анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления аксиологически ориентированного лингвистического анализа»

Е.Ф. Серебренникова Актуальные направления аксиологически ориентированного лингвистического анализа

В московском издании «Тезаурус» опубликована коллективная монография, развивающая идеи и положения аксиологически ориентированного лингвистического анализа, изложенные в книге «Этносемиометрия ценностных смыслов» (Иркутск: ИГЛУ, 2008. - 529 с.) в направлении дальнейшей разработки выдвинутого в ней ключевого методологического понятия «этносемиометрии».

При разработке научно-исследовательского проекта, результатом которого стало издание данной монографии, авторы исходили их понимания того, что происходящие в современном мире цивилизационные сдвиги с необходимостью интенсифицируют научную мысль, а категории, понятия, термины, связанные с аксиологией, во все большей степени присутствуют в новейших исследованиях в современном гуманитарном знании и, в частности, в философии, культурологии, политологии, социологии, психологии и лингвистике, ставя междисциплинарную задачу выйти

на прояснение глубинных мотивирующих аспектов деятельности «человека говорящего» - Нот о Ьциспэ. Особенно важной данная задача является для лингвистов, исходящих из видения языка не только как неотъемлемого атрибута и уникального орудия и инструмента человека, не только как пре-структурированного и постоянно структурируемого «дома бытия» человека в координатах некоторой модели - «картины мира», но и как энергей-ного пространства пересечения множества модусов переживания бытия человеком в его постоянной соотнесенности, авторефлексии, нормативнооценочном взаимодействии с миром жизни в процессах выживания, вовлеченности или отстранения, идентификации, самовыражения в попытках гармонизации, единения с этим миром и другими, подобными себе.

С развитием когнитивно-дискурсивного подхода становится все более очевидным, что дискурсивно реализуемые структуры знания, мнения, ве-

рования, воображения не сводятся к объективизированным и «идеальным» процессам восприятия, осмысления и категоризации, но происходят в русле освоения-присвоения в конкретных, реальных контекстах семиозиса и имманентно сопряжены с интенциональным состоянием, интерпретацией, субъектной модализацией - оцениванием, восходя к соотношению сознательного и бессознательного, устойчивого и креативного; что продвижение информации зависит от способа ее представления (Ч.С. Пирс), способного породить возможный интенсиональный мир в поле «общения сознаний» (М.М. Бахтин); что вербально-семиотическое регулирование взаимоотношений в жизненном мире ценностно ориентировано. Становится понятным, что атомарный или уровневый подходы к семиотическим процессам, придающие ценностным параметрам смыслообразования роль одной из ситуативно-феноменологических «компонент» скорее эмоциального плана, не отвечает современному требованию холистического телеологического видения жизнедеятельности человека и общества.

Оценочность и ценностные ориентиры, таким образом, осознаются в настоящее время как фундаментальные характеристики универсума бытия человека, общества и человечества, но в то же время остаются среди еще не познанных в своей глубине, в своем единстве и целостности и одновременно в их вариативной представленности в языке человека. В связи с поставленной в современном антропологическом знании задачей разработки общей теории аксиосферы, а также в связи с появлением в лингвистике множества новых, таких аксиологически ориентированных дисциплин, как эколингвистика, критический анализ дискурса, анализ социального дискурса, политическая дискурсивная лингвистика и других, проблематика аксиологического плана с необходимостью выходит на уровень определения своей методологической базы исследования, в том числе более четкого формулирования теоретических оснований, определения методов и совокупности адекватных им способов и приемов анализа, опираясь на изменения парадигмального характера в современной лингвистике и накопленный опыт в современной антропологии.

Лингвистика, получившая чёткую социальную направленность в XIX в. во многом благодаря идеям Ф. де Соссюра, в настоящее время стоит перед необходимостью определения закономерностей и особенностей эволюции ценностных и нормативно-конвенциональных смыслов общества в их «вечной» антропологической, культурологической континуальности и феноменологической дискретности; значимости языковой культу-

ры в процессах социализации личности, воздействующего потенциала дискурсивной, особенно медийной деятельности на информационное и духовно-нравственное состояние общества. Современное состояние «глобализирующегося» мира эпохи «постмодерна» делает особенно актуальным вопрос о вариативности и оригинальности социально-культурных практик различных индивидуальных и коллективных субъектов деятельности, соотношении слова и реальности, информирования и риторики, об эвристике множественной интерпретации, о коллизиях исходных, устойчивых концептов открытых друг другу этнокомму-никативных пространств и смыслов набирающей силу «интеркультуры», выдвигает вопросы владения дискурсивными технологиями и дискурсом как «информационным оружием» на важнейшее место в сосуществовании в межперсональном, межнациональном и наднациональном планах в непреодолимом аксиологическом векторе выживания - векторе достижения «consensus omnium» (И. Кант) в параметрах игры интересов, целей, потребностей. В этой связи возрастает важность попыток комплексного осмысления аспектов и проблем аксиологического лингвистического анализа в целом и разработки адекватной методологии и методики такого рода анализа. Актуальность данного научного издания, таким образом, определяется необходимостью развития методологического обоснования современного аксиологического анализа в целях повышения прикладной, социально действенной значимости лингвистических исследований. Цель монографического исследования состоит в развитии этносемиометрии как способа аксиологического лингвистического анализа, уточнении основных контекстов и условий его применения с точки зрения порождения, состояния и эволюции сущностных смыслов человека и общества. Областью семиотической тек-стово - дискурсивной разработки семиометрии является пространство межкультурной коммуникации.

Теоретически важным результатом исследования представляется разработка положения о глубинном оценочном измерении фундаментальной онтологической парадигмы «Человек - Язык

- Культура - Мир (миры)», содержательно осмысляемом посредством интегральных эпистемологических понятий «картина мира», «универсум и модусы бытия человека», «жизненный мир», субъектность, формулируемых на основе принципа антропоцентричности современной лингвистики и понимания процессов освоения мира в связи процессами переживания и субъектного присвоения, осуществляющегося человеком говорящим и мыслящим в смыслобразовании - в тексте / дис-

ВестникИГАУ, 2011

курсе. Новизна исследования определяется тем, что анализ ценностных смыслов производится исходя не из априорно утверждаемых концептов, но на основе выведения их по совокупности интерпретации репрезентативных контекстов, взятых в единстве их целеполагания, устойчивости, диалогичности и в координатах определенного хронотопа. Семиометрия основывается на положении о глубинном ценностном обосновании текста / дискурса, позволяющем рассматривать их как достаточное смысловое пространство для интерпретации закономерностей и особенностей состояния и эволюции значимых смыслов человека и общества. Разработка семиометрии как способа аксиологического анализа позволяет использовать его для определения ценностных координат языковой картины мира, процессов и результатов означивания оценочной деятельности человека в языке и речи; установления элементов личностной и национальной аксиосферы, закономерностей эволюции сущностных смыслов в различных сферах жизни общества, в том числе в сфере общественного мнения, сфере народного образования, художественной литературе, художественного творчества, для реализации сравнительного анализа национальных ценностных миров.

Авторы стремились рассмотреть комплекс выделенных для обсуждения аспектов и проблем, сложность которых не вызывает сомнения в связи с глубинным характером аксиологического измерения языка и возможностью различных способов его моделирования и интерпретации. В то же время сохранялась свобода в изложении авторской позиции. Однако при этом в качестве общей установки важным представлялось отметить необходимость для современной лингвистики дальнейшей разработки методологии аксиологического анализа, адекватного современному состоянию общества, выработанным новейшим эпистемологическим понятиям, а также важность усиления прикладного, действенного, социального значения лингвистических исследований на основе приемов и методов анализа реальных знаковых объектов в их соотношении.

В главе I. «Этносемиометрия как способ лингвистического аксиологического анализа» (автор

- проф. Е.Ф. Серебренникова) уточняются методологические параметры этносемиометрии как одного из возможных способов лингвистического мониторинга функционирования языка в его аксиологическом измерении.

В главе II. «Этносемиометрия ценностных смыслов в диахронии и синхронии» представлен опыт диахронической семиометрии французского слова valeur (автор - проф. Е.Ф. Серебренникова) и результаты моделирования дискурсивного про-

странства как аксиологической системы (автор -проф. H.H. Казыдуб).

В главе III. «Семиометрия модусов концептуализации мира» разрабатывается проблема иерархии ценностей внешнего и внутреннего мира человека (автор - проф. Ю.М. Малинович). Получает обоснование и развитие проблема концептуализации мира в свете теории множественности миров; рассматривается ненависть как борьба против идентичности (автор - проф. С.Н. Плотникова). Специальному анализу подвергается проблема концептуализации внутренней сферы человека в связи с феноменом Другого (автор - проф. Т.П. Семёнова) и ценностные смыслы в семантическом пространстве причинности (автор - проф. М.В. Малинович).

Глава IV. «Семиометрия ценностных координат в художественной литературе» представлен анализ ценности красоты (автор - проф. Н.П. Ан-типьев) и ценностные аспекты концепта valeur на материале произведений французских писателей (автор - проф. Ю.А. Ладыгин).

В главе V. «Семиометрия ценностно ориентированных функциональных сфер жизни общества» излагаются данные семиометрического анализа научной рефлексии о ценностях современного общества (автор - проф. Л.Г. Викулова, проф. Е.Ф. Серебренникова, асп. O.A. Кулагина). Значительное место уделено динамике ценностных смыслов лингводидактики (автор - проф. Е.Г. Та-рева) и проблемам функционирования системы ценностей в современной отечественной педагогике (автор - доц. А.И. Шарунов). В координатах юридической сферы и на основе категории интертекста производится семиометрия латиноамериканской лексики, отражающей конституционный интертекст в свете проблем кодификации языка (автор - проф. Т.Е. Литвиненко).

В главе VI. «Семиометрия национальных ценностных миров» представлен анализ китайской национальной аксиосферы с точки зрения выявления параметров языковой картины мира древних китайцев (автор - проф. О.М. Готлиб). Значительное внимание уделено разработке проблемы лингвокультурологического концептуального анализа на основе установления этносемиометрических показателей дискурса симпатии (автор - проф. С.А. Хахалова).

Для читателей будет полезным обширный, сквозной для всех разделов монографии, список использованной литературы, относящийся к смежной сфере лингвистики и аксиологии.

Монография предназначена для широкого круга специалистов и исследователей, осмысляющих современные проблемы человека и общества в смежном поле лингвистики и аксиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.