Научная статья на тему 'Аксиологическая параметризация социального дискурса'

Аксиологическая параметризация социального дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / SUBJECTIVITY / AXILOGICAL PARAMETRIZATION / CONCEPTUALIZATION / EVALUATION / SOCIAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серебренникова Евгения Федоровна

В статье обосновывается положение об аксиологической настройке дискурса в связи с ингерентной категорией субъекта. Раскрывается принцип совмещения в дискурсе процессов осмысления и оценивания; выводятся факторы и векторы аксиологической параметризации дискурса в социальном коммуникативном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL PARAMETRIZATION OF SOCIAL DISCOURSE

The article probes into the axiological generation of discourse in its relation to the inherent category of subjectivity. A new approach to the axilogical parametrization of social discourse integrating the process of conceptualization and evaluation is offered.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая параметризация социального дискурса»

УДК 81 ’373,45 ББК 81.2

Е.Ф. Серебренникова АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА

В статье обосновывается положение об аксиологической настройке дискурса в связи с ингерентной категорией субъекта. Раскрывается принцип совмещения в дискурсе процессов осмысления и оценивания; выводятся факторы и векторы аксиологической параметризации дискурса в социальном коммуникативном пространстве.

Ключевые слова: субъект; аксиологическая параметризация; концептуализация; оценивание; социальный дискурс

Ye.F. Serebrennikova THE AXIOLOGICAL PARAMETRIZATION OF SOCIAL DISCOURSE

The article probes into the axiological generation of discourse in its relation to the inherent category of subjectivity. A new approach to the axilogical parametrization of social discourse integrating the process of conceptualization and evaluation is offered.

Key words: subjectivity; axilogical parametrization; conceptualization; evaluation; social discourse

Современная лингвистика, методология которой во многом определяется антропоцен-тричностью, функционально-деятельностным и динамическим подходом к языку, обращена к попыткам моделирования реальности когнитивной природы высказывания/дискурса, исходя из того, что именно в речи, в ходе речевой деятельности человек (в презумпции

- homo sapiens/homo verbalis) приобретает качество субъекта [Бенвенист, 2002], а язык и языковая картина мира претерпевают постоянно возобновляющуюся и обновляющую их эволюцию. Субъектом человек становится, присваивая себе язык в момент прерывания его сенситивно-рациональной однородности [Греймас, 2007], вызванной процессами восприятия и концептуализации референта некоторого типа реальности, порождающей семиотический «проход» [Pottier, 1992, р. 16-70]. Понятие «субъект» в этом плане подразумевает, на наш взгляд, два базовых вектора интерпретации.

С одной стороны, как это мотивируется латинской внутренней формой слова, «субъект» означает приобретение качества «под-лежащности», подпадания под когерентную подчиненность к инстанции большей значимости и влияния. Такой инстанцией человека говорящего следует считать внутреннюю,

сложнейшую, нелинейную реальность «коги-то». «Когито» перехватывает «мысль мыслящую» (в терминах Г. Гийома) как мыслимое, восстанавливаемое в памяти либо воображаемое, будучи неразрывно связанным в целом с феноменом человека: его телом, психофизическим состоянием [Лакофф, 2004], историей опыта, определяющей интегральные, ассоциированные «ментальные пространства» представлений, веры, воззрений, верований, потребностей, опасений, страхов, надежд, преференций, сублимированных на уровне подсознания и активируемых на сознательном, волитивном уровне «когито» и, как следствие, на уровне интенциональности и дестинации смыслообразования. Имеющиеся у индивида знания и оценки, разделенные в определенной мере с другими индивидами в координатах единого лингвокультурного сообщества, выступают в роли своего рода оценочных «фильтров» семиозиса, интерпретационного фонда импликаций ad hoc и порождаемого моделирования реальности. Отметим в этой связи безусловную релевантность ментальных пространств как силового вектора влияния на субъекта в связи с их функцией когнитивных адресов - возможных источников интерпретации и категоризации воспринимаемого, наблюдаемого, осмысляемого, исходных от осо-

© Серебренникова Е.Ф., 2013

бой, «человеческой способности»: «the human capacity for constructing complex scenarios from fragmentary in formation, using top-downimagi-native powers» [Fauconnier, 2012, p.1].

Если попытаться обозначить данную область когнитивной «подлежащности» субъекта говорящего краткой формулой личности

- Эго, то следует признать следующие фундаментальные модальности его существования и проявления. Во-первых, постоянную устремленность человека как личности, в векторе установления тождества самому себе по отношению к другому и другим, к утверждению своей идентичности под влиянием открытого, непрерывно изменяющегося мира и под взглядом Другого, что определяет его столь же постоянное состояние неопределенности и необходимость рефлексии, определения значимости происходящего в ситуации, оценивания и выбора собственной позиции, по крайней мере с точки зрения аксиологической рациональности в коммуникации [Koren, 2008]. Во-вторых, Эго, наличествуя как интегральное целостное состояние, не может быть экстериоризировано напрямую, одномоментно и в своей целостности; оно индивидуально - не членимо по природе (от латинского in-dividere) и феноменологически проявляется в одном из своих модусно-фун-кциональных ипостасей в высказывании/дискурсе [Серебренникова, 1997]. Важнейшим модусом существования и проявления Эго следует признать социальный модус «человека - внутри - общества», согласно формулировке М. Анжно [Angenot, 2006, p. 12-25].

С другой стороны, «субъект» не существует без своего противочлена и образует отношение онтологической взаимозависимости с «объектом»-референтом, прерывающим ментальную когерентность человека и порождающим семиотический «проход». В отношении к объекту, в большей или меньшей степени, субъект проявляет качество самостоятельной, воздействующей активности, целенаправленности, проективности действия, занимает позицию силы и контроля.

Именно характер соотношения «субъекта» и «объекта», именно данное «третье», промежуточное между субъектом и объектом интерпретативное измерение, важно в лингвосемиотическом плане, поскольку оно составляет

собой семиотическую субъективизацию человека, осуществляемую в высказывании/дискурсе посредством языкового кода, освоенного человеком в процессах социализации и отражающего степень его коммуникационной и культурологической компетенции. Именно в данном измерении высказывания выявляется аксиология личности, ее «качественные» индикации.

Данные постулаты однозначно приводят нас к коннекционистской гипотезе в отношении лингвосемиозиса и ценностной ориентированности человека в дискурсивизации референта, базовым положением которой является признание совмещенности для человека говорящего процессов осмысления и оценивания. Совмещенность данных процессов связана с самим актом означивания как приданием значимости чему-то на фоне менее значимого; профилированием на фоне размытого, опознания на фоне неопределенного и т. д. Человек соотносит воспринимаемое, наблюдаемое и осмысляемое посредством его освоения и присвоения через сетку уже освоенного как значимого и структурированного определенным образом.

Для того, чтобы нечто стало ценностно значимым для человека, оно должно быть аттрактивным: способным упорядочить своей значимостью неопределенность мира и процессов позиционирования в нем и, значит, притягивающим, фокусирующим на себе внимание и интерес, а также привлекательным по форме выражения. Аттрактивный способ структурирования высказывания обнаруживает «живое» присутствие говорящего и его позицию - некоторое целостное, концептуальное видение альтернативно задаваемой ситуации в горизонте жизненного мира. Примером аттрактивно (1) и не аттрактивно (2) структурированного высказывания могут служить ключевые фразы, произнесенные папой Бенедиктом XVI и Президентом Совета в ходе обсуждения кризисного состояния итальянского общества 15.01.2012, которые газета La Repubblica воспроизводит в следующем виде:

(1) Faccia a faccia di 25 minuti tra Benedetto XVI e il presidente del Consiglio. Il Pontefice: «Situazione difficilissima, quasi insolubile. Serve determinazione».

(2) Il Presidente insiste: «Bene Monti, ma non basta» [URL : www.repubblica.it].

Вестник ИГЛУ, 2013

В (1) высказывается не только квалифи-кативная оценка ситуации, но и предлагается принять определенное отношение к ней, предписывающее способ действия в данной ситуации: Serve determinazione; в (2) выражена констатирующая оценка, но не до конца открыта позиция, не предложено понимание того, как следует действовать, какой путь нужно избрать в данной ситуации. Оба высказывания информативны, оценочны, отвечают на вопрос «В чем суть ситуации? Как ее квалифицировать?», но лишь первое имеет качество проективности, т. е. модально-целевой направленности, дает ответ на вопрос «Что дальше? Что делать?», позволяя восстановить сценарий будущего.

Ингерентная взаимосвязь лингвосемиози-са с оцениванием как присвоением мира реализуется в двух возможных векторах: «От себя к миру» или «От мира к себе». В первом случае семиотический проход как освоение проистекает из феноменологии объекта. Во втором случае оценивание исходит от субъекта, из внутреннего, аксиологически параметризованного опыта и шкалы оценок. Диагностической формулой дифференциро-ванности двух векторов оценивания, семиотически перехваченной в системе языка, могут служить квалификативные формулы оценки объекта (человека в данном случае) во французском языке: (3) C’est un homme grand / (4) C ’est un grand homme ‘Это высокий, крупный мужчина’/‘Это великий человек’. Содержательная разница двух формально аналогичных знаковых структур состоит в следующем. В формуле (3) оценивание реализуется как эвалюация по объективизированной шкале восприятия и осмысления, являющейся результатом либо опыта визуального наблюдения или другого типа перцептивного восприятия, либо экспериментального, материальнопрактического опыта деятельности. В формуле (4) оценивание имеет характер «аппре-циации», выражающей морально-нравственную, эстетическую или другого рода оценку, относящуюся к сфере установок Эго. Вектор оценивания, идущий от наблюдаемого объекта, внешняя феноменология которого естественным образом и наименьшими усилиями воспринимается органами чувств человека и осваивается руками, составляет базовый уро-

вень категоризации в языковой картине мира и исторически предшествует аппрециации. Оба вектора оценивания возможны и развиваются в координатах социального мира, который, как пишет об этом М. Вебер, располагается между миром материальных потребностей и интересов человека и миром высших, духовных потребностей и запросов.

Значимости, восходящие к нравственным, мировоззренческим или эстетическим нормам, идеалам и преференциям, в процессах валоризации осмысляемого приобретают характер ценностей, ценностных ориентиров и установок. В континууме эволюции культуры и общества формируется аксиологический континуум, изменяющийся под влиянием факторов «хронотопа», «духа времени» и телеологии человека, на которую безусловное влияние оказывает понимание конечности жизни.

Аксиологический уровень, как следствие, следует рассматривать в качестве глубинного концептуального вектора параметризации высказывания/дискурса, доминирующего в этом плане над вектором истинности. Доминирование аксиологического вектора определяется тем, что он отражает не нейтральность и объективность процессов познания, но выявляет в координатах condition humaine ориентацию процессов познания и коммуникации на значимость осмысляемого для человека как личности и «по мерке» данной личности. Об аксиологической параметризации дискурса следует говорить тогда, когда возникает вопрос о внутренних механизмах и принципах налаживания системы, которые определяют такую ее аутентичность и валидность, как она проявляется и наблюдается. Из этого положения проистекает модально-целевой характер настройки высказывания/дискурса, определяющий действенность прагматических установок высказываемого и аксиологичность речевого «коммуникативного действия» [Хабермас, 2006]. Оценочный, идеологический характер речевой деятельности «субъекта» позиционирует его в высказывании/дискурсе, характеризует его в итоге как личность.

Аксиологическая настройка высказывания/ дискурса интенционального субъекта объясняет сущность межличностной коммуникации как «диалога сознаний» в их когерентной

подчиненности ценностно-целевым модальностям Эго - его деонтической телеологии. С точки зрения коннекционистской гипотезы дискурса, синергетический эффект совмещенности осмысления и оценивания в целях релевантной и оптимальной финализации смыслов проявляется в феномене креативности лингвосемиотической деятельности. Человек, будучи существом био-психо-социальным, модусно многоаспектен, но телеологически, полагая смыслы, - холистичен, целостен -креативен, существует в зазоре, на стыке мира реального, должного и желаемого, на пороге изведанного и неизведанного.

Аксиологическая параметризация дискурса может рассматриваться в различных планах в зависимости от ракурса анализа.

При анализе реализованного высказывания/дискурса, имеющего форму и качество текста, предполагающего взаимосвязь эксплицированного и не эксплицированного, но подразумеваемого содержания, выявляются различного рода модальности и субъективе-мы - языковые индикаторы структурированного осмысления и оценочного отношения. Частотны аргументативные структуры суждений нравственного, эстетического или утилитарного свойства, вариативные элементы и конструкции идентификации, квалификации, квантификации, эмфазы, в том числе метафоры, образные структуры, антитезы и т. д.; средства эмоциональной оценки, апеллирующие к ценностям и ценностным ориентирам; речевые операции стягивания порождаемого смысла к символу, слогану или стереотипу; организация высказывания в виде нарратива, дескриптива или способом упрощения смы-слообразования до противопоставления или фокусирования главного и наиболее значимого в виде фрейминга или рефрейминга и т. д.

Системный анализ оценочных индикаторов и семиометрия [Серебренникова, 2011, с. 27-41] объективированных в тексте ключевых концептов позволяют произвести моделирование телеологических доминант дискурса, очертить систему его лингвокогнитивной наладки вокруг базовых концептов-аксиологем, вывести качества эффективности дискурса в интеракции, проследить дискурсообразующие категории дестинации, стратегичности и технологичности [Плотникова, 2013]. Боль-

шая или меньшая степень эксплицирован-ности индикаторов оценочной деятельности субъекта, связанная, прежде всего, с использованием риторических стратегий воздействия и «этосом» говорящего, а также жанром дискурса, не влияет на базовое положение о глубинной совмещенности осмысления и оценивания в процессах дискурсивизации референта субъектом говорящим. Аксиологическая настройка высказывания/дискурса, как это указано выше, связана, прежде всего, с категорией значимости и аттрактивности, подразумевает модально-целевой аспект высказываемого, его дестинаторность; обеспечивает дискурс аппелятивным сводом ценностей, призванных «узаконить» и валоризировать субъектно формулируемое высказываемое; определяет позицию говорящего в диалогически и интеракционально ориентированном дискурсе.

Другой ракурс выделения аксиологической параметризации дискурса вытекает из методологической дефиниции дискурса как формации, проявляющейся в том виде и настолько эксплицитно, насколько это позволено ограничивающими ее и препятствующими ее свободному развитию обстоятельствами и факторами - «контрэнтами» [Ма^иепеаи, 1991] контекстуализации. В этом плане особую важность приобретает деонтическая прескриптивная роль аксиологем социо-куль-турного кода, а также отграничивающая роль аксиологических факторов, регулирующих дискурсивную формацию. В соответствующей данной методологии дискурс-анализа «деконструкции» различного типа и различных видов дискурса, ставящей задачу выйти на изначальный, неограниченный препятствиями, истинностный и личностный уровень порождения субъектом данной дискурсивной формации, аксиометрия актуализирует сферу контрэнтов - регулятивов, обусловливающих конструирование дискурса.

Конститутивные признаки дискурса предполагают аксиологическое измерение в динамике его реализации [Серебренникова, 2012а, с. 218-220]. Осуществляя дискурс, субъект не столько высказывает некоторый собственный смысл, свое мнение, сколько оценочно позиционирует себя по отношению к уже высказанным позициям. Высказывание/дискурс,

обладая символической силой воздействия, в этом плане рассматривается как формация либо антагонизма, либо согласия, либо доми-нации над позициями/позицией, которая наличествует в интердискурсивном пространстве: уже существует, имплицируется или предвосхищается говорящим [Серебренникова, 20126].

В любом случае проблематика аксиометрии дискурса выходит на установление способов лингвокогнитивной «наладки» - параметризации «социального» измерения человека говорящего, в котором и может проявиться его статус и качество «субъекта». Непротиворечивым следует считать утверждение о том, что для данного измерения действенны два основных вектора анализа. Если априорно поместить человека внутрь социального пространства, то точкой его позиционирования следует считать столкновение (или пересечение) вектора, идущего от общего (социума) и вектора, исходного от частного, индивидуального (его Эго). В эволюционном плане, позволяющем сделать некоторый синхронный срез на континуальной семиотической оси, объяснение данной позиции связано с такими понятиями, как хронотоп (М.М. Бахтин) и эпи-стема (М. Фуко); в актуальном плане, данная точка-позиция будет отражать личностную аксиологию, ситуативную модализацию субъекта наряду с воздействующей силой регулятивных параметров общего, социального плана, открытого, в свою очередь, влиянию более глобального мира и его факторов. Для аксиологического анализа, учитывающего синергетический подход к взаимодействующим системам, важным является не столько материально-пространственный фактор структуры социального и личностного бытия, сколько временной фактор состояния «человека-вну-три-общества» в момент социального мира «здесь и сейчас». Исходя из принципа фрак-тальности в семиозисе, можно утверждать, что такого рода позиционирование на пересечении двух типов векторов, диагностирует, по данным конкретного дискурса, в конкретном «акте» коммуникации, тип и стиль коммуникации, присущий современному состоянию человека и общества.

Проблемы соотношения языка и социальной реальности, исходя из обоснованной

Ф. де Соссюром социальной природы языка как важнейшей системы, обеспечивающей взаимодействие человека и общества в пространстве культуры, развивалось в основном, на наш взгляд, в теориях, исходящих из вектора «от общего к частному». В данном русле определяется основной аксиологический вектор - «гуманистический» или, по определению И. Канта, принцип прагматической антропологии - принцип социального бытия consensus somnium [Кант, 1966], объективирующий мотивацию общества на адаптацию, выживание и развитие. В индивидуально-личностном аспекте понятие «общего интереса», проистекающее из базового принципа социального бытия, формирует рациональную ак-сиологичность позиции говорящего [Koren, 2008]; базовые аксиологемы социального дискурса: ответственность и социальную справедливость; всякое коммуникативное действие связано моралью, этической позицией говорящего [Хабермас, 2006]. Внутри лингвокультурного сообщества, аксиологическая настройка социального дискурса возводится к национальной аксиосфере, задающей матрицы совмещения символического и коммуникативного концептуальных пространств в лин-гвосемиозисе и, в конечном счете, в речевом поведении. Теория «социального пространства» устанавливает социальную топологию [Pecheux, 1990]. В парадигме «критического анализа дискурса» и дискурса о социальной реальности разрабатывается целостный подход к языку как «инструменту» установления и поддержания иерархических отношений в социуме [Fairclough, 2009], операциональными концептами в реализации которых являются «власть», «контроль», «борьба интересов», «конкуренция».

Напротив, в векторе «от частного, индивидуального к общему» следует рассматривать теории социальной идентичности, а также теорию «представления себя другим» в коллизиях социальной драматургии [Гоффман, 2000]. По-прежнему востребованной является сегодня и теория социального мира и «пирамиды потребностей» М. Вебера и многие другие концепции и теории.

В то же время, одной из значимых тенденций современного гуманитарного и лингвистического знания становится

интеграция данных векторов посредством экстраполяции индивидуально-личностного понятия «субъекта» на общество в целом [Луман, 2005]), с одной стороны, и атрибуции социального качества личностному «когито» человека (теория «социального интеллекта» Г. Гарднера и Р. Стернберга [URL : http:// otec.uoregon.edu/intelligence.htm]), с другой стороны, Данные и многие другие подходы, позиционирующие себя в русле направления «Человек - Язык - Когниция - Социум», требуют специального, более детального анализа с точки зрения аксиологии человека, приобретающего качество субъекта в речи, равно как и аксиологически параметризованного состояния современного социального мира.

Библиографический список

1. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист; пер. с фр.; общ. ред., вступ. ст. и ком. Ю.С. Степанова. -2-е изд., стереотип. - М. : Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.

2. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер; пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с.

3. Гоффман, И. Представление себя другим в повседневной жизни [Текст] / И. Гофман; пер. с англ.; А.Д. Ковалева. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000. - 304 с.

4. Греймас, А.Ж. Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души [Текст] / А.Ж. Греймас; пер. с фр.; предисл. К. Зильберберга. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 336 с.

5. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и другие опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении [Текст]: пер с англ. / Дж. Лакофф. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 792 с.

6. Луман, Н. Медиа коммуникации [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. - М. : Логос, 2005. - 280 с.

7. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения [Текст] / И.Кант // Соч. : в 6 т. - М. : Мысль, 1966 (1798). - Т. 6. - С. 349-588.

8. Плотникова, С.Н. Когнитивная траектория дискурсивизации: дестинация, стратегия, технология [Текст] / С.Н. Плотникова, Е.Ф. Серебренникова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - №1. - С. 183-189.

9. Серебренникова, Е.Ф. Способы представления лица личными местоимениями во французском языке [Текст] / Е.Ф. Серебренникова. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 200 с.

10. Серебренникова, Е.Ф. Ключевые понятия аксиологического анализа [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов : кол. монография / отв. редактор Л.Г. Викулова. - М. : Тезаурус, 2011 - С. 27-41.

11. Серебренникова, Е.Ф. «Новейшая» лингвистика: к проблеме отграничения в поле современной лингвистики [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - №2 (18). - 2012а. - С. 214-220.

12. Серебренникова. Е.Ф. Пролепсис как вид предвосхищения в аргументативном дискурсе (на материале французского языка) [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Материалы Всероссийской конференции «Предвосхищение и язык» (Москва, 8-29 сентября 2012 г.). - М. : Изд-во ИЯ РФ, 2012б. -С. 207-215.

13. Серебренникова, Е.Ф. Многозначность в аспекте аттрактивности знака в коммуникации [Текст] / Е.Ф. Серебренникова // Многозначность языковых единиц в когнитивном аспекте : кол. монография / отв. ред. Л.М. Ковалева; ред. С.Ю. Богданова, Т.И. Семенова. -Иркутск : ИГЛУ, 2013. - С. 158-168.

14. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю. Хабермас; пер. с нем.; под ред. Д.В. Скляднева. - 2-е изд. - СПб. : Наука, 2006.

- 344 с.

15. Angenot, M. Theorie du discours social. Notions de topologie des discours et de coupure cognitive [Text] / M. Angenot // Discours en contexte. - Septembre. 2006. -№1. - Р. 12-25

16. Fairclough, N. Critical discourse analysis [Electronic resource] / N. Fairclough // Marges Linguistiques.

- 2005. - №9. - Р. 76-94. - URL : http://www.ling.lancs. ac.uk/profiles/263 (дата обращения : 20.12.2011).

17. Fauconnier, G. The Dark Matter of Semantics [Text] / G. Fauconnier // Book of abstracts of 4th UK Cognitive Linguistics Conference (10-12* July 2012, London).

- London : King’s College London, 2012. - 114 p.

18. Gardner, H. Frames of Mind : The theory of multiple intelligences [Text] / H. Gardner. - New York : Basic Books, 1983 - 466 p.

19. Koren, R. Pour une ethique du discours : prise de position et rationalite axiologique [Electronic resource] / R. Koren // Argumentation et Analyse du Discours. - 2008.

- № 1. - URL : http://aad.revues.org/263 (дата обращения : 12.07.2011).

20. Lo scontro // La Repubblica. - URL : www.repub-blica.it (дата обращения : 15.01.2012).

21. Maingueneau, D. L’analyse du discours [Text] / D. Maingueneau. - Paris : Hachette Superieur, 1991. -268 p.

22. Pecheux, M. Analyse de discours. Trois epoques [Text] / M. Pecheux // L’inquietude du discours / textes de Michel Pecheux, choisis et presentes par D. Maldidier. -Paris: Editions des Cendres, 1990. - 358 p.

23. Perelman, C. Traite de l’argumentation. La nou-velle rhetorique [Text] / C. Perelman, L. Olbrechts-Tyteca.

- Preface de Michel Meyer ; 6eme edition. - Bruxelles : Editions de l’Universite de Bruxelles, 2008. - 742 p.

24. Pottier, B. Semantique generale [Text] / B. Pottier.

- Paris : Presses Universitaires de France, 1992. - 240 p.

25. Sternberg, R. J. Beyond IQ : A triarchic theory of human intelligence [Text] / R.J. Sternberg - New York : Cambridge University Press, 1985. - 379 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.